Мы покинули Dongfeng на прошлой неделе, когда она только зарекомендовала себя с формальной корпоративной структурой. Мы будем и дальше отслеживать развитие компании от ее основного бизнеса грузовых автомобилей, первые шаги в производстве легковых автомобилей, ведущие к неизбежному собственному бренду. Последняя разработка — это ответ Dongfeng на растущую популярность высокотехнологичных автомобилей на новой энергии.
От воды к дизелю
Liuzhou Automobile было одним из семи предприятий, которые объединились со Вторым автомобильным заводом в 1981 году и образовали Dongfeng Motors Industry Association. В качестве примера я выбрал Liuzhou Auto, потому что ему разрешено производить автомобили под собственными торговыми марками. Остальные шесть компаний по-прежнему являются частью империи Dongfeng, но служат производителями компонентов или заводами по сборке обычных продуктов Dongfeng.
Liuzhou Automobile была создана как завод сельскохозяйственной техники Лючжоу 6 октября 1954 года правительством автономного района Гуанси. Название компании обычно сокращается до Liunong. Предприятие было создано, чтобы стать ведущим разработчиком сельскохозяйственной техники, а его основной продукцией стали водотурбинные насосы. Эти насосы использовались для орошения холмистых зерновых полей на юге Китая. Производство водяных насосов началось в 1957 году, и Liunong быстро стала ведущей силой в этом секторе, продавая свою продукцию по всему Китаю.
В том же городе есть еще один завод, который называется Liuzhou Machinery Factory (или Liuji для краткости), и преданные читатели могут помнить, что это предшественник Wuling Automobile. В то время Liuji был известным производителем дизельных двигателей. В 1969 году правительство провинции поручает обоим заводам сотрудничать в проекте транспортного средства. Как уже говорилось в «Истории автопроизводителя» о Wuling, Liunong и Liuji разработали прототип в рекордно короткие сроки — всего за 23 дня. Еще в 1969 году этот автомобиль был представлен как грузовик Feiyue LGS130 и оснащен дизельным двигателем Liuji. Фактически это копия грузовика Nanjing Yuejin NJ130.
Liunong и Liuji четко разделили обязанности. Liunong производит кабины, рамы и тележки, а Liuji поставляет двигатели. Несколько небольших заводов в этом районе служат поставщиками запчастей. В 1970 году Liunong начинает сборку грузовиков и распространяет их под торговой маркой Liujiang LZ130. Водяные насосы постепенно выводятся из эксплуатации, и с 1973 года компания концентрируется на производстве грузовиков с дизельным двигателем. Это отражено в изменении названия на автомобильный завод Лючжоу.
Введите Дунфэн
В 1978 году Dongfeng выпускает грузовик EQ140, а Liuzhou Automobile использует программу «капитальных инвестиций» (как объяснялось на прошлой неделе) компании Shiyan. Она обеспечивает поставку механических компонентов (кабин, рам) для этого грузовика и оснащает его дизельным двигателем 6105Q от Yuchai, еще одного известного производителя дизельных двигателей. Новый грузовик появился на рынке в 1979 году как Guangxi LZ140.
Эта разработка открывает дверь для включения Liuzhou Automobile в Ассоциацию автомобильной промышленности Dongfeng в 1981 году. Dongfeng берет на себя управленческий контроль над заводом в Лючжоу, хотя ассортимент продукции остается прежним. Меняется только торговая марка, вместо Liujiang или Guangxi грузовики теперь продаются как Dongfeng. В конце восьмидесятых годов Dongfeng также официально получает контроль над Liuzhou Automobile. Он приобретает 75% акций, а провинция Гуанси сохраняет за собой 25%. Это подразделение акций все еще актуально.
Производство Liuzhou Automobile быстро растет под влиянием Dongfeng. В 1987 году он достигает годового производства 5000 грузовиков, в 1991 году это число удваивается. В 1992 году Liuzhou Automobile заменяет старые грузовики Liujiang и Guangxi совершенно новой моделью, теперь с кабиной с передним управлением в европейском стиле. В то же время он получает свою собственную торговую марку. Новый грузовик известен как Chenglong.
Я быстро перемотаю оставшуюся часть истории грузовика Liuzhou Automobile. Chenglong производит грузовики среднего размера. В 2003 году компания добавляет второй бренд под названием Balong для тяжелых грузовиков. С Balong также возвращается торпедная кабина в американском стиле. Эти два бренда сосуществуют двенадцать лет, но в конце 2015 года Balong и Chenglong были объединены, и все автомобили носят бренд Chenglong. Несмотря на торговую марку, технология используется совместно с грузовыми автомобилями собственной марки Dongfeng. Бренды Chenglong продолжают расти, и сегодня годовой объем производства составляет около 55 000 штук.
