История брендов

История SAIC (1/6) – Рождение гиганта


SAIC — крупнейший производитель автомобилей в Китае. Компания из Шанхая достигла этого успеха благодаря двум самым успешным совместным предприятиям в стране и использованию нескольких успешных собственных брендов. В ближайшие недели мы рассмотрим SAIC со всех сторон, но начнем с самого начала: с его родного города Шанхая.

Во времена имперских династий Шанхай был важным торговым городом в устье реки Янцзы. После китайско-британской опиумной войны в середине 19 века город был разделен на четыре части: китайскую, британскую, французскую и американскую. Как и Берлин, тоже долгое время был разделенным городом. В 1895 году добавилась пятая партия: японцы. Несмотря на свое колониальное деление, Шанхай в первые десятилетия 20-го века превратился в самый модный город Китая и самый важный торговый и финансовый центр в Азии.

Шанхайский автопром в начале 20 века

Благодаря международному присутствию первые автомобили в Китае появляются в Шанхае. Венгерский дилер во французской части города импортирует два автомобиля Oldsmobile в 1901 году. Десять лет спустя в городе насчитывается более 200 автомобилей, а к 1920 году это число выросло до 1899. Чтобы закончить список, в 1935 году было более 10 000 автомобилей, а в 1947 году почти 27 000. Все это импортные модели, хотя ряд производителей кузовов работают в колониальных частях города. Они импортируют подвижное шасси и производят кузов на месте.

Этот рост мобильности также обеспечивает экономический импульс. Конечно, все эти автомобили нуждаются в регулярном обслуживании и запчастях. Поставки запчастей из далекой Европы и Америки, конечно, не оптимальны, поэтому появляются всевозможные мастерские, которые занимаются изготовлением автозапчастей и заботой об их обслуживании. Это вырастает в сеть из десятков гаражей, мастерских и заводов по производству запчастей. Не одна, а многие из этих компаний являются предшественниками Shanghai Automobile.

Сначала вернемся к истории города Шанхая. В 1912 г. Китай стал республикой, но правительство было слабым, и фактическая власть перешла к региональным «военным баронам». В то же время Япония, вынашивавшая в то время крупные колониальные планы, стала вмешиваться во внутренние проблемы Китая. Это привело к наличию и в 1931 г. тотальной оккупации Маньчжурии на северо-востоке. После этого Япония расширила свое влияние на севере и в районе Хэбэй, недалеко от Пекина. В 1917 году он предпринял полномасштабное вторжение в Китай и неуклонно расширял сферу своего влияния на юг вдоль восточной прибрежной полосы. Китайская часть Шанхая была захвачена в 1937 г., европейская и американская – в 1941 г. после нападения на Перл-Харбор. После капитуляции японцев в 1945 году они исчезли и из Китая. Началась гражданская война между националистами гоминьдана и коммунистами. Последняя была окончательно объявлена ​​победой в 1949 году.

Несмотря на все эти беспорядки и вооруженный конфликт, очень большая часть автомобильных компаний Шанхая уцелела. С приходом коммунизма в бизнес стало активно вмешиваться правительство. Новое китайское правительство создало всевозможные комитеты и офисы для наблюдения за всеми входами и выходами в отрасли. Компании в Шанхае также были преобразованы в государственные предприятия или государственно-частные кооперативы. Китайцы склонны менять названия или юрисдикции всех этих руководящих органов в зависимости от потребностей общества. Эти агентства также давали всевозможным компаниям новые названия, объединяли или разделяли их или передавали другим агентствам. Из-за этого раннее развитие автомобильной промышленности в Шанхае представляло собой лабиринт названий компаний и смены обязанностей.



Самая первая компания, которую можно рассматривать как предшественника Shanghai Automobile, — это Public Works Company во французском секторе Шанхая. Его основали в 1910 году в том числе для организации общественного транспорта, а спустя 10 лет открывают еще и мастерскую. Эта компания в конечном итоге становится Шанхайским заводом автомобильных двигателей.

Коммунистическая консолидация шанхайской автомобильной промышленности

Однако наше внимание сосредоточено на другой компании. Еще в 1903 году где-то на травянистом поле во французском секторе стоял амбар, служивший кузницей. Вагоны сделаны, а позже это также гараж. В 1918 году эта компания (вероятно, называлась Baochang Company, но я не уверен) сливается с китайско-английской Liwei Automobile из английского сектора. Затем компания импортирует большое количество брендов, включая Austin, Bedford и Chevrolet. Они ведут свой бизнес из известного здания под названием «Автодворец» на Баочан-роуд (ныне улица Хуайхай), кульминацией которого является испытательный полигон на крыше. Прямо как завод Fiat в Линготто.

После прихода к власти коммунистов Liwei Automobile переходит под контроль армии. В марте 1958 года управление было передано правительственному комитету Шанхая, и название было изменено на Шанхайский автомобильный сборочный завод. Два года спустя компания переезжает в совершенно новое здание в районе Антинг и получает имя, под которым она будет известна еще долгое время: Шанхайский завод по производству автомобилей (SAMF). Это компания, которая в конечном итоге сделает первые автомобили, но я перейду к этому через минуту.

