«Отличные идеи, но очень плохо с деньгами» — возможно, самое короткое описание главного героя сегодняшней истории, Цзя Ютин. Некоторое время он пользовался такой же славой, как, например, Ли Бин из NIO сегодня, но в последнее время он впал в немилость и стал самым неоднозначным бизнесменом Китая. Сейчас он готовит возвращение. Сегодня мы исследуем множество перипетий в истории автопроизводителя компании, которая еще не выпустила свой первый автомобиль.
ЛеЧто?
Цзя Юэтин родился 15 декабря 1973 года и является третьим ребенком в семье школьного учителя и его домохозяйки из северной провинции Шаньси. Его школьные оценки в лучшем случае средние, но он получил степень бакалавра финансов в местном университете Шаньси. Выделяется только его оценка по информатике. Позже к нему добавляется степень магистра делового администрирования в международной бизнес-школе Cheung Kong.
Первая работа Джии в возрасте 22 лет — обслуживание компьютеров в местной налоговой инспекции. Тривиальная работа и пренебрежение Цзя бюрократией и властью быстро заставляют его двигаться в другом направлении. Он становится самозанятым техническим консультантом. В этом качестве он знакомится с самыми разными предприятиями, от ресторанов до угольной промышленности Шаньси и от школ до лесопилок, консультируя их по сетевым технологиям и системам связи.
В 2002 году Цзя основывает Shanxi Xbell Communications, компанию, специализирующуюся на ИТ-инфраструктуре и решениях для операторов связи. Благодаря подходу к продажам «от двери до двери» он завоевал почти 50% рынка в Тайюане, столице провинции Шаньси. Год спустя он переезжает в Пекин, создает Xbell Union Communications и снова делает свое дело. Через несколько лет холдинговая компания обоих предприятий, Sinotel Technologies, будет успешно зарегистрирована на Сингапурской фондовой бирже.
В Пекине Цзя знакомится с Лю Хонгом, который станет его давним деловым партнером, и заставляет его задуматься о возможностях беспроводной связи 3G, которые еще предстоит развернуть в Китае. Вместе они основали компанию под названием Leshi Internet Information & Technology в 2004 году. Эта компания будет известна под торговой маркой LeTV или веб-сайтом le.com, где «le» означает «развлечение». С этого момента LeTV будет главной заботой Джиа.
Фраза «LeTV чем-то похожа на китайский Netflix» часто используется для описания компании. Эта фраза подразумевает определенный стаж, поэтому лучше сказать: «Netflix чем-то похож на американский LeTV», потому что, когда LeTV запускает свои онлайн-сервисы потоковой передачи фильмов и ТВ, Netflix по-прежнему отправляет своим подписчикам DVD через почтовую службу США. LeTV не является ни первым, ни единственным потоковым сервисом в то время, но Цзя настаивает на приобретении интеллектуальной собственности на весь свой контент, в то время как большинство других прибегают к пиратству. Когда китайское правительство, в конце концов, приостановит деятельность быстрорастущего сектора, у LeTV появится все шансы взять на себя инициативу.
LeTooManyThings
За первые шесть лет существования LeTV постепенно становится все больше и больше, оставаясь при этом прибыльной компанией. Успех приводит к IPO на Шэньчжэньской фондовой бирже в 2010 году. На деньги, полученные в ходе IPO, Цзя открывает новую (нелистинговую) дочернюю компанию под названием Leshi Holding Beijing, более известную под торговой маркой LeEco. Это транспортное средство для генерального плана Цзя.
Слово «эко» в LeEco означает «экосистема». Джиа хочет предоставить всю экосистему для своих потоковых сервисов, включая контент, серверное хранилище, канал продаж и широкий спектр устройств для отображения контента. Итак, LeEco начинает диверсификацию. LeVision Pictures создает телевизионный и киноконтент (опять же, задолго до того, как Netflix выпустит собственный сериал «Карточный домик»), LeMusic предоставляет музыкальный контент, LeSports транслирует спортивные матчи, LeMall представляет собой онлайн-платформу для покупок, LeMobile производит мобильные телефоны, LeCloud создает облачные сервисы. и LeTV Zhixin Technology начинает производить умные телевизоры. Кроме того, LeEco также инвестирует в услуги такси и умные велосипеды.
