История брендов

История Dongfeng (6/6) — Sokon, семейный бизнес


Наш последний визит в Dongfeng Group привел нас в Чунцин. Этот город в центральном Китае, на берегу реки Цзялин, является родным городом семьи Чжан. Они главные герои этой истории, так как их компания Sokon Industry является важным партнером Dongfeng. До недавнего времени у двух компаний было крупное совместное предприятие, но с тех пор отношения изменились. Но это чуть позже.

Сначала давайте начнем с семьи Чжан. Постоянные читатели могут помнить, что у BAIC Group есть совместное предприятие с Yinxiang Group, расположенной в Чунцине. Иньсян также принадлежит семье по имени Чжан, но эти Чжаны не связаны с Сокон Чжанами. Убрав эту часть информации, давайте начнем рассказ.

Источники Fenghuang

1 сентября 1986 года 23-летний Чжан Синхай открывает свое первое предприятие. Это фабрика в городе Фэнхуан, Чунцин, производящая пружины для бытовой техники и автомобильных сидений. Сначала он назывался Baxian Fenghuang Spring Factory, но в течение года он был переименован в Chongqing Fenghuang Spring Factory. Синхай — младший из трех братьев, а его старшие братья Синли и Синмин присоединяются к бизнесу в какой-то момент, но я не могу точно определить, когда именно.

Фабрика сначала представляет собой небольшое предприятие, но оно находится на пути постоянного развития и роста. Примерно через десять лет он становится значительным заводом, а затем Чжан Синхай начинает искать диверсификацию в новых продуктах.

Yuan амортизаторы

В конце декабря 1995 года Чжан переименовывает компанию в Chongqing Yuan Shock Absorber Co., Ltd. Это ключ к пониманию того, какой новый продукт выбрала компания: амортизаторы. Юань начинает производить широкий ассортимент продукции для велосипедов, мотоциклов и легковых автомобилей. Это вполне логичное развитие, ведь в то время Чунцин стал главным центром производства мотоциклов в Китае. Клиентов много.

Юань запускает собственный отдел исследований и разработок и разрабатывает такие продукты, как перевернутая передняя вилка или герметичные амортизаторы. Создание нужного продукта в нужном месте помогает бизнесу расти в геометрической прогрессии. Она завоевывает внутренний рынок, становясь основным поставщиком амортизаторов в Китае, а Yuan начинает экспортировать свою продукцию на другие азиатские рынки. Во-первых, Вьетнам, где мопедная промышленность довольно развита. Следующий шаг в расширении Юаня кажется вполне предсказуемым.



Мотоциклы XGJAO

Находясь в самом сердце мотоциклетной промышленности Китая и являясь для нее основным поставщиком, Чжаны присмотрятся к своему собственному мотоциклетному бренду — это лишь вопрос времени. Китайский рынок мотоциклов полностью отличается от западного и японского. В Китае мотоциклы являются основным видом транспорта, они являются служебным транспортным средством. Это отражается на двигателях: обычно это одноцилиндровые агрегаты объемом 125 или 250 куб.см. На Западе мотоциклы — это в основном автомобили для отдыха и часто высокопроизводительные.

Чжан Синхай основывает Chongqing Xin Ganjue Motorcycle Co., Ltd. в июле 2002 года. Название буквально переводится как «Новое чувство», но выбранная торговая марка — XGJAO (не спрашивайте меня, как это произносится). Чжан выбирает для XGJAO интересную стратегию: бренд будет выпускать спортивные мотоциклы. Тем не менее, местные поставки двигателей были ограничены двигателями небольшой мощности, поэтому спортивность в основном заключается в маркетинге и дизайне машин. Но это небольшой отход от основных китайских мотоциклетных брендов, и он немного ориентирован на западный рынок досуга. Помимо спортивных мотоциклов, XGJAO также производит нейкеды, мотоциклы для бездорожья, квадроциклы и даже чоппер.

Чтобы подчеркнуть спортивную родословную бренда, XGJAO создает собственную гоночную команду. Он участвует в чемпионате Китая по шоссейным гонкам в различных классах и выигрывал гонки и даже чемпионаты.

Китайская мотоциклетная промышленность даже больше, чем автомобильная промышленность, часто ассоциируется с копированием международных брендов. XGJAO не является исключением. Бренду особенно нравится дизайн Yamaha, так как некоторые из их продуктов напоминают модели японской компании. Как и компания по производству амортизаторов, XGJAO также пыталась экспортировать свою продукцию. В Европу отгружается небольшое количество мотоциклов, но на пути к успеху стояли маленькие двигатели. На внутреннем рынке XGJAO не входит в число крупнейших производителей, поскольку не имеет широкой линейки (электрических) скутеров. Тем не менее, продажи выросли примерно до 500 000 мотоциклов, производимых ежегодно.

