История брендов

История FAW (4/5)


На прошлой неделе мы узнали о наиболее существенном китайском бренде Hongqi и его тесных отношениях с Volkswagen и Audi. Сегодня мы делаем шаг назад по лестнице FAW и концентрируемся на основном бренде Bestune. Это поздний выход на рынок, но многое произошло заранее.

Чтобы прояснить, где мы находимся, сегодня мы рассмотрим эту часть конгломерата FAW:

Билет в тропики

Мы начинаем сегодняшнее путешествие на Хайнане, (суб)тропическом острове к югу от материкового Китая, размером примерно с Нидерланды. Его самый большой город и столица Хайкоу находится на северном берегу. Хайнань долгое время был отсталой частью страны с преимущественно сельскохозяйственной экономикой, но с начала нынешнего тысячелетия все меняется.

С момента основания Народной Республики Хайнань всегда был частью провинции Гуандун, но политики острова начали искать большей автономии в 1980-х годах. Сначала центральное правительство реагирует, выделяя больше средств на развитие региона. Как ни странно, политические лидеры используют большую часть этих грантов для беспошлинного импорта всех видов потребительских товаров (90 000 автомобилей, 120 000 мотоциклов и миллионы электронных устройств, таких как телевизоры и видеомагнитофоны) и продают их в континентальный Китай со 150% прибыли. Эти махинации не останавливают политический процесс. В 1988 году Хайнань становится независимой провинцией, и для привлечения инвестиций создается Особая экономическая зона.

В конце 2010-х годов развитие Хайнаня по-настоящему взлетело, когда туризм был выделен в качестве интересующего сектора. Город Санша на южном побережье становится центром бума на рынке недвижимости, вдоль пляжей появляются большие курорты. Однако задолго до этого новое правительство провинции смотрело на проекты промышленного развития как на экономический стимул.

Хайнаньский автомобильный завод

В 1985 году в Хайкоу был основан государственный Хайнаньский автомобильный штамповочный завод. Этот завод производит детали из листового металла, а также сельскохозяйственные автомобили в ограниченном масштабе. Он был построен для снабжения автомобильной промышленности Китая и получения прибыли от экономических преимуществ острова. Когда Хайнань становится независимой провинцией, одним из первых действий нового правительства является покупка старой производственной линии Ford на Филиппинах и установка ее на заводе. Компания получает новое название, отражающее ее большие амбиции: Хайнаньский автомобильный завод (HAMP).



Такая производственная линия, конечно, хороша, но с ней надо уметь что-то делать. Продукт отсутствует, поэтому правительство ищет подходящую машину. Они быстро находят его в Японии, у Mazda. Там производство универсала 929 находится на последнем издыхании, и Mazda заинтересована в отправке пресс-форм в Китай. После пробного производства в 1990 году в 1991 году следует вариант местной сборки.

Mazda достаточно впечатлена производительностью Китая, чтобы сделать отношения официальными. В 1992 году было создано совместное предприятие между Hainan Automobile Co., Ltd. (провинциальный государственный фонд с 75% акций), Mazda (17,5%) и Itochu Corporation (7,5%, японская торговая фирма и партнер Mazda). создано. Завод HAMP находится под полным контролем Hainan Automobile. Совместное предприятие называется Hainan Mazda Automobile Co., Ltd.

Затем компания Hainan Mazda расширяет модельный ряд, выпуская E2000 (фургон Bongo) в 1993 году и Mazda 323/Family в 1994 году. Примерно в это же время центральное правительство Китая начинает внедрять «национальный каталог автомобилей», систему лицензирования для производителей автомобилей. Hainan Mazda не получает разрешения, а это означает, что автомобили могут продаваться только в провинции Хайнань. Несмотря на несколько попыток, лицензия не получена, поэтому Hainan Automobile следует другим путем. Они добиваются присоединения к государственному производителю автомобилей, чтобы получить национальную лицензию.

Здесь я должен упомянуть Цзин Чжу. Только что окончивший Чунцинский университет со степенью бакалавра в области машиностроения, он пришел в компанию Hainan Automobile в 1988 году. Это было самое начало, поэтому он участвовал в качестве техника в сборке первой партии Mazda 929. С 1996 по 1998 год он быстро поднимался по служебной лестнице, начиная с директора цеха, помощника директора завода и заканчивая директором Хайнаньского автомобильного завода. В свободное время он получает степень магистра в области международной торговли. Тем не менее, это трудные годы, потому что Mazda покидает совместное предприятие (снова оставив за собой правительство провинции), а разрешения на производство в стране не видно.