С 2014 года LeEco также пытается закрепиться на американском рынке. Во-первых, это довольно сдержанно, с некоторыми инвестициями в недвижимость и открытием новых офисов. В 2016 году это становится реальностью, когда LeEco объявляет о предполагаемом поглощении американского производителя телевизоров Vizio и заключает сделку с AT&T о включении в их потоковую службу DirectTV.
Все эти события происходят в период с 2011 по конец 2016 года. Это выдвигает ЛеЭко и Цзя Юэтина в центр внимания, делая его одним из самых богатых людей в Китае и принося ему статус рок-звезды, упомянутый во введении. Однако из всех видов деятельности прибыльным является только LeTV. Рыночная стратегия LeEco заключается в том, чтобы продавать все аппаратные продукты по цене, близкой к себестоимости, и взимать плату с пользователей за разблокировку контента. А потом все резко быстро распутывается.
«Мы мчались вперед, не задумываясь, и наша потребность в наличных резко возросла. Мы чрезмерно расширили наш ограниченный капитал и ресурсы, следуя нашей глобальной стратегии», — написал Цзя в электронном письме своим сотрудникам в ноябре 2016 года, сразу после того, как он снизил свою собственную зарплату до 1 юаня (как однажды сделал Стив Джобс в Apple), заложил свою LeTV и LeEco, вернули деньги взаймы обеим компаниям и объявили волну увольнений. В то же время неоплачиваемые поставщики, продавцы и рабочие начинают разбивать лагерь возле штаб-квартиры LeEco, требуя свои деньги.
В январе 2017 года несколько частей империи LeTV и LeEco были проданы гонконгскому застройщику Sunac за многомиллиардное вливание денежных средств. Это позволяет компаниям выжить, но означает конец Джиа как директора. Далее следуют увольнения, авантюра в Америке прекращается, и Джиа постепенно лишают всех своих официальных должностей в компании. В июле 2017 года он эмигрирует в Соединенные Штаты (заняв многомиллионный особняк в Малибу) после того, как шанхайский суд заморозил все его активы. Он находится в розыске в Китае и не может вернуться без судебного преследования за финансовое мошенничество.
В постановлении Федерального суда Китая в начале 2021 года перечисляется длинный список финансовых злоупотреблений, дезинформация относительно IPO LeTV и других видов мошенничества. Цзя Ютин больше не может быть законным представителем какой-либо китайской компании, зарегистрированной на бирже, и оштрафован на более чем 200 миллионов юаней. Если он когда-нибудь попытается вернуться в Китай, то, скорее всего, окажется в тюрьме.
Не все потеряно
На этапе быстрого расширения LeEco компания и Цзя лично инвестируют в одну вещь, о которой я еще не упомянул: умные электромобили. Цзя считает умный автомобиль одной из самых многообещающих платформ для доставки контента и взаимодействия с потребителями. В нескольких объявлениях о продуктах Jia демонстрирует грандиозное видение не только электромобилей (уменьшающих загрязнение воздуха в Пекине) с передовыми и автономными функциями вождения, но и мобильности с полным подключением к Интернету, связывающей автомобиль с умным городом и делающей его расширением. умного дома. Тем временем это видение было скопировано несколькими более поздними стартапами и технологическими компаниями.
Приключение Цзя в области электромобилей началось в начале 2014 года со значительных инвестиций в американскую компанию по производству электромобилей Atieva и одновременно с созданием собственного стартапа по производству электромобилей Faraday Future, также в Соединенных Штатах. В конце того же года LeEco объявляет о своей собственной автомобильной программе, получившей название LeSEE, что расшифровывается как Supercar Electric Ecology.
