История брендов

История LeSEE & Faraday Future


«Отличные идеи, но очень плохо с деньгами» — возможно, самое короткое описание главного героя сегодняшней истории, Цзя Ютин. Некоторое время он пользовался такой же славой, как, например, Ли Бин из NIO сегодня, но в последнее время он впал в немилость и стал самым неоднозначным бизнесменом Китая. Сейчас он готовит возвращение. Сегодня мы исследуем множество перипетий в истории автопроизводителя компании, которая еще не выпустила свой первый автомобиль.

ЛеЧто?

Цзя Юэтин родился 15 декабря 1973 года и является третьим ребенком в семье школьного учителя и его домохозяйки из северной провинции Шаньси. Его школьные оценки в лучшем случае средние, но он получил степень бакалавра финансов в местном университете Шаньси. Выделяется только его оценка по информатике. Позже к нему добавляется степень магистра делового администрирования в международной бизнес-школе Cheung Kong.

Первая работа Джии в возрасте 22 лет — обслуживание компьютеров в местной налоговой инспекции. Тривиальная работа и пренебрежение Цзя бюрократией и властью быстро заставляют его двигаться в другом направлении. Он становится самозанятым техническим консультантом. В этом качестве он знакомится с самыми разными предприятиями, от ресторанов до угольной промышленности Шаньси и от школ до лесопилок, консультируя их по сетевым технологиям и системам связи.

В 2002 году Цзя основывает Shanxi Xbell Communications, компанию, специализирующуюся на ИТ-инфраструктуре и решениях для операторов связи. Благодаря подходу к продажам «от двери до двери» он завоевал почти 50% рынка в Тайюане, столице провинции Шаньси. Год спустя он переезжает в Пекин, создает Xbell Union Communications и снова делает свое дело. Через несколько лет холдинговая компания обоих предприятий, Sinotel Technologies, будет успешно зарегистрирована на Сингапурской фондовой бирже.

В Пекине Цзя знакомится с Лю Хонгом, который станет его давним деловым партнером, и заставляет его задуматься о возможностях беспроводной связи 3G, которые еще предстоит развернуть в Китае. Вместе они основали компанию под названием Leshi Internet Information & Technology в 2004 году. Эта компания будет известна под торговой маркой LeTV или веб-сайтом le.com, где «le» означает «развлечение». С этого момента LeTV будет главной заботой Джиа.

Фраза «LeTV чем-то похожа на китайский Netflix» часто используется для описания компании. Эта фраза подразумевает определенный стаж, поэтому лучше сказать: «Netflix чем-то похож на американский LeTV», потому что, когда LeTV запускает свои онлайн-сервисы потоковой передачи фильмов и ТВ, Netflix по-прежнему отправляет своим подписчикам DVD через почтовую службу США. LeTV не является ни первым, ни единственным потоковым сервисом в то время, но Цзя настаивает на приобретении интеллектуальной собственности на весь свой контент, в то время как большинство других прибегают к пиратству. Когда китайское правительство, в конце концов, приостановит деятельность быстрорастущего сектора, у LeTV появится все шансы взять на себя инициативу.



LeTooManyThings

За первые шесть лет существования LeTV постепенно становится все больше и больше, оставаясь при этом прибыльной компанией. Успех приводит к IPO на Шэньчжэньской фондовой бирже в 2010 году. На деньги, полученные в ходе IPO, Цзя открывает новую (нелистинговую) дочернюю компанию под названием Leshi Holding Beijing, более известную под торговой маркой LeEco. Это транспортное средство для генерального плана Цзя.

Слово «эко» в LeEco означает «экосистема». Джиа хочет предоставить всю экосистему для своих потоковых сервисов, включая контент, серверное хранилище, канал продаж и широкий спектр устройств для отображения контента. Итак, LeEco начинает диверсификацию. LeVision Pictures создает телевизионный и киноконтент (опять же, задолго до того, как Netflix выпустит собственный сериал «Карточный домик»), LeMusic предоставляет музыкальный контент, LeSports транслирует спортивные матчи, LeMall представляет собой онлайн-платформу для покупок, LeMobile производит мобильные телефоны, LeCloud создает облачные сервисы. и LeTV Zhixin Technology начинает производить умные телевизоры. Кроме того, LeEco также инвестирует в услуги такси и умные велосипеды.

