Когда вы думаете о китайских пикапах, вы думаете о Баодине, городе к югу от столицы Пекина. Это в основном благодаря Great Wall Motors, бесспорному производителю пикапов номер один в Китае. Но в какой-то момент Баодин был домом для нескольких производителей, таких как Tianma, Dadi и Zhongxing. Тианма и Дади больше не занимаются бизнесом, но Чжунсин все еще работает. И это также самый первый китайский производитель пикапов.
Очередное военное ответвление
История Zhongxing начинается, как и многие мелкие производители автомобилей, с военной мастерской. На этот раз он принадлежит военному округу Цзичжун, подразделению Народно-освободительной армии, дислоцированному в провинции Хэбэй. И снова мы не можем убежать от Isuzu, так как мастерская Jizhong находит убежище на бывшем заводе Isuzu в Баодине, оставшемся от японской оккупации. Мастерская называется Баодинский автомобильный ремонтный завод, и ее основная задача состоит в том, чтобы удерживать на дороге множество грузовиков Isuzu в регионе, которые в настоящее время конфискованы и используются НОАК. Baoding Auto открывает свои двери в 1949 году.
Вдохновленная риторикой «Большого скачка вперед», Baoding Auto планирует капитальный ремонт завода в 1958 году. Это часть более крупного плана по превращению в производителя автомобилей. Для достижения этих целей на заводе создается ведущий комитет под названием «Подготовительное бюро Универсального автомобильного завода», который привлекает талантливых студентов и инженеров и руководит разработкой автомобильной продукции. Первые результаты последовали в том же году: трехколесный автомобиль, основанный на японской конструкции (вероятно, Daihatsu), но оснащенный двигателем и коробкой передач собственной разработки.
В то же время «Подготовительный офис» также разрабатывает четырехколесный грузовик, в основном направленный на поддержку сельскохозяйственного сектора. Однако «большой скачок» происходит так же быстро, как и начался, когда нехватка продовольствия и голод наносят ущерб стране. Трехколесный автомобиль производится в очень небольших количествах, но нет никаких сведений о том, что грузовик достиг стадии производства. Так или иначе, из-за сложной экономической ситуации производство автомобилей прекращено, на данный момент Подготовительный офис демонтирован, и Baoding Auto снова становится ремонтной мастерской.
К счастью, некоторые из заводских доработок были реализованы, так что цель сборки всего автомобиля осталась в силе. И вскоре, в 1966 году, когда начинается Культурная революция, Baoding Auto делает решительный шаг. Через местный Революционный комитет Baoding Auto получает доступ к одной из самых популярных моделей Китая — легкому грузовику Beijing BJ130. Baoding Auto продает грузовик с 1970 года как Hebei 130. Четыре года спустя это приводит к смене названия компании, которая теперь становится Baoding Automobile Manufacturing Company.
Первый пикап
Это смутные времена для Китая, и Baoding Auto справляется с ограниченными ресурсами. В течение десятилетия производственная мощность увеличивается примерно до 1000 автомобилей в год, так что это небольшой завод. В 1983 году владелец PLA передает фабрику местным властям в соответствии с новыми экономическими реалиями. И, несмотря на свои небольшие размеры, амбиций хватает. Baoding Auto становится частью совместного предприятия Hebei-Beijing-Tianjin Automobile, аналогичной группе слабо связанных компаний, как мы видели ранее с FAW и Dongfeng в ответ на большую экономическую свободу.
Это позволяет небольшой компании разработать свои первые две модели собственной разработки, внедорожник и пикап. Обе машины используют шасси джипа BJ212, но имеют кузов, вдохновленный внедорожниками Toyota. Эти автомобили представлены как BQ123/130 и BQ523 в 1986 году и переименованы в BQ1030 и BQ6470, когда Министерство транспорта изменит систему нумерации. BQ123 считается первым пикапом китайского производства с кузовом, полностью разработанным в Китае.
Внезапно мощности в 1000 автомобилей стало недостаточно, и поэтому в 1991 году Baoding Auto начинает строительство нового завода с 50-кратной производительностью. Компания выбирает место бывшего кирпичного завода в качестве нового места и получает чертеж (законно) завода Jinbei в Шэньяне, что значительно экономит затраты на разработку. Производственные линии привезены из США, три линии с заброшенных заводов GM. Baoding Auto инвестирует в новую площадку в общей сложности 240 миллионов юаней.