С ростом числа компаний Чжан Синхай чувствует необходимость создать надлежащую структуру корпоративной группы. Он и два его брата контролируют Chongqing Yuan Innovation Technology Group, созданную в начале 2003 года. Компании по производству мотоциклов и запчастей становятся дочерними компаниями этого нового холдинга. И следующая компания уже идет.

Мини-автомобили Sokon

Помимо мотоциклов, Чжан также думает о производстве автомобилей. И здесь в историю вступает Dongfeng. Чжан присматривается к сегменту, в котором доминируют Wuling и Changan, а именно к сегменту минивэнов и мини-грузовиков. Поскольку Dongfeng не представлена ​​в этом сегменте, сотрудничество логично. Итак, Dongfeng и Yuan Innovation создали Dongfeng Yuan Automobile в июне 2003 года, всего через несколько дней после основания Dongfeng Nissan.

Новое совместное предприятие заключает техническое лицензионное соглашение с Suzuki и приступает к работе над своим первым автомобилем. Технический проект является совместным проектом, Dongfeng предоставляет завод для сборки, а Yuan приобретает завод по производству двигателей Huaihai (Huaihai был небольшим производителем мини-автомобилей). На это уходит два года, но затем новый автомобиль готов к запуску. Минивэн K-серии — типичный представитель этого жанра, но все же легко узнаваемый. В качестве изящного трюка Dongfeng Yuan украшает переднюю часть автомобиля решеткой радиатора в стиле BMW.

Поставки начнутся в начале 2006 года. Около года автомобили известны как Dongfeng Yuan, но затем Чжаны решают кардинально изменить свой корпоративный имидж. В мае 2007 года Юань становится Сяокан, но я буду использовать английский перевод этого имени: Сокон. Yuan Innovation переименовывает себя в Chongqing Sokon Automobile Group и совместное предприятие в Dongfeng Sokon Automobile (сокращенно DFSK). И отныне минивэны продаются как Dongfeng Sokon.

Как это обычно бывает с автомобилями такого типа, серия Sokon K вскоре появляется в ошеломляющем количестве вариаций. Как фургон или грузовик, разных размеров, колесной базы, с небольшими вариациями дизайна и с разными двигателями. Серия K получает более крупные обновления в 2009 и 2011 годах, пока в 2015 году не появится новое второе поколение. На этом автомобиле исчезла решетка радиатора BMW.

Помимо серии K, Sokon продает еще две линейки продуктов. Серия V сравнима по размеру с серией K, но имеет совершенно другой дизайн. Передняя часть имеет большую решетку водопада и гораздо более прочный вид. Серия V впервые появилась в 2011 году. Над этими автомобилями как по размеру, так и по цене стоит серия C. Это более крупный фургон или грузовик, который уже вряд ли можно назвать «мини».

Когда Sokon вошла в состав DFSK, она создала научно-исследовательскую компанию, полностью принадлежащую Sokon Group. Эта компания превращается в Sokon New Energy и позже переименовывается в Riuchi Automobile. Riuchi производит электрические версии Sokon серии K и C с середины прошлого десятилетия. Компания имеет собственное разрешение на производство и не имеет отношения к ДФСК, а полностью принадлежит Sokon Group.

Легковые автомобили Fengguang

Мини-автомобили Sokon пользуются мгновенным успехом. 500-тысячный автомобиль сходит с конвейера в 2010 году, а Sokon преодолевает отметку в 1 миллион в 2012 году. К тому времени в чартах продаж (для мини-автомобилей) он уступает только Wuling и Changan. Автомобили также экспортируются, даже в Европу. Я даже сам водил один из мини-грузовиков K-серии в Нидерландах, как я рассказал несколько недель назад.

С таким сильным попутным ветром, толкающим бренд вперед, легко предсказуем следующий шаг DFSK: легковые автомобили. И снова Сокон идет по стопам Вулинга и Чангана. Первый легковой автомобиль Sokon — это компактвэн, конкурирующий с Wuling Hongguang и Changan Jiexin/Ounuo. Sokon представляет этот MPV как Fengguang F505, где Fengguang — торговая марка, а F505 — внутренний код разработки. Автомобиль появляется в 2013 году, но не повторяет мгновенного успеха мини-автомобилей.

DFSK считает, что Fengguang слишком дорог, поэтому чуть более чем через год повторно представляет автомобиль как Fengguang 300-й серии. Обновленный автомобиль представлен в двух версиях. 330 предлагает двигатели меньшего размера, базовую комплектацию и гораздо более низкие цены. 350 — более дорогая версия с самым большим 1,5-литровым двигателем. Через несколько месяцев запускается третий вариант. 360 имеет пластиковую облицовку кузова и увеличенный дорожный просвет, чтобы имитировать внедорожник. Этот тип автомобиля стал довольно популярным. В конце 2015 года модельный ряд завершает 7-местный 370. Новый маркетинг и ценообразование автомобилей повышает их привлекательность и продажи.

