В Европе SAIC часто считают продолжением Volkswagen в Китае, но на самом деле у компании гораздо более тесные отношения с другим партнером по совместному предприятию, General Motors. У SAIC и GM не одно совместное предприятие, а небольшая дюжина, и они также работают вместе за пределами Китая. Это взаимовыгодные отношения. Без SAIC Buick, вероятно, канул бы в безвестность вслед за Pontiac и Saturn, GM был бы в основном ориентирован только на Америку, а у SAIC не было бы трех успешных собственных брендов. В этом году китайско-американскому роману исполнится 25 лет. Это хорошее напоминание для политиков страны: совместная работа приносит больше процветания, чем попытки превзойти друг друга в геополитических играх разума.
Первый контакт
Самые ранние контакты между SAIC и GM относятся к 1980-м годам, когда SAIC впервые искала иностранного партнера. В этих переговорах GM не хотела идти дальше сборки комплектов для разборки американского производства, и уж точно не было речи о передаче технологий. Таким образом, Volkswagen получил сделку. Спустя более десяти лет GM видит необходимость выйти на китайский рынок в качестве производителя (американские автомобили, конечно, уже продаются через импорт) и в конце концов оказаться в объятиях SAIC.
Большая разница с первыми переговорами заключается в том, что 12 июня 1997 года GM и SAIC создали не одно, а два совместных предприятия. Первый конечно же SAIC-GM, второй носит название PATAC, или Паназиатский Технический Автомобильный Центр. Таким образом, PATAC является совместным научно-исследовательским институтом. SAIC и GM будут не только вместе производить автомобили, но и совместно разрабатывать и проектировать технологии.
В 2001 году GM и SAIC активизируют свои отношения, когда они совместно берут на себя управление больным Daewoo Motor в Южной Корее (Сузуки также сначала участвует на несколько процентов, но японцы быстро отсеиваются). GM становится мажоритарным акционером Daewoo и сразу придает компании важный статус. Традиционные американские модели, конечно, все еще разрабатываются в США, но автомобили меньшего размера и модели для развивающихся рынков будут находиться под совместной ответственностью Daewoo в Корее и Opel в Европе.
С началом сотрудничества SAIC и GM удвоили свои совместные усилия. Они создали ряд новых совместных предприятий:
- SAIC-GM-Wuling (2002 г.) — создано совместное предприятие по производству микролитражных автомобилей Wuling. Теперь также производитель бренда Baojun. Подробнее об этом ниже.
- Shanghai GM Dongyue Automotive (2003 г.). Первоначально созданное для производства автомобилей Chevrolet и автозапчастей, это совместное предприятие теперь производит несколько брендов для SAIC-GM.
- Shanghai GM Dongyue Powertrain (2004 г.) — производит двигатели для SAIC-GM и собственных брендов SAIC, таких как Roewe и MG.
- Shanghai GM (Шэньян) Norsom Automotive (2004 г.) — основана в 1999 г. как совместное предприятие GM и Jinbei, входящее в состав Brilliance. Идея заключалась в том, чтобы сделать Blazers и Silverado, что происходит только в небольших масштабах. В 2004 году SAIC приобрела акции Jinbei, и с тех пор компания выступает в качестве вспомогательного производственного предприятия для SAIC-GM.
- Кроме того, существуют совместные предприятия по продажам, кредитованию, лизингу и телематическим услугам (например, OnStar компании GM).
SAIC-Дженерал Моторс Автомобильная Ко., Лтд.
SAIC-GM создана для того, чтобы представить на китайском рынке Buick местного производства. Бренд, конечно, уже известен по импортным моделям, но китайское производство оказывается существенным. Несомненно, без китайского рынка мы могли бы добавить Buick в список Oldsmobile, Geo, Saturn и Pontiac. Но этого не происходит. Начало не совсем гладкое, потому что типичный американский Buick Century — это не совсем то, чего ждали китайцы в 1999 году. Buick Sail (седан Opel Corsa) — уже лучший выбор, но основные успехи приходятся на GL8 (большой MPV, только для Китая) и Excelle. Последний, компактный седан, со временем изготавливался во многих вариантах. С Regal и LaCrosse Buick также присутствует в более дорогих сегментах.
