История брендов

История Saleen — Спортивная машина для всех


Салин? Как в Стиве Салине, американском тюнере Ford Mustang? Да, даже он в конце концов занялся бизнесом в Китае. И это история о множестве обещаний, странных решениях и пропаже денег. Единственный Saleen, который когда-либо продавался в Китае, был двухместным (пока что так хорошо), который развивал скорость чуть более 100 км/ч (хм…). Вероятно, это не та машина, которую Джейсон Стэтхэм выбрал бы для своих ежедневных поездок на работу. Смущен этим вступлением? Продолжайте читать, и точки будут соединены. Только не ждите счастливого конца.

Стив Салин

Родившийся в Калифорнии Стив Салин работал в производственном бизнесе своего отца и получил степень в области бизнеса в Университете Южной Калифорнии, прежде чем его укусил гоночный вирус. Он присоединился к Клубу владельцев Порше на Порше своего отца и освоил все тонкости. В возрасте 31 года, в 1980 году, он решил стать профессиональным автогонщиком и принял участие в Формуле Атлантик. Два года спустя он участвовал в гонках Ford Mustang в серии SCCA Trans-Am. Там он увлекся быстрым Ford.

Салин решил построить свои собственные гоночные автомобили и основал Saleen Autosport в 1983 году. Его автомобили были модифицированными Ford Mustang, и он с большим успехом вышел на гоночную арену. Он также предлагал широкой публике свои творения для дорожных Мустангов. Он предлагал двигатели с наддувом, обвесы и улучшения подвески. Его автомобили были любимы и успешны как в реальном мире, так и на гоночной трассе.

На доходы от своего бизнеса он начал два новых приключения. Вместе с актером Тимом Алленом он создал гоночную команду Saleen-Allen Speedlab и приступил к разработке собственного спортивного автомобиля. В конце 1990-х он реструктурировал компанию в Saleen Inc. и привлек внешних инвесторов для получения необходимых денежных средств. В 2000 году Saleen представила спортивный автомобиль S7. Машина выглядела по-деловому и показала себя на трассе. Тем не менее, продажи были разочаровывающими. Салин надеялся выпускать от 35 до 50 автомобилей в год, но в период с 2003 по 2006 год он построил 13, 8, 14 и 16 единиц.

Чтобы обратить вспять отрицательный денежный поток, Салин занялся модификацией пикапов Ford F-150 и заключил сделку с Ford Motor Company. Салин будет производить несколько деталей и отвечать за покрасочный цех суперкара Ford GT. Для этого потребовался второй завод вдали от калифорнийских операций Saleen. «Мустанги» продолжали хорошо продаваться, грузовики не прижились, и у Салин возникли проблемы с правилами. Он был оштрафован за установку незаконной системы закиси азота на Ford Focus и проиграл судебный процесс против владельцев S7, чей двигатель продолжал взрываться.

Вдобавок ко всему Стив Салин поссорился с внешними инвесторами (которые к тому времени владели большей частью акций) и ушел из компании в 2007 году. Он быстро создал новую, SMS Supercars (SMS = Стивен Марк Салин), сделав модифицированную снова дорожные автомобили, но не мог продавать их под своим именем. Он по-прежнему принадлежал старой Saleen Inc, которая продолжала разлагаться без своего духовного лидера. На разрешение ситуации уйдет пять лет. В 2011 году Стив выкупил Saleen Inc и объединил ее с SMS. Новое название компании стало Saleen Automotive Inc.



Салин вернулся к своему доверенному делу, производя модифицированные Мустанги. На этот раз конкуренция немного сложнее, на рынке представлены аналогичные предложения от Shelby of Jack Roush. Saleen также продает Sportruck (производная от F-150) и седан GTX, тюнингованную Tesla Model S. В 2017 году компания показала новый спортивный автомобиль собственной разработки S1. Автомобиль появился в единичной гоночной серии в 2019 году, но еще не продавался на рынке.

Ван Сяолинь

Как это ни маловероятно, но Стив Салин не главный герой нашей истории. Мы обращаем наше внимание на Ван Сяолиня, который начал работать в народном суде Чанша после окончания Университета Сянтань в 1989 году. У него была специальность юриста, но он нацелился на большее будущее, чем просто быть государственным служащим. После двух лет в суде Ванга переехала в США. Там он получил степень магистра в области международного развития (Университет Огайо), а затем степень доктора права (Университет Дьюка).

