История брендов

История Chery (4/4) – пионер электромобилей


Последний эпизод истории Chery. Как и большинство государственных компаний, Chery создала несколько совместных предприятий, так что на это стоит обратить внимание. И как бы маловероятно это ни звучало, учитывая нынешний состав, Chery была настоящим пионером NEV. Итак, это еще один интересный момент. Статья завершается некоторыми событиями на корпоративном уровне.

Квантовая экономика

Как упоминалось на прошлой неделе, Chery создала совместное предприятие с некоторыми израильскими инвесторами для создания бренда Qoros. Это может показаться довольно удивительным, поскольку в Израиле нет какой-либо заметной автомобильной промышленности, но есть несколько очень богатых людей. Одним из них был Шауль Айзенберг. Он был евреем польского происхождения, но его семья в 1930-е годы жила в Мюнхене (Германия). Еще подростком Айзенберг и его семья бежали из нацистской Германии в 1938 году и оказались сначала в Шанхае, а чуть позже в Токио.

Во время Второй мировой войны Айзенберг работал фабричным рабочим в японской промышленности, но после войны он участвовал в восстановлении страны. Он начал торговать сталью для японской промышленности, импортировать сырье из США и экспортировать готовую продукцию в Индию. Позже он расширил свой бизнес, включив в него больше азиатских стран, особенно Южную Корею. Айзенберг стал ключевой фигурой в развивающейся торговле между Азией и Израилем, а также некоторыми другими западными странами.

Айзенберг стал богатым человеком и использовал свое богатство для основания Израильской корпорации в 1968 году с помощью правительства Израиля. Israel Corp была первым в стране фондом акций, целью которого было привлечение иностранных инвестиций и поддержка местной промышленности. Компания даже получила 30-летнюю налоговую льготу, названную законом Айзенберга. Israel Corp сначала инвестировала в судоходство и нефтепереработку, но позже расширила свою деятельность до широкого круга видов деятельности. Айзенберг умер в Пекине в 1997 году, оставив после себя огромное состояние.

К сожалению, его наследники (жена и дети) поссорились из-за наследства и в результате продали контроль над израильской корпорацией другой богатой израильской семье, братьям Офер. Сэмми и Юли Офер основали Ofer Brothers Group как судоходную компанию в начале 1950-х годов. Позже они освоили множество различных сфер бизнеса (авиация, недвижимость, высокие технологии, средства массовой информации). В 1998 году компания Ofer Brothers приобрела контрольный пакет акций Israel Corp.

Старшим сыном Сэмми был Идан Офер. Он начал свою карьеру в 1980-х годах в семейном судоходном бизнесе, работая в Гонконге. Позже он основал собственную судоходную компанию Quantum Pacific Group. Когда компания Ofer Brothers приобрела Israel Corp, Идан стал председателем и членом совета директоров. Когда оба брата-основателя умерли в 2011 году, компания Ofer Brothers разделилась между Иданом и его братом Эялем. Эял унаследовал бизнес в сфере недвижимости и финансов (теперь он называется Ofer Global), Идан получил судоходный бизнес (теперь XT Group), а Israel Corp.



В 2007 году компания Israel Corp под руководством Идана Офера и Chery Automobile основали совместное предприятие под названием Chery Quantum Automotive Company, намеревающееся производить глобальный автомобильный бренд в Китае. В 2011 году, после слияния Quantum Pacific с XT Group, совместное предприятие сменило название на Guanzhi Automobile. Английский перевод Гуанжи — Корос. Последняя примечательная деловая сделка: в 2014 году Israel Corp выделила часть своего портфеля в новую компанию под названием Kenon Holdings. Кенон сосредоточил свое внимание на автомобильном и энергетическом секторах и, таким образом, приобрел пакет акций Qoros.

