История брендов

История Xpeng


Давайте посмотрим, сможете ли вы определить главного героя этой небольшой истории. Наш главный герой заканчивает университет и какое-то время занимается интернет-бизнесом. Будучи ярким умом, он быстро чувствует себя ограниченным в своей работе и испытывает сильное желание начать проект самостоятельно. Так и бывает. Он делает некоторые умные вещи с программным обеспечением, и его творение становится сенсацией за одну ночь. На пике своего успеха он обналичивает деньги. Имея больше денег, чем вы можете себе представить, он начинает свое второе предприятие: производство умных электромобилей.

Нет, это не какой-то южноафриканский американец.

Когда вы ограничиваете свои возможности Китаем, это может быть любой из этих трех парней:

Автомобильные суперзвезды Хэ Сяопэн (XPeng), Ли Бинь (NIO) и Ли Сян (LI Auto)
Автомобильные суперзвезды Хэ Сяопэн (XPeng), Ли Бинь (NIO) и Ли Сян (LI Auto)

Заголовок в верхней части страницы говорит об этом: сегодня мы сосредоточимся на человеке слева: Хэ Сяопэн. Я только что рассказал его историю, но здесь следует расширенная версия.

Предыдущие части серии Automaker Profile

Первое предприятие

Хэ Сяопэн родился 3 ноября 1977 года в Хуанши, провинция Хубэй в центральном Китае, где и прошло его детство. Учился в Южно-Китайском технологическом университете, который окончил со степенью бакалавра компьютерных наук. В выпускной год (1999) во время университетского тура он знакомится с возможными работодателями и успешно подает заявку на работу в AsiaInfo Technologies. Это государственное предприятие, чего большинство его сокурсников стараются избегать, но оно находится в авангарде внедрения интернета в Китае. У него есть четкая цель в жизни: достичь финансовой свободы до 40 лет. Хотя он получает акции на сумму 30 000 долларов, когда AsiaInfo становится публичной, он понимает, что это не та компания, в которой он может достичь этой цели.



Молодой Хэ Сяопэн
Молодой Хэ Сяопэн

В AsiaInfo он работает вместе с талантливым программистом Лян Цзе. Вместе они несут ответственность за создание системы электронной почты большой емкости. В 2004 году Хэ и Джи покинули AsiaInfo и основали собственную компанию. Они называют это UCWeb. В настоящее время он создает большую сеть единомышленников в области технологий, таких как Дин Лэй (NetEase/163.com), Ли Сюэлин (YY.com) и Лэй Цзюнь (Xiaomi). Многие из них создают большие компании и поддерживают друг друга, когда решаются на новый вызов.

Он и Ли сосредотачивают свои усилия на мобильных приложениях, которые в то время находятся в зачаточном состоянии. Основными продуктами UCWeb являются веб-браузер и службы электронной почты; позже они разветвляются на игры и поиск. UCWeb быстро становится самым популярным мобильным браузером в Китае. Успех привлекает внимание конкурентов, и в 2014 году они продают свою компанию могущественной Alibaba за солидные 4,3 миллиарда долларов. В возрасте 37 лет Хэ Сяопэн достигает своей цели на три года раньше запланированного срока.

И Хэ, и Джи остаются в Alibaba. Цзе берет на себя должность технического директора отдела UCWeb, а Хе сначала становится директором Alibaba Mobile, а позже добавляет к своим обязанностям отдел игр. В том же году Хе одним из первых граждан Китая получил заказанный им автомобиль Tesla. Впечатленный автомобилем, он предлагает Alibaba разработать умный электромобиль, но его предложение отвергается. Этого недостаточно для Него. Он видел будущее мобильности и хочет быть его частью.

Второе предприятие

Понятно, что Хэ Сяопэн не автомобильный инженер, поэтому он не будет проектировать автомобили сам. В своей обширной сети он находит двух автомобильных инженеров с нужным опытом и желанием начать что-то новое. И Ся Хэн, и Хэ Тао являются сотрудниками Guangzhou Automobile (GAC) в отделе новой энергии. Ся Хэн является более старшим инженером и участвовал в создании бренда GAC Trumpchi. Хэ Тао — специалист по системам управления транспортными средствами и работает над беспилотными автомобилями.