После формального образования Ван пошел работать юристом по ценным бумагам. Он сделал свою карьеру, продвигаясь через все более престижные фирмы и, наконец, став партнером известной юридической фирмы Cadwalader, Wickersham & Taft. Он был ведущим юристом по нескольким крупным делам, иногда связанным с китайскими предприятиями, работающими на американском рынке. В 2007 году его юридическая карьера подошла к концу, когда он внезапно ушел из Кадваладера без указания причины. Предположительно, его увольнение произошло в результате того, что Ван заставил китайского бизнесмена продать свой бизнес по производству электроники одному из его американских клиентов.

Помимо того, что он был юристом, Ван также создал свой собственный фонд прямых инвестиций под названием Capital Wealth Holdings. Этот холдинг станет центром его внимания.

Ян Ронг

Вот он снова. На рубеже веков Ян Ронг все еще был владельцем и генеральным директором Brilliance Automotive. В то время он пытался приобрести MG Rover, которая столкнулась с большими финансовыми трудностями. Yang и Brilliance были не единственной китайской компанией, заинтересованной в британском автопроизводителе. SAIC, Nanjing Auto, Geely Li Shufu и Youngman Auto также проявили интерес. Чтобы повысить свои шансы, Ян заручился помощью Ван Сяолиня в качестве своего юрисконсульта. В конце концов, Brilliance упустила MG Rover, но Ян и Ван познакомились.

В 2002 году губернатор провинции Ляонин отобрал у Янга контроль над Brilliance и национализировал автопроизводителя. Ян был обвинен в финансовых махинациях и бежал в Соединенные Штаты, чтобы избежать судебного преследования. Он начал несколько судебных процессов, пытаясь вернуть Brilliance. В некоторых из этих дел Ван выступал в качестве его законного представителя. Все эти судебные процессы потерпели неудачу, и в начале 2008 года Ян начал новое предприятие. Он назвал это Hybrid Kinetic Automotive Holdings (HKAH). Компания была одновременно финансовой инженерной и автомобильной технологической компанией.

В октябре того же года Ян основал компанию Hybrid Kinetic Automotive Company (HKAC) в качестве оперативного подразделения автомобильной части. Он попросил Вана стать генеральным директором. То, что начиналось как дружеское сотрудничество, очень быстро испортилось. Без ведома Янга Ван перевыпустил акции HKAC и передал их под контроль своего собственного фонда Capital Wealth Holdings. Ян был явно недоволен, когда узнал об этом и начал судебный процесс. В ходе дела оба мужчины обвинили друг друга в мошеннических действиях. Решение суда было немного в пользу Вана, хотя суд назвал его действия «корпоративным переворотом». Ван мог сохранить контроль над HKAC, но должен был заплатить Яну 1,5 миллиона долларов в качестве компенсации и не мог использовать имя Hybrid Kinetic.

Терри Маколифф

Была веская причина, по которой Ван хотел избавиться от Янга. В начале 2009 года Ван организовал званый обед для потенциальных инвесторов в Гонконге, пригласив бывшего президента США Билла Клинтона в качестве основного докладчика. Китайская газета опубликовала передовую статью об этом событии, в которой задалась вопросом, как «разыскиваемый преступник» может открыто пытаться соблазнить граждан Китая инвестировать в его компанию. Преступником был Ян, у которого все еще оставался невыполненный ордер на арест из-за дела Бриллианса. Тогда Ван решил, что его деловой партнер может быть потенциальной помехой.

Появление Билла Клинтона на мероприятии было не совсем случайным. Это подводит нас к Терри Маколиффу. Он занимался сбором средств для нескольких кампаний Клинтона (как Билла, так и Хиллари), серийный предприниматель, одно время председатель Демократической партии и имел собственные политические устремления (баллотировался на пост губернатора Вирджинии). У Маколиффа был Rolodex размером с колесо обозрения. Ван был на одной из карточек, они познакомились во времена адвоката Вана.

