История брендов

История Chery (1/4) – родом из Уху


Среди всех производителей автомобилей в Китае Chery довольно странный. Формально это государственное предприятие, но на протяжении всей своей жизни оно в основном вело себя как независимый стартап. Она началась, как и многие другие, с приобретенной технологии, но перевела разработку на собственные нужды гораздо быстрее, чем большинство государственных конкурентов. Некоторое время она использовала мультибрендовую стратегию, подобно Geely, и Chery имела возможность быстро реагировать на новые рыночные тенденции, в то время как обычные госпредприятия обычно довольно вяло следуют тенденциям. Итак, давайте выясним, чем Chery отличается от своих конкурентов.

Речной город Wuhu

Во-первых, давайте определимся с нашим местоположением. Chery родом из Уху, города на берегу реки Янцзы, в нескольких сотнях километров вниз по течению от Хэфэя. Хэфэй, конечно же, является столицей провинции Аньхой и домом для JAC и NIO. Уху был в основном торговым городом, но во время «Большого скачка» он укрепил свою промышленную базу. Хотя экономическая программа в конечном итоге потерпела неудачу, некоторые отрасли, такие как текстильная промышленность, остались за городом.

История Chery (1/4) – родом из Уху

В те годы компания Wuhu также делала первые шаги в производстве автомобилей. Авторемонтный завод Wuhu Jiangnan выпустил трехколесный автомобиль в 1958 году, вероятно, на основе японского дизайна. Год спустя завод также представил автомобиль Jiujiang. Как и многие из этих ранних разработок, рецессия, последовавшая за Большим скачком вперед, свела на нет усилия, прежде чем они успели взлететь.

Однако в городе находится одно крупное промышленное предприятие: верфь Уху. Он был основан в 1900 году и многие десятилетия служил военной верфью. В последнее время он перешел в гражданское производство. В 1980-х годах верфь вошла в состав Китайской государственной судостроительной корпорации. В 2007 году город Уху организовал поглощение на местном уровне. Город получил контроль над верфью Уху, приобретя ее через Chery Holdings. Да, Chery тоже делает корабли. Фактически, в начале этого года Chery приобрела еще одну верфь в Вэйхае (Шаньдун) для производства собственных легковых и грузовых автомобилей для глобального экспорта. Но я забегаю вперед.

Долгое время Уху был в основном связан с торговлей и текстилем, но в 1980-х годах текстильная промышленность начала сокращаться. За этим последовало несколько сильных наводнений на реке Янцзы, которые нанесли большой ущерб региону. В ответ городские власти начали искать новые промышленные возможности, и их мысли снова занялись производством автомобилей. Автомобильная промышленность была определена федеральным правительством как один из «столпов промышленности», поэтому план превращения в автомобильный город был быстро одобрен политическими лидерами на провинциальном и национальном уровнях.



Автомобиль Tongbao 

Первая попытка Wuhu в автомобилестроении была предпринята одним из районных советов, когда районный совет Xinwu преобразовал военный объект в завод по производству специальных транспортных средств Yuanhu No. 3. Это произошло в октябре 1992 года. Новый завод начал выпуск небольшого седана с кузовом из стеклопластика под названием Tongbao WHW5010QC. К сожалению, об этой машине известно очень мало, и я даже не могу показать вам изображение. (Машина изображена в книге Эрика ван Инген-Шенау «Сделано в Китае, потерянные малолитражки 1990-х»). Помимо четырехдверного седана, был еще и двухместный пикап.

В 1997 году завод был переименован в Wuhu Special Vehicle Works и выпустил дополнительную модель Tongbao WHW6400CH. Это был еще один кузов из стеклопластика, по форме напоминавший небольшой минивэн, на шасси FAW Jilin и оснащенный 1-литровым двигателем Dongan. Обе модели продавались очень небольшими партиями и в основном использовались в качестве такси в городе Уху. В 1994 году Tongbao произвела чуть более тысячи автомобилей, но это был, вероятно, их лучший год. К концу 1990-х годов было продано около 4000 автомобилей. Помимо двух пластиковых автомобилей, Tongbao также собрал небольшое количество автомобилей Hyundai Accent из комплектов CKD.

История Chery (1/4) – родом из Уху

Низкая производительность инициировала изменение стратегии. Сначала Tongbao пыталась наладить сотрудничество с WorldStar (которое само по себе является сотрудничеством югославской компании Zastava Automobiles и американской компании по производству композитов) в 2011 году, но это не удалось. Два года спустя было заключено техническое соглашение с Changan. Tongbao отказался от пластиковых автомобилей и начал производить минивэны Changan под собственной торговой маркой.

