История брендов

История Great Wall Motor (часть 1)


Из всех китайских автопроизводителей историю Great Wall, пожалуй, легче всего понять, поскольку она больше всего напоминает то, к чему мы привыкли в наших регионах. Это не история о старом оружейном заводе, ищущем новые возможности, не стратегическое государственное предприятие и не местный проект по трудоустройству, а история семьи Вэй. Главный герой — Вэй Цзяньцзюнь, но сначала давайте познакомимся с его семьей.

Семья Вэй

В начале 1980-х годов Вэй Дэйи (отец Цзяньцзюня) прощается со своей военной карьерой в Пекине и возвращается в Баодин, свой родной город, недалеко от него. Баодин — промышленный город, и Вэй Дэйи открывает там компанию по производству металлоконструкций, которая вскоре также сосредоточится на производстве деталей для водопроводных труб и систем отопления. Он называет это Taihang Construction Equipment Factory, и в настоящее время Taihang является крупной промышленной компанией.

Вэй Делян — дядя Цзяньцзюня, и он никогда не покидает родной город семьи Баодин. В 1976 году вместе с местными властями поселка Нандаюань он открывает совместную мастерскую, которую называет ремонтной фабрикой Great Wall. Помимо ремонта сельскохозяйственной техники, он также регулярно занимается модификацией транспортных средств, например, переоборудованием коммерческих автомобилей. В 1984 году Deliang делает еще один шаг вперед. На базе широко представленного Beijing BJ212 он начинает в небольших масштабах строить собственные коммерческие автомобили. Он меняет название своей компании на Great Wall Industry Company. Транспортные средства включают небольшие грузовики, такие как CC130, и даже большой внедорожник (CC513).

Великая стена CC130
Great Wall CC130 (Фото Эрика ван Ингена Шенау)

Вэй Цзяньцзюнь — сын Дейи, родился в 1964 году. После школы Цзяньцзюнь некоторое время работает на заводе Tongxian Mini Motor в Пекине, а затем на ковровой фабрике, когда его семья возвращается в Баодин. В свободное время Цзяньцзюнь ездит на собственной «Ладе». Это редкий подвиг, поскольку владение личным автомобилем вовсе не является обычным явлением, особенно для такого молодого человека. Цзяньцзюнь гоняет на своем моторе по Баодину и мечтает стать профессиональным гонщиком.

Немного позже, в 1986 году, Цзяньцзюнь отказывается от коврового бизнеса и присоединяется к компании своего отца. Сначала он становится менеджером завода по производству водяных насосов, что, несомненно, является образовательным шагом на пути к более заметному положению в Taihang Construction в будущем. Пока Цзяньцзюнь вплотную занимается управлением бизнесом, он не забывает о своем хобби. В 1989 году он убеждает отца вместе основать еще одну компанию. Как второстепенная часть семейного бизнеса, эта компания известна как Taihang Dongwei Automotive Suspension. Отец и сын совместно проектируют независимую переднюю подвеску для очень традиционного лестничного шасси Beijing BJ212. В то время как Цзяньцзюню, кажется, суждено сделать карьеру в семейном бизнесе, судьба толкает его в неожиданном направлении.

Летом 1989 года дядя Делян едет из Баодина в Жэньцю на деловую встречу. Это путешествие он уже совершал раньше, и маршрут ему знаком, но в этот трагический день он каким-то образом теряет контроль над машиной, на которой едет, и разбивает ее. Делианг умирает позже в тот же день от полученных травм.



Цзяньцзюнь идет своим путем

Бизнес в Китае организован иначе, чем мы привыкли, и, будучи совместным предприятием, Great Wall Industry не является частью наследия Deliang. Вместо этого право собственности возвращается к местному сообществу, в данном случае городку Нандаюань, пригороду Баодина. В то время на автомобильном заводе работало около 60 человек, и бизнес вряд ли можно назвать процветающим. Мало технически подготовленных рабочих и есть долги. Районный совет по понятным причинам не очень заинтересован в продолжении гаражного дела под своим управлением и начинает искать кандидата, который будет вести его от их имени.

CNC GreatWall1 Jianjun 00 800x561 - История Great Wall Motor (часть 1)
Вэй Цзяньцзюнь (в 2012 г.)

Jianjun рассматривает Great Wall Industry как возможность. Это способ превратить его автомобильное хобби в работу и шанс построить собственную карьеру вместо того, чтобы идти по стопам отца. Он подает заявление в совет прихода на должность директора Great Wall, не уведомляя остальных членов своей семьи. В июле 1990 г. город Нандаюань, счастливый найти подходящего кандидата, назначает его на эту должность сроком на пять лет. Он уходит из компании своего отца, что могло быть только интересным разговором. Но JIanjun хорошо играет в свои карты, он получает благословение своей семьи.