Fengguang 300-й серии экспортируется по всей Азии, обычно под торговой маркой DFSK Glory. Вместе с минивэнами он ведет к первому зарубежному заводу ДФСК. В 2015 году компания открывает сборочную линию в Индонезии. Автомобили с этого завода распространяются на другие азиатские рынки, например, в Таиланд.

После выхода на рынок легковых автомобилей Fengguang присматривается к быстрорастущему сегменту внедорожников. Для этого разрабатывается 500-я серия. Fengguang 580 появится в 2016 году, чуть меньший 560 годом позже. Версии последнего с вариаторной трансмиссией называются S560. Более роскошный вариант 580 будет выпущен в 2019 году под названием 580 Pro. К тому времени торговая марка Fengguang заменяется ее фонетическим английским эквивалентом Fengon.

Первым автомобилем, представленным как Fengon, является ix5, спортивный внедорожник-купе на базе 580. Это попытка DFSK создать более престижную модель. В 2019 году к ix7 присоединяется ix5. Этот автомобиль также основан на 580, но больше и с другим стилем. Последний автомобиль Фенгона находится на другом конце спектра, ниже 560/580. Этот 500 — компактный внедорожник, в основном версия Fengon E3 с двигателем внутреннего сгорания. Этот E3 был выходом Fengon на рынок электромобилей, в то время как та же модель также предлагается как Ruichi или Seres (подробнее об этом бренде чуть позже).

Все в семье

За прошедшие годы Sokon Automobile претерпела несколько корпоративных изменений. Во-первых, в 2011 году Sokon Automobile становится Sokon Industry Group. Затем меняется структура собственности, создаются две новые холдинговые компании. Sokon Holdings находится в совместной собственности трех братьев Чжан. Автомобильная промышленность Юань принадлежит большой семье Чжан, трем братьям и примерно двадцати другим членам семьи. Вместе эти два холдинга контролируют Sokon Industry. В 2016 году Sokon Industry получает листинг на Шанхайской фондовой бирже, а семья Чжан сохраняет полный контроль.

В Sokon Group DFSK становится самым крупным и прибыльным предприятием. Поскольку это было совместное предприятие 50/50, Чжаны делят контроль с Dongfeng. Но по неожиданному повороту событий в 2019 году ситуация меняется. В результате обмена акциями Sokon Group становится 100% владельцем DFSK, а взамен Dongfeng получает около 28% Sokon Group. Таким образом, Dongfeng становится вторым по величине акционером Sokon после Zhangs. В 2021 году трое братьев Чжан уходят в отставку с постов директоров различных компаний Sokon, и их заменяет следующее поколение. Сыновья Синхая, Синли и Синмин вступают во владение. Трое старших братьев остаются основными акционерами.

Таким образом, Sokon и DFSK независимы от Dongfeng, хотя государственный производитель остается влиятельным акционером. Это довольно уникальная структура, обычно крупные производители предпочитают контролировать ситуацию, а не быть миноритарными акционерами. Последняя глава истории Сокона посвящена дочерней компании, которая с самого начала не входила в сферу деятельности Дунфэна.

Новые энергетические автомобили Seres

Сокон решает стать стартапом Новой Энергии в начале 2010-х. Есть много китайских примеров, делающих то же самое, но Сокон делает это немного по-другому. Они решили разбить лагерь в… Сан-Франциско. Да, в Соединенных Штатах. Компания получает название SF Motors и официально зарегистрирована в январе 2016 года. Первый высокопоставленный сотрудник: Мартин Эберхардт, бывший основатель Tesla. Чтобы подчеркнуть свои намерения, SF Motors вскоре приобретает бывший сборочный завод AM General в Индиане.

SF Motors основана сыном Синхая, Чжаном Чжэнпином, и берет амбициозный курс, который разделяет множество стартапов как в Китае, так и в Силиконовой долине. Ключевыми словами являются умные, электрические автомобили и возможности автономного вождения. Чтобы ускорить процесс, Sokon приобретает InEvit, производителя аккумуляторов Eberhardt, вместе с пионерами электромобилей и специалистами по трансмиссии AC Propulsion и E.Motors. В результате в марте 2018 года SF Motors представляет два автомобиля: внедорожник среднего размера, получивший название SF 5, и более крупный внедорожник-купе под названием SF 7.