Сделка с Changan открыла новые возможности, как для внешних инвесторов. В 2004 году город Уху продал контрольный пакет акций Tongbao Zongshen, производителю мотоциклов из Чунцина. Zhongshen приобрела 80% акций, и компания была переименована в Zongshen Tongbao Automobile Manufacturing. Производство минивэнов Changan продолжалось до 2008 года, но так и не достигло больших высот. После 2008 года Tongboa существовала недолго, а в 2016 году власти лишили ее производственной квалификации.

Бесхозные активы

Один завод, выпускающий всего тысячу автомобилей в год, — это не автомобильная промышленность. Амбиции в Wuhu намного выше, поэтому Tongbao был лишь первой главой в длинной истории, которая в конечном итоге привела к Chery Automobile. В 1993 году официальные лица Уху узнали, что местная фармацевтическая компания Sanjiu заинтересована в организации сборки автомобилей в соответствии с планами правительства. Город Уху приложил к этому свой вес и финансовую поддержку, но национальная политика стала нарушителем сделки. В то время федеральное правительство продвигало стратегию «три крупных, три малых производителя», которая не оставляла места для новых стартапов. Когда стало ясно, что проект Санцзю не получит одобрения на национальном уровне, от проекта отказались.

Пытаясь реализовать проект Санцзю, люди из Уху встретили Гэн Чжаоцзе. Гэн был бывшим председателем и генеральным директором FAW Group. Он также был потомком города Чаоху в провинции Аньхой, недалеко от Уху. Благодаря географической связи чиновник Уху заручился услугами Гэна. У этого опытного менеджера, конечно же, были все необходимые связи и опыт ведения переговоров на высшем уровне. И он очень хорошо знал FAW Group, одного из «трех крупных производителей», за которым Wuhu City ухаживал как за потенциальным партнером.

Гэн Чжаоцзе поставил, и город Уху, FAW Group и производитель бытовой техники Янцзы совместно создали завод по производству шасси FAW Yangzi в Уху. Этот завод начал производить в основном рамы для автобусов и грузовиков, технологии поставлял FAW. Однако FAW быстро потеряла интерес к проекту, поскольку качество и количество продукции были довольно разочаровывающими. В 1995 году крупный автопроизводитель в основном снова ушел, оставив еще один автомобильный проект Wuhu в затруднительном положении.

Однако завод по производству шасси продолжал работать и с годами постепенно расширял производство. Это был не автомобильный завод, который представлял себе город Уху, но он выжил, и в 2006 году город организовал сделку с другими акционерами. Завод был продан Chery Automobile, при этом FAW и Yangzi владеют несколькими акциями. Chery полностью переоборудовала завод и увеличила мощность до 80 000 легких грузовиков и автобусов в год.

Свежие лица

Из-за трех последовательных менее чем успешных проектов боевой сундук Уху был на исходе. К счастью, город получил некоторую помощь от провинциальных властей, в том числе и денежную. Это позволило помощнику мэра Чжану Сялаю получить повышение и на полную ставку возглавить проект по производству автомобилей в Уху. Хотя Занг является партийным бюрократом, ему нужен эксперт, который возглавит практическую часть операции.

Он выбирает для работы Инь Тунъюэ, еще одного менеджера FAW. Инь — директор мастерской совместного предприятия FAW-Volkswagen и многообещающий талант в рядах FAW. Он тоже из провинции Аньхой. Чжан убеждает Инь оставить свою многообещающую карьеру ради неопределенного приключения с помощью простого аргумента: зачем работать на иностранцев, если можно возглавить новую китайскую автомобильную марку? Инь соглашается и становится техническим директором автомобильного проекта Уху в 1996 году.

Yin Tongyue
Yin Tongyue

Чжан не дает Инь много работы. Средства сильно ограничены, поэтому Инь вынужден открыть магазин на заброшенном кирпичном заводе без отопления и кондиционирования воздуха. На банковском счете указано 300 000 юаней, что примерно соответствовало цене Volkswagen Santana в то время. Инь привел с собой нескольких коллег из FAW и начал работу по созданию автомобильной компании.

Все становится намного лучше, когда первоначальная работа кажется многообещающей, а город Уху и провинция Аньхой оказывают полную поддержку проекту. Автомобильный проект официально зарегистрирован 18 марта 1997 года как Anhui Auto Parts Co., Ltd., финансирование которого исчисляется миллионами. План довольно прост: сначала настроить линию по производству двигателей, создать производство комплектующих, а затем начать выпускать полноценные автомобили.

Перед этим компания должна была определиться с названием бренда. Обычно спонсируемые государством проекты просто выбирают географическую привязку в качестве названия своего бренда, но не в этом случае. У Жана и Инь было немало дискуссий по этому поводу, они попробовали несколько разных вариантов, но в итоге остановились на Chery. По-китайски это Qirui, что означает «необычайно благоприятное». Двое мужчин, вероятно, не возражали, что английское название было довольно близко к известному американскому бренду. Таким образом, проект Wuhu Automobile стал официально называться Chery Automobile Co., Ltd.