Когда Ван получил контроль над HKAC, он объединился с Маколиффом. Он объединил HKAC с подставной компанией GreenTech, принадлежащей политику. Объединенная компания получила название GreenTech Automotive (GTA) и 75/25 принадлежала Вану и Маколиффу. Ван выбрал Маколиффа из-за его большого Rolodex, и американец доставил его двумя способами.

Во-первых, Ван хотел финансировать GTA через программу иммиграционных инвесторов EB-5. Эта программа выдавала иностранным гражданам постоянную грин-карту, если они инвестировали 0,5 или 1 миллион долларов в американское предприятие, которое создавало определенное количество новых рабочих мест в течение двух лет. Для участия в программе компании требовалось одобрение государства. Маколифф организовал, чтобы комитет под председательством Энтони Родхэма (брата Хиллари Клинтон) дал это одобрение.

Во-вторых, Маколифф использовал свою обширную сеть для организации дешевых кредитов, налоговых льгот, государственных субсидий и дешевых сделок с землей для автомобильного завода GTA, который должен был быть построен в округе Туника в штате Миссисипи. Строительство началось в 2014 году, а через три года завод был завершен. Возможность трудоустройства на заводе была основной причиной для допуска инвесторов EB-5. Ван привлек более сотни китайских инвесторов, которые все получили грин-карту, но более поздняя проверка показала, что GTA так и не выполнила требования к трудоустройству.

В 2012 году Терри Маколифф незаметно ушел с поста директора GTA. Он сохранял свой пакет акций еще несколько лет, но в 2016 году GTA полностью принадлежала Вану Сяолиню.

Чунг Син-лин

В 2003 году Джорджетто Джуджаро, тогда еще работавший в Pininfarina, разработал двухместный тихоходный городской автомобиль. Автомобиль не привлек особого внимания, но шесть лет спустя он появился в Гонконге. Чанг Син-лин руководил небольшим стартапом по производству электромобилей под названием EuAuto Technology. Он приобрел дизайн и превратил его в тихоходный электромобиль. Оснащенный кучей свинцово-кислотных аккумуляторов, MyCar (так назывался автомобиль) мог развивать максимальную скорость до 60 км/ч.

Чанг разработал MyCar как «экологически чистый автомобиль для мировых рынков, но продавал его исключительно на рынке Гонконга». В первый год было произведено несколько сотен, но в мае 2010 года компания GreenTech приобрела EuAuto.

Ван хотел производить MyCar на своем заводе в Миссисипи. Он пообещал местным властям 30 000 автомобилей ежегодно, начиная с 2014 года. Уже в 2011 году GTA хотела собирать автомобиль на арендованном предприятии в Хорн-Лейк, штат Миссисипи. Компания никогда не публиковала данные о продажах или производстве, потому что они, вероятно, были очень близки к нулю. Если какое-либо производство и имело место, то оно, безусловно, закончилось в 2017 году. Через год GTA обанкротилась, и завод в округе Туника теперь принадлежит Mullen Technologies.

Пан Циннянь

К тому времени Ван уже несколько переключил свое внимание на родину. Китай предложил производителям электромобилей дружественную политику, и многие города хотели стать частью растущей отрасли. Ван объявил о сделках с городом Ордос в 2011 году, Чанша в 2014 году и промежуточном производственном сотрудничестве с JAC Group, но ни одна из этих сделок ни к чему не привела. Он передал сделку с Ордосом своему старому знакомому Пан Цинняню. Панг был основателем и генеральным директором компании Youngman Auto, которая начинала как производитель автобусов, а также совершила небольшой набег на рынок легковых автомобилей с автомобилями Proton под маркой Lotus. Оба мужчины встретились во время переговоров о поглощении MG Rover, поскольку Янгмен Панга был одной из заинтересованных сторон.

Ван решил, что ему нужна узнаваемая торговая марка, чтобы иметь больше шансов в Китае. Поэтому в 2014 году он создал новую компанию, принадлежащую его Capital Wealth Holding, под названием Saleen Motors International (SMI). Стив Салин только что восстановил контроль над своей автомобильной маркой, но ему все еще не хватало денег. Это открыло двери СМИ. Обе компании заключили два взаимосвязанных соглашения. «Соглашение о распространении» дало SMI все права на распространение продукции Saleen за пределами США, а «лицензионное соглашение» дало право на торговую марку Saleen и доступ к технологиям и патентам.

