История брендов

История Пикапы и внедорожники (3/5) — Shuguang и Huanghai


Из немногих оставшихся небольших производителей пикапов в Китае Huanghai, вероятно, является самой известной торговой маркой. Частично известность имени объясняется тем, что компания пережила два славных периода в качестве успешного производителя автобусов. В промежутке было много неприятностей. Huanghai происходит из города Андонг в провинции Ляонин на севере Китая и принадлежит к самым ранним производителям автомобилей в стране. Shuguang из того же города, но это частная компания с гораздо более короткой историей. Как пересеклись пути двух компаний, мы узнаем чуть позже.

Рожденный от войны

Андон — город на границе с Северной Кореей, и мы начинаем рассказ с другой стороны. После капитуляции Японии, положившей конец Второй мировой войне, Корея была разделена на две части. Русские заняли северную половину, а союзные войска — южную. В 1948 году обе части стали независимыми государствами и сразу же заявили о своей власти над всей корейской землей. Нарастание напряженности неизбежно привело к войне, когда северные войска перешли границу в 1950 году.

Ситуация в Корее была частью более крупного геополитического конфликта из-за влияния в Азии. В то время как Организация Объединенных Наций отказалась признать Северную Корею или Китайскую Народную Республику, русские наложили вето на признание Южной Кореи и Китайской Республики (Тайвань). Формально Корейская война велась между Северной Кореей при поддержке России и Южной Кореей при поддержке ООН. На практике русским помогал Китай, в то время как силы ООН почти полностью состояли из американских войск. Конфликт заканчивается в 1953 году учреждением демилитаризованной зоны между двумя Кореями.

Поскольку Китайская Народная Республика существует только с 1949 года и еще не построила плотную сеть институтов, Корейская война начинается в неловком начале ее истории. Помощь Китая русским заключается в спешном развертывании военных действий в северных провинциях. Двумя из этих предприятий являются Авторемонтный завод и 2-й Авторемонтный завод в городе Андонг, принадлежащие Народной добровольческой армии Китая. Обе мастерские созданы в 1951 году и занимаются ремонтом или обслуживанием техники и вооружения, поврежденных во время войны.

После войны, в апреле 1955 года, обе мастерские сливаются и становятся Авторемонтным заводом Андон, все еще находящимся под контролем Добровольческой армии. В декабре 1958 года армия передает контроль над заводом властям провинции Ляонин, и из-за этого ремонтный бизнес сокращается. Чтобы компенсировать потерянную рабочую силу, мастерская начинает производить автомобильные детали, такие как гильзы цилиндров, клапаны и поршни. И они также начинают сборку грузовика Jianshe 51, 2-тонного грузовика, разработанного Hayang Arsenal в Чунцине. В настоящее время Jianshe более известен как производитель мотоциклов, имеющий совместное предприятие с Yamaha. Изменения в бизнесе, конечно же, требуют нового названия: Andong Auto Parts Factory.

Обретение мира с FAW

Сборка грузовика Jianshe — дело краткосрочное. В пятидесятые годы Andong Auto предоставила несколько инженеров и техников для крупного автомобильного проекта Китая в соседней провинции Цзилинь, First Auto Works. FAW начинает производить автомобили Hongqi и грузовики Jiefang. Andong Auto начинает модифицировать грузовики Jiefang, превращая их в самосвалы или автоцистерны. Это конец полной сборки автомобилей, Andong Auto теперь является заводом по модификации.



Есть единственная фотография легкового автомобиля, произведенного Andong Auto, дата неизвестна, но, вероятно, около 1960 года. Показанный автомобиль является копией первого легкового автомобиля FAW, Dongfeng CA71. Andong Auto поставила на него новый блок фар. Этот автомобиль, как и автобус на той же фотографии, не доходит до серийного производства.

В 1960-х годах Andong Auto производит широкий спектр модифицированных грузовиков Jiefang CA10 для специального использования, сельскохозяйственных самосвалов и запасных частей для нескольких автомобилей. В 1965 году город Андонг был переименован в город Даньдун, что изменило название автомобильного завода: Завод модификации автомобилей Даньдун.