Сокон всегда намеревался производить автомобили в США и Китае. Для внутреннего рынка Sokon преобразует одну из своих дочерних компаний (Dongkang New Energy, производитель электродвигателей) в производителя NEV под названием Jinkang New Energy. Jinkang получает разрешение на производство в 2018 году и начинает строительство новой умной фабрики в районе Лянцзян города Чунцин, которое было завершено в конце 2019 года.

Тем временем торговые отношения между Китаем и США становятся очень натянутыми из-за политики Белого дома. Sokon видит слишком много проблем и прекращает свою деятельность в Сан-Франциско. Сотрудников увольняют, а капитал SF Motors переходит в Jinkang New Energy. В середине 2019 года Jinkang представляет серийную модель Jinguo («Золотой фрукт») SF5 для Китая и анонсирует трансмиссии BEV и EREV. Компания быстро решает, что название бренда не годится, и меняет его на Seres.

Первая серийная модель Seres называется ix3 (в Китае просто «3» на экспортных рынках), и это в основном преобразование модели внутреннего сгорания Sokon 500. Летом 2020 года следует SF5. Основное внимание уделяется версии EREV, с большим аккумуляторным блоком и небольшим расширителем диапазона. Он очень похож на LI Auto One, только с более спортивным кузовом. Хотя SF5 получает довольно много внимания в прессе, продажи не растут так, как у конкурента LI Auto.

Чтобы увеличить продажи, Jinkang Seres заключает сделку с сетевой компанией Huawei. SF5 получает версию «Huawei Inside» с программным обеспечением Smart Cockpit от телефонной компании и становится первым автомобилем, который будет продаваться в магазинах Huawei. Это немного помогает, но у Huawei большие планы. Как и многие китайские технологические компании, она хочет иметь собственную марку автомобилей. Сделка с Сересом прокладывает путь. Ранее в этом году сильно рестайлинговая версия SF5 появилась как Aito M5. Aito — автомобильный бренд Huawei. M5 производится Seres и продается Huawei. Сразу после появления автомобиля начинают появляться слухи о поглощении Huawei компании Seres, но Сокон настаивает, что это всего лишь лицензионное производство. Первые признаки продаж Aito положительны, поэтому у нас может быть еще одно успешное дополнение среди стартапов Новой Энергии.

Резюме Dongfeng

В конце этой серии из шести частей давайте попробуем сделать некоторые выводы о втором федеральном государственном автопроизводителе Китая. Dongfeng всегда был производителем грузовых автомобилей. Вскоре после своего основания она стала вторым по величине производителем грузовых автомобилей в стране, и эта позиция компания сохраняет до сих пор. Он особенно силен в среднем и тяжелом сегментах, но также имеет значительный модельный ряд в более легких категориях, производимых совместно с Nissan.

В рамках данного сайта больший интерес представляют легковые автомобили. Основной вклад Dongfeng в это был партнер в совместных китайско-иностранных предприятиях. Конечно, у компании есть собственные бренды, но продажи значительно отстают от крупнейших производителей страны (Geely, Changan, Great Wall, SAIC, BYD и т. д.). Совокупные продажи Dongfeng в прошлом году (включая Sokon) составили около 400 000 автомобилей, что ниже такого игрока среднего размера, как GAC.

И с этими совместными предприятиями происходит что-то интересное. Когда-то Dongfeng был королем совместного предприятия, имея больше иностранных партнеров, чем любой другой китайский производитель. Но за последние пять лет Dongfeng потеряла Yulon и Renault, ее акции в Kia выставлены на продажу, потеряла контроль над совместным предприятием Sokon, а недавно Stellantis заявила о желании приобрести контрольный пакет акций Shenlong Automobile, совместного предприятия Peugeot-Citroen. Так что остаются только Nissan/Infiniti и Honda для Dongfeng. Эти два оставшихся совместных предприятия являются наиболее прибыльными. И Nissan, и Honda работают очень хорошо, поэтому статус Dongfeng как крупного производителя не вызывает сомнений.

Однако за последние несколько лет на рынке произошел переход от автомобилей совместного производства к отечественным брендам, и Dongfeng до сих пор не получила такой прибыли, как многие ее конкуренты. Компания должна приложить больше усилий, чтобы сделать Fengshen/Aeolus крупным мейнстримным брендом, и, без сомнения, существует определенное давление на успешное внедрение Voyah на рынке. В этом отношении интересно, что Voyah идет лицом к лицу с теперь уже полунезависимым предприятием Seres/Aito в чрезвычайно конкурентном сегменте New Energy.

Перспективы Dongfeng в ближайшие годы, вероятно, являются проверкой устойчивости традиционных китайских автопроизводителей. Могут ли они совершить успешный переход от литейных цехов для международных брендов к крупным автопроизводителям (новой энергии)? С либерализацией китайского авторынка в самом разгаре есть за что играть.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»