В то время как Buick нацелен на основной рынок, возможно, немного на его более высокий уровень, Chevrolet нацелен на более низкий уровень и более молодых покупателей. SAIC-GM добавила бренд в 2005 году. Чуть раньше, в середине 2004 года, SAIC-GM также вышла на рынок премиум-класса с Cadillac. Buick и Cadillac сейчас продаются в Китае лучше, чем в их родной стране.
Во время кредитного кризиса 2008 года у GM серьезные проблемы, и банкротство неизбежно. В 2009 году старый GM (GM Corporation) обременен всеми долгами, а активы переданы новому GM (GM Company). Таким образом, самый гордый автопроизводитель Америки сможет перезапуститься. SAIC также играет роль в этом переходе. Китайцы кредитуют новый GM на десятки миллионов долларов, чтобы удержать Daewoo на плаву. В обмен на финансовую поддержку SAIC получает контрольный пакет акций SAIC-GM в размере 51%. Баланс 50/50 восстанавливается в 2012 году, когда SAIC приобретает один процент акций американской материнской компании вместо дополнительного 1% акций SAIC-GM.
Это неспокойное время создает новую динамику в сотрудничестве. Обязанности по исследованиям и разработкам Daewoo, переименованной в GM Korea, постепенно переходят к PATAC в Шанхае. Заводы в Корее закрыты, и GM снабжает большую часть азиатского рынка из Китая. Если GM также продаст Opel в 2017 году, роль GM Korea в значительной степени иссякнет. Разработка компактных и более дешевых моделей полностью осуществляется компанией PATAC. GM даже продает некоторые автомобили, разработанные в Китае, на внутреннем рынке, хотя они по-прежнему производятся в Северной Америке.
И Buick, и Chevrolet теперь имеют очень обширный модельный ряд моделей во всех основных сегментах. Удивительно, но Buick, безусловно, является самым успешным в коммерческом плане, продавая в три раза больше, чем Chevrolet. Cadillac, конечно, присутствует только в более крупных сегментах премиум-класса. Вместе эти три бренда делают GM четвертым автопроизводителем в Китае (около 1,5 млн автомобилей, проданных в 2020 году) после Volkswagen, Honda и Toyota. Если вы также включите продажи Wuling и Baojun, связанные с GM, они даже на втором месте.
-
Шевроле Оникс -
Шевроле Менло ЭВ
Таким образом, SAIC-GM очень важен для «Генерала», но и наоборот — это почти та же история. Сначала SAIC построила свои собственные бренды Roewe и MG на остатках MG Rover, но теперь технология принадлежит PATAC. Например, Roewe i5 и MG 5 технически тесно связаны с Buick Verano и Chevrolet Cruze. Учитывая коммерческий успех, кажется очевидным, что сотрудничество будет только укрепляться.
SAIC GM Wuling Co., Ltd.
Я уже написал статью об автопроизводителях Wuling, описывая ее историю производства сельскохозяйственного оборудования, самолетов и двигателей внутреннего сгорания до того, как компания SAIC Motor поглотила ее. В этой главе я продолжаю с того места, на котором остановился. Для справки, мы начинаем с 2002 года, когда SAIC, GM и Wuling создают совместное предприятие (SGMW) с целью дальнейшего развития бренда Wuling, который в основном производит микроавтобусы.
Wuling сразу представляет новый минивэн 2002 года под названием Zhiguang (в переводе: «Солнечный свет»). Этот автомобиль был разработан собственными силами в рекордно короткие сроки. У Zhiguang есть некоторые проблемы с ранним прорезыванием зубов, но они быстро решаются, и бренд сохраняет сильные позиции в этом сегменте. Помимо Zhiguang, Xingwang на базе Mitsubishi также производился до 2009 года. Затем его сменил более крупный Rongguang.