Инвестиции Атиевой остаются окутанными тайной. Компания, основанная в 2007 году бывшими сотрудниками Tesla, разрабатывает силовые агрегаты и аккумуляторы для электромобилей и в то время наиболее известна как поставщик аккумуляторов для гоночных автомобилей Formula E. Цзя, возможно, планирует объединить компанию со своим собственным Faraday Future, но ему приходится бороться с другим китайским инвестором (BAIC Group) и внутренней политикой. В конце концов BAIC Group продает ему акции, но Атиева движется в другом направлении. В 2016 году они меняют свое название на Lucid Motors и начинают разработку роскошного электромобиля. В 2017 году Джиа сам распоряжается акциями. Таким образом, у Jia остается всего две компании по производству электромобилей: Faraday Future и LeSEE. Они создаются как независимые сущности, но быстро сильно запутываются друг с другом.
Сверхновая LeSEE
Вся история бренда LeSEE связана с одной презентацией продукта в апреле 2016 года на Пекинском автосалоне. Цзя Юэтин появляется на сцене в сопровождении двух самых известных новобранцев. Дин Лэй и Чжан Хайлян — бывшие топ-менеджеры SAIC, которые присоединились к LeSEE в качестве генерального директора и технического директора соответственно. Также на сцене большой футуристический седан. Джиа достает свой мобильный телефон LeEco и использует его, чтобы самостоятельно припарковать прототип автостоянки между желтыми линиями. После этого Джиа раскрывает свое грандиозное видение, как объяснялось выше.
Спустя годы анонимные источники сообщают, что шоу-кар представляет собой нефункциональный макет, в котором для парковки использовались технологии радиоуправляемых игрушечных автомобилей.
LeSEE создана как дочерняя компания LeEco в декабре 2014 года, контролирующим акционером которой является Jia. В 2015 году Дин Лэй становится генеральным директором, что придает стартапу определенный авторитет, поскольку он был генеральным директором SAIC Group. Чуть позже к нам присоединяется и Чжан Хайлян. Хотя в настоящее время LeSEE воспринимается как пустой тщеславный проект, компания действительно пытается создать что-то от автомобильной промышленности. Он объявляет о заводских проектах и создает или инвестирует в ряд предприятий, связанных с разработкой продукции.
Но через несколько месяцев после запуска в Пекине финансовые проблемы LeEco всплывают на поверхность, что сказывается и на LeSEE. В марте 2017 года Дин Лэй уходит по состоянию здоровья, и его место занимает Чжан. Его пребывание на посту генерального директора длится всего полгода. Когда в мае Цзя вытесняют из LeEco и LeTV, ему удается сохранить контроль над автомобильной маркой. К счастью для него, новый владелец Sunac не заинтересован в электромобилях, поэтому LeSEE быстро превращается в предприятие с переменным интересом и передается под контроль Faraday Future. В сентябре 2017 года история LeSEE фактически заканчивается.
Новый мир
В Соединенных Штатах другое предприятие Джиа, Faraday Future, представляет свой первый шоу-кар FFZERO1 на выставке CES 2016 в Лас-Вегасе, за три месяца до концепта LeSEE. Экстремальный спортивный автомобиль также является макетом. Год спустя на том же мероприятии Faraday Future представляет более реалистичный FF91. Это большой кроссовер с огромной аккумуляторной батареей на 130 кВтч и до четырех двигателей. Позже также анонсированы версии с меньшими аккумуляторными батареями и меньшим количеством двигателей. Презентация автомобиля основана на том же высокотехнологичном подходе, что и автомобиль LeSEE.
-
Запуск FFZERO1 -
Запуск FFZERO1 -
Запуск FFZERO1
Faraday Future объявляет о планируемом производстве на 2018 год. Для этого компания делает ставку на два завода, которые еще предстоит построить, один в Лас-Вегасе (Невада) и один в Вальехо (Калифорния). Однако оба проекта прекращены в июле 2017 года, поскольку Faraday Future испытывает те же финансовые трудности, что и ее дочерняя компания в Китае. Вместо этого стартап арендует бывший завод Pirelli в Хэнфорде (Калифорния). LeSEE, дочерняя компания FF, заключает сделку с местными властями Гуанчжоу на строительство завода в Китае.
Цзя финансировал свои операции в Китае, переводя деньги из одной дочерней компании в другую, размещая больше акций или закладывая собственный капитал. Когда Сунак берет под свой контроль LeEco, его возможности продолжать эту практику иссякают. Хотя Цзя по-прежнему твердо контролирует Faraday Future, финансирование операций становится все более серьезной проблемой. Излишне говорить, что FF91 не выйдет на рынок в 2018 году.