Автомобили Qoros

От основания совместного предприятия до начала продаж прошло не менее шести лет. Не совсем китайская скорость. Но Корос поступил немного иначе, начав с нуля. Компания привлекла опытных инженеров западных производителей автомобилей, в первую очередь дизайнера BMW-Mini Герта Хильдебранда, и наладила техническое сотрудничество с Magna Steyr для целей разработки и производства. В Чаншу (провинция Цзянсу) был построен новый завод, строительство которого было завершено в конце 2011 года. На церемонии открытия Qoros также показала свой первый прототип.

Этим прототипом стал седан Qoros 3, представленный на Женевском автосалоне в 2013 году. Продажи в Китае начались в декабре того же года. Qoros 3 был по-настоящему современным автомобилем с недавно разработанной платформой и двигателями серии Chery-ACTECO. В отличие от предыдущих попыток, Qoros 3 стал первым китайским автомобилем, получившим полные пять звезд по программе безопасности Euro-NCAP. Корос планировал продать автомобиль в Европе, но, за исключением небольшого пилотного проекта в Словакии, этого так и не произошло.

Вскоре у Qoros 3 появилась версия хэтчбека. С ростом популярности кроссоверов компания Qoros добавила варианты с увеличенным дорожным просветом для обоих типов кузова. У хэтчбека появился брат City SUV, а седан с пластиковой обшивкой и колесами большего размера получил название GT. Настоящий кроссовер-внедорожник появился в конце 2015 года, а поставки начались в марте 2016 года. Qoros 5 поделился своей технологией с моделью 3, но имел кузов внедорожника, о котором очень заботились.

К сожалению, ни 3, ни 5 не продавались очень хорошо. В 2016 году общий объем продаж составил чуть более 24 000 автомобилей. Вряд ли удовлетворительно для бренда, который должен был стать массовым брендом. Поскольку новых продуктов в разработке не было, переименование Chery внезапно стало возможным. В 2017 году Qoros показал Янг — обновлённый Chery Tiggo-7. События на корпоративном уровне запретили внедрение автомобиля. Однако заинтересованные покупатели могут получить его, как Chery Tiggo-7 Fly.

Baoneng Group берет на себя управление

В январе 2018 года застройщик Baoneng Group приобрел 63% акций Guanzhi Automobile, оставив Chery 25% и Kenon Holdings всего 12%. Как и у ее более крупного конкурента Evergrande Group, у Baoneng был амбициозный план выхода на автомобильный рынок. Чтобы подчеркнуть эти амбиции, Baoneng также приобрела Changan-PSA (где производились модели DS для Китая) в начале 2020 года. Затем она разработала стратегию создания нескольких заводов по всей стране и перехода на автомобили с новыми источниками энергии.

Первая и пока единственная модель, разработанная Baoneng, представляет собой именно автомобиль с ДВС. Позже в 2020 году Baoneng представила Qoros 7, более крупный и полностью переработанный внедорожник на базе Qoros 5. Модель 7 мало что изменила судьбу бренда Qoros. Как и Evergrande, девелоперское подразделение Baoneng Group не смогло выплатить некоторые кредиты и столкнулось с финансовыми проблемами. Многочисленные заводы, которые в любом случае казались схемой приобретения прав на землепользование, были закрыты, а производство моделей Qoros подошло к концу.

В начале 2022 года компания Baoneng неожиданно показала две новинки: внедорожник Qoros GX5 и седан Qoros 6. Сообщается, что оба находятся на стадии подготовки к производству. Несколько месяцев спустя Баоненг отказался от названия Qoros в пользу новой марки BAO, но больше эти две машины больше не появлялись. Вместо этого в объявлениях MIIT появился небольшой мини-электромобиль под названием U-Belief A3 (Youbaoli), но он еще не был выпущен на рынок. Baoneng по-прежнему производит седан DS 9 для Stellantis и европейского рынка, но шансы на то, что мы снова услышим о Qoros, BAO или U-Belief, невелики.

