История брендов

История Chery (3/4) – Карусель мультибрендов


Chery A3 стал первым в Китае по-настоящему современным автомобилем собственной разработки. Это позволило бренду войти в десятку крупнейших китайских автопроизводителей, и амбиции на этом не остановились. Несмотря на хорошо принятую модель А3, Chery по-прежнему в глазах многих оставался бюджетным брендом. Чтобы изменить ситуацию, компания решила диверсифицировать портфель своих брендов.

Мультибрендовая стратегия Chery 

В 2009 году Инь Тонъюэ объявил о радикальных изменениях в стратегии компании, аналогично тому, как примерно в то же время это сделала Geely. Chery станет мультибрендовой компанией, представив три новых бренда. Подобная стратегия все еще присутствует на китайском рынке, где всегда кажется, что легче запустить новый бренд, чем модернизировать имидж существующего бренда. Здесь может сыграть роль отсутствие долгой автомобильной истории среди покупателей автомобилей.

В любом случае, имя Karry (Qirui) уже было известно как модель Chery, но Инь превратил его в торговую марку. Бренд Karry, основанный на приобретении FAW Yangzi Automobile, стал подразделением компании по производству легких коммерческих автомобилей. Помимо Youyi, фургона на базе технологии Seat Toledo, Карри также создал микровэн Youya. Youya ранее была известна как Chery V2. Вскоре после запуска бренда появилось больше микроавтобусов (Youpai, Yousheng и Youyou) и грузовиков (Youyin).

Главной попыткой Chery отказаться от малобюджетного имиджа стал бренд Riich (Riuqi). Он был создан, чтобы предлагать более престижные версии автомобилей Chery с отличительным дизайном и лучшими характеристиками. Первый Riich M1 был адаптирован на основе весьма успешной модели Chery QQ3. Как и серия QQ, версия Riich выпускалась в нескольких вариантах кузова. Riich M5 был эквивалентом седана QQ6, а Riich X1 был кроссовером M1.

Рийх также взял Chery E5 (эволюцию A5/Cowin-3) и после некоторого рестайлинга назвал его G3. Самая крупная модель в линейке была даже эксклюзивной для бренда — Riich G6. Этот автомобиль был разработан как Chery A6, но никогда не производился как модель Chery. Автомобиль оснащен 2-литровым турбодвигателем ACTECO мощностью 200 л.с., что делает его самым престижным седаном компании. На короткое время Риич даже сделал его лимузин-версию, удлиненную до более чем 7 метров в длину, заменив более ранние лимузины Chery Fengyun.

Последним новым брендом был Rely (Weilin), формально являвшийся продуктом Chery Light Commercial Vehicles. Итак, это был бренд Karry, производивший в основном минивэны. Единственным предложением вначале был Rely V5, переименованный в Chery Eastar Cross. Вскоре после запуска бренда компания также представила прочный рамный внедорожник под названием X5, эксклюзивный для бренда Rely. Rely также выпустила фургон H-серии в нескольких размерах, с кузовом Toyota Hiace, купленным у одного из китайских лицензированных производителей.



Тем временем сама Chery постепенно переименовала все свои автомобили в Cowin, а затем и ряд, за исключением E5, серии QQ и Tiggo. Он также представил Fengyun-2, который заменит автомобили на базе Seat. Он больше не был построен на старой платформе Volkswagen, а использовал технологию серии A3. Fengyun был немного меньше и вписывался в модельный ряд ниже A3.

Быстрая перемена

Идея мультибрендовой стратегии заключалась в том, чтобы устранить имидж малобюджетных автомобилей Chery и позиционировать бренд как надежную альтернативу. Модели Riich должны подчеркивать техническое мастерство компании. Chery даже взяла Riich G5 с 2-литровым двигателем с турбонаддувом на Нордшляйфе Нюрбургринга. Машина объехала окрестности за время чуть меньше девяти минут. Немцы этого почти не заметили, но в Китае это стало хорошей рекламой. Раллийная команда Chery участвовала в ралли «Дакар» на автомобиле Rely X5.

И все же это не сработало. Одна из проблем заключалась в том, что распространение моделей вышло из-под контроля. Chery любила регулярно делать фейслифтинг и представлять все новые и новые варианты существующих моделей. В свое время компания разрабатывала не менее 100 различных моделей четырех брендов. Многие из них были замечены во время дорожных испытаний, но многие из них так и не поступили на рынок. Среди них было несколько моделей Riich, например купе-версия G6, и несколько разновидностей малой М-серии (QQ-производные). Кроме того, среднеразмерный внедорожник, разработанный как Chery Tiggo-6, но задуманный как Riich X6, так и не увидел свет.

