История брендов

История — GAC (2/4) — Путь к успеху


На прошлой неделе мы исследовали ранние зачатки автомобильной промышленности в Гуанчжоу. Мы столкнулись с двумя компаниями по производству автобусов, Guangke и Yangcheng, и следили за другой компанией, от производства паровых двигателей до создания совместного предприятия с Peugeot. В конце первого эпизода у этого совместного предприятия возникли проблемы, так что давайте продолжим историю и посмотрим, что будет дальше.

Стоит всего один франк

Конец 1993 года. Первоначально успешный выход Peugeot на китайский рынок столкнулся с проблемами. Репутация бренда низкая, цены высокие, продажи падают. Совместному предприятию Guangzhou Peugeot Automobile (GPA) только что было отказано в модернизации завода Государственной плановой комиссией, и ему грозит несоблюдение правил. GPA накапливает долги ускоренными темпами. Французские и китайские менеджеры разуверились друг в друге. Что-то должно произойти.

К началу 1996 года поля вокруг завода были заполнены непроданными автомобилями, по некоторым данным, их было 8000. Городской совет Гуанчжоу провел заседание для обсуждения ситуации. Они настаивали на развитии автомобильной промышленности и хотели подтолкнуть Peugeot к более крупным инвестициям, модернизации заводов и выпуску новых моделей. Или, в случае неудачи этой стратегии, найти нового партнера. GPA предложила процедуру банкротства, но Peugeot и Guangzhou выступили против. GPA задолжал Peugeot около 500 миллионов юаней за неоплаченные запчасти и комплекты, а также большую часть этой суммы перед городом Гуанчжоу в виде кредитов.

Наконец вмешалась Госплан. Они предложили городу Гуанчжоу купить долю Peugeot в GPA за один франк, одновременно угрожая присмотреться к другому, гораздо более успешному совместному предприятию Peugeot, Dongfeng Citroen. Тем не менее, французы сопротивлялись, потому что такая сделка плохо отразилась бы на их акционерной стоимости. После долгих и трудных переговоров Peugeot, наконец, уступила. Они продали свою долю за 1 франк и получили нераскрытую сумму в качестве компенсации долга GPA. В октябре 1997 года GPA закрылась.

Не забываем про автомобили

В этом было много политики, но GPA также производила несколько автомобилей. Итак, краткий обзор. Первой моделью был пикап 504. Во Франции модель 1968 года уже была снята с производства, когда она появилась в Китае в 1985 году. Модель 504 имеет репутацию надежной и прочной машины. В основном в Северной Африке он долгое время служил многим целям. В Кении производство продолжалось до 2006 года! GPA предлагала как однорядные, так и двухрядные модели, хотя последние продавались намного лучше. Даже Yangcheng собрал несколько двухрядных пикапов, а несколько заводов произвели модификации.

Второй моделью был 505SW, универсал вместимостью до восьми человек. Автомобиль предназначался для служб такси. Этот автомобиль также хорошо продавался до начала девяностых. Последней моделью был седан 505SX. К сожалению, он появился в то время, когда Volkswagen уже массово вытеснял Santana в Шанхае и Audi в Чанчуне. Партийные слуги, которые должны были купить 505, вместо этого предпочли продукцию VW.



Ближе к концу существования GPA Peugeot попыталась представить модели 405 и 605. Небольшое количество этих моделей попало в Китай и было пробно собрано, но так и не продано.

Новый партнер

Чиновники Гуанчжоу уже подготовили замену Peugeot, когда совместное предприятие рухнуло. Они вели переговоры с General Motors о производстве автомобилей Opel. Однако город столкнулся с противодействием со стороны Госплана, который счел Opel нежелательным брендом без какой-либо родословной или признания имени в Китае. Вместо этого они предложили Гуанчжоу поговорить с Хондой. Было довольно удивительно, что сам Гуанчжоу не придумал японцев, так как они уже работали вместе с ними, и Honda ранее пыталась создать совместное предприятие в городе.

Отношения Гуанчжоу с Honda основывались на двух государственных предприятиях: Yangcheng (с которым мы познакомились в эпизоде ​​1 этой истории) и заводе, который увидел свет как велосипедный завод Гуанчжоу в ноябре 1959 года. достиг одного миллиона велосипедов марки Wuyang в 1982 году. Пять лет спустя Wuyang впервые произвела пробный выпуск скутера и легкого мотоцикла.