Новый завод станет известен как Hebei Zhongxing Automobile Manufacturing и станет совместным предприятием Baoding Auto и Baomin Company, крупного производителя стали. Кроме того, автомобили нового поколения, которые будут выпущены, будут использовать бренд Tianye вместо Hebei. Хотя продажи идут хорошо, и Baoding Auto по-прежнему приносит прибыль, финансовое бремя строительства нового завода также является началом длительного периода смены владельцев.
Пятнадцать лет потрясений, 1990-е.
Как уже говорилось, первые автомобили Hebei имеют некоторое сходство с моделями Toyota. Когда Baoding Auto начинает разработку преемника, они стремятся создать технически продвинутую модель, способную конкурировать на международном уровне. Они выделяют Toyota Hilux в качестве эталона. Фактически, руководители компании связываются с японским гигантом в надежде установить техническое партнерство и представить Hilux в качестве отечественной модели (в то время он был доступен только в качестве импорта). Переговоры между Baoding Auto и Toyota зашли в тупик. Baoding хочет маркировать автомобили Tianye, но Toyota настаивает на собственном логотипе.
То есть никакого совместного предприятия. Но это не конец истории. В типичном китайском стиле 1990-х годов Baoding Auto обращается к тайваньскому производителю пресс-форм и заказывает набор имитационных пресс-форм. Поэтому, когда в конце 1994 года появился Tianye BQ1020, его трудно было отличить от настоящего Hilux. Чуть позже компания также выпускает внедорожник, удивительно похожий на Landcruiser, и фургон, в котором используется кузов Toyota LiteAce (скопированный), хотя и на шасси BJ212. Руководители Toyota посещают завод в Баодине и предлагают совместное предприятие, настоящие пресс-формы и производственную линию Toyota для улучшения качества автомобилей. Переговоры прерываются из-за того же вопроса о брендинге, что и раньше.
Тем временем Baomin Steel вышла из Zhongxing, и ее акции в течение короткого периода времени принадлежали канадской компании Belcara. В 1996 году исчезают и канадцы, и местное правительство выкупает все акции. Чтобы оптимизировать свой портфель собственности, местное правительство создает Tianye Automobile Group. Под этим знаменем он объединяет старый завод Baoding Auto, новый завод Hebei Zhongxing и 22 других завода, обычно занимающихся производством запчастей. Внезапно Tianye стала умеренно крупной компанией с большим количеством сотрудников и большими финансовыми обязательствами.
Местные политики не заинтересованы в том, чтобы сами вести шоу или нести ответственность за все финансовые риски. Поэтому они начинают искать партнера. Какое-то время SAIC Motor кажется возможным партнером, но в конечном итоге шанхайская компания предпочитает Jiangsu Yizheng Tianye. Теперь Цзянсу начинает искать за границей. Он заключает соглашения о совместном предприятии сначала с Subaru, а затем с Fiat, но оба не получают одобрения правительства. И тут появляется BMW, владелец Jaguar Land Rover. Две компании нашли общий язык, и соглашение о совместном предприятии по производству Land Rover Freelander получило одобрение правительства.
Ян Ронг, часть 1
Между тем, мы прибыли в 1999 год, и звезда Тянье быстро угасает. Другая баодинская компания под названием Great Wall вышла на рынок пикапов и предлагает более качественные автомобили по более низким ценам. Местное правительство хочет, чтобы обе компании объединились, но директора Tianye отказываются работать с частным стартапом из бедного района города. И тут в дверь входит Ян Ронг, известный владелец Brilliance Group. Это больше нравится директорам Tianye, и сделка заключается очень быстро. В октябре 1999 года Brilliance приобретает 60% акций Zhongxing, а Tianye сохраняет за собой остальные 40%. Марка автомобиля станет Zhongxing (или ZX Auto на английском языке) вместо Tianye. Директора Тянье не понимают, они просто притащили троянского коня.
Ян Ронг заинтересован не в производственных мощностях Tianye, а в его сделке с BMW. Вскоре после того, как Ян взял под свой контроль, Ян меняет предлагаемое соотношение владения еще не созданным совместным предприятием на 49% BMW, 26% Brilliance и 25% Zhongxing. Затем он начинает переговоры с немцами и плавно меняет планы с единственной модели Land Rover на полномасштабное совместное предприятие с самой BMW. Все это время Чжунсин находится в полуподвешенном состоянии.
В 2002 году у Ян Ронга происходят знаменитые ссоры с политическим руководством, Бриллианс вырывается из-под его контроля, и Ян вынужден эмигрировать в Соединенные Штаты, чтобы его не арестовали. Затем Brilliance национализируют, и новое руководство не проявляет интереса к Zhongxing. Они продают акции промышленному предприятию Ningbo Huaxing Group, но забирают 25% акций, принадлежащих Zhongxing в совместном предприятии BMW.
