История брендов

История SAIC (2/6) – Чем больше, тем лучше


На прошлой неделе мы исследовали раннюю историю SAIC, когда она долгое время производила один из знаковых автомобилей Китая. Теперь мы рассмотрим взрывной рост компании, начавшийся в 1990-х годах. Этот рост обусловлен сотрудничеством с международными партнерами. В конце концов SAIC снова возвращается к производству собственных автомобилей, приобретая остатки некогда могущественной британской автомобильной промышленности.

Конец шанхайского бренда и приход международных партнеров

Во-первых, давайте вернемся к корпоративной истории Шанхайской автомобильной компании. Мы остановились на том месте, где зонтичная организация называлась Шанхайская компания по производству сельскохозяйственной техники. В 1969 году она превращается в Shanghai Tractor & Automobile Industry Company. Как следует из названия, речь идет об объединении компаний, производящих транспортные средства и запчасти для тракторов и автомобилей.

Однако автомобильная промышленность Шанхая не ограничивается этими двумя секторами. Помимо автомобилей и тракторов, в городе также производятся грузовики (Shanghai Heavy Truck Manufacturing Company), автобусы (Shanghai Bus Manufacturing Company) и мотоциклы (Shanghai Motorcycle Manufacturing Company). Эти группы, помимо Shanghai Tractor & Automobile, находятся под непосредственным контролем правительственной комиссии Шанхайского бюро промышленного машиностроения.

В декабре 1978 года власти немного увеличили дистанцию ​​между властью и бизнесом. Shanghai Tractor & Automobile Industry официально зарегистрирована как коммерческое предприятие с собственным правлением (что отражено в измененном названии Shanghai Tractor & Automobile Industry Co. Ltd.) и в то же время получает контроль над всеми этими другими компаниями. Это фактически создает предшественника конгломерата SAIC.

Также в 1978 году китайское правительство определило автомобильную промышленность как важный сектор для расширения национального промышленного потенциала. Они также отмечают, что китайские производители автомобилей не могут технически конкурировать с международными брендами и поэтому разрабатывают политику создания совместных предприятий. У международных производителей автомобилей должен возникнуть соблазн начать производство в Китае в сотрудничестве с китайскими компаниями. Затем это сотрудничество должно привести к техническому развитию китайских компаний, что позволит им и дальше развивать свои собственные бренды. Shanghai Auto назначена первой, кто реализует такое совместное предприятие для легковых автомобилей.

Shanghai Automobile обращается с этой целью к ряду международных производителей: GM, Ford, Citroen, Renault, Nissan и Volkswagen. В последующие годы приезжают и уезжают двусторонние делегации. Китайцы путешествуют по миру, многие иностранцы приезжают посмотреть на Шанхай. В январе 1982 года принято решение: Shanghai Automobile и Volkswagen подписывают письмо о намерениях. Год спустя SAMF собирает первый Volkswagen Santana на основе комплектов Complete Knocked-Down (CKD), закупленных в Германии. Немцы довольны, и окончательные контракты подписаны в конце 1984 года, после чего совместное предприятие официально учреждено в марте 1985 года. Новый завод построен в районе Аньтин в Шанхае, а производство Volkswagen Santana начинается в конце 1985 года. .



Производство Santana начинается со сборки комплектов CKD. В начале менее 3% деталей китайского происхождения, только шины, радио и антенна. Тем не менее, Shanghai Automobile очень хорошо понимает, что местные поставки компонентов имеют большое значение, и, конечно же, они представляют собой конгломерат, состоящий из заводов по производству запчастей. Таким образом, вся цепочка поставок используется для дальнейшего ограничения импорта из Германии. В 1993 году 80% деталей производилось в Китае, и это число будет продолжать расти. Придерживаясь стратегии производить все детали на месте, Shanghai Automobile закладывает основу для того, чтобы стать крупнейшим производителем в Китае.

В этой части рассказа я ограничиваюсь общей историей SAIC. Хотя рост компании сейчас напрямую связан с успехом совместного предприятия SAIC-VW, я ненадолго оставляю историю Volkswagen. Более подробное описание совместного предприятия будет приведено в пятой части этой серии.

Увеличение скорости разработки и производства за счет создания совместных предприятий не ограничивается только автомобильной промышленностью. Ряд основных операционных компаний SAIC сотрудничает с международным партнером. Shanghai Motorcycle заключает соглашение с Chia Tai Group из Таиланда в 1995 году, а чуть позже Shanghai Tractor объединяет усилия с Fiat Agriculture (которая теперь называется New Holland). Позже появятся совместные предприятия с Iveco для грузовых автомобилей и Volvo для автобусов. Мы познакомимся с некоторыми из этих предприятий в четвертой части серии.