Оба мужчины в восторге от идеи создания «китайской Tesla» и покидают GAC New Energy. Вместе с Хэ Сяопином они являются тремя соучредителями Guangzhou Chengxing Zhidong Automobile Technology Co., Ltd. в январе 2015 года. Теперь мы называем ее XPeng Motors. Роли трех мужчин ясны: Ся Хэн и Хэ Тао начинают проектировать первый автомобиль XPeng, а Хэ Сяопэн занимается поиском денег.

Концепция бета-версии XPeng
Концепция бета-версии XPeng

Ся Хэн нанял много талантливых инженеров как из автомобильной промышленности, так и из технологического сектора. Первые изображения дизайна появились в сентябре 2016 года. Автомобиль называется XPeng Beta, а интеллектуальные функции подчеркнуты мобильным подключением и большим массивом датчиков на крыше автомобиля. Через год начинается пробное производство. Пятнадцать частей версии под названием Identity X раздаются первым инвесторам.

Между тем, Хэ Сяопэн занят тем, что развлекает самых разных людей в финансовом бизнесе. С 2016 по 2019 год XPeng проходит несколько раундов финансирования и привлекает несколько громких имен. Его друзья из Alibaba владеют значительным пакетом акций, а также основатель Xiaomi Лэй Цзюнь и производитель iPhone Foxconn (Hon Hai Precision Engineering) инвестируют в компанию. Помимо громких имен технологического сектора, он также привлекает средства из длинного списка венчурных капиталистов.

Все это ведет к тому, что Хе ставит перед собой цель выйти на международную фондовую биржу. В 2019/2020 году XPeng Motors готовится к IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже путем реструктуризации компании. В отличие от китайских автопроизводителей, которые ранее пытались провести листинг в Америке, XPeng не нужно создавать предприятие с переменным участием (структура, в которой иностранные инвесторы осуществляют контроль над китайской компанией посредством договорных соглашений вместо прямого владения акциями) ограничения на иностранное владение NEV — производители были подняты. В то же время эти ограничения по-прежнему распространяются на телекоммуникационный сектор. Таким образом, все действия XPeng, связанные с его телефонным приложением, сбором данных или службами такси, помещаются в структуру VIE.

IPO прошло успешно, потому что оно совпадает с стратосферным ростом акций Tesla летом 2020 года. XPeng получает от своего IPO 1,5 миллиарда долларов. Тем не менее, у автомобильного стартапа никогда не бывает слишком много денег, поэтому XPeng немедленно начинает подготовку ко второму IPO на Гонконгской бирже. Двойной листинг будет завершен в марте 2021 года.

Давайте построим несколько автомобилей

Поставки финальной версии XPeng Beta/Identity X начнутся в декабре 2018 года. Автомобиль получил название G3, сокращение от Geek3, победившее в опросе в социальных сетях. G3 — это компактный внедорожник, автомобиль, который в наши дни вызывает всеобщее восхищение. G3 ездит на довольно обычной платформе с надписью «David» с аккумуляторной батареей CATL на полу. Автомобиль переднеприводный, с одним двигателем и доступен с аккумуляторными батареями разного размера. С запасом хода 365 или 520 км G3 является конкурентоспособным предложением. Версия на 365 км заменена версией на 400 км в 2019 году и версией на 460 км в 2020 году.

XPeng G3
XPeng G3

G3 поставляется с первой версией XPilot от XPeng, набора технологий автономного вождения. XPeng следует примеру Tesla с такими функциями, как автоматическая парковка и режим парковщика. Первоначально возможности самостоятельного вождения ограничены, но XPeng обладает всеми возможностями беспроводной связи, поэтому автономные функции автомобиля со временем улучшаются.