История Chery (3/4) – Карусель мультибрендов
Riich Z5, купе на базе седана G6

Ситуации не помог тот факт, что продажи Chery достигли пика в 2010 году, но в последующие два года показали снижение. В конце 2012 года Инь Тонъюэ положила конец этому безумию. Весной 2013 года бренд Riich и Rely будет прекращен как бренд, и он сократит количество разрабатываемых моделей примерно до 30. В то же время Инь решил приложить больше усилий к моделям внедорожников и кроссоверов, помимо единственной модели Tiggo, которая была у Chery. в продаже.

Хотя бренд Riich действительно прекратил свое существование в апреле 2013 года, бренд Rely просуществовал немного дольше. Бренд сократил свою линейку только до фургонов серии H, и они продолжали продаваться как Rely до 2021 года. Затем серия H и бренд Rely также исчезли, поскольку Chery не удосужилась модернизировать фургон до уровня выбросов China 6. уровни.

Очередная попытка

Теперь можно подумать, что Chery извлекла уроки из этого опыта и сосредоточилась на том, чтобы сделать основной бренд более успешным. Но они этого не сделали. Практически сразу после убийства Рийха и Рели Chery вновь приступила к созданию новых брендов. В 2013 году появилась элитная марка Qoros, а год спустя Cowin, до этого называвшаяся моделью, стала самостоятельным брендом. На самом деле Qoros был совместным предприятием Chery и некоторых израильских инвесторов, и мы рассмотрим это на следующей неделе.

А пока мы рассмотрим бренд Cowin. В 2014 году Chery приобрела старый завод Народно-освободительной армии (Завод PLA 5720). Этот завод имел лицензию на производство, поскольку недолгое время в середине 1990-х годов выпускал несколько простых автомобилей под маркой Weier. Chery объединила завод PLA со своим собственным предприятием по производству автобусов и переименовала его в Wuhu Kaiyi Automobile, где Kaiyi было новым китайским названием Cowin.

Chery также начала строительство новой производственной площадки в Уху, получившей название «Проект Цзянбэй» по названию части города, в которой она располагалась. Как только Wuhu Kaiyi был основан, он снова объединился с этим проектом Цзянбэй. Это привело к привлечению инвестиционных фондов из провинции Аньхой и города Уху в качестве совладельцев, причем оба фонда также владеют частью самой Chery Automobile.

Хотя Cowin задумывался как низкобюджетный бренд, Chery не просто перенесла некоторые модели с истекшим сроком годности с основного бренда. По крайней мере, не изначально. Первый Cowin, серия C3, представлял собой новую разработку под названием Chery A2 и должен был продаваться как Chery E2/Riich G3. Однако Риич исчез, и Chery выбрала другое направление, так что субкомпактный седан и хэтчбек оказались на коленях у Ковина.

После этой первой машины Chery перешла на политику общих моделей. Следующими тремя Cowin были X3, X5 и E3. Соответственно Chery Tiggo-3, Tiggo-5 и E3. Между тем, Cowin также выпустил V3. Это был очень дешевый минивэн, немного похожий на минивэн Wuling Hongguang и являвшийся переименованием Karry K50. Таким образом, к концу 2017 года у Cowin был довольно полный ассортимент дешевых автомобилей.

В 2018 году Chery решила продать Cowin и Qoros, хотя решила сохранить миноритарную долю в обоих. Qoros был продан застройщику Baoneng Group, а Cowin оказался в руках города Ибинь в провинции Сычуань. Wuliangye Group, производитель спиртных напитков и совладелец Xinchen Engine, также проявила очень небольшой интерес к Cowin.

Продажа Cowin городу Ибинь фактически стала для Chery новым заводом. В то время автомобили Cowin продолжали собирать на заводе в Уху, а в Ибине строился новый завод. После завершения строительства завода в конце 2019 года не только компания Cowin (кстати, переименованная в Yibin Kaiyi Automobile) перенесла туда свои главные офисы, но и Yibin Chery Automobile переехала по тому же адресу. Как мы увидим на следующей неделе, Chery еще несколько раз будет использовать этот метод для обмена информацией о заводской застройке с городскими властями.