Другое совместное предприятие

В 2010 году появились слухи, что Jaguar Land Rover (JLR) может искать китайского производственного партнера. Два года спустя JLR подписала соглашение с Chery, и в Чаншу, том же городе, где располагался Qoros, началось строительство нового завода. Сделка была весьма значимой, поскольку JLR строит ряд автомобилей на полностью алюминиевой платформе — технология, которая еще не используется в Китае. Итак, с наладкой цепочки поставок и оснастки завода было немало проблем, но к середине 2014 года он заработал.

Chery JLR быстро представила ряд моделей, начиная с Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport в 2015 году. В 2016 году появился первый Jaguar — удлиненный седан XF. Затем последовал удлиненный седан XE в 2017 году и внедорожник E-Pace в 2018 году. В 2019 году на смену Evoque пришло второе поколение. Все эти модели до сих пор производятся.

Однако совместное предприятие не представляло никаких новых моделей с 2019 года. Evoque МК. 2 был последним. Более поздние модели, такие как новый Range Rover или новый Land Rover Defender, популярные на китайском рынке, являются импортными автомобилями. Из автомобилей местного производства только Evoque продается достаточно хорошо, а это означает, что завод работает значительно ниже своих мощностей. Глобальная стратегия JLR в последнее время не была очень последовательной, с множеством корректировок в зале заседаний и измененными планами, поэтому Chery JLR может оставаться в подвешенном состоянии еще какое-то время.

Пионер электромобилей

Судя по нынешнему модельному ряду, вы можете подумать, что в Chery Automobile не так уж много электрификации. А ведь всё наоборот, когда-то он был одним из пионеров. Первый электромобиль Chery еще имел свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы, вот как давно они появились. Но на самом деле, развитие первых усилий было тусклым, и Chery не является крупным игроком в сегменте New Energy. Что может скоро измениться.

Уже в 1999 году Инь Тонъюэ создал отдел исследований альтернативных двигательных систем. Позже, в 2008 году, этот отдел будет выделен в отдельное предприятие под названием Chery New Energy. Первые усилия были сосредоточены на альтернативных видах топлива, поэтому модель Fengyun на базе Seat Toledo стала доступна с двигателями, работающими на сжиженном нефтяном газе и сжатом природном газе. Chery также была одним из первых производителей, предложивших гибридную трансмиссию в модели A5/Cowin-3, а затем и в модели E5.

Chery New Energy воспитала некоторые импортированные таланты. Фан Юньчжоу, давний руководитель инженерного отдела по прозвищу «Мистер». Hybrid», покинул Chery в 2014 году после 16 лет работы. Он основал компанию Hozon Automobile, которая производит бренд Neta. Руководитель отдела продаж Цинь Лихун, возможно, даже более знакомое имя. Он объединился с Ли Бином и стал одним из сооснователей Nio.

Первый электромобиль Chery, оснащенный свинцово-кислотными аккумуляторами, представлял собой электрифицированную версию оригинальной модели QQ и появился в 2009 году. Chery также выпустила электромобильную версию QQ второго поколения, появившуюся в 2014 году. Он продавался как автономная модель Chery eQ. Первый специализированный электромобиль, небольшой городской автомобиль с 2 или 4 сиденьями, появился в 2016 году и должен был называться Ant. Это прозвище прижилось, и хотя его настоящее имя — eQ1, его обычно называют «Маленький Муравей» (Xiaomayi). Продажи eQ1 неожиданно выросли в 2019 году, когда он стал одним из очень немногих мини-электромобилей, которые все еще имели право на освобождение от налогов после изменения правил.