С 2014 года LeEco также пытается закрепиться на американском рынке. Во-первых, это довольно сдержанно, с некоторыми инвестициями в недвижимость и открытием новых офисов. В 2016 году это становится реальностью, когда LeEco объявляет о предполагаемом поглощении американского производителя телевизоров Vizio и заключает сделку с AT&T о включении в их потоковую службу DirectTV.

Все эти события происходят в период с 2011 по конец 2016 года. Это выдвигает ЛеЭко и Цзя Юэтина в центр внимания, делая его одним из самых богатых людей в Китае и принося ему статус рок-звезды, упомянутый во введении. Однако из всех видов деятельности прибыльным является только LeTV. Рыночная стратегия LeEco заключается в том, чтобы продавать все аппаратные продукты по цене, близкой к себестоимости, и взимать плату с пользователей за разблокировку контента. А потом все резко быстро распутывается.

«Мы мчались вперед, не задумываясь, и наша потребность в наличных резко возросла. Мы чрезмерно расширили наш ограниченный капитал и ресурсы, следуя нашей глобальной стратегии», — написал Цзя в электронном письме своим сотрудникам в ноябре 2016 года, сразу после того, как он снизил свою собственную зарплату до 1 юаня (как однажды сделал Стив Джобс в Apple), заложил свою LeTV и LeEco, вернули деньги взаймы обеим компаниям и объявили волну увольнений. В то же время неоплачиваемые поставщики, продавцы и рабочие начинают разбивать лагерь возле штаб-квартиры LeEco, требуя свои деньги.

В январе 2017 года несколько частей империи LeTV и LeEco были проданы гонконгскому застройщику Sunac за многомиллиардное вливание денежных средств. Это позволяет компаниям выжить, но означает конец Джиа как директора. Далее следуют увольнения, авантюра в Америке прекращается, и Джиа постепенно лишают всех своих официальных должностей в компании. В июле 2017 года он эмигрирует в Соединенные Штаты (заняв многомиллионный особняк в Малибу) после того, как шанхайский суд заморозил все его активы. Он находится в розыске в Китае и не может вернуться без судебного преследования за финансовое мошенничество.

В постановлении Федерального суда Китая в начале 2021 года перечисляется длинный список финансовых злоупотреблений, дезинформация относительно IPO LeTV и других видов мошенничества. Цзя Ютин больше не может быть законным представителем какой-либо китайской компании, зарегистрированной на бирже, и оштрафован на более чем 200 миллионов юаней. Если он когда-нибудь попытается вернуться в Китай, то, скорее всего, окажется в тюрьме.

Не все потеряно

На этапе быстрого расширения LeEco компания и Цзя лично инвестируют в одну вещь, о которой я еще не упомянул: умные электромобили. Цзя считает умный автомобиль одной из самых многообещающих платформ для доставки контента и взаимодействия с потребителями. В нескольких объявлениях о продуктах Jia демонстрирует грандиозное видение не только электромобилей (уменьшающих загрязнение воздуха в Пекине) с передовыми и автономными функциями вождения, но и мобильности с полным подключением к Интернету, связывающей автомобиль с умным городом и делающей его расширением. умного дома. Тем временем это видение было скопировано несколькими более поздними стартапами и технологическими компаниями.

Приключение Цзя в области электромобилей началось в начале 2014 года со значительных инвестиций в американскую компанию по производству электромобилей Atieva и одновременно с созданием собственного стартапа по производству электромобилей Faraday Future, также в Соединенных Штатах. В конце того же года LeEco объявляет о своей собственной автомобильной программе, получившей название LeSEE, что расшифровывается как Supercar Electric Ecology.