В конце того же года стартап Jia по производству электромобилей, похоже, был спасен, когда гонконгский девелопер Evergrande сделал крупную инвестицию в размере 2 миллиардов долларов несколькими платежами в обмен на 45% акций компании. Однако юридические трудности возникают только спустя два месяца. Джиа тратит деньги быстрее, чем ожидал Эвергранд. Evergrande соглашается дать Faraday Future аванс на оставшиеся инвестиции, но только в том случае, если Джиа откажется от некоторого контроля. Технически Цзя делает это, но он просто передает свой контрольный пакет акций своему двоюродному брату Цзявею Вану и давнему уверенному в себе вице-президенту Faraday Future Чаоин Дэну.
Эвергранд явно недоволен, и обе стороны месяцами спорят в гонконгском суде из-за разногласий. Между тем, у Faraday Future снова практически нет денег. Он увольняет сотни сотрудников, а затем увольняет многих из них. Большинство топ-менеджеров, которые держались, в конце концов уходят. В конце концов, Faraday Future договаривается с Evergrande в начале 2019 года, передав Evergrande завод в Гуанчжоу в обмен на некоторую сумму денег.
-
FF91 -
FF91 -
FF91 -
Интерьер FF91
Faraday Future проводит большую часть 2019 года в своего рода спячке, пока Джиа пытается справиться с ситуацией. Он подает заявление о личном банкротстве в США, а рассерженный основатель Byton Карстен Брейтфельд берет на себя роль генерального директора. В 2020 году Цзя и его кредиторы достигли соглашения, по которому большая часть долга была переведена в акционерный капитал автопроизводителя. После того, как его долг был окончательно погашен, а Faraday Future выживает за счет некоторых грантов, связанных с коронавирусом, компания объявляет о своем возрождении в январе 2021 года. Компания будет зарегистрирована на бирже NASDAQ в результате слияния SPAC. Сделка приносит 1 миллиард долларов наличными. Примерно в то же время Faraday Future объявляет о партнерстве с Geely и Foxconn, чтобы, наконец, сделать FF91.
Означает ли это конец проблемам Faraday Future? Цзя больше не является мажоритарным акционером, но сохраняет контроль с помощью родственников и близких друзей. Но изобличающий отчет американского продавца на короткие позиции уже вызвал расследование со стороны регулятора рынка SEC, и финансовая поддержка недавно объявленного завода в Чжухае, возможно, уже испарилась. Настоящий автомобиль Faraday Future появится на дорогах в ближайшее время? Я бы не стал ставить на это свои деньги.
Актуальность
Как читатель, вы можете удивиться, почему история об американском автопроизводителе, который никогда не производил ни одной машины, публикуется на CarNewsChina. Ну, я думаю, есть три довольно веские причины.
Во-первых, грандиозное видение Цзя электромобилей, автономного вождения, интеллектуальных подключенных кабин, автомобиля как расширения гостиной и автомобиля как средства доставки другого контента оказало заметное влияние на автомобильную промышленность. Эти элементы сами по себе могут быть не совсем инновационными, но Цзя был первым, кто объединил их в полностью инкапсулированную научно-фантастическую концепцию роскошного автомобиля. Стартапы NEV, устаревшие производители автомобилей и технологические компании частично или полностью переняли концепцию Цзя для собственной выгоды. Что бы ни случилось с Faraday Future, видение Джии скоро станет реальностью.
Во-вторых, второй генеральный директор LeSEE Чжан Хайлян обменял LeSEE Automobile на одну из своих дочерних компаний, Dianka Automobile. Hailiang превратил эту компанию в собственный стартап NEV. Теперь мы знаем его по бренду Enovate. История Hailiang и Enovate будет на следующей неделе.
В-третьих, первый генеральный директор LeSEE Дин Лэй основал свой собственный стартап NEV, Human Horizons. Теперь стратегическое видение Human Horizons — это почти точная копия видения Цзя, только в несколько иной обертке. Ding и Human Horizons будут представлены через две недели.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.