Когда город Ибинь взял под свой контроль бренд, он начал использовать китайское обозначение Kaiyi вместо устоявшегося английского названия Cowin. Модельный ряд также начал отклоняться от модельного ряда Chery. Конечно, все новые автомобили Kaiyi по-прежнему основаны на технологиях Chery, но бренд очень старался создать свой собственный дизайн. Под новым руководством появились три новых автомобиля: Xuanjie (Showjet, на базе Tiggo-5X), Xuandu (Arrizo-7) и E5 (Arrizo-e). V7 MPV был первым автомобилем не Chery, а прямым переименованием JAC Refine M3 Plus.

Экспортные бренды

Уже в 2001 году Chery начала экспортировать свои автомобили. В основном это произошло благодаря сирийскому автодилеру по имени Альбурудж. Владелец автосалона был в Шанхае на автошоу и заметил на дороге Chery Fengyun. Ему удалось связаться с Инь Тунъюэ и попросить продать ему 200 автомобилей. Инь, не убежденный в серьезности намерений сирийского джентльмена, согласился отправить 10 автомобилей на Ближний Восток. И остальное уже история.

Сирийский дилер оказался настроен очень серьёзно. Он продолжал заниматься бизнесом, по крайней мере, до начала гражданской войны в Сирии несколько лет назад. Он также расширил свой бизнес на некоторые другие страны Ближнего Востока. За короткое время Chery появилась на многих рынках Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Компания имеет около дюжины зарубежных сборочных заводов, часто являющихся совместными предприятиями с местными партнерами и обычно работающих на основе CKD-комплектов из Китая.

В 2003 году Chery стала крупнейшим экспортером автомобилей в Китае и оставалась на этой позиции очень долгое время. Только в этом году SAIC, похоже, отодвигает Chery на второе место. Большую часть времени Chery использовала собственную торговую марку для экспортируемых автомобилей, но в 2023 году изменила стратегию. С этого года автомобили Chery известны на экспортных рынках как Omoda или Jaecoo.

История Chery (3/4) – Карусель мультибрендов
Jaecoo

Jaecoo в основном обслуживает южное полушарие с переименованным Tiggo-9 (Jaecoo 9), а меньший Jaecoo 7 (на базе Chery Tansuo-6) вскоре появится. Первоначально бренд Omoda был эксклюзивным для России и продавал Chery Omoda-5 под новым брендом как Omoda C5. С момента начала войны на Украине Омода была объявлена ​​для некоторых европейских стран, Южной Африки и Мексики.

Возрождение Chery

После заброшенного мультибрендового проекта Chery попыталась возродить основной бренд, кардинально изменив модельный ряд. Вместо того, чтобы предлагать бесконечное количество моделей под разными названиями, Chery решила продавать линейку седанов под маркой Arrizo и серию внедорожников и кроссоверов под маркой Tiggo. За Арризо и Тигго последуют номера, обозначающие их место в модельном портфолио.

Диапазон Арризо было довольно легко понять. Первым полностью новым автомобилем Chery в 2014 году стал среднеразмерный Arrizo-7. В то же время Chery переименовала уже существующий субкомпактный E3 в Arrizo-3. Позже последовал промежуточный Арризо-5. Arrizo-3 и -7 снова исчезли примерно в 2019 году, но у 7, по крайней мере, появился преемник. Первоначально этот автомобиль назывался Arrizo-GX, но при первом рестайлинге был переименован в Arrizo-5 Plus. В 2022 году Chery добавила полноразмерный Arrizo-8 в верхнюю часть модельного ряда.

Одной из проблем Chery в 2014 году стало отсутствие продукции в быстрорастущем сегменте внедорожников и кроссоверов. У них был только Tiggo, который в 2014 году был переименован в Tiggo-3. Чтобы восполнить свой скудный модельный ряд, Chery переплатила. Помимо Tiggo-3, в последующие годы компания представила модели Tiggo под названием 3X, 5, 5X, 7, 7 Plus, 8, 8 Pro, 8 Plus и 9. Все эти автомобили Tiggo по-прежнему доступны, поэтому вместо одной одинокой модели Chery теперь предлагает десять различных вариантов кузова внедорожника длиной от 4,2 м до 4,8 м. Одиннадцать, если считать Omoda-5, вышедшую на рынок в прошлом году, и даже двенадцать, включая грядущий Tansuo-6.