Пятнадцать лет потрясений, 2000-е
Hauxing Group также владеет Fuqi Automobile, еще одним небольшим производителем пикапов. Их намерение состоит в том, чтобы объединить обе компании, извлечь выгоду из эффекта масштаба и стать таким же большим, как Great Wall. Но план слияния встречает противодействие со всех сторон, и в 2005 году Huanxing Group сдается. Они продают Fuqi компании Jiangling Motors (JMC), а Zhongxing — тайваньской компании. Tianye снова становится мажоритарным владельцем (67%), а Taiwan United Leading Company получает остальное. Кстати, я ничего не могу найти об этой тайваньской компании, так что если кто-нибудь знает больше…
Это также время, когда Чжунсин пытается взять себя в руки. Клоны Toyota, которые сейчас продаются как пикапы и внедорожники Qijian, устаревают. Нужны новые машины. Zhongxing запускает три новые модели в конце 2006 и начале 2007 года. Два пикапа и внедорожник. Первый пикап — это Weihu, или Grand Tiger, безусловно, современный автомобиль. Grand Tiger разработан и спроектирован полностью собственными силами и, благодаря многочисленным обновлениям, сохранился до наших дней. Zhongxing также экспортирует автомобиль в некоторых масштабах и имеет местную сборку на основе комплектов CKD в Африке, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Южной Америке. Landmark (Wuxian) — версия внедорожника этого грузовика. Второй пикап странный. Changling построен на новом заводе в Чанчуне, совместном предприятии с производителем мотоциклов Changling, и основан на универсальном дизайне автобусной компании King Long.
В то время как Weihu хорошо принят рынком, проблемы Zhongxing далеки от завершения. Денег по-прежнему не хватает, а другие компании Tianye Group убыточны. Это означает, что местное правительство не видит другого выхода, кроме как включить группу в процедуру банкротства, начиная с июня 2007 года. Год спустя, в октябре, Tianye Group окончательно объявляется банкротом и будет ликвидирована. Это позволяет дочерней компании Zhongxing начать новую жизнь.
Одна вещь, которую Ян Ронг сделал за свой короткий период в качестве владельца, привел несколько талантливых менеджеров. Сяо Вэй был генеральным менеджером производителя автомобилей Brilliance Jinbei до того, как Ян отправил его в Баодин. Вэй остался директором после увольнения Brilliance и продолжал руководить компанией в трудные времена. В ходе процедуры банкротства он приобрел одну из компаний Tianye под названием Hebei Zhongxing Tianye Bus Factory и использовал ее в качестве средства для приобретения 53% Hebei Zhongxing Automobile. Тайваньская компания инвестировала 33%, а остальные инвестиционные фонды из Шэньчжэня вложили все остальное. Таким образом, Zhongxing стал частным производителем автомобилей без долгов.
Из бури в огонь
Некоторое время Сяо делает то, что вы от него ожидаете. В гораздо более спокойных водах он может сосредоточиться на том, чтобы сделать Grand Tiger успешным продуктом. Zhongxing добавляет больше версий, таких как более роскошный Tiger G3 или ориентированный на бездорожье Tiger TUV. Репутация бренда получила неожиданный импульс, когда во время гражданской войны в Ливии обе стороны атаковали друг друга, используя пикапы Zhongxing. Бренд экспортировал более 10 000 грузовиков в эту североафриканскую страну, и они используются для военных нужд. Раньше это была территория Toyota Hilux, но китайский пикап, действующий в этих сложных условиях, создал на внутреннем рынке репутацию надежного бренда.
Но вскоре Чжунсин вернулся на путь рискованного роста. На этот раз компания хочет выйти на рынок легковых автомобилей и начинает строительство нового завода в Ичане, провинция Хубэй. Также начинается разработка компактного кроссовера. Не имея никакого опыта в области легковых автомобилей и постоянно нуждаясь в дополнительных деньгах, проект Yichang превращается в совместное предприятие еще до завершения строительства завода. Партнером в этом совместном предприятии является Guangzhou Auto (GAC), истребитель производителей небольших автомобилей. На прошлой неделе мы уже встречались с компанией Changfeng Liebao, и дела Zhongxing с GAC не намного лучше.