От модификации к репликации

В конце шестидесятых годов в провинции Ляонин было несколько небольших автомобильных заводов, и власти хотели продвигать отрасль под единым узнаваемым брендом. Так что на короткое время в начале семидесятых годов под маркой Ляонин было выпущено несколько автомобилей разных заводов. Ляонин № 1 был легким грузовиком от Linghe (бывшая тюремная фабрика), № 2 был легким грузовиком от Shenyang Auto (предшественник Jinbei), а № 4 и 5 были производными от BJ212 автобусной ремонтной компании и машинный цех в Даляне. № 3 и 6 были произведены Dandong Auto.

Dandong Auto Trial выпускает Liaoning No. 6 в 1971 году. Трудно найти какие-либо подробности, но для меня тяжелый внедорожник выглядит как копия Dongfeng EQ240. Мы знаем немного больше о № 3, потому что это копия первого грузовика, независимо разработанного в Китае, Huanghe JN150. Huanghe (Желтая река) является предшественником Sinotruk. Бренд Ляонин существует недолго, и большинство автомобилей переименовываются их производителями. Dandong Auto называет улучшенную версию № 3 Huanghai (Желтое море) DD151. Насколько я понимаю, это первое появление бренда Huanghai.

На протяжении семидесятых годов компания Dandong Auto производила комбинацию модифицированных автомобилей и грузовиков Huanghai, выпускавшихся в 8-тонной (DD151) и 12-тонной (DD160/161) версиях. Примерно в 1980 году Dandong Auto производит около 1000 таких грузовиков в год. Вдобавок ко всему, он также переоборудует грузовики Jiefang и нечетные Dongfeng.

Смена отрасли

На базе шасси DD151 компания Dandong Auto в 1981 году представляет новый продукт: городской автобус. Это продукт, который сделает имя Huanghai узнаваемым. В то время в северной части есть два производителя автобусов: Harbin Bus и Longjiang Bus. Эти компании производят автобусы довольно низкого качества, и в течение восьмидесятых годов Huanghai захватывает все большую часть рынка автобусов для общественного транспорта. В то же время производство грузовиков и модифицированных транспортных средств постепенно сокращается, и к концу десятилетия Huanghai в основном занимается производством автобусов. Кстати, новинка влечет за собой еще одну смену названия фабрики. В 1983 году он становится автомобильным заводом Даньдун.

Это начало первого периода славы Huanghai. К началу девяностых Huanghai полностью затмила своих конкурентов на рынке автобусов и стала доминирующей силой в северном Китае. И Huanghai успешен не только на своем заднем дворе. Компания хорошо продается по всему Китаю (занимая 65% рынка) и экспортирует свою продукцию в такие страны, как Перу, Россия или Филиппины.

Каким-то образом успех вселяет в компанию чувство самоуспокоенности. Тяжелая работа и крупные инвестиции 1980-х годов не повторятся в следующем десятилетии. Поскольку все больше конкурентов нацелено на рынок, Huanghai продолжает полагаться на свою устаревшую продукцию. Его впечатляющая доля рынка быстро падает. В 1997 году она составляла 40%, год спустя чуть более 20%, а вступление в новое тысячелетие составляет лишь 5% доли рынка. Huanghai находится на грани краха.

Блестящий кусочек среди кучи ржавчины

Провинцию Ляонин иногда сравнивают с ржавым поясом в сердце Америки. Это был один из первых районов Китая, где началась индустриализация, в основном тяжелая сталелитейная и горнодобывающая промышленность. Но после экономических реформ, последовавших за Культурной революцией, этот район застрял в упадке. Экономическая деятельность переместилась в район восточного побережья между Шанхаем и Гуанчжоу, ориентируясь на более передовые отрасли. Но даже в этих условиях некоторые старомодные отрасли могут стать конкурентоспособными.

В 1984 году Ли Цзиньдянь основывает завод автозапчастей Dandong Shuguang со стартовым капиталом в 70 000 юаней и небольшим техническим персоналом. Фабрика Ли вращается вокруг единственного продукта: осей. Так что вы можете назвать это предприятием «старомодной» сталелитейной промышленности. К 1988 году Shuguang производит 10 000 осей в год и сменила название на Dandong Shuguang Axle Factory.

Сюжетное решение приходит, когда Ли Цзиндянь решает самостоятельно разработать систему подвески для легких грузовиков. Система состоит из независимой передней подвески с винтовыми пружинами и ведущего заднего моста с листовыми рессорами. Подвеска может использоваться для самых разных транспортных средств, таких как легкие грузовики, фургоны и минивэны, пикапы и внедорожники, а также минивэны и грузовики. Эта подвеска оказалась очень удачным продуктом, используемым многими отечественными автомобильными компаниями.

