После распада Советского Союза российская автомобильная промышленность в 1990-х годах пережила сложный период. Китайские компании впервые появились в начале 2000-х годов, когда рынок только начал открываться. Первые 15 лет были потрачены на эксперименты.
К концу 1990-х стало очевидно, что российская автомобильная промышленность нуждается в серьезных реформах. На всем рынке доминировали три компании: АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ, предлагающие устаревшие и очень простые автомобили: в 2004 году самой продаваемой моделью был седан Lada 2107, реликт 1980-х годов.
В то время как две небольшие компании, ориентированные на коммерческие автомобили, ГАЗ и УАЗ, были поглощены местными предпринимателями (читай олигархами), судьбу АвтоВАЗа нужно было решать очень осторожно. Когда-то на огромном заводе в Тольятти работало более 120 000 человек. В конце 2007 года выяснилось, что Renault купила 25 % акций + 1 акцию компании. В то же время были введены новые правила, которые поощряли иностранные компании создавать местные сборочные предприятия. В 2005 г. был принят Указ № 166, который заложил законодательную базу и предоставил набор стимулов для поддержки создания местных производственных компаний. За этим последовал Указ 566 в конце 2006 года, который призвал поставщиков комплектующих последовать их примеру.
После экономического кризиса 2008 года Россия действительно надавила на иностранных автопроизводителей и приступила к выполнению Декрета № 166: отменялись таможенные льготы на импортные детали, если автопроизводитель не соглашался локализовать до 60% своего производства, инвестировать не менее 500 млн долларов в модернизацию на заводе. компаний или потратить 750 миллионов долларов на строительство нового завода. Кроме того, в год должно было выпускаться не менее 300 000 автомобилей. Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen и другие подписали необходимые соглашения. АвтоВАЗ перегрузили в Renault.
При этом китайские автопроизводители остались в стороне. Они полагались на крупноузловую сборку, чтобы обойти высокие таможенные тарифы. Крупноузловая сборка, прозванная «отверточной операцией», означала, что почти полностью готовые автомобили поступали на местные предприятия, где и происходила окончательная сборка. Таким образом, «автомобили» облагались налогом как «запчасти». Новые правила запрещали такие трюки. В то же время рынок новых автомобилей замедлился. Большинство китайских компаний покинули Россию.
Zhongxing
Насколько можно определить, Hebei Zhongxing стала первой китайской компанией, официально экспортировавшей свои автомобили в Россию.
Еще в 2003 году автодилер из Новосибирска «Транссервис» вел переговоры с Beijing Jeep о поставке в Россию китайского Jeep Grand Cherokee. Вскоре выяснилось, что американец специально запретил такую деятельность. Но «Пекинский джип» стал источником вдохновения для «Транссервиса» в названии их новой дочерней компании — «Пекинский джип». По совету официальных лиц BAIC Pekinsky Jeep заключила сделку с Hebei Zhongxing на импорт своего пикапа Admiral.
Заключен договор на поставку 1500 пикапов. Но для доводки тормозов «Адмирала» российским специалистам пришлось посетить Китай. После получения разрешения на омологацию начались местные продажи. Несколько Адмиралов были подарены гаишникам в Новосибирске, единственная претензия которых заключалась в том, что быстро отваливалась крышка бардачка.
Однако Zhongxing была вынуждена вступить в ценовую войну с Great Wall, которая начала свою российскую экспансию в 2005 году. Вскоре Admiral был отозван.
Еще одна сделка в 2007 г. была заключена между Zhongxing и AMUR. АМУР (ранее УАМЗ) был создан в 1967 году как местный завод по сборке грузовиков ЗИЛ. После распада Советского Союза компания сбилась с пути и обанкротилась в 2003 году. После реорганизации ее новые владельцы искали партнеров по сборке. Чжунсин подписался первым. Однако правительство России отклонило заявку АМУР на получение лицензии на промышленную сборку. К 2008 году Zhongxing ушел с российского рынка.
Great Wall
Great Wall стала первой китайской компанией, начавшей продавать свои автомобили в России.