Легковые автомобили Fengxing
Liuzhou Automobile — одна из первых компаний в империи Dongfeng, начавшая производить легковые автомобили. Эта история также подчеркивает автономию, которой пользовались некоторые дочерние компании в ранние дни империи Dongfeng. Как мы узнаем через несколько недель, программа легковых автомобилей Dongfeng изначально была связана с тайваньскими производителями Yulon и Nissan. Однако Liuzhou Automobile заключила контракт с China Motor Corporation, родственным тайваньским производителем, для создания своего первого автомобиля.
China Motor производит модели Mitsubishi для тайваньского рынка. Один из них — Delica Space Gear (4-го поколения), минивэн. Liuzhou Automobile приобретает платформу для этого автомобиля у тайваньцев в 2001 году, и первые несколько лет Fengxing Lingzhi представлял собой просто собранный на месте тайваньский Mitsubishi с новым брендом. China Motor прекращает производство этого автомобиля в 2007 году, но Liuzhou Automobile продолжает его до сих пор. Fengxing — это бренд легковых автомобилей компании, а Lingzhi (будущее) — название модели. Конечно, автомобиль сегодня неузнаваем от раннего Lingzhi, потому что Fengxing вносит свой вклад в разработку и за прошедшие годы реализовала большое количество фейслифтов, последний из которых в 2020 году. Самостоятельно разработанный, более крупный минивэн, основанный на Lingzhi. появился в 2013 году. Этот минивэн продается под несколькими названиями, такими как F600, CM7 или Lingzhi Plus.
Размещенный ниже Lingzhi, Fengxing представляет еще один MPV на базе Mitsubishi в 2007 году. На этот раз донором является укороченная платформа Mitsubishi, китайская адаптация называется Jingyi (Joyear). Этот автомобиль гораздо больше ориентирован на рынок частных автомобилей и конкурирует, например, с чрезвычайно популярным Wuling Hongguang. В течение первых шести лет своей жизни это был минивэн, но затем Fengxing выпускает несколько рестайлинговых версий X3 и X5, которые должны быть связаны с растущей популярностью внедорожников/кроссоверов.
До сих пор автомобили Fengxing были основаны на технологиях, которые больше нигде не использовались в Dongfeng, но это изменилось, когда в середине 2010-х годов бренд выпускает автомобили второго поколения. Компактный седан S50 основан на Nissan Sylphy, а Jingyi X5/X6 (кроссоверы) и S500/SX6 (MPV) используют платформу Qashqai. Кроме того, двигатели Mitsubishi заменены агрегатами Nissan или Peugeot.
Серия Jingyi эволюционирует в T5 и T5L в 2019 году и станет первой моделью, которая будет продаваться как Forthing. В 2018 году Dongfeng решает поставить английское название на все свои автомобили, в том числе и в самом Китае, поэтому Fengxing становится Forthing. В прошлом году модельный ряд пополнился кроссовером-купе T5 Evo с гораздо более драматичным дизайном. В этом году линейку компактных минивэнов заменит не менее замечательный M4.
Что мы узнали от Liuzhou Automobile, так это то, что дочерние компании Dongfeng по-прежнему работают с определенной автономией, но все чаще используют технологии, доступные внутри группы, в своих интересах. Мы можем сделать вывод, что обоснование Ассоциации автомобильной промышленности Dongfeng в этом случае сработало довольно хорошо.
Французская связь
Однако бренд Fengxing не был первым производством легковых автомобилей для Dongfeng. Почти за десять лет до Lingzhi MPV гораздо более известный автомобиль сошел с конвейера в Сянъяне (на самом деле Сянфань, как город назывался до 2010 года), хэтчбек Фукан. Вместе с FAW-VW Jetta и SAIC-VW Santana этот Citroen Fukang стал одним из архетипических автомобилей в Китае, вероятно, потому, что они были первыми современными продуктами совместного предприятия.
В середине 1980-х Dongfeng уже рассматривала возможность производства легковых автомобилей, и когда правительство приняло политику совместного предприятия, компания быстро подала заявку. Он был предоставлен в 1987 году. Дунфэн сначала поговорил с Toyota, но японцы не были заинтересованы, и поэтому Citroen стал вариантом. Французам было отказано в совместном предприятии с SAIC, когда Volkswagen заключил сделку, и поэтому они ухватились за эту новую возможность. Первые контракты с Shenlong Automobile (дословно: божественный дракон, но переводится как Dongfeng Citroen Automobile) были подписаны в конце 1990 года, а производство началось в 1992 году. Dongfeng построил завод Xiangyang (в провинции Хубэй) уже в 1984 году, первый завод за пределами их База Шиян.