Программа электромобилей Chery была сосредоточена в основном на этих небольших автомобилях, хотя она также электрифицировала Arrizo-5 (2107) и Tiggo-3X (2019). Но в основном они предназначались для профессионального рынка (такси, прокат автомобилей). Однако в 2020 году Chery вышла на рынок с моделью eQ5, также называемой Big Ant (Damayi). Вероятно, это самый недооцененный электромобиль в Китае, поскольку в нем использован опыт Chery с JLR. eQ5 имеет полностью алюминиевую конструкцию, как у Jaguar и Nio, но продается по ценам, далеким от этих брендов. Из-за неутешительных продаж в начале этого года eQ5 был обновлен до eQ7.

После огромного успеха Wuling Hongguang Mini EV, Chery возобновила свои усилия в сегменте городских автомобилей. В 2021 году компания представила мороженое QQ, которое представляет собой едва замаскированную копию Wuling. Год спустя над Little Ant появилась чуть более крупная и роскошная модель под названием Wujie Pro (иногда переводится как Unbounded Pro). Эти маленькие автомобили по-прежнему составляют основную часть продаж электромобилей Chery.

Но ситуация скоро изменится. Chery New Energy представила новую гибридную архитектуру плагинов для нескольких своих брендов, чтобы удовлетворить растущий спрос Китая на эти автомобили. У компании также появится собственный полностью электрический бренд iCAR, запуск которого ожидается в ближайшее время. Премиальный бренд Chery Exeed анонсировал линейку электромобилей под суббрендом Sterra. И последнее, но не менее важное: Chery будет производить несколько электромобилей для Huawei под брендом Luxeed. Таким образом, потеряв свое первоначальное преимущество перед многими китайскими стартапами по производству электромобилей, электромобили Chery могут вскоре снова оказаться в центре внимания.

Стратегия расширения

Общий объем производства Chery долгое время оставался на уровне 700 000 автомобилей в год, но два года назад преодолел барьер в 1 миллион и продолжает расти. Как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Итак, как и другие, Chery ищет возможности расширения мощностей. Благодаря сделкам с местными властями компания реализовала новые заводы и приобретет существующие.

В последнем эпизоде ​​мы видели, как Chery использовала средства местного правительства для строительства нового завода в провинции Сычуань под залог автомобиля Kaiyi. Примерно в 2020 году компания заключала аналогичные сделки еще дважды. В провинции Шаньдун Chery создала совместное предприятие с Qilu New Energy Automobile, новым брендом, полностью принадлежащим провинции. Qilu продемонстрировала свой собственный продукт Costin EC1, мини-электромобиль, тесно связанный с Chery eQ1. А в провинции Хэбэй она заключила аналогичную сделку с властями города Шицзячжуан, которые создали компанию Ruiteng New Energy Automobile. Руитенг (Радтен) показал интересный седан RT1, созданный на базе алюминиевой платформы Chery eQ5. Оба завода были построены, но Costin EC1 и Ratten RT1 так и не поступили на рынок.

В провинции Фуцзянь компания Chery заключила сделку с публичными владельцами некогда знаменитой марки Soueast. Chery будет поставлять новые продукты и переоснащать заводы, и как только определенные цели будут достигнуты, существующие владельцы Soueast передадут свои акции Chery. С начала года Soueast выпускает версию Jetour X70 с маркировкой Soueast DX8. Скорее всего это означает, что автомобили под брендом Jetour уже тоже производятся на заводе Soueast.

Последним пополнением мощностей Chery является компания Shandong Guojin New Energy Automobile, более известная как Sinogold. Это новый энергетический стартап 2016 года, который однажды попал в заголовки мировых новостей со своим первым автомобилем. Sinogold GM3 был точной копией Citroen Picasso, хотя и с электрической силовой установкой. Некоторое время GM3 продавалась относительно хорошо, но во время пандемии Covid у Sinogold возникли финансовые проблемы. Его спасли власти родного города Цзыбо. Судя по всему, у Chery с Zibo City аналогичная сделка, что и с владельцами Soueast. Компания Sinogold отказалась от GM3 и теперь производит Arrizo-5 EV, включая версию под собственным брендом (Sinogold Junxing). Интересно, что Costin EC1 некоторое время назад снова появился. Sinogold планирует выпускать автомобиль под названием Sinogold Tangguo.