В 1988 году завод был официально зарегистрирован как Guangzhou Wuyang Bicycle Group Co., Ltd., а в 1992 году было создано совместное предприятие с Honda. Совместное предприятие Wuyang-Honda производило мотоциклы Honda, а эта технология также лежала в основе собственного ассортимента мотоциклов Wuyang. Wuyang-Honda в настоящее время является крупнейшим производителем мотоциклов в Китае. Позже Wuyang Bicycle стала компанией Guangzhou Motorcycle Group.

Wuyang производит велосипеды, электрические скутеры Honda и мотоциклы.

Делегация Honda посещает Гуанчжоу в 1992 году для церемонии подписания, и японские руководители также проявляют интерес к производству автомобилей в городе. Городские власти обращают на это внимание и связывают их с Yangcheng, компанией, производящей автобусы и легкие грузовики Isuzu. Переговоры между Honda и Yangcheng продолжаются, но они срываются из-за того же измененного государственного законодательства о совместных предприятиях, которое частично привело к краху Guangzhou-Peugeot. В поправке говорится, что никакие новые совместные предприятия по производству автомобилей не будут одобрены после 1993 года. Тем не менее, Гуанчжоу убежден, что они могут получить одобрение, и переговоры продолжаются.

Yangcheng готовится к производству Honda, используя в то время местные правила. Импорт комплектов CKD очень сильно ограничен государственными правилами, но политика провинции Гуандун гораздо более снисходительна. Это приводит к интересному эпизоду, когда торговцы автомобилями (начиная с начала 90-х) в Гонконге покупают партии автомобилей, снимают некоторые детали, такие как шины или зеркала заднего вида, и отправляют их в Гуандун в виде комплектов CKD. Там они лицензируют разрешение на производство небольшого китайского производителя в какой-то далекой провинции, чтобы запустить автомобиль в дорогу. Эта полулегальная процедура длится до 1998 года, пока центральное правительство не положило ей конец. Таким образом, такие автомобили, как Mitsubishi Pajero или Honda Accord, появляются на дорогах Китая под несколькими торговыми марками.

История - GAC (2/4) - Путь к успеху
Yangcheng Honda Accord.

По этой схеме Yangcheng импортирует несколько партий автомобилей Honda в виде комплектов. В отличие от гонконгских торговцев, Yangcheng получает комплекты напрямую от Honda, так что это близко к официальному импорту. Янчэн собирает Accord CB (1992–93), Accord CD (1994–95) и Civic EK (1996). К 1995 году всем сторонам стало ясно, что совместное предприятие Yangcheng-Honda не получит одобрения государства, и переговоры закончились. Два года спустя интерес со стороны Гуанчжоу возрождается, и Honda не упускает возможности.

Сеть Honda

13 мая 1998 года Гуанчжоу наконец основал совместное предприятие с Honda. Однако это было не между Yangcheng и Honda, а между Guangzhou Automobile Group Corporation (GAGC) и Honda. GAGC была компанией, которая владела совместным предприятием с Peugeot и была возвращена своей материнской компании (Denway Motors) за один франк. На этот раз это было совместное предприятие на равных условиях, и GAGC, и Honda владели 50% акций. Следует помнить, что GAGC была зарегистрированной на бирже компанией в Гонконге, принадлежащей меньшинству, но полностью контролируемой городом Гуанчжоу.

Первоначально совместное предприятие называлось Guangzhou Honda, но вскоре оно было изменено на Guangqi Honda Automobile. Производство началось на сильно обновленном заводе в 1999 году. Honda представила седан Accord (модель CF 6-го поколения) и минивэн Odyssey (модель RA 2-го поколения). Обе модели составляют основу Guangqi Honda до сегодняшнего дня и регулярно обновляются, чтобы соответствовать международным версиям. Сегодня Honda предлагает Accord 10-го поколения и Odyssey 5-го поколения. Кроссовер Accord под названием Crosstour производился с 2010 по 2017 год, а его преемник Avancier — с 2017 года.

Модельный ряд GAC Хонда Аккорд

Модельный ряд GAC Honda Odyssey

В 2003 году Honda вышла на рынок с линейкой компактных автомобилей Fit (хэтчбек) и City (седан). Эти модели выпускаются и сегодня в нескольких разных поколениях. City изменил свое название на Crider в 2013 году. Предыдущее поколение City продавалось под суббрендом Everus как серия S1 в период с 2011 по 2016 год, после чего бренд Everus временно исчез.

После этого Honda потребовалось до 2014 года, чтобы еще больше расширить свою программу. Марка вышла на очень прибыльный рынок компактных внедорожников с Vezel, переименованной моделью, похожей на HR-V. Немного больший CR-V имел огромный успех для другого совместного предприятия Honda с Dongfeng, но Quangqi Honda получила автомобиль только в 2019 году и назвала его Breeze. На базе Vezel 2-го поколения Honda недавно представила полностью электрическую модель e:NP1.