Введите FAW

Проблемы с разрешениями — отправная точка FAW в этой истории. Государственный конгломерат заинтересован в том, чтобы в 1998 году правительство Хайнаня передало FAW всю свою долю в автомобильном заводе. Компания будет называться FAW Hainan Automobile и будет включать Хайнаньский автомобильный завод. Хотя Mazda больше не является официальным партнером, существует техническое соглашение. С разрешения FAW FAW Hainan теперь может продавать автомобили по всему Китаю, особенно успешны модели Family (Mazda 323) и Freema (Premacy).

Цзин Чжу не нравится участие FAW, и он уходит с поста генерального директора. Он уклоняется от партийной политики, став главой провинциального комитета по автомобильной промышленности и представителем КПК в FAW Hainan. Так продолжалось до 2001 года, когда Цзин берется за другое исследование, защитив докторскую диссертацию по экономике. Однако он еще не закончил работу с Hainan Automobile. Все это время он собирает деньги, чтобы выкупить влияние. Цзин основывает Haima Automobile Group в 2001 году, используя обратное слияние с почти разоренной, но зарегистрированной на бирже компанией Jinpan Industrial в качестве средства для своего IPO.

Он возрождает интерес Mazda к автомобильной промышленности Хайнаня и использует свои политические связи, чтобы добиться реорганизации FAW Hainan. В июле 2004 года правительство Хайнаня заказывает новую структуру для автомобильного завода. FAW по-прежнему будет владеть 49% акций, как и Haima Automobile. Остальные 2% принадлежат провинции Хайнань, но вскоре после этого Jing приобретает акции. Новая компания называется FAW Haima Automobile. Первоначальный завод HAMP становится неотъемлемой частью совместного предприятия вместе со строящимся заводом по производству двигателей.

Mazda заставляет вещи двигаться

Mazda, обескураженная невозможностью Hainan Automobile получить национальное разрешение, закрыла совместное предприятие и двинулась дальше. В 2003 году она устанавливает сотрудничество с FAW Car, дочерней компанией, в которой также находится Hongqi, для производства Mazda 6. В 2005 году эта сделка преобразуется в официальное совместное предприятие FAW Mazda Motor Sales Co., Ltd. (5% FAW, 70% Автомобиль FAW, 25% Mazda). А год спустя Mazda также присоединяется к своему материнскому предприятию Ford в совместном предприятии Changan Ford.

Эти разработки оставляют мало места для Haima. О совместном предприятии не может быть и речи (по китайскому законодательству иностранному автопроизводителю разрешено только два), и у Mazda теперь есть производственные мощности, в которых они нуждаются. Так что Хайнань Мазда проигрывает. В 2006 году соглашение о сотрудничестве сводится к более простой сделке по технической передаче, а Haima Group запрещается продавать Mazda. Их автомобили сейчас продаются под маркой Haima.

Совместное предприятие Mazda открывает новые двери для FAW. Они создали свой собственный отдел исследований и разработок и в 1997 году передали Hongqi новой дочерней компании FAW Car Co., Ltd.. Вскоре после этого FAW Car котируется на Шэньчжэньской фондовой бирже для сбора средств. С Mazda на борту FAW получает доступ к платформе Mazda 6 и некоторым конструкциям двигателей, что означает рождение собственного основного бренда.

Benteng в 2006 году, английское название Besturn. Новый бренд в короткие сроки создает хороший модельный ряд седанов.

И так FAW и Haima становятся конкурентами, ведь по техническому лицензионному соглашению Haima также разрабатывает собственные автомобили на базе технологий Mazda. Платформы Mazda 3 и 6 лежат в основе нескольких новых седанов, а затем и внедорожников.

Хайма идет своим путем

Прежде чем мы вернемся к FAW Besturn, давайте сначала закончим историю Haima. Цзин Чжу понимает, что у сотрудничества с FAW или Mazda мало будущего, поэтому в 2007 году Haima Group приобретает компанию Zhengzhou Light Vehicle. Dongfeng, оставляя завод без дела. Haima купила завод и начала строительство новой умной фабрики в Чжэнчжоу. Тем временем Цзин Чжу передает управление Haima Group другим, оставаясь при этом крупнейшим акционером, и начинает десятилетнюю карьеру профессора в Хэнаньском университете.

Haima приобретает линейку минивэнов с Zhengzhou Light Vehicle, параллельно разрабатывает небольшой электромобиль и продолжает расширять линейку автомобилей на базе Mazda. Он продолжает вводить дополнительные модели, которые еще больше отклоняются от японского происхождения. На самом деле Haima неплохо справляется и достигает своего пика в 2016 году, когда продает более 200 000 автомобилей.

К тому времени Haima Group диверсифицировала свою деятельность в двух разных областях: недвижимость и финансовые услуги. Haima становится крупнейшим акционером Hainan Bank, а его группа по недвижимости приобретает земли по всему Китаю для застройки. Наряду с автомобильным бизнесом деятельность некоторое время процветала, но спад с 2016 года был огромным. Устаревающий модельный ряд автомобилей Mazda нуждается в замене, а расходы на НИОКР делают Haima Group чрезвычайно убыточной операцией. Настолько, что ему необходимо продать большую часть своей недвижимости и акций Hainan Bank в 2019 году, чтобы сохранить свой листинг на фондовой бирже.