Инвестиции Атиевой остаются окутанными тайной. Компания, основанная в 2007 году бывшими сотрудниками Tesla, разрабатывает силовые агрегаты и аккумуляторы для электромобилей и в то время наиболее известна как поставщик аккумуляторов для гоночных автомобилей Formula E. Цзя, возможно, планирует объединить компанию со своим собственным Faraday Future, но ему приходится бороться с другим китайским инвестором (BAIC Group) и внутренней политикой. В конце концов BAIC Group продает ему акции, но Атиева движется в другом направлении. В 2016 году они меняют свое название на Lucid Motors и начинают разработку роскошного электромобиля. В 2017 году Джиа сам распоряжается акциями. Таким образом, у Jia остается всего две компании по производству электромобилей: Faraday Future и LeSEE. Они создаются как независимые сущности, но быстро сильно запутываются друг с другом.

Сверхновая LeSEE

Вся история бренда LeSEE связана с одной презентацией продукта в апреле 2016 года на Пекинском автосалоне. Цзя Юэтин появляется на сцене в сопровождении двух самых известных новобранцев. Дин Лэй и Чжан Хайлян — бывшие топ-менеджеры SAIC, которые присоединились к LeSEE в качестве генерального директора и технического директора соответственно. Также на сцене большой футуристический седан. Джиа достает свой мобильный телефон LeEco и использует его, чтобы самостоятельно припарковать прототип автостоянки между желтыми линиями. После этого Джиа раскрывает свое грандиозное видение, как объяснялось выше.

Спустя годы анонимные источники сообщают, что шоу-кар представляет собой нефункциональный макет, в котором для парковки использовались технологии радиоуправляемых игрушечных автомобилей.

LeSEE создана как дочерняя компания LeEco в декабре 2014 года, контролирующим акционером которой является Jia. В 2015 году Дин Лэй становится генеральным директором, что придает стартапу определенный авторитет, поскольку он был генеральным директором SAIC Group. Чуть позже к нам присоединяется и Чжан Хайлян. Хотя в настоящее время LeSEE воспринимается как пустой тщеславный проект, компания действительно пытается создать что-то от автомобильной промышленности. Он объявляет о заводских проектах и ​​создает или инвестирует в ряд предприятий, связанных с разработкой продукции.

Но через несколько месяцев после запуска в Пекине финансовые проблемы LeEco всплывают на поверхность, что сказывается и на LeSEE. В марте 2017 года Дин Лэй уходит по состоянию здоровья, и его место занимает Чжан. Его пребывание на посту генерального директора длится всего полгода. Когда в мае Цзя вытесняют из LeEco и LeTV, ему удается сохранить контроль над автомобильной маркой. К счастью для него, новый владелец Sunac не заинтересован в электромобилях, поэтому LeSEE быстро превращается в предприятие с переменным интересом и передается под контроль Faraday Future. В сентябре 2017 года история LeSEE фактически заканчивается.

Новый мир

В Соединенных Штатах другое предприятие Джиа, Faraday Future, представляет свой первый шоу-кар FFZERO1 на выставке CES 2016 в Лас-Вегасе, за три месяца до концепта LeSEE. Экстремальный спортивный автомобиль также является макетом. Год спустя на том же мероприятии Faraday Future представляет более реалистичный FF91. Это большой кроссовер с огромной аккумуляторной батареей на 130 кВтч и до четырех двигателей. Позже также анонсированы версии с меньшими аккумуляторными батареями и меньшим количеством двигателей. Презентация автомобиля основана на том же высокотехнологичном подходе, что и автомобиль LeSEE.

Faraday Future объявляет о планируемом производстве на 2018 год. Для этого компания делает ставку на два завода, которые еще предстоит построить, один в Лас-Вегасе (Невада) и один в Вальехо (Калифорния). Однако оба проекта прекращены в июле 2017 года, поскольку Faraday Future испытывает те же финансовые трудности, что и ее дочерняя компания в Китае. Вместо этого стартап арендует бывший завод Pirelli в Хэнфорде (Калифорния). LeSEE, дочерняя компания FF, заключает сделку с местными властями Гуанчжоу на строительство завода в Китае.

Цзя финансировал свои операции в Китае, переводя деньги из одной дочерней компании в другую, размещая больше акций или закладывая собственный капитал. Когда Сунак берет под свой контроль LeEco, его возможности продолжать эту практику иссякают. Хотя Цзя по-прежнему твердо контролирует Faraday Future, финансирование операций становится все более серьезной проблемой. Излишне говорить, что FF91 не выйдет на рынок в 2018 году.