Автомобили Citroen китайского производства
Fukang, известный в Европе как Citroen ZX, не имел такого безудержного успеха, как Volkswagen. Основная проблема заключалась в отсутствии выделенной цепочки поставок. У Dongfeng его не было, поэтому в первые годы производство Citroen в значительной степени зависело от производства компонентов SAIC и Volkswagen, созданных в Шанхае. Но Shenlong быстро научилась и постепенно построила собственную цепочку поставок. И началась адаптация автомобилей к китайскому рынку. Fukang 988, версия автомобиля в кузове седан, появилась в 1998 году, чуть позже за ней последовала удлиненная VIP-версия.
Shenlong добавил Picasso (2001 г.) и Xsara и заменил Fukang 988 на C-Elysee (оба 2003 г.). В 2004 году Peugeot присоединился к Shenlong после выхода из сложного совместного предприятия с Guangzhou Automobile несколькими годами ранее. И к тому времени продажи начали расти. Shenlong также добавила две новые фабрики в Ухане. Peugeot привезла в Китай модели 206 и 307, а Citroen представила C-Triomphe, модельный ряд, превосходящий модели, предназначенные только для Китая. Позже последовали другие модели, и в 2015 году Shenlong продала почти 750 000 автомобилей. Новый завод в Чэнду увеличил мощность до более чем миллиона автомобилей.
Автомобили Peugeot китайского производства
Но эта способность осталась неиспользованной, потому что путь вниз был намного круче, чем путь вверх. По довольно загадочному повороту событий оба французских бренда быстро потеряли благодать и достигли дна в 2020 году. В том году Shenlong продала всего 50 000 автомобилей. В ретроспективе быстрый спад объясняется отсутствием моделей New Energy, отсутствием интеллектуальных возможностей подключения и падением восприятия французских автомобилей как продуктов премиум-класса в целом. Также не помогло то, что дилерская сеть Shenlongs сократилась, а менеджеры Peugeot и Citroen не сошлись во взглядах. В конце концов, поворот наступил в 2021 году, когда Shenlong удвоила свои продажи, но до прежних дней славы еще далеко.
В 2018 году Shenlong вернул Fukang, производство которого было прекращено в 2009 году. На этот раз Fukang стал брендом. Производитель продает две модели: e-Elysee и ES500. Первый — это BEV-версия Citroen C-Elysee, второй — переименованный в Fengshen E70. Оба автомобиля больше ориентированы на профессиональный рынок (райдшеринг, такси), чем на потребительский рынок.
Вернуться к Dongfeng
Мы покинули Dongfeng в 1992 году, когда сформировалась корпоративная структура. Несколько лет она работала нормально, но в конце девяностых годов действующее подразделение Dongfeng Motor Company столкнулось с финансовыми проблемами из-за финансового кризиса в Азии. Dongfeng создала новую компанию под названием Dongfeng Motor Co., Ltd. в 2001 году и осуществила обмен долга на акции. Далее Dongfeng Corporation выкупила все акции. В 2003 году новая компания была переименована в Dongfeng Motor Industrial Investment, а через несколько месяцев — в Dongfeng Motor Group Co., Ltd (DFMG). В декабре 2005 года DFMG была зарегистрирована на Гонконгской фондовой бирже, а Dongfeng Motor Corporation сохранила за собой две трети акционерного капитала.
После того, как Китай стал членом Всемирной торговой организации в 2001 году, ряд международных производителей автомобилей выстроились в очередь, чтобы попытать счастья. Dongfeng подписал многие из них для создания новых совместных предприятий. Kia была первой в 2002 году, Honda и Nissan последовали за ней в 2003 году. В том же году Dongfeng также создала совместное предприятие с Sokon Industry. Более поздние совместные предприятия с Yulon Motors (2010 г.) и Renault (2013 г.) завершили впечатляющее расширение Группы.
Dongfeng по-прежнему производит много грузовиков. Тяжелые грузовики в основном производятся подразделением коммерческих автомобилей DFMG. Средние грузовики и легкие коммерческие автомобили производятся на совместном предприятии Dongfeng-Nissan, которое будет обсуждаться через две недели. У Dongfeng также есть несколько разрозненных марок легковых автомобилей, производимых различными совместными предприятиями или дочерними компаниями, но ее основным собственным брендом является Fengshen. Это сделано другим подразделением DFMG, находящимся в полной собственности, под названием Passenger Vehicle Company.
Торговая марка Fengshen.
В Dongfeng Fengshen может означать два разных значения. Во-первых, это может быть Fengshen Automobile, дочерняя компания Dongfeng-Nissan по сборке автомобилей, производящая автомобили Nissan. В качестве альтернативы Fengshen может означать марку автомобиля DFMG. Именно о последнем я сейчас и расскажу. Независимая разработка бренда Dongfeng началась в 2007 году, но компания по производству легковых автомобилей была официально создана в июне 2009 года, что совпало с началом производства первой модели и окончанием срока службы Citroen Fukang.