После установки в Great Wall Industry Цзяньцзюнь сталкивается с суровой реальностью: он не инженер, как и его сотрудники. Тем не менее, он не лишен амбиций и смещает акцент на легковые автомобили. Вместе с несколькими оставшимися сотрудниками Jianjun изучает конструкцию автомобилей, которые они производят, и некоторых автомобилей, доступных на рынке. Он учит себя автомобильной инженерии!

Первая партия автомобилей-подражателей

В 1993 году Great Wall начинает производство нескольких моделей легковых автомобилей. Это менее чем через три года после того, как Цзяньцзюнь стал директором, так как же он этого добился? Разработка автомобиля обычно занимает несколько лет, но Great Wall использует проверенный способ: копирование. Great Wall производит удивительно близкие «интерпретации» Nissan Cedric (Y30) и Toyota Crown (S130) как CC1020 и CC1020S соответственно. Копия Toyota также вдохновила Great Wall на некоторые оригинальные работы; Также выпускаются универсал (CC6470) и пикап с двойной кабиной (CC1020S). Great Wall CC6490 — это почти внедорожник, но построенный на шасси Beijing BJ212, предположительно с передней подвеской, разработанной семейством Wei.

ЧПУ GreatWall1 CC1020 00 - История Great Wall Motor (часть 1)
Great Wall CC1020 (Фото Эрика ван Ингена Шенау)

Самое примечательное творение — CC1020S на базе Crown с решеткой радиатора Rolls-Royce и фарами. Да, он действительно был продан. Great Wall также выпускает брошюру для модели под названием Hawk (CC6470), копии Toyota Corolla (E80). В отличие от других автомобилей, Hawk, похоже, еще не дошел до стадии производства. Я позаимствовал некоторые фотографии этих автомобилей из замечательной статьи Эрика ван Ингена Шенау о ранних годах Great Wall. Я призываю вас прочитать его, а также.

ЧПУ GreatWall1 CC1020S 00 - История Great Wall Motor (часть 1)
Great Wall CC1020S (Фото Эрика ван Ингена Шенау)

Great Wall предлагает автомобили по привлекательным ценам, а ежемесячное производство быстро достигает 100 экземпляров. Это может показаться не таким уж большим, но по китайским меркам того времени это явный успех. Great Wall занята удвоением производственных мощностей, когда им мешает новое национальное законодательство. Центральное правительство вводит процесс регистрации и утверждения производства легковых автомобилей, но Great Wall отказывают в выдаче разрешения. В конце 1994 года производство легковых автомобилей снова прекращается.

Great Wall занимает свою нишу

Короткий перерыв в качестве производителя автомобилей доказывает, что Вэй Цзяньцзюнь может сделать Great Wall прибыльной компанией, а городок Нандаюань с радостью продлит свою позицию еще на пять лет до 1995 года. В то же время Цзяньцзюнь готовится к повторному выходу на автомобильный рынок. Во время поездок в Таиланд и США он замечает популярность пикапов. Китай в то время тоже производил пикапы, но в основном государственными компаниями и они, как правило, низкого качества. Импортные звукосниматели японских производителей стоят очень дорого.

Great Wall разрабатывает пикап на базе Toyota Hilux, который выходит на рынок в 1996 году под названием Great Wall Deer. Цена примерно вдвое меньше, чем у Nissan и Isuzus, произведенных государственными совместными предприятиями, а качество находится на отличном уровне. Таким образом, Deer пользуется оглушительным успехом, и через несколько лет Great Wall становится крупнейшим производителем пикапов в Китае, и эта позиция сохраняется по сей день.

CNC GreatWall1 Deer 00 800x492 - История Great Wall Motor (часть 1)
Олень Великой Стены

Коммерческий успех вселяет в Nandayuan Township уверенность в том, что Great Wall Industry во главе с Вэй Цзяньцзюнем находится в надежных руках, и они решают вознаградить его за это. В 1998 году местное правительство приватизировало автопроизводителя как Great Wall Motor Group Co Ltd, при этом Jianjun получила 25% акций. В последующие годы семья Вэй (отец, мать и жена Цзяньцзюня также получают некоторые акции) приобретает все большую долю, пока в 2001 году они не стали владеть в общей сложности 56%, а остальная часть осталась за городом Нандаюань.

Great Wall представляет несколько вариантов пикапа с названиями моделей, такими как Sailor и SoCool. Сделать крышу над грузовым отсеком и поставить заднее сиденье совсем несложно, так что Great Wall также занимается производством внедорожников. Основанные на той же платформе и технологии, что и пикап, внедорожники Safe, Sing и Pegasus штурмуют рынок. Эти внедорожники пользуются таким же успехом, как и пикапы: благодаря выгодной цене и отличному качеству они становятся очень успешными.