На Шанхайском автосалоне в апреле 2019 года XPeng показывает свою вторую модель P7. Это гораздо более крупный седан, непосредственно нацеленный на Tesla Model 3. P7 построен на более продвинутой платформе «Эдвард» с независимой подвеской по всему периметру и местом для аккумуляторных батарей большего размера. Есть сверхдальнобойная версия с запасом хода 700 км (NEDC) и двухмоторный вариант Performance. XPeng также представляет следующую эволюцию XPilot, теперь способную к автономии уровня 3.

XPeng P7
XPeng P7

Чтобы показать, что они могут быть немного сумасшедшими, если захотят, XPeng представит в 2020 году P7 Wing, обычный P7 с дверями-ножницами в стиле Lamborghini спереди. Удивительно, но автомобиль не просто концепт для автошоу, а поступит в продажу в этом году.

Последнее творение XPeng — обычный седан P5 на базе платформы «Давид». Он был представлен ранее в этом году и поступит в продажу примерно сейчас вместе с обновленным G3i. P5 оснащен лидарной технологией для поддержки своих автономных систем, но, кроме того, автомобиль технически близок к G3i. Следующим продуктом XPeng станет большой внедорожник на платформе «Эдвард», после чего компания перейдет на автомобили совершенно нового поколения.

Пикапы?

Для производства и продажи автомобилей в Китае автопроизводителю требуется официальное разрешение центрального правительства. После выдачи около 15 лицензий производителям автомобилей с новой энергией в 2016 году правительство прекратило выдачу новых лицензий год спустя. Получение такой лицензии является общей проблемой для новых производителей, и, как правило, есть два решения: использование чужой лицензии или приобретение лицензированного производителя. XPeng делает и то, и другое.

Крыло XPeng P7
Крыло XPeng P7

Когда G3 планируется запустить в производство, собственный завод XPeng еще не закончен. Таким образом, для G3 XPeng возвращается к контракту на производство и выбирает Haima Automobile в качестве своего поставщика. Haima — это небольшой бренд со штаб-квартирой в субтропической провинции Хайнань, который производит легковые автомобили через совместное предприятие с FAW и легкие коммерческие автомобили на собственном заводе в Чжэнчжоу (на самом деле это бывший Zhengzhou Light Vehicle Works). G3 будет собираться на заводе в Чжэнчжоу.

Haima — некогда популярный бренд, который остался позади на быстро развивающемся китайском рынке. Справляется с финансовыми трудностями, отсутствием новинок, в основном борется за выживание. В начале 2020 года, во время пандемии Covid, Haima временно полностью прекращает производство автомобилей под собственным брендом, и G3 — единственный продукт, который они производят. С тех пор производство Haima возобновилось в небольших масштабах.

В 2016 году XPeng уже приступила к строительству собственного умного завода мощностью 100 000 автомобилей в год. Завод построен в Чжаоцине, городе недалеко от Гуанчжоу. Завод будет завершен в начале 2020 года и готов производить более крупный седан P7. Но теперь XPeng требуется разрешение на производство, и поэтому она приобретает производителя пикапов под названием Foday в соседнем Фошане.

XPeng P5
XPeng P5

Завод Foday начинался как штамповочный завод для Nanjing Automobile в конце 1980-х годов. В середине девяностых завод собирал полные автомобили, но завод был выделен в независимую компанию, когда в 2001 году Nanjing Automobile претерпела реорганизацию. Новые владельцы назвали его Guangdong Fudi Automobile, позже переименованным в Foday. Завод стал важным игроком в истории китайского автомобилестроения, поставляя кузова пикапов многим производителям, в том числе крупным компаниям, таким как Dongfeng или Great Wall. Помимо того, что Foday был отраслевым поставщиком, он также продавал небольшую линейку пикапов и внедорожников под собственной торговой маркой, для которой у нее было разрешение на производство.

XPeng приобрела Foday в марте 2020 года. Хотя две компании с разными владельцами не могут торговать разрешением на производство, они могут перевести его из дочерних компаний в материнские компании и наоборот. Материнская компания может использовать одно и то же разрешение для нескольких дочерних компаний. Таким образом, XPeng может использовать разрешение Foday и для своих еще незавершенных заводов. Он начал строительство второго завода в Гуанчжоу в 2020 году и третьего завода в Ухане всего несколько недель назад. Завод в Ухане является совместным проектом с городскими властями и будет производить автомобили нового поколения XPeng.