Как уже упоминалось, автомобильная промышленность Шанхая охватывает диверсифицированную группу компаний и контролируется различными комитетами местного правительства. За прошедшие годы эти комитеты претерпели несколько реорганизаций и объединений, что в конечном итоге привело к созданию компании, известной как SAIC. Хотя до этого еще очень далеко, самый первый предшественник SAIC был создан в 1955 году. В декабре того же года вышеупомянутая компания общественных работ объединяется с рядом заводов по производству запчастей под названием Shanghai Internal Combustion Engine Components Company.

Примерно в то же время была создана Шанхайская компания по производству оборудования для силовых агрегатов. Это также комбинация ряда заводов по производству запчастей, которые специализируются на производстве сельскохозяйственной техники, тракторов и т.п. В обоих случаях это все еще происходит под руководством армии, но в 1958 г. власть переходит к правительству Шанхая. Таким образом, предприятия Шанхайского внутреннего сгорания и Шанхайского оборудования для силовых агрегатов объединяются в Шанхайскую производственную компанию по производству силовых агрегатов. Автомобильный завод SAMF также перейдет под юрисдикцию этой зонтичной группы. В 1960 году Shanghai Powertrain была переименована в Шанхайскую компанию по производству сельскохозяйственной техники.

Изменение последнего названия показывает, какие продукты были самыми важными в те годы, а именно сельскохозяйственные машины. Несколько тракторов уже строятся, но сейчас мы сосредоточимся на первых автомобилях SAMF. В 1950-х годах завод все еще находился под военным контролем, поэтому неудивительно, что первая модель — джип-подобная. В 1957 году SAMF показывает прототип собственной разработки, но он так и не запущен в производство. Однако через год начинается производство Shanghai 58, прямой копии Jeep C3J, многие из которых остались позади Гоминьдана. Около 500 штук было выпущено в 1958 году, и еще около 130 последовали за ними до 1963 года включительно.

Несколько лет спустя SAMF выпускает еще одну военную машину — SH211. Этот автомобиль очень похож на уже очень популярный тогда Beijing BJ212. Серийная версия (SH211A) производилась с 1969 по 1977 год и имеет общий тираж 3324 экземпляра.

Седаны Fenghuang и Shanghai

Тем не менее, машина, о которой мы говорим, — это Fenghuang. Фэнхуан — это китайский перевод Феникса, мифологической птицы, возродившейся из собственного пепла. Перед началом серийного производства сначала появятся три прототипа этого Fenghuang. Первый прототип основан на российском ГАЗ М20 «Победа», но с кузовом, очень похожим на кузов Plymouth Savoy. Этот автомобиль впервые показан в сентябре 1958 года. В январе 1959 года последовала вторая версия с немного другим кузовом. О двигателе этого автомобиля известно немного. У кого-то это V8, но наиболее вероятный вариант — шестицилиндровый от Nanjing Automobile.

Третий прототип следует позже в 1959 году. Этот автомобиль технически является копией Mercedes-Benz 220 1954 года с кузовом, аналогичным первому прототипу. В конечном итоге это основа для серийной версии, хотя SAMF все еще разрабатывает совершенно новый кузов, который явно вдохновлен Волгой М21.

Производство Fenghuang не идет гладко. На это есть две важные причины. Во-первых, у SAMF нет современного оборудования. Все Fenghuang на самом деле полностью собраны вручную. Например, из-за отсутствия больших прессов кузов автомобиля изготавливается из куска листового металла с помощью пресс-формы и молотка. Работа монаха. Во-вторых, это происходит в период «большого скачка», когда китайская экономика полностью разрушена и ощущается нехватка всех видов сырья. В конечном счете, нет единого мнения об общем количестве произведенных Fenghuang. Эрик ван Инген-Шенау упоминает в своей прекрасной фотокниге «Шанхай, салуны ремесленной эпохи» следующие цифры, основанные на правительственных данных: 1 в 1958 г., 5 в 1959 г., 12 в 1960 г. и 4 в 1961 г. Таким образом, всего 22 экземпляра. поскольку производство заканчивается в 1961 году.

Однако это еще не конец Фэнхуана, даже в отдалении. SAMF инвестирует в новые машины, и в 1963 году Шанхайская компания по производству сельскохозяйственной техники формирует комитет, чтобы снова подготовить Fenghuang к производству. Они не тратят свое время. Обновленный автомобиль снова выходит на рынок в феврале 1964 года. Технически он во многом такой же, как и более ранний Fenghuang, но во многих местах кузов изменен. Автомобиль также получает новое имя: отныне он будет называться Shanghai SH760.