Цзин Чжу возвращается на пост председателя Haima Group в 2017 году. Он курирует разработку внедорожника 8S, минивэна 7X в своеобразном стиле и подключаемого гибрида 6P — всех автомобилей, которые не возвращают Haima былой славы. Haima спасает контракт на производство с Xpeng в декабре 2017 года. Группа собирает модель G3 нового энергетического стартапа. Из 40 000 автомобилей, выпущенных в прошлом году, 35 000 — это Xpeng.

Сделка с Xpeng истекает в конце 2021 года и не будет продлена. Поэтому в этом году Цзин Чжу реорганизовал Haima Group. Доли FAW в совместном предприятии FAW Haima переданы фонду развития провинции Хайнань, и Jing Zhu восстановил больший контроль над Haima Group. Группа согласовала свою долгосрочную стратегию со стратегией провинции Хайнань, которая хочет стать одним из крупнейших водородных центров Китая. Haima обратит внимание на автомобили с водородным двигателем. Еще неизвестно, спасет ли эта стратегия десятилетия напряженной работы Цзин Чжу.

Бренд Бестун

Судьба Бестурна какое-то время очень похожа на судьбу Хаймы. Первоначально продажи выросли до 170 000 единиц в 2004 году, на втором году существования. Затем они стабилизируются на уровне от 75 000 до 100 000 автомобилей в год, за исключением короткого 50-процентного всплеска в 2014/2015 годах. Это, конечно, далеко от успешных частных компаний, таких как Geely, или государственных производителей, таких как SAIC Roewe. Однако для FAW этого достаточно, чтобы сохранить бренд. В 2013 году FAW пытается увеличить продажи, представив свой бюджетный бренд Oley. Бренд нацелен на таких конкурентов, как Geely и Chery, но терпит неудачу на рынке. В 2015 году бренд Oley снят с производства.

Совместное предприятие FAW Mazda в основном производит Mazda 6 и ее производные Mazda 8 и CX-7. Совсем недавно модельный ряд пополнился CX-4. В моделях Besturn уже давно используются одни и те же платформы и аналогичные двигатели. Как указано в разделе Hongqi, FAW начала уделять больше внимания технологиям собственной разработки только в 2017 году. Основное внимание уделяется возрождению бренда Hongqi, но FAW ожидает Bestune (английский перевод Benteng был изменен в 2018 году). последовать их примеру.

Первым примером новой стратегии является Bestune B70 третьего поколения, представленный ранее в этом году. В основе этого автомобиля лежит новая универсальная платформа FAW, отличающаяся особым стилем. Полностью электрическая платформа была представлена ​​с E05/NAT. Обе платформы станут основой для автомобилей Bestune нового поколения, а их производные будут перенесены на Hongqi. После впечатляющего возрождения Hongqi FAW, похоже, уверена, что сможет добиться того же с Bestune.

Наконец, мы должны поговорить о корпоративной структуре. FAW Car с самого начала была зарегистрированной компанией, но через двадцать лет после основания она стала дочерней компанией China FAW. Чтобы достичь этого и, что более важно, получить листинг своего грузового бизнеса, FAW осуществляет сложную серию операций по передаче активов.

  • В 2017 году вся деятельность Hongqi возвращается к материнской компании China FAW, в результате чего Hongqi снова становится прямым подразделением.
  • В декабре 2019 года China FAW создает новую дочернюю компанию под названием FAW Benteng Automobile Co., Ltd.
  • В феврале 2020 года все остальные виды деятельности по производству легковых автомобилей переходят из FAW Car в FAW Benteng, а все виды деятельности FAW Jiefang Truck переходят в FAW Car. FAW Jiefang стоит примерно в пять раз больше, чем подразделение легковых автомобилей (25 миллиардов юаней), поэтому выпускается много новых акций, и в компанию вливается много дополнительных денег.
  • В апреле 2020 года FAW Car переименовывается в FAW Jiefang Group Co., Ltd.

Конечным результатом является то, что китайская FAW теперь полностью владеет FAW Benteng, которая производит легковые автомобили Bestune и Mazda, и совладельцем FAW Jiefang, которая теперь котируется на фондовой бирже. Однако это не последнее изменение. В этом году по просьбе японцев совместные предприятия Mazda с FAW и Changan объединяются в единую компанию, в которой FAW является лишь очень мелким акционером.

На следующей неделе

В заключительной части серии о FAW мы исследуем деятельность компании в городе Тяньцзинь. Сначала они начались со знаменитого бренда Xiali и продолжаются сегодня с совместным предприятием FAW Toyota.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»