В тени трех ведущих Новой Энергии NIO, XPeng и Lixiang есть ряд небольших компаний, борющихся за наше внимание. Ближайшим конкурентом по объему продаж является китайская компания с немецкой торговой маркой Weltmeister. Название означает «Чемпион мира», давайте выясним, соответствует ли ему компания.
Восхождение Шэнь Хуэя к известности
Weltmeister — детище Шэнь Хуэя (английское название: Freeman Shen). Шен родился в семье среднего класса в январе 1970 года, его отец был предпринимателем, а мать — архитектором. Мало что известно о его юных годах, но он получил надлежащее образование. В 1991 году он заканчивает Южно-Китайский университет со степенью инженера-механика, а затем переезжает в Соединенные Штаты. Там он изучает гражданское строительство в Калифорнийском университете, за что получает степень магистра.
Его профессиональная карьера началась в электротехнической компании TXU Group в Техасе. Он начинал инженером-проектировщиком, но постепенно дорос до начальника завода. В 2000 году он приходит в автомобильную промышленность, когда становится генеральным директором Eaton Corporation, промышленного поставщика. Пока он работает в Eaton, он также получает степень магистра делового администрирования в Университете Миннесоты. Затем Шен возвращается в Китай, чтобы стать генеральным менеджером азиатского подразделения BorgWarner (материнская компания Eaton).
В 2007 году Шен становится генеральным директором Fiat Powertrain China, где он отвечает за всю деятельность, связанную с двигателями, трансмиссией и мостами как для легковых, так и для коммерческих автомобилей. Однако его пребывание в итальянской компании недолго. В 2009 году Ли Шуфу из Geely Head охотится на Шена, чтобы тот стал его правой рукой. Шена назначают вице-президентом холдинговой компании Geely, но у Ли Шуфу есть особая и, казалось бы, невозможная задача для его новобранца: получить Volvo.
В то время глобальный автомобильный гигант Ford Motor Co владел Volvo, а Geely по-прежнему остается довольно небольшим китайским брендом. Шансы, конечно, против китайцев. Однако сочетание амбиций Ли Шуфу и навыков ведения переговоров и понимания американской деловой практики Шэнь Хуэя приводит к невообразимому: в августе 2010 года Geely полностью приобретает Volvo. Шен становится президентом Volvo Cars China, сохраняя за собой место в совете директоров Geely Group. Его главная задача — возродить очарование Volvo, которое было несколько утрачено под руководством Форда. Нынешний глобальный коммерческий успех Volvo свидетельствует о хорошо выполненной работе.
Итак, мы подошли к 2013 году. Шен — президент автомобильной компании, пользующейся большим успехом, и член совета директоров группы, планирующей завоевать мир. Комфортное будущее впереди. Что вы делаете в такой ситуации? Очевидно, вы уходите в отставку.
А сейчас нечто соверешнно другое
Да, Шен уходит со своей должности в Volvo и Geely. Он возвращается в Соединенные Штаты, чтобы принять участие в программе Advanced Leadership Program Гарвардской школы бизнеса. После этого он ненадолго присоединяется к Pateo, поставщику автомобильных услуг связи в Китае. Все это приводит к созданию собственной автомобильной компании. В декабре 2015 года Шен основывает WM Motor Technology в Шанхае и регистрирует торговую марку Weltmeister.
Weltmeister выбирает другой подход, чем три крупных стартапа. Компания Шена нацелена на массовый сегмент, где NIO, XPeng и Lixiang гораздо более престижны. Это стратегическое решение также влияет на технический подход. В то время как «большая тройка» гордится тем, что многое делает своими силами, Weltmeister использует смешанный подход. Оригинальные разработки связаны с готовыми деталями и техническими партнерствами.
Автомобили Weltmeister разработаны на основе трех основных концепций: «Живой пилот», «Живой двигатель» и «Живое движение». Концепции «Жизни» вращаются вокруг интеллектуальных возможностей подключения и интерактивных функций.
Сердцем системы является Живой Двигатель. Это собственная операционная система Weltmeister, включающая распознавание лиц и виртуального помощника. Кроме того, он предлагает ряд самых популярных сторонних приложений, таких как карты Baidu, QQ Music от Tencent или возможность подключения бытовой техники от Xiaomi. Living Pilot относится к системам ADAS уровня 2. Изначально это собственная разработка Weltmeister, но с 2019 года компания имеет далеко идущее сотрудничество с Baidu по системам следующего поколения. Усовершенствованное приложение Baidu для парковки автомобилей дебютирует на автомобилях Weltmeister. Живой двигатель включает в себя систему привода и аккумулятор. Все они поставляются внешними поставщиками, но у Weltmeister есть собственная BMS.