Объем производства изначально составляет около 50 автомобилей в год. Shanghai SH760 предназначен для среднего звена Коммунистической партии и высших региональных чиновников. Это ставит его между двумя другими основными китайскими моделями: FAW Hongqi предназначен для абсолютного партийного руководства, а Beijing BJ212 — для низших чиновников и военных.

SH760 остается неизменным в производстве более десяти лет, но в 1974 году следует косметический ремонт. Автомобиль получил переработанную переднюю часть с прямоугольными фарами вместо круглых и новую заднюю часть без тонких плавников оригинала. Однако техническая основа остается прежней, хотя кондиционер будет доступен в качестве опции. Модифицированный Шанхай известен как SH760A.

С 1984 года у ворот SAMF происходят удивительные вещи. Время от времени простые граждане Китая спрашивают, могут ли они купить седан Shanghai. Это связано с тем, что правительство сняло запрет на частное владение автомобилями. Небольшая часть китайцев достаточно богата, чтобы позволить себе такую, но их выбор ограничен. Импортные иностранные модели все еще слишком дороги для них, а предложение автомобилей китайской сборки очень ограничено. Совместные предприятия и бум в отечественной промышленности еще не начался. И вот они оказываются у ворот единственной фабрики с разумной альтернативой.

В связи с внезапным спросом простых граждан происходит забавное явление, что автомобиль конструкции 1950-х годов имеет свои лучшие результаты продаж в конце 1980-х годов. Производство увеличивается с нескольких сотен до нескольких тысяч в год. Самый последний 1991 год, когда было выпущено более 6000 автомобилей, даже самый успешный в 27-летней карьере.

Машину переделывали еще дважды. В 1986 году появляется SH760B с немного большим двигателем (2,3 вместо 2,2 литра) и немного большей мощностью. Он продается вместе с SH760A. В 1989 году модель подвергается еще одному незначительному фейслифтингу. В связи с изменением системы регистрации типов автомобили с этого момента называются Ш7221 и Ш7231. 25 декабря 1991 года с конвейера сходит 77 041-й и последний седан Shanghai. Неделю спустя, 1 января 1992 года, Шанхайский автомобильный завод передается совместному предприятию Шанхай-Фольксваген (об этом чуть позже) и история шанхайского производства собственных автомобилей заканчивается.

Тем не менее, это не совсем конец SH760. Еще в 1986 году SAMF поручила компании English Locomotors разработать коммерческие версии автомобиля. «Локомоторс» производит два прототипа. SH760C — двухдверный пикап (или на самом деле: «ют»), SH760D — двухдверный пикап с двойной кабиной. Некоторое время они производились SAMF в 1989 году как SQ110 и SQ110A, но в 1990 году производство было перенесено в Шанхайскую автомобильную компанию Shenlian, Шанхайскую автомобильную компанию, которая занимается модификациями автомобилей (например, машин скорой помощи). Там пикап называется SH12020SP, а также доступна четырехдверная версия. В 1993 году пикапы подверглись фейслифтингу и получили название Ш1021СП. Всего с 1990 по 1994 год построено около 6840 автомобилей. Также Shenlian делает универсал на базе четырехдверной версии, которая идет по жизни как SQL5020.

За три десятилетия производства SH760 компания SAMF несколько раз разрабатывала потенциальных преемников: SH763 в 1966 году, SH762 в 1967 году, SH761 и SH750 в 1975 году и SH761S в 1977 году, но ни один из этих проектов не дошел до стадии производства. Однако в период с 1966 по 1971 год было выпущено четырнадцать кабриолетов (SH761) с совершенно другим дизайном кузова, которые используются правительством в качестве «парадных автомобилей».

Шанхай также обдумывал идею более крупной модели. Между 1970 и 1973 годами было произведено очень небольшое количество бронированных седанов FAW Hongqi (CA772, шанхайская версия называется SH770), что привело к разработке SH771. Он основан на Mercedes-Benz S-класса 280SE 1972 года, оснащенном двигателем Hongqi V8. SAMF строит 30 тестовых автомобилей этого действительно красивого седана (у ChinaCarHistory есть фотографии), но серийное производство не производится.

SAMF — не единственный производитель легковых автомобилей в составе Shanghai Automobile, но усилия других компаний ограничиваются очень небольшими тиражами. Только Шанхайский завод по ремонту грузовиков (позже ставший подразделением грузовиков в Шанхае) производил несколько большее количество автомобилей в период с 1958 по 1977 год. Тогда это был трехколесный коммерческий автомобиль на базе Daihatsu SDF-8, многие из которых остались после японской оккупации. Шанхайская автобусная ремонтная компания несколько раз собирала небольшие партии мини-автомобилей. В 60-х делают это под маркой Haiyan, в конце 70-х следует недолгая попытка с Shanghai SK720.

На следующей неделе

Shanghai Automobiles превращается в крупный корпоративный конгломерат и крупнейший производитель автомобилей в Китае, чему способствует создание совместных предприятий с ведущими автомобильными компаниями Европы и США. И собственные бренды возвращаются.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»