Стратегия XPeng выходит за рамки автомобилей

С самого начала XPeng позиционирует себя как технологическая компания, производящая автомобили. Особое внимание уделяется технологиям подключения и автономного вождения. В то же время он пытается расширить свое присутствие на рынке. Хороший пример для версий G3 и P7 с более дешевыми батареями LFP был добавлен, чтобы повысить привлекательность автомобилей и снизить цены. Подход, похоже, работает, потому что продажи XPeng растут.

Хорошо, вернемся к техническим вещам. XPeng очень гордится тем, что почти 40% ее сотрудников работают в отделе исследований и разработок. Многие из них работают над системами автономного вождения, которые XPeng назвала своей фирменной технологией. В аппаратной части XPeng в основном использует самые современные чипы и компьютеры Nvidia, но самообучающееся программное обеспечение создается собственными силами. Независимые тесты показывают, что XPeng очень близок к тому, на что способна Tesla.

XPeng G3i (фейслифтинг)
XPeng G3i (фейслифтинг)

И тут мы затронули деликатную тему. Хэ Сяопэн никогда не скрывал, что восхищается Теслой. Он неоднократно открыто заявлял, что XPeng с удовольствием использует информацию Tesla из открытых источников, и поэтому легко рассматривать этот бренд просто как клон Tesla. Даже в дизайне автомобилей есть некоторое сходство с американской маркой. И ситуация не стала лучше, когда всплыло дело Цао Гуанчжи. Бывший сотрудник Tesla Цао перешел в XPeng для работы над XPilot, а затем был обвинен в краже исходного кода Autopilot. Цао сначала отверг обвинения, но позже признался, что скопировал исходный код, прежде чем покинуть Tesla. Тесла и Цао в конце концов урегулировали дело во внесудебном порядке. Хотя XPeng никогда официально не предъявляли никаких обвинений (и доказали, что ее собственный исходный код не содержит ничего из автопилота Tesla), их репутация пострадала. Цао больше не работает с XPeng.

Интересным событием стало заявление XPeng о том, что лидар станет стандартным для седана P5. Это автомобиль средней ценовой категории, дешевле, чем Model 3, в то время как большинство производителей до сих пор отказывались от лидара, потому что он ужасно дорогой. Если XPeng (и, возможно, некоторым другим китайским брендам) удастся увеличить объем производства системы, возможно, цены снизятся. Это означало бы значительный шаг вперед в технологии автономного вождения.

XPeng X2
XPeng X2

Последний продукт XPeng, на который нам нужно обратить внимание, чтобы полностью понять возможности компании, — это X2. XPeng недавно выпустил видео, где вы можете увидеть, как он летает. И под «летать» я имею в виду не очень быстрое движение по дороге, а настоящий полет в воздухе. X2 — это eVTOL, электрическое транспортное средство с вертикальным взлетом и посадкой. Вы можете думать об этом как о маленьком вертолете или огромном беспилотнике. Хотя это может показаться любимым проектом He Xiaopeng (дочерняя компания XPeng, ответственная за X2, принадлежит самому He), XPeng на самом деле очень серьезно относится к eVTOL. Они рассматривают рынок городских такси премиум-класса в качестве основной цели для этого автомобиля, расширяя линейку дорожных продуктов.

Итак, XPeng. Технологическая компания, которая вкладывает деньги в интеллектуальную мобильность. Хе Сяопэн с хорошими связями следит за тем, чтобы компания оставалась хорошо финансируемой на протяжении всего периода расширения. Продукты, технологически продвинутые, но все же достаточно «нормальные», чтобы обеспечить объем продаж. Если бы вы написали принципы современного автопроизводителя, это, наверное, он. Теперь, когда компания выходит в Европу, XPeng может стать нарицательным автомобильным брендом в следующем десятилетии.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»