Покупка технологий

Не имея собственных технологий, у Chery не было другого выхода, кроме как искать технологии для продажи. Это была непростая задача, потому что международные производители автомобилей не были заинтересованы в сотрудничестве с неизвестным китайским стартапом. Какое-то время сборочная линия двигателей Seat кажется наиболее вероятным кандидатом на приобретение, но испанский бренд остановлен его немецким материнским предприятием Volkswagen. Итак, Yin Tongyue оказывается в Уэльсе, где Ford прекращает сборку стареющих двигателей Kent. Для приобретения производственной линии и патентов на дизайн необходимо не менее 30 миллионов долларов США.

История Chery (1/4) – родом из Уху

В Китае Chery строит новый завод для своего приобретения. Форд отправляет команду инженеров в Уху для установки всего оборудования. У Инь и инженеров вскоре возникли проблемы друг с другом, поскольку британский стиль работы не соответствовал ожиданиям китайцев. Инь отправляет их всех домой задолго до запуска производственной линии. Он и его собственная команда изучили все оборудование, перевели руководства и установили всю линию примерно за полтора года. После некоторых доводок и пробных запусков производство двигателей Chery началось 27 апреля 1999 года.

Пока все это происходило, Инь также поддерживал связь с Seat в Испании. Он хотел использовать шасси Volkswagen Jetta для автомобиля Chery, что неудивительно, учитывая его опыт работы в FAW-Volkswagen. В то время как FAW-VW, конечно, не собирался поставлять его, Seat построил свою модель Toledo на точно такой же основе, и эта модель подошла к концу своей жизни. Seat бросила вызов своей материнской компании и продала технологию Toledo компании Chery. В него не входили пресс-формы, поэтому Инь заказал новый набор у тайваньской компании. На основе испанского чертежа компания по изготовлению пресс-форм изготовила красивую копию кузова Seat Toledo.

18 декабря 1999 года с конвейера сошел первый автомобиль Chery Fengyun. Это был китайский Toledo с 1,6-литровым двигателем Ford. Chery также объявляет цену автомобиля — 88 000 юаней. Это примерно две трети стоимости китайского VW Jetta, который, по сути, представляет собой тот же автомобиль. Пока все хорошо, но возникла большая проблема: машину нельзя было продавать нигде за пределами провинции Аньхой, потому что у Chery не было национальной лицензии на производство.

История Chery (1/4) – родом из Уху

Начало работы

Из-за стратегии автомобильной промышленности на федеральном уровне Chery не могла получить производство политическими средствами. Единственная реальная возможность заключалась в том, чтобы объединиться с одним из «трех крупных производителей», которыми были FAW, Dongfeng и SAIC. Учитывая исторические связи, самым очевидным выбором было заключить сделку с FAW. Инь обратился к директорам FAW, но встретил холодный прием. Партнеру FAW, Volkswagen, не понравился автомобиль Chery, прямой конкурент Jetta с почти такой же технологией. Поскольку этот маршрут был заблокирован, а Dongfeng как убыточный производитель грузовиков совершенно не интересовался, SAIC была единственным кандидатом.

У Иня не было сильной позиции на переговорах, и SAIC довела его до предела. Шанхайская компания бесплатно потребовала 20% акций Chery Automobile в обмен на доступ к разрешению на производство SAIC. У Иня не было другого выбора, кроме как подчиниться, но он мог продавать автомобиль Chery по всей стране, начиная с начала 2001 года. В 2000 году Chery произвела 2 000 автомобилей, в декабре 2001 года счетчик показывал 30 000, а в начале 2003 года 100 000-й Chery сошел с производства.

Chery Fengyun, модель 2002 года
Chery Fengyun, модель 2002 года, которую можно было продавать по всей стране.

Этот впечатляющий рост застал всех врасплох и обострил отношения между SAIC и Chery. SAIC на самом деле не заботился об этом в первую очередь, они просто думали, что получили новый поток доходов бесплатно. Но когда Chery так быстро добилась успеха, это возбудило их интерес. Руководство Шанхая начало оказывать политическое давление на власти провинции Аньхой, чтобы они раскошелились на несколько акций Chery, принадлежащих SAIC. С другой стороны, Chery хотела избавиться от SAIC как можно скорее, потому что чувствовала себя ограниченной в своем потенциале. Спор продолжался два года, пока не было найдено решение. SAIC вернула акции Chery первоначальным владельцам, и Chery получила собственную лицензию на производство.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»