Итак, в начале 2016 года SMI, Youngman Auto и город Ругао (провинция Цзянсу) подписали предварительное соглашение о совместном предприятии. Янгман отказался (из-за нехватки денег) до того, как в декабре были подписаны окончательные контракты. Остались только SMI и Rugao City, которые действовали через инвестиционный фонд под названием Nantong Jiahe. Отметим, что Saleen Automotive (от Стива Салина) не является стороной сделки, но Стив был назначен вице-председателем нового совместного предприятия Jiangsu Saleen Automotive Technology (JSAT).

Ван получил очень выгодную сделку. Nantong Jiahe инвестирует 3,3 миллиарда юаней (500 миллионов долларов) наличными и такую ​​же сумму в качестве низкопроцентного кредита на 33,4% акций. SMI и Ван получили 66,6% за внедрение технологий и будущих инвестиций. JSAT быстро построила две фабрики в Ругао. Один большой на 150 000 обычных легковых автомобилей и меньший на 50 000 спортивных автомобилей. Штаб-квартира располагалась в новом офисном здании в Шанхае и фирменном магазине через дорогу от магазинов Tesla и Polestar в Пекине.

Империя молодых людей Пан Цинняня рухнула в 2019 году, закончившись банкротством. Однако незадолго до неизбежного закрытия своей компании он продал JSAT разрешение на производство легковых автомобилей.

Джейсон Стэтхэм

Saleen — довольно известный бренд среди американских любителей спортивных автомобилей, но не имеет родословной в Китае. Ван понял это и организовал один из самых роскошных запусков бренда в истории автомобилестроения. День был 20 июля 2019 года, место Пекинского олимпийского стадиона, также известного как «Птичье гнездо». Ван присутствовал, и он вышел на сцену вместе со Стивом Саленом, голливудским актером Джейсоном Стэтхэмом (который появился вместе с Saleen S7 в фильмах «Форсаж») и китайской поп-звездой У Ифанем.

Джейсон Стэтхэм снова разделил сцену с Saleen S7. JSAT вернула дизайн 20-летней давности для окончательного производственного цикла. Бренд также показал Saleen S1, еще один спортивный автомобиль со средним расположением двигателя, который Saleen Automotive впервые представила в 2017 году. Во время презентации Ван сказал, что хочет сделать спортивный автомобиль для всех. Следующим был анонсирован новый внедорожник Saleen MAC с бензиновым двигателем мощностью 400 л.с. Так что он должен быть достаточно спортивным. Последней машиной стало легкое небольшое 2-местное купе, в котором знатоки сразу узнали слегка обновленный MyCar.

Из всех автомобилей на сцене только Mycar, который теперь называется Saleen Maimai, был запущен в производство. Это был уже не тихоходный автомобиль, максимальная скорость теперь составляла 100 км/ч. Но для бренда, который хотел посадить всех на спортивные автомобили, это было довольно скромное начало. Saleen MAC также появился в объявлениях MIIT о новых автомобилях, оснащенных двигателем Great Wall мощностью 230 л.с., а не 400, обещанными на мероприятии Bird’s Nest. Большое шоу привлекло немало внимания и стало изюминкой Saleen в Китае.

Цяо Юдонг

Я уже говорил вам, что эта история не о Стиве Салин. К настоящему времени вы, возможно, пришли к выводу, что Ван Сяолинь является главным героем, и я не буду противоречить вам в этом наблюдении. Но самым важным человеком, вероятно, является Цяо Юйдун. Он был менеджером юридического отдела JSAT и до апреля 2020 года о нем ничего не было слышно. Но затем Цяо помещает сообщение в свой аккаунт в социальной сети Weibo.

В этом сообщении Цяо обвинил Вана в присвоении крупных сумм государственных денег и внесении ложных вкладов в технологии. Отчет подтолкнул Nantong Jiahe (государственная часть совместного предприятия) к действиям, и они провели аудит и расследование. В отчете сделан вывод, что обвинения Цяо в основном верны. Это привело к множеству публикаций в СМИ, в которых раскрывались некоторые подробности о практике JSAT. Небольшой выбор.