В 2013 году Zhongxing показывает два легковых автомобиля. Кроссовер представлен как Urban Ark (C3) вместе со знакомым лицом. Zhongxing Fangzhou (Ark) — это седан Volvo, который мы узнали на прошлой неделе как Changfeng Acumen. Urban Ark запущен в производство, а Fangzhou — нет. Даже после того, как Zhongxing показала обновленную версию год спустя. В начале 2016 года GAC Zhongxing анонсирует новый бренд под названием Lanbao (Runpard), который никоим образом не напоминает нам Liebao/Leopaard. Представленные автомобили — это еще одно обновление Fangzhou и современный компактный внедорожник на той же платформе. Месяц спустя GAC публикует заявление, в котором отрицает свою причастность к Runpard. Похоже, бренд был придуман только для привлечения инвесторов.
Этот немного запутанный эпизод знаменует собой конец совместного предприятия GAC Zhongxing. «Городской ковчег» продается в небольшом количестве, слишком мало, чтобы сделать фабрику устойчивой. Итак, это приключение заканчивается так же, как и другие совместные предприятия GAC с мелкими производителями: GAC получает полный контроль над заводом и вытесняет своего партнера.
К счастью, на этот раз рискованные инвестиции не загоняют Чжунинга в долги. Пикап Grand Tiger — это хороший бизнес, и разработка в Баодине не останавливается. В 2015 году Zhongxing заменяет пикап Changling новой моделью начального уровня под названием Xiaolaohu (Маленький тигр). А год спустя Zhongxing начинает совершенно новую тенденцию образа жизни с введением Lingzhu (Terralord). Это элитный пикап, ориентированный на хардкорных энтузиастов бездорожья. Если вы следили за этим сайтом в прошлом году, вы, должно быть, заметили, что такие пикапы сейчас очень популярны. Терралорд начал это.
Возвращение Ян Ронга
После потери завода в Ичане в июне 2017 года Zhongxing сразу же начинает новый проект по производству легковых автомобилей с еще одним заводом. На этот раз он расположен в Жичжао, провинция Шаньдун. Пока новый завод находится в стадии строительства, он имеет двойное разрешение на производство, что означает, что он может производить грузовики, автобусы и легковые автомобили. Мертворожденный внедорожник Runpard снова показан как потенциальная модель будущего. В то же время Zhongxing пытается вернуть на рынок Urban Ark, который теперь называется Cross Van. Компания также занимается контрактным производством для других, например, услугами каршеринга.
И вот, когда ситуация для Чжунсин наконец-то утихла, в СМИ появилось сообщение. В апреле этого года гонконгская Zhengdao Group объявила о подписании меморандума о взаимопонимании с Zhongxing о приобретении 51% акций компании. Zhengdao Group может быть незнакомым названием, но английский перевод может насторожить: Hybrid Kinetic Group.
После того, как Ян Ронг в 2002 году совершил вынужденный побег из своей родины и поселился в Соединенных Штатах, первое, что он сделал, это связался с адвокатом. Он упорно боролся за возвращение Brilliance в свои владения и подавал иски на Британских Виргинских островах, в Китае и США. Он потерял их всех. В середине 2000-х он, должно быть, решил, что это тупиковый путь, и занялся новыми предприятиями. Некоторое время он участвовал в китайско-американском стартапе по производству электромобилей GTA Automotive, но в 2008 году снова основал собственную компанию: Hybrid Kinetic.
Hybrid Kinetic зарегистрирована на Бермудских островах, а Zhengdao в Гонконге является холдингом для китайского рынка, где осуществляется ее основная деятельность. Компания зарабатывает на продаже гибридных систем, электродвигателей, систем управления батареями и электробусов (контрактное производство Huanghai Automobile). В дополнение к этому, у нее также есть некоторые интересы в производстве аккумуляторов, и в долгосрочной перспективе Hybrid Kinetic участвует в разработке графеновой батареи. Это все очень красиво, но в 2016 году Hybrid Kinetic сотрудничала с Pininfarina, в результате чего появилась серия концепт-каров. Впечатляющие автомобили привлекли внимание всего мира, в том числе потому, что у аккумуляторных электромобилей была небольшая турбина для увеличения запаса хода.
Старый приятель Ян Ронга Сяо Вэй до сих пор является генеральным директором Zhongxing. Собираются ли эти двое мужчин протащить Zhongxing через еще одну сумасшедшую поездку на американских горках, или объявление об акциях просто попытка раздуть стоимость Zhengdao Group? Вернется ли Ян Ронг в Китай и снова будет производить автомобили? Zhongxing имеет фабрику и квалификацию. В китайском автопроме никогда не бывает скучно.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.