И опять новые бренды

После того, как Chery продала контрольный пакет акций Cowin и Qoros в 2018 году, она снова вернулась к одному автомобильному бренду и одному бренду коммерческих автомобилей (Karry). Но Инь Тонъюэ по-прежнему увлекался представлением новых брендов, поэтому он сделал все это снова. В 2018 году Chery создала Jetour (Jietu) на замену Cowin, а год спустя добавила Exeed (Xingtu) в топ, практически новый Riich или Qoros. Jetour и Exeed пока производят только внедорожники, поэтому помимо 12 моделей Chery компания выпускает еще восемь внедорожников (и их производных) под суббрендом.

Это может показаться излишним, но в случае с Jetour это наконец сработало. О Jetour было объявлено в начале 2018 года, а первая модель будет поставлена ​​ближе к концу года. Этот автомобиль под названием Jetour X70 имел мгновенный успех. Он позиционировался как доступный внедорожник, уступая место популярным Tiggo-3 и 5, несмотря на то, что он был значительно крупнее. Модельный ряд X70 разросся до множества различных вариантов, включая купе X70, которое вообще не было купе.

Благодаря X70 Jetour стал одним из самых успешных брендов в истории с точки зрения роста продаж. С 40 000 единиц в первый год до более 186 000 в 2021 году. Jetour также помогла Chery Automobile впервые преодолеть барьер в 1 миллион автомобилей в год в 2022 году. Помимо X70, Jetour также продает более крупные модели X90 и X95, но эти модели ни в коей мере не столь успешны, как X70. В 2022 году Jetour выпустила меньшую модель Dacheng. Это было важно, поскольку благодаря архитектуре Куньлунь у Jetour появилась первая гибридная технология специализированной платформы и плагинов.

Бренд Exeed на другом конце спектра не смог повторить успех Jetour. Бренд оказался в центре внимания благодаря прототипу на Пекинском автосалоне 2018 года, но продажи начались только в апреле 2019 года. Exeed продает четыре разных внедорожника. LX (позже переименованный в Zhuifeng) — единственный автомобиль, использующий платформу Chery Tiggo (платформа Tiggo-7 второго поколения). Более крупный TX/TXL (позже Lingyun S/Lingyun) и топовый VX (позже Lanyue) использовали специальную платформу для Exeed. Эти автомобили появились в 2019 году. В 2023 году Exeed добавила Yaoguang, модель того же размера, что и TX/Lingyun.

В том же году у Exeed появился собственный суббренд. На Шанхайском автосалоне Exeed показала два полностью электрических прототипа под маркой Sterra. Sterra ET — еще один внедорожник, но Sterra ES — первый седан бренда. Sterra ES разделяет свою платформу и технологию с недавно представленным Luxeed S7, результатом сотрудничества Chery Exeed и Huawei.

iCAR, ярлык для всего

Если вы думали, что этих марок достаточно, значит, вы не знаете Chery. Есть один лейбл, который Инь Тонъюэ особенно любит: iCAR. Да, это похоже на продукт Apple, и на протяжении многих лет Chery использовала его для многих целей.

Название впервые появляется примерно в 2007 году. Chery собирает один из типичных пикапов, которые мы уже так часто видели, с кузовом «Chevy Silverado». В Китае этот пикап называется Aika, но оно происходит от его английского названия. Как вы уже догадались, iCAR. Позже пикап перешел под бренд Karry, а на смену ему пришел пикап на платформе Rely X5. Этого зовут Хигго. И Айка, и Хигго не очень успешны.

Итак, примерно в 2014 году лейбл iCAR снова станет доступен, и Chery прикрепит его к совершенно новой платформе, лежащей в основе седана Arrizo-7. Модернизированная версия платформы поставляется с Arrizo-5 и называется M1X. Эта платформа также используется для некоторых моделей Tiggo. С 2017 года лейбл iCAR вновь появится в виде интегрированного пакета услуг для небольших электромобилей Chery Little Ant и его производных (с которыми мы познакомимся на следующей неделе). Сервис iCAR включает в себя такие вещи, как расширенная гарантия, пакеты технического обслуживания и цифровые услуги.

А затем, в апреле 2023 года, iCAR становится автомобильным брендом. На Шанхайском автосалоне Chery представляет два электрических прототипа: iCAR 03 и iCAR GT. Модель 03 — небольшой квадратный внедорожник, а GT — спортивный автомобиль с ножничными дверями. iCAR 03 уже появился в ежемесячных нормативных документах, и его предварительная подготовка уже началась. Chery нацелена на более молодого покупателя, iCAR станет модным, доступным и полностью электрическим брендом.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»