Производство осей Shuguang растет экспоненциально. Многие компании покупают или изготавливают оси у Shuguang. И это не ограничивается Китаем, вскоре международные компании будут производить свои конструкции (предположительно по гораздо более низкой цене) производителем осей Dandong. Shuguang быстро расширяет ассортимент продукции, связанной с шасси. Он производит свои собственные корпуса дифференциалов и производит детали шасси, подвески и рулевого управления, а также тормоза.

Пикапы с ЧПУ3 Ось Shuguang SG1020 800x515 — The Big Read — Пикапы и внедорожники (3/5) — Shuguang и Huanghai
1.000.000-я ось SG1020 собственной разработки

Быстрое развитие предприятия Shuguang требует некоторых организационных изменений. В 1993 году Liaoning Shuguang Group Co., Ltd. становится холдинговой компанией всех видов деятельности, и в то же время завод по производству осей официально регистрируется как Dandong Shuguang Axle Co., Ltd. В 1997 году Shuguang становится крупнейшим производителем осей в Китае, а несколько лет спустя становится важным мировым игроком. Холдинговая компания Shuguang Group воспользовалась случаем и успешно провела листинг на Шанхайской фондовой бирже в декабре 2000 года.

Таким образом, Shuguang доказывает, что традиционное предприятие по обработке железа может стать неожиданной историей успеха даже в поясе ржавчины Китая.

Консолидация автомобильной промышленности Даньдуна

Между тем, автомобильный завод Даньдун, производящий автобусы Huanghai, по-прежнему испытывает серьезные проблемы. Настолько, что в 2001 году компания фактически становится неплатежеспособной и ее нужно спасать. Местное правительство, которому принадлежит фабрика, принимает очень логичное решение: Шугуан должен стать частью реорганизации. И с этим Huanghai приватизирован. Местные власти создали комитет под названием Liaoning Huanghai Automobile Group, которому принадлежит 49% акций автобусного завода. Остальное продано Shuguang Group. Автобусный завод также получает новое название: Dandong Huanghai Automobile Co., Ltd.

Под руководством Shuguang Huanghai начинает серьезную реорганизацию. Так что можно подумать, что худшее уже позади, но в середине 2003 года Huanghai закрывается на несколько месяцев из-за заражения персонала атипичной пневмонией. В течение года долг только увеличивается. По этой причине Ли Цзиндянь сам берет на себя управление и проводит еще более радикальные реформы, сокращая расходы и внедряя новые продукты. И, наконец, прилив меняется. Продажи и доходы Huanghai снова идут вверх, и в конце туннеля появляется свет.

Huanghai отказывается от туристических автобусов и автобусов дальнего следования и осторожно переключается на городские автобусы. Вторая славная эра компании начинается в 2005 году, когда она неожиданно выигрывает тендер на поставку автобусов для Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Победившая заявка снова привлекла внимание к бренду, дав Huanghai возможность полностью изменить свой общественный имидж.

Между тем, в 2001 году Shuguang создала дочернюю компанию под названием Shuguang Special Vehicle. Эта компания была создана, чтобы воспользоваться преимуществами опыта Shuguang в области шасси и перейти к бизнесу комплектных транспортных средств. Первый автомобиль — легкий грузовик, но в 2003 году компания выпускает внедорожник. Названный Тяочжан на китайском языке, он имеет несколько названий на английском языке, в основном обычно Челленджер. Он, как и многие конкуренты, оснащен кузовом Foday, вдохновленным Isuzu, и двигателями Mitsubishi. Что еще более интересно, Shuguang также выпускает 2-дверную версию с короткой колесной базой, которая называется Runway.

Марка автомобилей Shuguang имеет короткий срок службы. В декабре 2006 года Shuguang передает производственную линию и многие другие активы компании Special Vehicle компании Huanghai. Теперь вещи снова красиво разделены. Shuguang производит автозапчасти, а Huanghai производит транспортные средства в сборе.