Zhiguang имеет типичную китайскую продолжительность жизни. Второе поколение модели запускается в 2011 году, но оригинальная версия также остается в производстве. Эта модель второго поколения снова исчезает в 2016 году, а первое поколение обновляется и адаптируется к последним экологическим стандартам и остается доступным по сей день.
Одной из причин, по которой Wuling создала совместное предприятие с SAIC и GM, является также стремление производить и продавать легковые автомобили. В 2003 году эта мечта частично сбылась. SGMW переходит на производство легковых автомобилей, но не под маркой Wuling. Модель, сходящая с конвейера, продается как Chevrolet Spark (известная в мире как Daewoo Matiz).
Только в 2010 году свет увидит первый настоящий легковой автомобиль Wuling. SGMW окрестил этот минивэн среднего размера Wuling Hongguang, и, благодаря коммерческому успеху, вскоре появилось большое количество вариантов. После фейслифтинга в 2013 году базовая версия называется Hongguang S, но есть также Hongguang S1 (чуть более крупная экспортная версия, которая также некоторое время продается в самом Китае), Hongguang S3 (версия внедорожника) и Hongguang V. (чуть более прямоугольная модель со сдвижными, а не распашными дверями сзади). Более того, в 2018 году второе поколение появляется как Hongguang как S и V. И по доброй китайской традиции разные версии и поколения продаются рядом друг с другом.
Технически Hongguang имеет простую конструкцию. Довольно мягкий цельный кузов стоит на простых стойках спереди, с жесткой осью и листовыми рессорами сзади. Двигатель объемом 1,5 литра мощностью около 100 л.с., 5-ступенчатая механическая коробка передач передает мощность на задние колеса. Интерьер представляет собой набор из жесткого пластика, а сиденья расположены по китайской схеме 2+2+3. Это означает два отдельных сиденья в среднем ряду и трехместную скамью в самом конце. Цена Hongguang невообразимо низка по западным меркам, а качество, кажется, в порядке.
И поэтому Wuling производит китайский Beetle или 2CV: народный автомобиль, обеспечивающий мобильность для простого гражданина. С момента выпуска Hongguang было продано почти пять миллионов копий, и он уже много лет является бестселлером на китайском рынке. Вы вряд ли встретите Hongguang в списках классических автомобилей для людей, таких как Beetle, Ford Model T, Fiats 500 или Mini, но он действительно принадлежит к ним. Даже сегодня Honnguang выпускает несколько 100 000 единиц в год, несмотря на базовую технологию.
Название Hongguang настолько сильное, что Wuling также использует его, когда выводит на рынок абсурдно дешевый четырехместный мини-электромобиль в 2020 году. Этот автомобиль известен как Hongguang Mini EV и сейчас является самым продаваемым электромобилем в Китае. За 18 месяцев производства было продано более полумиллиона единиц, что еще раз подчеркивает имя Wuling как поставщика мобильных устройств для людей с небольшим бюджетом.
Однако в истории SGMW происходит важный поворот, когда совместное предприятие запускает второй бренд наряду с Wuling в 2012 году: Baojun. В то время как минивэн Wuling все еще очень близок к легким коммерческим автомобилям, Baojun должен производить настоящие и доступные легковые автомобили. И там, где Wuling в основном связан с SAIC, Baojun является прежде всего частью стратегии GM. Как уже говорилось, Daewoo стала GM Korea и (вместе с Opel в Германии) отвечала за разработку более компактных и дешевых моделей. Baojun — бренд, продвигающий автомобили GM Korea в Китае.
В первой половине 2010-х годов Baojun представляет полный модельный ряд автомобилей в сегменте компактных и малолитражных автомобилей, а также большой минивэн. Все эти автомобили оснащены современной техникой GM с передним приводом и новой платформой. Baojun подчеркнуто ориентируется на бюджетный сегмент и умудряется добиться значительного коммерческого успеха, хотя это касается не каждой модели. Например, 330 (субкомпактный седан) 2015 года — крайне малоизвестный автомобиль даже по китайским меркам, продано около 125 экземпляров.