Мир впервые увидел автомобиль Weltmeister в конце 2016 года, когда в Интернете появились просочившиеся изображения. В истинном китайском стиле эти изображения на самом деле являются отфотошопленными фотографиями из программы для чтения прессы Mitsubishi Outlander. Через неделю после появления фотографий Вельтмайстер отрицает, что они их сделали. Вероятно, это правда, так как отфотошопленная машина не похожа на конечный продукт. Настоящая машина анонсирована в декабре 2017 года и представлена на автосалоне в Пекине несколько месяцев спустя. Начало производства этого EX5 начнется в сентябре 2018 года.
Впереди объезд: Сунляо и Чжуншунь
Weltmeister строит современный завод в Вэньчжоу (провинция Чжэцзян), и, как мы знаем, для производства автомобилей в Китае требуется разрешение на производство, выдаваемое правительством. В конце 2010-х годов правительство в основном прекратило выдачу новых разрешений для стартапов Новой Энергии. Единственный способ получить его — взять на себя производителя, у которого есть разрешение. Вельтмайстер, вероятно, подумал: «Лучше перестраховаться, чем сожалеть» и купил не одного, а двух производителей и разрешения. В феврале 2017 года покупает Dalian Huanghai (дочернее предприятие SG Automotive/Huanghai), а в августе того же года Shenyang Zhongshun.
Zhongshun (английское название: Polarsun) в то время является несуществующим брендом, и я сомневаюсь, что о нем будет посвящена отдельная статья в Automaker Story. Итак, позвольте мне сделать небольшой крюк и рассказать вам об этом бренде.
Нам нужно вернуться в прошлое 24 апреля 1949 года, когда военное ведомство Восточного Китая открыло мастерскую в городе Нанкин. Это мастерская по ремонту армейской техники. В 1952 году мастерская перемещается в Даньдун в Северном Китае, чтобы помочь военным усилиям в Корее. После войны в Корее он сохранился как авторемонтная мастерская Шэньянского военного ведомства и был переименован в 7416-й завод НОАК в 1965 году. К тому времени это уже производитель автомобилей, собирающий российские легкие грузовики ГАЗ 69 под маркой Songliao.
Эти грузовики предназначены только для военного использования, и нам нужно перенестись в начало 1980-х годов, прежде чем Songliao выйдет на гражданский рынок. Они начинают производить пассажирские фургоны, напоминающие Nissan Homy/Caravan той же эпохи. В 1983 году компания теряет свое военное название и с тех пор известна как Shenyang Songliao Auto Works. Songliao также сотрудничает с производителем грузовиков Nanjing Automobile для производства легких грузовиков на основе технологий Iveco. В конце 80-х компания представляет внедорожник, напоминающий Nissan Patrol, разработанный совместно с FAW.
Пассажирские фургоны составляют основу производства и продаж Songliao. Они добились в этом скромного успеха, хотя и не в той же лиге, что и Дзимбэй, который тоже живет в Шанхае. В начале 1990-х Songliao разрабатывает преемника своего фургона первого поколения на базе Hyundai H1. Он передает производство штампов для автомобиля на аутсорсинг FAW и инвестирует в него более 80 миллионов юаней. Однако FAW не может доставить пресс-формы, деньги потеряны, а фургон на базе Hyundai заглох.
Songliao начинает переговоры с Ford о возможном создании совместного предприятия в 1996 году. Компания снова вкладывает деньги в создание новых производственных линий, но в 1999 году центральное правительство не одобряет создание совместного предприятия. В то же время военные вынуждены уйти из государственных компаний. Производство Songliao полностью прекращается, и компания несколько раз продается. В 2002 году Чжоу Тяньбао, создавший крупную промышленную компанию по производству автомобильных запчастей, берет на себя управление Songliao.
Чжоу хочет создать собственную автомобильную марку и покупает Songliao, чтобы получить разрешение на производство. Он передает разрешение новой компании под названием Shenyang Zhongshun Automobile, и это конец Songliao как производителя автомобилей. Некоторое время продолжает работать в качестве поставщика запчастей. Когда чуть позже (в 2008 г.) Zhongshun понадобились деньги, Songliao лишилась своих активов и была продана как подставная компания. После многих переходов собственности Songliao оказывается в руках Джеки Чана и некоторых других звездных актеров в 2016 году, меняет свое название на Cultural Investment Holdings и теперь производит фильмы и видеоигры.
Тем временем Чжоу Тяньбао энергично работает над Шэньян Чжуншунь. Компания возобновляет производство пассажирских фургонов с введением новой линейки автомобилей. На этот раз они в основном основаны на технологиях Toyota. Английское имя Zhongshun — Polarsun. Бренд также пробует свои силы в легковых автомобилях и пикапах. В 2005 и 2006 годах он демонстрирует целую волну новинок, минивэнов, внедорожников, пикапов и даже седанов на нескольких автосалонах. В 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса, реальность начинает проявляться. На самом деле было собрано и продано лишь несколько таких легковых автомобилей. Пассажирские фургоны поддерживают жизнь Polarsun, но деньги закончились, и Чжоу Тяньбао сдается. Производство снова останавливается.