Guangqi Honda никогда не производила модели на базе Civic, пока в 2022 году не появилось последнее, одиннадцатое поколение. Пока Dongfeng Honda продолжает производить Civic, Guangqi Honda называет автомобиль Integra.

Через несколько лет после того, как Honda подписала контракт с Гуанчжоу, она также создала совместное предприятие с Dongfeng. Первоначально Dongfeng Honda занималась только производством деталей и двигателей, поставляя силовые агрегаты для Guangqi Honda. Японский бренд настолько успешен в Китае, что может использовать все свои возможности. Так что вскоре Dongfeng Honda начнет сборку автомобилей целиком. В настоящее время Dongfeng Honda и Guangqi Honda производят практически одни и те же автомобили, хотя и под разными названиями моделей.

В 2004 году Honda создает Honda Automobile China, совместное предприятие с Guangzhou (25%) и Dongfeng (10%). Завод выпускает модели Honda исключительно для экспорта в Азию и Ближний Восток. Эта схема работала довольно долго, но в 2020 году Honda решила, что ей нужны мощности для производства в Китае. Dongfeng вышла из совместного предприятия, и Honda Automobile China стала дочерней компанией Guangqi Honda.

Модельный ряд компактных автомобилей GAC Honda

С 2016 года Honda также производит некоторые модели Acura в Китае. Acura — люксовый бренд Honda. Acura выпустила три модели: TLX-L (удлиненный Accord), CDX (на базе Vezel) и RDX, более крупную автономную модель внедорожника. К сожалению, Acura не смогла добиться большого успеха в Китае, и в 2022 году Honda решила прекратить выпуск бренда. Вместо этого он сосредоточит свои усилия на ряде электромобилей под брендом e:N (e:NP для Guangqi Honda и e:NS для Dongfeng Honda).

Honda отчаянно нуждается в большем количестве электромобилей, потому что ей не хватает кредитов NEV, что является частью регулирующих усилий Китая по обезуглероживанию автомобильной промышленности. Чтобы решить эту проблему, она уже возродила бренд Everus, выпустив наспех переделанный Vezel в электрический Everus VE-1. Это тот самый автомобиль, который Dongfeng Honda выпускает в нескольких ипостасях под маркой Ciimo. В эту же категорию попадают две модели, продаваемые как GAC-Honda. Оба автомобиля переименованы в их совместном партнере по предприятию. Trumpchi GS4 стал недолговечным GAC-Honda Shirui PHEV, а все еще доступный GAC-Honda EA6 — это Aion S с новым брендом.

Как GAG становится GAC ( слияние компаний )

Я начал эпизод 1 с основания Guangzhou Automobile Group Ltd. (GAG) в 1997 году. Эта государственная компания объединила трех основных производителей автомобилей Гуанчжоу: Denway Motors, Yangcheng Automobile и Guangke Automobile. Теперь, когда мы рассмотрели раннюю историю и первые совместные предприятия, пришло время связать все воедино, потому что создание GAG стало началом десятилетней, почти постоянной трансформации автомобильной промышленности Гуанчжоу.

Ассортимент кроссоверов внедорожников Хонда

В октябре 2000 года город создал новую холдинговую компанию под названием Guangzhou Automobile Industry Group Co., Ltd. (GAIC). Этот полностью государственный холдинг объединил автомобильный бизнес GAG и подразделение по производству велосипедов и мотоциклов Guangzhou Motors Group под одной материнской платой. Двух- и четырехколесные автомобили были строго разделены до 2011 года. Затем Guangzhou Motors передала свои доли в совместном предприятии Wuyang-Honda GAG, но продолжает производить велосипеды и мотоциклы под брендом Wuyang. GAIG также создала Guangzhou Guangyue Asset Management и использовала эту компанию для продажи некоторых из своих старых объектов в 2004 году, включая автобусный завод Гуанчжоу, автомобильный завод Yangcheng в Гуанчжоу и автобусный завод провинции Гуандун.

Далее поговорим об автобусах. GAG владела двумя автобусными подразделениями, Guangke Automobile и Denway Bus Manufacturing, которые были отделены от Denway Motors (совместное предприятие Peugeot) в 1993 году, но делили завод до 2001 года, когда он был окончательно перемещен. В 2000 году GAG превратила Guangke в совместное предприятие с Isuzu (GAC Isuzu Bus), но оно не имело большого успеха, и в начале 2008 года Isuzu решила выйти из него. GAG восстановила полный контроль и превратила его в GAC Yuelong Bus. Несколько месяцев спустя GAC Yuelong и Denway Bus объединились в компанию GAC Automobile Group Autobus Co., Ltd.