  • Формально совместное предприятие было между SMI и Nantong Jiahe, но Ван представил четыре промежуточные компании. Все они владели от 10 до 15% акций и были зарегистрированы на имя его жены или его секретаря. Четыре компании якобы использовались для теневых денежных операций, переводя миллионы Наньтун Цзяхэ на банковский счет Вана.
  • Вклад Вана в его пакет акций заключался в передаче технологий. Он ввел интеллектуальную собственность в JSAT, но по сильно завышенной ставке. Однажды он купил EuAuto/Mycar за 16 миллионов долларов, но на счетах JSAT оценил их более чем в десять раз дороже. В публикации в СМИ утверждалось, что из всех патентов, которые принес Ван, около четверти не имели ничего общего с автомобильными технологиями, а были связаны с индустрией моды.
  • Saleen Maimai продавалась онлайн через веб-сайт Alibaba Tmall. Maimai был доступен для заказа в ноябре и декабре 2019 года и был продан в общей сложности девять раз. Обращаются разные суммы для общего количества произведенных, но я не видел ничего выше 35. Нет никаких записей о фактических поставках.

В мае 2020 года полиция провела обыск на заводе и в штаб-квартире. Два человека были арестованы и некоторое время допрашивались, но к тому времени Ван уже покинул Китай. Как и Ян Ронг 20 лет назад, он бежал в Соединенные Штаты. Вспышка Covid послужила удобным предлогом для его отказа вернуться в Китай по требованию властей. Очевидно, что JSAT прекратил свою деятельность, и зарплата больше не выплачивалась. Ругао-Сити пытался вернуть как можно больше своих инвестиций, но осталось немного. Был какой-то социальный план для сотрудников, а потом компанию признали банкротом. Последней главой в саге стало объявление в мае 2022 года о том, что завод JSAT в Ругао выставлен на аукцион.

Стив Салин, реприза

CNC Saleen beijing show1 800x534 - The Big Read — Saleen — Спортивный автомобиль для всех
Счастливые времена

В интервью Wall Street Journal в середине 2020 года Стив Салин предложил совершенно иной взгляд на падение JSAT. Он утверждал, что все это было заранее подготовленным заговором китайских властей. Сначала они незаконно завладели его интеллектуальной собственностью, а затем захватили или национализировали компанию для собственной выгоды. Помните, что Салин не владел акциями JSAT и что он передал лицензии на патенты и технологии Вану, который внес их в JSAT.

Интервью Салина состоялось в то время, когда Си Цзиньпин и Дональд Трамп находились в разгаре своей торговой войны. Салин также сослался на ситуацию с правами человека, намекнув, что некоторые люди были незаконно задержаны и даже пропали без вести. Пропавший человек, секретарь Вана Сюй Инь, был заключен в тюрьму на месяц во время полицейского расследования, но фактически был освобожден во время интервью. Позже Ван делал заявления в том же духе, но это не помогло. Его имидж, конечно же, в Китае был безнадежно испорчен.

На этом заканчивается длинная история с очень небольшим количеством автомобилей. И все, что остается в конце, это куча запятнанной репутации. Как я и предупреждал вас в первом абзаце, я не могу превратить это в счастливый конец.

Выставка CNC Saleen в Пекине - The Big Read - Saleen - Спортивный автомобиль для всех

Сообщение от вашего автора

Это 49-я история автопроизводителя, если я правильно посчитал. Чуть больше года назад я начал писать эти истории, и почти каждую неделю выпускаю новую серию. Надеюсь, вам понравилось читать рассказы так же, как мне понравилось их писать.

Как вы можете себе представить, эти истории основаны на довольно большом количестве исследований, которые отнимают много времени. Когда я начинал год назад, у меня уже было много доступных данных, но они были просто неорганизованными. Все, что для этого требовалось, — это грамотная запись. Теперь время наконец настигло меня. Я израсходовал большую часть того, что у меня было. Это означает, что я больше не могу придумывать новую историю каждую неделю.

Так что пока я собираюсь сделать небольшой перерыв, перезарядить батареи, а затем снова погрузиться в работу. Потому что 49 историй недостаточно, чтобы охватить всех нынешних производителей автомобилей в Китае. Я надеюсь вернуться позже в этом году с остальными историями, и я надеюсь, что вы снова присоединитесь ко мне. А пока большое спасибо, что проявили интерес и прочитали мои истории, и я надеюсь увидеть вас снова в ближайшее время.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»