Последняя автобусная остановка

После заявки на участие в Олимпийских играх в Пекине Huanghai подписывает соглашение о техническом сотрудничестве с немецкой компанией MAN. Сделка в основном касается технологий для низкопольных городских автобусов. С новой силой Huanghai атакует рынок, и на какое-то время они снова очень успешны. Новая серия городских автобусов продается очень хорошо, более 5000 штук в год — это новая высота для бренда. На фоне успеха Shuguang увеличивает свою долю в Huanghai почти до 97%, оставив властям Даньдуна лишь несколько акций.

Пока мы скоро обратим внимание на легковые автомобили, давайте просто закончим историю с автобусом. Поскольку Huanghai отказывается от сегмента автобусов дальнего следования, он только начинает набирать обороты. С ростом благосостояния в стране и ростом числа туристов спрос быстро растет. Однако Хуанхай придерживается общественного транспорта. Какое-то время у них все хорошо, но они испытывают растущую конкуренцию. Yutong опережает Huanghai в качестве продавца номер один в стране в 2008 году, а в начале 2010-х другие быстрее реагируют на переход на электрические автобусы.

Продажи снова падают, примерно до тысячи в год, но иногда компания получает несколько крупных заказов. Huanghai по-прежнему производит автобусы, но теперь это небольшая компания, которой далеко до прежней славы.

Марка автомобилей Huanghai

Первые автомобили Huanghai появляются в 2007 году, начиная с обновленной версии Shuguang Challenger. Есть также внедорожник Aurora (Aolong) и пикап Antelope (Aolin). Они были запущены как Shuguang всего двумя месяцами ранее, но на самом деле поступили в производство как Huanghai. Оба построены по тем же принципам, что и Challenger. Настоящая новость, однако, — это внедорожник Landscape (Qisheng) и пикап Plutus (Dachaishen).

Мы можем быть кратки о Plutus, так как мы встречали ту же машину несколько недель назад в статье о JAC и Anchi. Пикапы Anchi и Plutus во многом идентичны, включая два разных стиля кузова, имитирующие грузовик Isuzu или Chevrolet соответственно. Ландшафт — это внедорожник на той же платформе и в основном с такими же двигателями. У него другой вид, но не совсем оригинальный. Пейзаж очень похож на переднюю часть Hyundai Sante Fe, слитую с задней частью и интерьером Kia Sorrento. Это производит настоящий фурор. Huanghai не улучшает ситуацию, когда полтора года спустя они обновляют ландшафт: передняя часть Hyundai заменена на нос, похожий на Mercedes.

К 2009 году Huanghai добилась значительных успехов на рынке. Пикапы продаются быстрее всего, около 60 000 штук в этом году. Внедорожники немного отстают с 10 000 продаж. Huanghai добавляет новые мощности с дополнительной выделенной линией для внедорожников, готовясь к дальнейшему росту.

Следующая машина Хуанхая снова привлекает внимание по совершенно неправильным причинам. Ландшафт V3 весьма очевидным образом напоминает Lexus RX. Никто не пытается скрыть тот факт, что тело является полной копией. Технически автомобиль по-прежнему тесно связан с Ландшафтом F1, обновленной версией оригинального Ландшафта. Иногда эти копии работают, но в случае Хуанхая это не так. Продажи внедорожников отстают от продаж пикапов, всего на несколько тысяч единиц в год. Даже значительное снижение цен не могло изменить его состояние.

Вместе со звукоснимателями Huanghai добавляет еще две модели наряду с Antelope и Plutus. Меньший из двух называется Major (Xiaochaishen) и выглядит вдохновленным Toyota Tacoma. Более крупный Prince (Wangzi, также называемый Plutus mk.2) имеет переднюю часть, напоминающую VW Amarok. Опять же, технически не так много нового, но с этой линейкой Huanghai сохраняет свою позицию производителя пикапов среднего размера.

Новое поколение

До сих пор у всех автомобилей Huanghai была одна тема: все они имеют некоторые элементы дизайна, заимствованные у более известных брендов. Однако в 2014 году компания вносит радикальные изменения. Он представляет свой автомобиль второго поколения, пикап под названием N1. И на этот раз корпус оригинального дизайна. Фактически, N1 сильно отличается от предыдущих автомобилей. У него приятный, строгий вид и сильный брендинг с сокращенным названием HHN1 большими буквами на решетке радиатора.