Эта компания просуществовала несколько лет, но не смогла вернуть былую славу производства автобусов в Гуанчжоу. Возможность появилась в начале 2010-х. Политика правительства сильно субсидировала электрические автобусы, и GAC решила превратить свою автобусную компанию в совместное предприятие с известным производителем автобусов BYD. В 2014 году компания стала Guangzhou GAC Group BYD New Energy Bus Co., Ltd., на 51% принадлежащей BYD и на 49% GAC. Компания производила автобусы BYD под брендом GAC до 2019 года. Затем правительство сократило субсидии, и GAC-BYD остановила производство. Формально компания все еще существует, но с мая 2019 года они не производили автомобилей.

Тогда грузовики. Yangcheng производила грузовики на базе технологии Isuzu до 2007 года. В ноябре того же года GAC превратила Yangcheng в совместное предприятие с Hino, японским производителем грузовиков, принадлежащим Toyota. GAC Hino Motor также какое-то время владела автобусным заводом в Шэньяне, но закрыла его в 2016 году из-за отсутствия успеха. Вместо этого компания открыла завод по производству двигателей в Шанхае под названием Shanghai Hino Engines Co., Ltd. В 2008 г. производство многолетнего имени Yangcheng было прекращено, а многие неиспользуемые активы были проданы в 2009 г. через Guangyue Asset Management.

Ассортимент Everus и ребейдж GAC

Что касается легковых автомобилей, в 2004 году GAG создала новое совместное предприятие с Toyota (подробнее об этом в следующий раз). Итак, теперь у GAG было три автомобильных завода: GAC Toyota, Honda China и Guangqi Honda. Последний принадлежал зарегистрированной в Гонконге компании Denway Motors. В 2005 году GAG стала акционерным обществом, в состав которого вошли четыре миноритарных акционера. Вместе им принадлежало менее 10% акций. GAG изменила свое название на Guangzhou Automobile Group Co., Ltd., и с этого момента она упоминается как GAC, а не как GAG.

Наверное, неудивительно, что к тому времени GAC рассматривает возможность создания собственной линейки легковых автомобилей под собственным брендом. С этой целью в 2008 году она основывает GAC Motor Co., Ltd. Подробности будут позже, но создание новой автомобильной марки с нуля недешево. Таким образом, GAC может использовать некоторые дополнительные средства. В то же время компания не совсем довольна своей структурой бизнеса. Большинство операционных компаний находятся под непосредственным контролем GAC, за исключением самой важной — совместного предприятия с Honda. Guangqi Honda косвенно принадлежит через гонконгский инвестиционный фонд и зарегистрированную на бирже компанию, в которой GAC владеет только 38% акций (но большинство прав голоса). Поэтому они решают убить двух зайцев одним выстрелом.

Выбранное решение представляет собой обмен акциями между Denway Motors (листинговая компания) и GAC. Обмен происходит в 2009 году, и впоследствии Денуэй исключается из листинга. Вместо этого сама GAC становится зарегистрированной в Гонконге компанией. После сделки GAIG владеет около 60% GAC, 8% принадлежат четырем акционерам, представленным в 2005 году, а остальное достается бывшим акционерам Denway.

Ассортимент GAC Acura

В последующие годы GAC взаимодействует с некоторыми более мелкими китайскими автопроизводителями как в поисках производственных мощностей, так и в рамках подготовки к созданию собственного бренда. Одним из таких небольших производителей является Changfeng Automobile, которая выпускает внедорожники под брендом Liebao (Гепард) и имеет совместное предприятие с Mitsubishi. В 2009 году GAC покупает 29% акций Changfeng, становясь крупнейшим акционером. Changfeng котируется на Шанхайской фондовой бирже, и это открывает последнюю главу в продолжающейся реорганизации GAC.

В ходе сложной серии сделок в 2012 году GAC приобретает весь непогашенный акционерный капитал Changfeng. После этого GAC и Changfeng сливаются. Компания сохраняет название GAC, но имя Changfeng исчезает (на время). Таким образом, GAC получил черный листинг на Шанхайской бирже. В настоящее время GAIG владеет примерно 53% акций GAC, 71,6% шанхайских акций класса А и 9,5% акций гонконгского класса H. Этот второй список завершает десятилетие перемен GAC.

На следующей неделе будет время совместного предприятия. После объединения с Honda компания GAC почувствовала вкус к совместным предприятиям и добавила еще несколько. В следующем эпизоде ​​мы узнаем, как это получилось.

Источник: СNС

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»