Кроме того, SAIC объединяет производство запчастей в группу, которая теперь известна как Huayu Automotive Systems. Группа объединяет большое количество предприятий, которые поставляют все виды компонентов для ее основных операций, а также для конкурирующих производителей автомобилей. Huayu становится разрастающейся империей, которая также сотрудничает со многими известными международными поставщиками и создает местные совместные предприятия. Сегодня группа поставщиков насчитывает почти пятьсот производственных или научно-исследовательских центров, из которых около сотни расположены за пределами Китая.

В 1990 году Shanghai Tractor & Automobile переименовывается в Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC), но настоящая реорганизация начинается пятью годами позже. Затем создается Shanghai Automotive Industry (Group) Corporation (SAIC Group) как новая зонтичная организация, находящаяся под непосредственным контролем правительства Шанхая. Дочерняя компания SAIC размещена на Шанхайской фондовой бирже, хотя вначале свободно торгуются только около 10% акций. Окончательное изменение названия произошло в 2007 году, когда Shanghai Automotive Industry Corporation официально стала SAIC Motor Co., Ltd.

SAIC никогда не отказывается от желания производить собственные автомобили, но прежде чем это произойдет, они сначала выводят на китайский рынок еще одного нового производителя. В 1997 году SAIC создает совместное предприятие с General Motors для производства автомобилей Buick. Это начало того, что становится очень близкими отношениями. Несколько лет спустя GM также добавляет к совместному предприятию бренды Cadillac и Chevrolet. Затем SAIC и GM вместе инвестируют в переживающую бедствие корейского автопроизводителя Daewoo, и если GM столкнется с проблемами во время кредитного кризиса 2008 года, SAIC поможет предоставить капитал. Инвестиции Daewoo в конечном итоге привели к созданию второго совместного предприятия под названием SAIC-GM-Wuling. В шестой и последней части этой серии более подробно рассматриваются отношения между SAIC и GM.

Собственный бренд возвращается

На рубеже веков китайская собственная автомобильная промышленность начинает делать небольшие успехи, и отсутствие собственного автомобильного бренда SAIC становится все более очевидным. Шанхайская торговая марка по-прежнему имеет ценность. Пытаясь исправить ситуацию, SAIC покупает Wuling, но этот производитель делает небольшие минивэны, а не легковые автомобили. У них появляется второй шанс, когда они приобретают Daewoo совместно с GM. В то время Daewoo владеет гораздо меньшим брендом SsangYong, который в основном производит крепкие внедорожники и несколько дорожных автомобилей. GM не заинтересован в нишевом бренде, поэтому он оказывается в руках SAIC, а Wuling и Daewoo объединяются в совместное предприятие SGMW.

Китайско-корейские отношения никогда не были хорошими с тех пор, как китайцы встали на сторону Севера во время гражданской войны в Корее. Глубоко укоренившееся недоверие корейцев проявляется в драматических событиях, связанных с управлением SAIC компанией SsangYong. Вскоре после приобретения появляются обвинения в крупномасштабной краже интеллектуальной собственности со стороны SAIC. Хотя это никогда не доказано, тон задан, и оттуда все идет довольно вниз. В 2009 году корейские фабричные рабочие становятся мировыми новостями, когда они месяцами бастуют, требуя улучшения условий труда. Корейское правительство вмешивается и вынуждает SAIC продать свой пакет акций. В 2011 году новым владельцем SsangYong становится индийская компания Mahindra & Mahindra. Это два удара по SAIC.

Впрочем, на тот момент SsangYong уже и вовсе не нужен. В 2004 году английская MG Rover Group начала переговоры с SAIC о сотрудничестве. MG Rover только что снова стал независимым на несколько лет после того, как BMW списал его. Но гордая британская компания испытывает финансовые трудности. MG Rover ведет переговоры как с SAIC, так и с Brilliance о возможностях создания совместного предприятия, но ни одна из них не получает разрешения от центрального правительства. В результате в июне 2004 года SAIC покупает часть интеллектуальной собственности MG Rover.