В интервью Андрей Матвеев, PR-менеджер московской компании Irito, оптимистично оценил перспективы Great Wall на местном рынке в 2006 году: «Мы создали сегмент пикапов в России. В 2004 году было продано всего 1300 единиц. В 2005 году мы продали 4000 автомобилей Great Wall, в том числе 3307 пикапов Deer, и надеемся удвоить наши продажи в этом году». Но Great Wall так и не стала доминирующей, даже в своем сегменте. Лучшим годом стал 2012 год, когда продажи впервые превысили 20 000 единиц. Irito открыла производство в Липецке, которое было запущено в 2014 году.
Но Irito нес очень тяжелый багаж и рухнул в 2018 году, что нанесло Great Wall огромные убытки:
Китайская компания заявила об убытках в размере 58,4 млн долларов в результате «коммерческого спора» с российским автосалоном.
Chery
После сделки с Zhongxing Pekinsky Jeep подумал, что китайский седан также может иметь успех на российском рынке. В кадре появилась Chery. «Транссервис», материнская компания Pekinsky Jeep, открыла в Новосибирске сборочный завод для местной сборки Chery A15. Однако, поскольку российская таможенная политика предусматривала, что импортные детали, которые в конечном итоге должны были быть собраны как готовые автомобили, облагались налогом по той же ставке, что и готовые автомобили, стоимость первых 100 автомобилей, собранных через КД, была даже дороже, чем у импортные готовые автомобили. Chery Automobile осознала, что собирать автомобили в Сибири невыгодно.
Но была и другая возможность: «Автотор» в особой экономической зоне Калининграда пользовался специальными налоговыми льготами. Это был местный партнер по сборке BMW, General Motors и Kia. После секретных переговоров в 2006 году она запустила сборку Chery. В 2007 году Chery продала 37 000 автомобилей, быстро увеличив свое присутствие на российском рынке. Однако в марте 2008 года из-за падения курса доллара (операционной валюты «Автотора») компания объявила о прекращении производства автомобилей Chery.
Но Chery быстро нашла еще одного партнера: ТагАЗ, он же Таганрогский автомобильный завод. Он был создан в 1995 году Михаилом Парамоновым, успешным бизнесменом из Ростовской области, который в 1991 году создал банк (!) под названием «Донинвест», за которым последовали 14 различных компаний, занимавшихся различной производственной деятельностью. Надо задаться вопросом, откуда он взял финансирование…
В любом случае ТагАЗ, бывший партнер Citroen и Daewoo, который работал с Hyundai и Ssangyong в середине 2000-х, добавил Chery в августе 2008 года. По этому случаю они выбрали новую торговую марку Vortex. Chery E5 стал Vortex Estina. К нему на короткое время присоединились Tingo (Tiggo) и Corda (A15). В 2009 году было продано 5900 моделей Estina. В 2010 году продажи марки Vortex достигли 10 000 единиц! Небольшой рост был зафиксирован в 2011 и 2012 годах.
В 2012 году ТагАЗ был признан банкротом.
Hafei
Вы помните Harbin Hafei, ответвление Корпорации авиационной промышленности Китая? В период с 2002 по 2008 год они предлагали небольшие грузовики, похожие на Suzuki, и небольшие автомобили любопытного вида. На Московском автосалоне 2006 года Ирито представила седан Hafei Princip (переименованный в Hafei Saibao), а также хэтчбеки Simbo и Brio. После продажи 1250 единиц в 2006 году и 2246 единиц в 2007 году Hafei ушел с российского рынка. Видимо, дома были неприятности. Активы Hafei были переданы Changan в 2009 году.
FAW
Xiali, дочерняя компания FAW, стала первым китайским легковым автомобилем, доступным в России. Недолговечная компания Euro-Sino представила на Московской выставке 2004 года хэтчбек Tianjin Xiali 7100 и седан Xiali 7100U. Сведений о продажах нет.
В 2005 году FAW обратилась к ЗИЛу с предложением сотрудничества по сборке грузовиков и автобусов в России. Но представители ЗИЛа заявили, что китайские грузовики не подходят для российских дорог, и отклонили предложение.