В конце того же года стартап Jia по производству электромобилей, похоже, был спасен, когда гонконгский девелопер Evergrande сделал крупную инвестицию в размере 2 миллиардов долларов несколькими платежами в обмен на 45% акций компании. Однако юридические трудности возникают только спустя два месяца. Джиа тратит деньги быстрее, чем ожидал Эвергранд. Evergrande соглашается дать Faraday Future аванс на оставшиеся инвестиции, но только в том случае, если Джиа откажется от некоторого контроля. Технически Цзя делает это, но он просто передает свой контрольный пакет акций своему двоюродному брату Цзявею Вану и давнему уверенному в себе вице-президенту Faraday Future Чаоин Дэну.

Эвергранд явно недоволен, и обе стороны месяцами спорят в гонконгском суде из-за разногласий. Между тем, у Faraday Future снова практически нет денег. Он увольняет сотни сотрудников, а затем увольняет многих из них. Большинство топ-менеджеров, которые держались, в конце концов уходят. В конце концов, Faraday Future договаривается с Evergrande в начале 2019 года, передав Evergrande завод в Гуанчжоу в обмен на некоторую сумму денег.

Faraday Future проводит большую часть 2019 года в своего рода спячке, пока Джиа пытается справиться с ситуацией. Он подает заявление о личном банкротстве в США, а рассерженный основатель Byton Карстен Брейтфельд берет на себя роль генерального директора. В 2020 году Цзя и его кредиторы достигли соглашения, по которому большая часть долга была переведена в акционерный капитал автопроизводителя. После того, как его долг был окончательно погашен, а Faraday Future выживает за счет некоторых грантов, связанных с коронавирусом, компания объявляет о своем возрождении в январе 2021 года. Компания будет зарегистрирована на бирже NASDAQ в результате слияния SPAC. Сделка приносит 1 миллиард долларов наличными. Примерно в то же время Faraday Future объявляет о партнерстве с Geely и Foxconn, чтобы, наконец, сделать FF91.

Означает ли это конец проблемам Faraday Future? Цзя больше не является мажоритарным акционером, но сохраняет контроль с помощью родственников и близких друзей. Но изобличающий отчет американского продавца на короткие позиции уже вызвал расследование со стороны регулятора рынка SEC, и финансовая поддержка недавно объявленного завода в Чжухае, возможно, уже испарилась. Настоящий автомобиль Faraday Future появится на дорогах в ближайшее время? Я бы не стал ставить на это свои деньги.

Актуальность

Как читатель, вы можете удивиться, почему история об американском автопроизводителе, который никогда не производил ни одной машины, публикуется на CarNewsChina. Ну, я думаю, есть три довольно веские причины.

Во-первых, грандиозное видение Цзя электромобилей, автономного вождения, интеллектуальных подключенных кабин, автомобиля как расширения гостиной и автомобиля как средства доставки другого контента оказало заметное влияние на автомобильную промышленность. Эти элементы сами по себе могут быть не совсем инновационными, но Цзя был первым, кто объединил их в полностью инкапсулированную научно-фантастическую концепцию роскошного автомобиля. Стартапы NEV, устаревшие производители автомобилей и технологические компании частично или полностью переняли концепцию Цзя для собственной выгоды. Что бы ни случилось с Faraday Future, видение Джии скоро станет реальностью.

Во-вторых, второй генеральный директор LeSEE Чжан Хайлян обменял LeSEE Automobile на одну из своих дочерних компаний, Dianka Automobile. Hailiang превратил эту компанию в собственный стартап NEV. Теперь мы знаем его по бренду Enovate. История Hailiang и Enovate будет на следующей неделе.

В-третьих, первый генеральный директор LeSEE Дин Лэй основал свой собственный стартап NEV, Human Horizons. Теперь стратегическое видение Human Horizons — это почти точная копия видения Цзя, только в несколько иной обертке. Ding и Human Horizons будут представлены через две недели.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»