CNC GreatWall1 Safe 00 800x533 - История Great Wall Motor (часть 1)
Сейф Грейт Волл

Больше подражателей автомобилей

К тому времени Цзяньцзюнь в свободное время закончил курс делового администрирования и теперь снова нацелился на рынок легковых автомобилей. Great Wall может быть прибыльным, но его планы требуют больших денег. Итак, Great Wall использует новый капитал с довольно новаторским подходом: листинг на Гонконгской фондовой бирже в декабре 2003 года. 7% свободно торгуются. Часть денег он тратит на строительство крупного промышленного кампуса в Баодине, включая первую попытку создания собственного отдела исследований и разработок.

Первым вещественным свидетельством дополнительного капитала является Hover, внедорожник, представленный Great Wall в 2006 году. По сути, это преемник внедорожников первого поколения. Это гораздо более современный автомобиль и даже немного индивидуальности, хотя он все еще напоминает Isuzu. Great Wall уже начала небольшой экспорт, но Hover пользуется небольшим успехом в некоторых странах Азии, России и Южной Америки.

CNC GreatWall1 Hover 00 800x453 - История Great Wall Motor (часть 1)
CNC GreatWall1 Hover 01 800x615 - История Great Wall Motor (часть 1)
Great Wall Hover поставлялся с двумя разными дизайнами передней части.

Здесь я должен вставить короткую интерлюдию. Great Wall с самого начала дает своим моделям английские имена. Есть и китайское имя, но оно часто происходит от английского. Все наоборот, как и почти у всех других китайских производителей. Первоначально Hover назывался «Hafu» на китайском языке, но несколько лет спустя Great Wall преобразует линейку продуктов в суббренд. И китайское, и английское название изменены на Haval, хотя тогда это торговая марка, а не название модели. С этого момента я буду называть все модели Hover именем Haval.

Great Wall также использует новую платформу Haval для своих пикапов второго поколения. Этот пикап носит название Wingle. Он продолжает успех Deer и становится доступным на все большем количестве экспортных рынков. Несмотря на то, что Wingle уже звучит довольно по-английски, на многих рынках экспортным названием является Steed. И оригинальный Haval, и Wingle все еще производятся, хотя оба продаются вместе с гораздо более современными преемниками.

В конце 2000-х годов Great Wall снова выходит на рынок легковых автомобилей. Однако возможности R&D у Great Wall пока не на высоте, поэтому линейка автомобилей снова напоминает модели зарубежных производителей. Вскоре Great Wall представляет Peri (аналог Fiat Panda), Florid (Scion xA), Coolbear (Scion xB), Voleex C10 (Toyota Yaris), Voleex C30 (Toyota Vios), Voleex C50 (Honda Civic). и Cowry (Toyota Noah, позже переименованный в Voleex V80) на рынке. Таким образом, линейка охватывает весь сегмент компактных и малолитражных автомобилей.

Great Wall оправдывает свою откровенную практику копирования, говоря, что китайская автомобильная промышленность настолько отстает от своих международных конкурентов, что просто необходимо небольшое копирование. Звучит как слабое оправдание, но копирование других — один из способов, которым люди учатся друг у друга. Между прочим, Great Wall Peri приводит к двум судебным процессам по поводу интеллектуальной собственности с предсказуемыми исходами. В Китае дело Fiat отклоняется, поскольку судьи считают, что между двумя автомобилями достаточно визуальных различий. В Италии дело Fiat успешно. Судья считает Peri нарушением прав интеллектуальной собственности и запрещает продажу на территории Италии.

Пока речь идет о копировании визуальных аспектов автомобилей конкурентов. В технической сфере Great Wall использует аналогичную стратегию, но более разумно. Компания использует отработанную технологию, срок действия патентов на которую истек, в качестве основы для собственного дизайна. Например, небольшие четырехцилиндровые двигатели созданы на чертежной доске Toyota, но такие компоненты, как системы впрыска и выхлопа, полностью модернизируются самой компанией Great Wall или с участием признанных фирм, таких как Bosch. К тому времени научно-исследовательский институт Great Wall набирается опыта, и через десять лет компания полностью меняет свой процесс. В настоящее время Great Wall самостоятельно разрабатывает основные элементы своих автомобилей. Его двигатели и технология аккумуляторов широко используются конкурентами.

История продолжается на следующей неделе…

Это первая часть о Great Wall. Во второй и заключительной части мы узнаем, как компания обретает собственный голос и становится вторым по величине частным производителем автомобилей (после Geely) в Китае.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»