В качестве следующего шага FAW обратилась к Irito с просьбой продавать свои минивэны и небольшие пикапы в России. На российский рынок были представлены такие модели, как минивэны CA6350 и CA6371, а также различные модели с одинарной и двойной кабиной от подразделения FAW Jilin. К 2007 году продажи выросли до 3000 единиц — для сравнения, Volkswagen продал такое же количество своей модели Transporter в России в 2007 году.
Меморандум о взаимопонимании, подписанный между Irito и FAW, был подписан в 2007 году с целью расширения присутствия китайских компаний на рынке. Через два года пути Ирито и FAW разошлись.
Причина была проста: у FAW появился второй партнер в России — ЗАО «Вета» (аббревиатура Восточно-Европейского торгового альянса). ЗАО «Вета» выпустила миникар FAW Jinn в 2006 году под названием FAW Vela, за которым последовала компания Zhongxing Landmark под торговой маркой FAW. Год спустя Vela была заменена на Vita производства Tianjin-Xiali.
На Московском автосалоне 2008 обе компании представили продукцию FAW! На стенде Irito было два минивэна, тогда как FAW сосредоточилась на малолитражных автомобилях.
К концу 2008 года FAW полностью ушел с российского рынка. Было ясно, что российским покупателям нужны более современные продукты.
FAW через свою местную дочернюю компанию FAW Eastern Europe LLC сосредоточилась на грузовых автомобилях. В 2012-2013 годах была недолгая попытка продать в России седан FAW Besturn B50 и модели FAW Weizhi V2 и V5, но она быстро сошла на нет.
Geely
«Geely произведет в России 100 000 автомобилей», — гласили заголовки в 2007 году. Это был один из многих китайских проектов, которые закончились плачевно. В 2006 году российская дилерская группа «Инком-Авто» подписала соглашение с Geely о местной дистрибуции. Инком-Авто заключил контракт с АМУР в Новоуральске.
До ноября 2008 года было продано около 2000 автомобилей Geely. К тому времени пути Geely и «Инком-Авто» разошлись, потому что за Geely ухаживала крупнейшая российская группа автодилеров «Рольф». Опять же, были рекламированы огромные планы. Дервейс в Черкесске был настроен на сборку автомобилей.
После кризиса 2008 года Geely решила изменить свою стратегию в России. Сотрудничество с Рольфом было отложено, и в 2011 году было создано дочернее предприятие, находящееся в полной собственности. Продажи быстро росли: в 2013 году в России было продано более 27 000 единиц Vision и MK. Впоследствии продажи снова упали до жалких 2000 единиц к 2017 году.
BYD
Прошло почти 10 лет с тех пор, как последний BYD официально продавался в России, хотя компания одной из первых попыталась освоить российский рынок.
Как только Irito увидела успех пикапов Great Wall, она стала искать подходящий китайский семейный автомобиль и нашла его: Byd Flyer! Это должен был быть самый дешевый новый автомобиль на рынке, по цене близкий к несуществующей на тот момент микроавтобусу ВАЗ «Ока». Это было сделано для того, чтобы соблазнить чиновников на льготные таможенные тарифы. Около 2000 единиц было продано в 2005-2006 годах, прежде чем эстафета перешла к Toyota Corolla-подобному седану F3. Byd F3 продавался медленно, но в 2013 году он все еще был доступен. Всего было продано около 9000 единиц — большинство в 2008–2009 годах.
Lifan
Вы слышали о Lifan Breez или Lifan Cebrium? Derways (см. Ниже) начал сборку Lifan 520 под названием Breez в 2007 году, за ним последовали Solano (Lifan 620) в 2010 году, Smily (Lifan 320) в 2011 году, Cebrium (Lifan 720) и Murman (Lifan 820). в 2014 году. Внедорожник X60 почему-то не получил нового имени в России. Продажи превысили 20 000 единиц в 2012 году и достигли 27 000 единиц годом позже. Lifan относительно хорошо работал на российском рынке до 2018 года. Проблемы Lifan дома в сочетании с кончиной Derways означали, что Lifan постепенно исчезал из чартов продаж.
Jianghuai
У Anhui Jianghuai есть успешный сборочный завод в Казахстане, но компания не пыталась экспортировать автомобили с этого предприятия в Россию.