Эрик ван Инген Шенау (Erik van Ingen Schenau) собрал отличную подборку автомобилей Songliao и Polarsun для ChinaCarHistory.
Разрешение на производство не имеет срока действия, поэтому разрешение Songliao/Polarsun не действует в течение восьми лет. Затем Шэнь Хуэй покупает остатки Zhongshun Automobile и передает разрешение на свое новое производственное предприятие в Вэньчжоу.
Как уже упоминалось, Weltmeister также приобретает Dalian Huanghai. Это разрешение передается совместному предприятию между дочерней компанией Weltmeister и инвестиционным фондом местного правительства в городе Хуанган (провинция Хубэй) для строительства второго производственного предприятия. Завод в Хуангане еще не достроен.
Лезвие бритвы
Ладно, пора возвращаться в строй. Weltmeister поставляет первые EX5 в декабре 2018 года. Рыночный прием довольно благоприятен, но вскоре Weltmeister сталкивается с проблемой. Один из их поставщиков батарейных элементов, Gushen battery, производит партию неисправных элементов. Некоторые EX5 ловят, как и электромобили других марок с такими же ячейками. К счастью, у Weltmeister есть еще три поставщика (CATL, Lishen и Tafel), поэтому батарея Gushen исключена из меню.
За первый полный год работы Weltmeister продает около 18 000 автомобилей. Это наравне с NIO и XPeng, которые продают почти равные суммы. В следующем году NIO и XPeng неуклонно наращивают свои продажи и значительно опережают Weltmeister. Бренд представляет свою вторую модель, более крупную EX6 Plus, и обновляет EX5 до EX5-Z. Продажи снова растут, и, наконец, в 2021 году бренд, похоже, набирает обороты.
В 2021 году Weltmeister выводит на рынок два новых автомобиля. W6 — это, по сути, слегка переработанный EX6 Plus, который получил выгоду от сотрудничества с Baidu. W6 имеет несколько электронных систем от компании-разработчика программного обеспечения и даже дебютирует со своей системой парковки автомобилей. Вторая новая модель — седан среднего размера под названием E.5 (да, E dot 5), нацеленный на Geely Geometry и GAC Aion S.
Коммерческие продажи E.5 еще должны начаться, но автомобиль уже доступен для автопарков и таксопарков. Что показывает другой подход Weltmeister. Вместо того, чтобы идти на рынок высокого класса, они нацелены на продажи автопарков, каршеринг и прокат автомобилей, для которых NIO и XPeng явно слишком дороги. Это приземленный подход, но это не значит, что люди в Weltmeister не умеют развлекаться. Weltmeister Champion — это сумасшедший концепт-кар мощностью 800 лошадиных сил, который соперничает с Tesla Model X по скорости и с гоночным автомобилем из научно-фантастического фильма по внешнему виду.
Тем не менее, автомобиль, на который стоит обратить внимание, — это грядущий новый седан Weltmeister. На основе концепт-кара Maven бренд запустит более крупный седан, который составит прямую конкуренцию Tesla Model 3, BYD Han и XPeng P7. Это будет настоящая проверка возможностей Weltmeister.
Практически с самого рождения компании ходили слухи о предстоящем IPO. Сначала предполагалось, что бренд последует примеру NIO, XPeng и Lixiang и будет искать листинг на американской бирже. Этого никогда не происходило, но мы знаем, что с начала этого года Weltmeister подала заявку на листинг на Шанхайской бирже STAR, технологическом индексе, сравнимом с NASDAQ в США. Фактическое IPO пока отложено. Некоторые аналитики предполагают, что Weltmeister не обладает достаточным количеством оригинальных технологий, чтобы соответствовать требованиям, но, вероятно, в настоящее время компании просто не нужны деньги.
Если есть одно преимущество в том, чтобы иметь опытного автомобильного ветерана с хорошими связями в качестве основателя и генерального директора, это возможность привлекать средства. Шэнь Хуэй всегда был очень успешен в этом отношении. Самый первый раунд финансирования компании принес более миллиарда долларов, и последующее привлечение средств было столь же прибыльным. Weltmeister довольно хорошо финансируется для стартапа и имеет много сторонников из частных инвестиционных компаний, технологических компаний и местных органов власти.
Шен однажды сказал, когда его спросили о разнице между NIO и Weltmeister: «Он похож на Audi, а я на Volkswagen. Оба в порядке». Это правда, но Шен определенно выбрал трудный путь. На премиальном рынке существует конкуренция на многих уровнях, и стартапы могут преуспеть в новых технологиях и грамотном маркетинге. В основном сегменте, где работает Weltmeister, конкуренция в основном определяется ценой. Пока что Weltmeister держится наравне с крупными традиционными автопроизводителями, но битва еще далека от завершения. Weltmeister необходимо резко улучшить показатели продаж, чтобы обеспечить свое будущее, но для Шэнь Хуэя идти по лезвию бритвы, скорее всего, гораздо интереснее, чем править миром с шикарного кожаного сиденья в зале заседаний крупной автомобильной компании.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.