N1 знаменует собой новую главу для Huanghai. Менее чем через год компания постепенно отказывается от всех своих старых продуктов и полностью полагается на новый автомобиль. N1 — это базовый пикап среднего размера с новым шасси и свежим дизайном. Чуть позже следует роскошная версия под названием N1S. И это только первый шаг к пикапу Huanghai второго поколения. Бренд регулярно выпускает новые версии. Над N1 расположены N2 и N2S 2015 года с более спортивным стилем. N3 2017 года приобретает более суровый вид, а Huanghai возглавил модельный ряд с N7 в 2019 году. Этот пикап позиционируется как «грузовик в американском стиле», что отражено в его стиле.

Несмотря на современный внешний вид и лучшее качество, пикапы N-серии не выводят Huanghai на вершины списков продаж. Около 20 000 продается каждый год, а это означает, что Huanghai теперь довольно небольшой бренд. К модельному ряду также присоединяется фургон под названием Raytour (Ruiti).

На протяжении многих лет Huanghai время от времени вносит небольшие изменения, но многое остается неизменным в течение длительного времени. Прошло уже почти восемь лет, и можно ожидать, что появится новая модель, но у Huanghai нет средств. Так что с тех пор N-серия сильно переработана и выпущена под новыми именами. N1 стал Маленькой Коровой (Xiaoniu), Большой Коровой N1S (Daniu), Бизоном N2S (Yeniu), Тельцом N3 (Jinniu) и Быком N7 (Mengniu).

Хаутай делает беспорядок

Хотя в цифрах продаж Huanghai нет ничего особенного, бизнес компонентов Shuguang по-прежнему идет очень хорошо. Однако автомобильный бизнес приносит убытки, и родитель Шугуан знает, что нужно что-то делать. Так, в 2017 году они продали около 20% акций Liaoning Shuguang Group компании Hawtai Automobile в попытке укрепить бизнес. Hawtai становится крупнейшим акционером, в то время как основатель Li Jindian владеет лишь 1% акций компании.

Hawtai — частный производитель автомобилей, основанный бизнесменом из Внутренней Монголии по имени Чжан Сюген. О Hawtai можно рассказать достаточно, чтобы оправдать собственную историю автопроизводителя (возможно, когда-нибудь в будущем), но пока я буду придерживаться краткого изложения. Hawtai начал производить автомобили на основе лицензионной технологии Hyundai в 2002 году. Копия Santa Fe продавалась довольно хорошо, и Hawtai выглядел как еще один успешный новый автомобильный бренд. Компания вложила значительные средства в технологию дизельных двигателей, а затем диверсифицировала деятельность в области добычи угля, банковского дела и недвижимости.

Поворот произошел в 2019 году, когда Hawtai объявил дефолт по крупной облигации. Последующие расследования показали, что компания была построена на огромной сумме долгов и была в основном неплатежеспособной. Это было началом многих судебных исков и длительного судебного процесса, который длится до сих пор. У компании есть несколько судебных исков против нее, требующих процедуры банкротства. В 2019 году компания Hawtai прекратила производство автомобилей, и с тех пор автомобили не производились и не продавались. В результате судебного процесса ее пакеты акций, в том числе в Shuguang Group, были заморожены.

Замораживание пакета акций означает, что его нельзя продать, чтобы защитить кредиторов акционера от злонамеренных сделок. Это проблема для Shuguang. Они знают, что Hawtai не хочет (и не может) вкладывать деньги, но найти новых акционеров или инвесторов вряд ли возможно. Кто захочет инвестировать в компанию, чей крупнейший (и контролирующий) акционер по уши в юридических процедурах и находится на грани краха? Таким образом, Shuguang и Huanghai управлялись как постоянные предприятия, но с ограниченным бюджетом и небольшими возможностями для крупных инвестиций.

Судебный процесс в отношении Хаутая идет уже почти третий год, и новостей по этому делу практически нет. Неизвестно, ожидается ли какое-то решение. И пока эта проблема не будет решена, Шугуан и Хуанхай будут существовать в каком-то подвешенном состоянии, имея мало возможностей освободиться от мертвой хватки. Пока они выживают, но будущее далеко не определено.

За две недели

Ваш писатель на следующей неделе в краткосрочном отпуске, поэтому следующая статья должна быть опубликована через две недели. Затем мы обратим внимание на другую компанию, пытающуюся не упасть с финансовой полосы: Changfeng Liebao, производителя внедорожников Leopard.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»