Поэтому единственный раз, когда Jianghuai официально появился в России, был в 2011 году, когда ТагАЗ, очень яркая компания в городе Таганрог (см. Chery), добавила седан JAC Tojoy как Tagaz C10, а затем Rein как Tagaz C190. Поскольку в апреле 2012 года компания была объявлена банкротом, это сотрудничество не было длительным.
Dongfeng
Помимо непродолжительной попытки продать легкие коммерческие автомобили DFSK примерно в 2006 году, компания официально вышла на российский рынок через свою местную дочернюю компанию ООО «Дунфэн Мотор Рус» в 2014 году с седаном DFM S30 и хэтчбеком H30. Эти модели не оказали никакого влияния на рынок.
Zotye
Zotye открыла местную дочернюю компанию в 2015 году. Модель T600 поступила в продажу в 2016 году, за ней последовала модель T700. Проблемы дома вынудили Zotye остановить продажи в 2020 году.
Tianma
Pekinsky Jeep продал несколько партий пикапов Tianma в 2006 году.
Changan
Changan подписала соглашение о сотрудничестве с Irito в 2013 году, согласно которому в 2014 году в России было продано 12 000 единиц. Реальные продажи составили 1/10 от этого объема. В период с 2016 по 2019 год Changan безрезультатно использовал сборочное производство Irito в Липецке. Продажи начали расти только тогда, когда Changan разорвал отношения с Irito — совокупные продажи CS35, CS35 Plus, CS55 и CS75 составили 2800 единиц в 2019 году и 7100 единиц в 2020 году.
China Brilliance
Brilliance была компанией, которая собиралась открыть завод в России — объявлений было много в период с 2004 по 2007 год. Ни один из них не был реализован. Ирито безуспешно пытался продать Brilliance Zunchi и Junjie в 2008 году. С середины 2010-х годов в Россию поступает небольшое количество седанов H230 и внедорожников V5 — общий объем продаж составил менее 4000 единиц в период с 2014 по 2021 год, когда продажи окончательно прекратились.
Xinkai
Вместе с Great Wall Irito также поставляла пикапы Xinkai в Россию с 2005 по 2008 год.
JMC
В 2007 году «Атлант-М» (см. следующий абзац) ввел JMC Baodian. Через год «Инком-Авто» ввез пару сотен пикапов JMC.
«Атлант-М» был успешным дилером китайских автомобилей в Украине, но не в России. В 2007 году «Атлант-М» импортировал ряд легких коммерческих автомобилей из Китая:
MC Baodian | 72 units |
Changfeng Flying | 175 units |
Shuanghuang SCEO | 84 units |
Landwind | 118 units |
Brilliance | 339 units |
Jinbei | 32 units |
Derways
Derways Cowboy
Карачаево-Черкесия — одна из национальных республик России со столицей в городе Черкесск. В Черкесске была своя марка водки «Меркурий», которую производили братья Деревы. В 2003 году Mercury создала автомобильную дочернюю компанию под названием Derways. Его первым продуктом был квадратный внедорожник, основанный на румынском Aro. В 2006 году Aro была объявлена банкротом и больше не могла поставлять шасси. Именно тогда Derways переключился на недорогие китайские бренды. Были Derways 31340 Saladon (от Zhengzhou-Nissan), 313130 Land Crown (от Xinkai), Aurora (от Huanghai) и грузовик 233300 Plutus (от Huanghai). До 2009 года их было выпущено всего несколько сотен единиц. .
К 2009 году Дервейс был по уши в долгах. Сбербанк, его крупнейший кредитор, вмешался и купил 51 процент акций. Derways был капитально отремонтирован и стал контрактным сборщиком. На протяжении многих лет объект использовался Geely, Great Wall, Lifan, Haima и Chery. В 2015 году продажи начали падать, и к 2018 году Derways была вынуждена прекратить работу. Сегодня растение находится в состоянии покоя.
Как показывает этот обзор, к середине 2010-х годов в России осталось лишь несколько китайских компаний, таких как Geely, Chery и Great Wall. Новая волна пришла в конце 2010-х, а затем в прошлом году, когда западные автопроизводители ушли из-за санкций, китайские компании почувствовали новую возможность. Смотрите часть 2 текущих событий.