Первым Fengshen был седан S30, к которому позже присоединились хэтчбек H30 и кроссовер AX3, был сильно рестайлинговый Citroen Fukang. Таким образом, Fengshen сделал то, что раньше делали многие новые китайские бренды: заполучил иностранные технологии и производственные линии. Fengshen в полной мере воспользуется французскими связями, некоторые из их автомобилей будут использовать те же технологии, что и модели Peugeot и Citroen. Но не их вторая модель, A60 2011 года. Это был рестайлинговый Nissan Sylphy.
Автомобили Fengshen (Эолус)
Связь с PSA (материнской компанией Peugeot и Citroen) укрепилась в 2014 году. PSA находилась в затруднительном финансовом положении, и DFMG инвестировала вместе с французским государством. DMFG приобрела 14% акций, которые просуществовали до тех пор, пока PSA не объединилась со Stellantis. Новые владельцы хотели, чтобы китайцы отказались от своей доли, и в настоящее время DMFG владеет только 2,5% акций Stellantis. Приобретение доли в PSA привело к совместной разработке платформы CMP. PSA использовала его для многих (суб) компактных автомобилей в Европе, в то время как Fengshen разработала на этой платформе свою серию компактных / средних автомобилей Yixuan. Помимо этих автомобилей, Fengshen AX4 и L60 построены на более старых платформах PSA, а топовый A9 используется совместно с Citroen C6 второго поколения, выпускаемым только в Китае.
Платформа Nissan Qashqai является одной из наиболее часто используемых платформ брендами Dongfeng, поэтому у Fengshen также есть несколько кроссоверов на этой технологии, а именно модели AX5 и AX7.
Бренд Voyah
Одним из наиболее примечательных событий на китайском рынке является быстрый рост популярности автомобилей среднего и высокого класса, использующих новую энергию. Это в основном обусловлено такими известными стартапами, как NIO и LI Auto. Многие из старых автопроизводителей устремились на рынок. В то время как Fengshen довольно поздно появился на рынке Китая, высокотехнологичный бренд Dongfeng Voyah (Lantu на китайском языке) опередил большинство своих конкурентов. Voyah уже доступен для потребителей, в то время как AVATR от Changan, Zhiji/IM от SAIC и Shalong от Great Wall еще не доступны.
И есть еще одно большое отличие от Fengshen. Автомобили этой марки всегда основывались на приобретенных технологиях, в то время как Voyah представляет собой чистый лист, сделанный самой Dongfeng. Новая платформа ESSA соответствует всем современным тенденциям благодаря легким материалам, высококачественным опциям, таким как пневматическая подвеска и масштабируемая архитектура скейтборда, с возможностью использования как полностью электрических, так и трансмиссий с увеличенным запасом хода. Функции автономного вождения, конечно же, доведены до уровня 2, что является самым современным в этом сегменте.
Voyah Free — первая модель большого внедорожника, разработанная совместно с Italdesign. Он выходит на рынок, популяризированный BYD Tang, с полноприводной электрической силовой передачей мощностью 500 кВт и дополнительным 1,5-литровым расширителем диапазона. Увеличитель диапазона увеличивает запас хода с 500 км до 860 км (цикл NEDC). В то время как Free выглядит довольно консервативно, вторая модель Voyah, Dreamer MPV, является гораздо более смелым заявлением.
Lautu Automotive Technology была официально создана в июне 2021 года и на 90% принадлежит DFMG, а остальные 10% контролируются несколькими руководителями компании через управленческое товарищество. Автомобили производятся на заводе, заброшенном Renault после прекращения их совместного предприятия с Dongfeng. Бренд Fengshen является типичным брендом SOE, обслуживающим основной рынок. Это никогда не производило большого впечатления. Dongfeng явно надеется, что Voyah преуспеет в премиальном сегменте.
Далее…
На этом общая история Dongfeng заканчивается. Ниже представлен обзор корпоративной структуры. В ближайшие недели мы изучим многочисленные совместные предприятия Dongfeng с международными брендами, начиная со следующей недели с Honda, Kia и Renault.
Вам также может понравиться
- История Dongfeng (1/6) — самая длинная концепция в истории автомобилестроения.
- История Dongfeng (3/6) – Honda, Kia и Renault присоединяются к Dongfeng
- История Dongfeng (4/6) – Множество дорог, ведущих к Dongfeng-Nissan
- История Dongfeng (5/6) – Nissan завоевывает Китай, но Yulon терпит неудачу
- История Dongfeng (6/6) — Sokon, семейный бизнес