По корпоративным связям

Chery – это по сути две компании. Chery Holdings — это большая группа, ведущая множество видов деятельности. У нее есть верфь, недвижимость, финансовое подразделение, логистические компании, горнодобывающая компания, крупный завод по производству запчастей, а также она владеет известным брендом тяжелого машиностроения Zoomlion. Раньше он принадлежал городу Уху, но начиная с 2010 года около 25% акций было передано в фонд сотрудников. Этот фонд почти на 90% принадлежит самому Инь Тонъюэ. Удивительно, но Chery Holdings не имеет прямого пакета акций Chery Automobile, второй компании.

Компания Chery Automobile находится в совместной собственности города Уху и провинции Аньхой, с небольшими долями участия в фондах прямых инвестиций. Chery Automobile контролирует всю деятельность Chery по производству автомобилей, включая Chery Commercial Vehicles (Karry), Chery New Energy и Chery JLR. Итак, Chery Holdings и Chery Automobile не связаны напрямую, но тесно связаны. У обоих в основном одни и те же владельцы, и Chery Holdings контролирует большую часть цепочки поставок и финансовых компаний.

За последние 25 лет несколько раз высказывались предположения об IPO той или иной компании. Но пока этого не произошло. Однако после трудного 2019 года (когда продажи автомобилей в Китае упали) у Chery возникла нехватка денег, и это стало началом серьезных изменений в собственности компании. Город Уху продал большую часть (47%) Chery Holdings компании Qingdao Wudaokou, формально являющейся фондом прямых инвестиций, но большая часть денег, вероятно, была предоставлена ​​городом Циндао. С тех пор Chery построила в городе свой второй суперзавод.

Завод был завершен в 2022 году, и это стало знаком для Qingdao Wudaokou снова частично выйти из строя. Они продали 20% своего пакета акций Chery Holdings компании Luxshare (Lixun) Precision. Кроме того, Luxshare также приобрела 8% Chery Automobile и 6% Chery New Energy. Возможно, компания нуждается в представлении. Luxshare была основана в 2004 году двумя братьями, которые раньше работали в Foxconn. Они скопировали бизнес-модель своего бывшего работодателя и стали производителем электронных компонентов. Luxshare преуспела и с тех пор вошла в цепочку поставок Apple, производя несколько компонентов для устройств Apple.

История Chery (4/4) – пионер электромобилей

В 2010 году Luxshare создала автомобильное подразделение, специализирующееся на жгутах проводов и разъемах. Это дало им точку опоры в китайском автопроме. Десять лет спустя они добавили подразделение интеллектуальной мобильности, которое расширилось до таких продуктов, как радары миллиметрового диапазона и контроллеры домена транспортных средств. Это подразделение умной мобильности, конечно, работает на быстрорастущем рынке с множеством будущих возможностей.

Помимо пакета акций, Luxshare также объявила о будущем совместном предприятии с Chery по производству электромобилей. После первоначального объявления новостей нет, но, как и Foxconn, Luxshare, похоже, намерена производить собственные автомобили. Как именно это произойдет, пока остается вопросом. Но название Luxeed, связанное с сотрудничеством Chery с Huawei, может иметь подсказку. Или, может быть, это не так.

Инь Тунъюэ, так долго определявшая курс Chery, приближается к пенсионному возрасту. Однако он, похоже, пока не собирается уходить на пенсию. После нескольких трудных лет Chery теперь оседлала волну китайских производителей на внутреннем рынке и постоянно расширяет свой глобальный экспорт. А с появлением Luxshare в качестве основного акционера компания больше не является по-настоящему государственной организацией, что открывает путь для дальнейших смешанных реформ. Chery часто поступала немного иначе, чем ее конкуренты, но на данный момент будущее выглядит светлым.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»