Первоначально планировалось, что SAIC разработает собственный модельный ряд автомобилей на базе MG Rover IP, но все быстро изменилось. Деньги от сделки не смогли спасти британского автопроизводителя и оказались лишь отсрочкой неизбежного. В 2005 году у MG Rover закончились деньги, и последующие переговоры о поглощении SAIC не привели к соглашению. В результате в апреле MG Rover была передана под управление. Администратор пытается продать бренд. Несмотря на то, что SAIC делает предложение, при соблюдении определенных условий MG Rover переходит к другому китайскому производителю: Nanjing Automobile. Это производитель грузовиков, который также некоторое время пытался пробиться на рынке легковых автомобилей.

В 2006 году SAIC возобновляет производство автомобилей под собственной маркой (используя MG Rover IP), хотя теперь эта торговая марка называется Roewe. Это очевидная отсылка к названию Rover, права на которое им не принадлежат. Roewe начинает с расширенной версии Rover 75. Позже последуют модели на базе Rover 25 и неиспользованной платформы. Почти одновременно Нанкин, отгрузивший в Китай весь завод Longbridge, приступает к производству аналогичных MG.

Эта сделка грозит превратиться в ожесточенную борьбу между SAIC и Nanjing в Китае за то, кому что именно принадлежит, но правительство урегулирует ее еще до ее начала. SAIC и Nanjing приказывают объединиться, но на самом деле это означает приобретение Nanjing компанией SAIC. Roewe и MG продолжают производство, теперь оба принадлежат SAIC.

В 2011 году SAIC приобретает еще один собственный бренд. Британская компания LDV, совместная работа Leyland и DAF в области производства фургонов, только что обанкротилась, и SAIC приобрела универсал. Производство перемещается в Китай, а торговая марка меняется на Maxus, хотя для некоторых экспортных рынков SAIC продолжает использовать название LDV. Помимо производства легких коммерческих автомобилей, Maxus также выходит на рынок легковых автомобилей с пикапами, минивэнами и внедорожниками.

Благодаря этим трем брендам производство легковых автомобилей SAIC значительно выросло, и они заняли место среди крупнейших отечественных конкурентов. Автомобили первого поколения на базе британских моделей MG Rover помогли бренду закрепиться на рынке, но эта технология продержалась только одно поколение. Тем временем совместный научно-исследовательский центр SAIC с GM под названием PATAC был расширен, и там разрабатываются новые автомобили. Таким образом, нынешний модельный ряд Roewe, MG и Maxus во многом разделяет технологии с младшими моделями GM.

SAIC также приступила к экспорту своей продукции. Сначала в развивающиеся страны Азии и Южной Америки, а в последнее время и в Европу. И SAIC владеет несколькими зарубежными заводами в Индии, Индонезии и Таиланде. Экспорт и зарубежное производство растут, и SAIC, кажется, находится на очень тщательно выбранной траектории, чтобы стать настоящим мировым производителем автомобилей.

Шанхайская компания имеет довольно большой опыт работы с автомобилями на новой энергии. Roewe разработала автомобиль на водородных топливных элементах на основе Rover 75, а SAIC уже много лет продает небольшие городские микро-электромобили, в основном каршеринговым паркам. В своей обычной линейке несколько моделей Roewe и MG доступны как PHEV или BEV, в то время как Maxus продолжает экспериментировать с топливными элементами. Однако SAIC рассматривала появление множества стартапов в этой области как залог будущей прибыльности и хотела принять участие в этом процессе. В 2019 году он представил более престижный бренд R, но его модельный ряд представлял собой лишь несколько слегка переработанных автомобилей Roewe или MG. Это не сработало, и R уже был отменен. Вместо этого SAIC запустит новый дизайн NEV под брендом Feifan.

Как и многие ее конкуренты, SAIC также вошла в премиальный сегмент BEV в сотрудничестве с крупной технологической компанией. SAIC и Alibabi при некоторой финансовой поддержке района Пудун в Шанхае в 2020 году создали компанию Zhiji Motor Technology, чтобы конкурировать с такими компаниями, как Tesla, NIO и Xpeng. Zhiji — это название компании, автомобили будут называться IM (Innovation in Motion). Zhiji уже продемонстрировал две модели, которые должны помочь SAIC выйти на рынок высокотехнологичных электромобилей. Первые поставки ожидаются также в 2022 году.

Организационная структура

Как обычно, я подготовил, насколько мне известно, корпоративную диаграмму. Перечислены только автомобильные компании. У SAIC Group и SAIC Motor гораздо больше направлений деятельности. В годовом отчете SAIC Motor перечислены сотни дочерних и связанных компаний.

На следующей неделе

В следующих нескольких статьях мы более подробно рассмотрим автомобильную деятельность SAIC. В следующее воскресенье собственные бренды SAIC будут в центре внимания.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»