-
Редкий Baojun 330 -
Баоцзюнь 560 -
Баоцзюнь 610 -
Баоцзюнь 630
Однако тесные связи GM с SAIC постепенно меняют ее глобальную стратегию. Все больше и больше видов деятельности переходят от GM Korea к PATAC в Шанхае, и когда Opel будет продан в 2017 году, роль разработчиков в Корее почти исчерпана. В настоящее время PATAC возглавляет многие зарубежные операции GM. Центр исследований и разработок разрабатывает технологии для SGMW, различных автомобилей Chevrolet и Buick от SAIC-GM, а также для собственных брендов SAIC Roewe, MG и Maxus.
В 2019 году SGMW вносит серьезные изменения в стратегию Baojun, чтобы укрепить позиции своего бренда. Под номенклатурой «Новый Baojun» следует целая линейка продуктов, основанных на совершенно новой платформе PATAC. Однако самым большим отличием является введение языка дизайна «Межзвездная геометрия» (да, в Китае они тоже используют модный маркетинговый язык), благодаря которому ранее довольно общие Baojun выглядят намного более современно. Реакция рынка сначала была нерешительной, и с тех пор она остается прохладной. К счастью для SGMW, расширение ассортимента доступных автомобилей Wuling компенсирует резкое падение продаж Baojun.
С момента своего создания SGMW не ограничивается одним Китаем. В рамках SAIC она является основным экспортером автомобилей, а также имеет производственное предприятие в Индонезии. Основные экспортные рынки находятся в Юго-Восточной Азии, но автомобили также поставляются в Южную Америку, а комплекты CKD — в Африку. При таком экспорте легко потерять обзор. Например, Baojun 530 продается в некоторых частях Азии как Wuling Almaz, но в Индии он называется MG Hector, а также продается расширенная версия, которой нет на рынке Китая. В Южной Америке по жизни идет такая же машина, как Chevrolet Captiva. А седан Baojun 630, который уже много лет выведен из эксплуатации в Китае, по-прежнему поставляется как Chevrolet Optra комплектами CKD и собирается в Египте в несколько стран Ближнего Востока и Африки.
-
Баоцзюнь РС-3 -
Баоцзюнь RC-5 -
Баоцзюнь Валли -
Баоцзюнь RC-6
Наконец-то о компании SGMW. Его обычно называют совместным предприятием, но, поскольку SAIC владеет 50,1% акций, на самом деле это дочерняя компания китайцев. GM владеет 44% после частичного выкупа Wuling в 2010 году, оставив 5,9% предку компании. SGMW является хорошим примером международной взаимозависимости автомобильной промышленности. Для SAIC это предвестник международной экспансии, для GM — источник доступных моделей на развивающихся рынках, а для Wuling — надежный источник доходов от роялти.
Заключительные замечания
Итак, это была история производителя автомобилей номер один в Китае в шести длинных эпизодах. Shanghai Automobile перешла от производства автобусов и одного седана среднего размера к одному из ведущих промышленных конгломератов страны. Его основной доход поступает от международных совместных предприятий, но SAIC также имеет сильную позицию благодаря своим собственным брендам, имеет группу основных компонентов и играет роль в коммерческих автомобилях.
SAIC также имеет все шансы стать первой китайской автомобильной компанией, получившей глобальное присутствие. Он уже обслуживает несколько развивающихся рынков, как под собственными брендами, так и под брендами SGMW. Следующим полем битвы станет Европа, где SAIC пытается (восстановить) утвердить MG как подлинный массовый бренд. Значок может помочь. Если SAIC добьется успеха, это будет считаться настоящей победой, и компания может стать менее зависимой от своих партнеров по совместному предприятию. Тем не менее, синергия между SAIC и General Motors, кажется, работает очень хорошо. Оба сильны на своих внутренних рынках и прекрасно дополняют друг друга в других частях мира. Когда политическая напряженность между США и Китаем, наконец, уменьшится, вероятно, не будет таким уж странным ожидание дальнейшей интеграции двух автомобильных гигантов.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.