Был солнечный день, когда Ван Чуанфу припарковал свой новенький Mercedes S-класса перед входом в собственный автомобильный научно-исследовательский центр в Шанхае. Немного позже он собрал вокруг машины группу своих самых важных инженеров. — Ладно, — сказал он изящным жестом в сторону машины, — разбери ее. Никто из инженеров не предпринял никаких усилий, чтобы шагнуть вперед. «Но ведь это же твоя машина», — сказал один, и «Она совершенно новая», — добавил другой.
Солнце отражалось в стеклянном фасаде здания, и мерседес сиял черной жемчужиной. Ван понял, в какой тупик он попал, и выхватил из кармана ключи от машины. Одним плавным движением он вырезал глубокую царапину спереди назад на краске «Мерседеса». «Значит, теперь нет больше причин держать его в целости и сохранности», — сказал он, оставив ключи на капоте машины и уходя.
Предыдущие части серии Automaker Profile
Правильный мужчина…
Ван Чуаньфу, 1965 года рождения, замечательный человек. Его компания BYD заявляет, что эта аббревиатура означает «Создай свою мечту», и они с гордостью пишут ее полностью на большинстве моделей своих автомобилей. Однако в давнем интервью Ван сказал, что это сочетание букв не имело особого значения, когда он его придумал. Однако позже интервьюер заявляет, что улыбающийся Ван признался ему, что аббревиатура на самом деле означает «Принеси свои доллары».
Ван Чуанфу
Ван имеет высшее образование в области химии и материаловедения и работал исследователем и доцентом в Пекинском техническом университете в начале 1990-х годов. Его областью специализации были аккумуляторы и батареи, поэтому он хорошо разбирался в китайском производстве батарей. Он увидел возможность сделать что-то намного лучше, нашел финансиста в лице Лв Сянъяна и отправился в Шэньчжэнь, чтобы основать собственную компанию. В феврале 1995 года он зарегистрировал BYD как производителя аккумуляторных батарей.
…нужное место…
В то время Шэньчжэнь был особым местом в Китае. В середине 1970-х годов это была заболоченная фермерская деревня с населением 30 000 человек в дельте Жемчужной реки, реки, впадающей в море к северу от Гонконга. Однако в 1979 году центральное правительство выбирает Шэньчжэнь в качестве особого района развития для экспериментов с капитализмом. Когда Ванга переезжает туда, в городе уже проживает более 10 миллионов жителей. Сегодня здесь проживает почти 15 миллионов человек, и вместе с восемью окружающими городами он образует вторую по величине городскую агломерацию Китая с населением около 100 миллионов человек.
Шэньчжэньский эксперимент увенчался ошеломляющим успехом. Город построен на услугах, производстве и молниеносных инновациях, и это хорошая питательная среда для электроники. Город называют Силиконовой долиной Китая, потому что, помимо BYD Вана, оттуда также происходят такие компании, как Huawei, Tencent и DJI (производитель дронов).
BYD процветает в этой яркой среде. В дополнение к академическим качествам, у Вана также есть чутье на хороший бизнес. Он начинает производить NiCd (никель-кадмиевые) аккумуляторы. Чтобы перейти к производству, он использует стратегию, которую он часто будет повторять позже, упомянутую в первом абзаце: «обратный инжиниринг», «улучшение» и «сделай сам».
Многие китайские компании имеют сомнительную репутацию, когда речь идет о копировании западной продукции. Это ничем не отличается от BYD в первые дни его существования. Ван и его команда разбирают аккумуляторы Sony или Sanyo, анализируют, как они устроены, а затем делают что-то подобное под маркой BYD. Однако, что отличает Вана от многих китайских конкурентов, так это то, что он не останавливается на одной копии. Он с самого начала видит важность исследований и разработок и тратит на это много денег и времени.
В то время Шэньчжэнь был наводнен людьми из провинции, ищущими работу. Дешевой рабочей силы много, и Ван пользуется этим. Вместо того, чтобы покупать дорогостоящее оборудование для автоматизации производства, он нанимает тысячи рабочих и вкладывает много сил в оптимизацию производственного процесса. С успехом, потому что когда BYD вышла на Гонконгскую фондовую биржу в 2002 году, она стала крупнейшим производителем аккумуляторных батарей в Китае. Помимо NiCd, BYD также производит NiMH (никель-металлогидрид) и Li-ion (особенно LFP, литий-железо-фосфат).
…правильная возможность
Первоначально это IPO было успешным, но в январе 2003 года цена акций BYD внезапно рухнула, как сливовый пудинг. Почему? Итак, Ван купил крошечный производитель автомобилей в северной провинции Шэньси. Ван искал области для расширения своего бизнеса и определил автомобильную промышленность в качестве главного кандидата. Он увидел огромный растущий рынок и возможный выход для своих аккумуляторов. Акционеры явно не согласились с его взглядами, особенно потому, что эти амбиции не были раскрыты в проспекте эмиссии. Но моя дорогая, как ошибались те акционеры.
Одним из сомнений Вана по поводу работы в автомобильной промышленности было то, что это очень капиталоемкий и, следовательно, опасный характер бизнеса. Однако в 2002 году представилась возможность. Крупный промышленный конгломерат хотел ликвидировать свой больной автомобильный завод, а местные политики хотели, чтобы завод продолжал работать, а рабочие места были обеспечены. Ван мог внезапно стать производителем автомобилей за минимальную цену, и он также получил огромный участок земли бесплатно, плюс несколько кредитов под предельную процентную ставку. Итак, в январе 2003 года он купил Qinchuan Automobile.
Этим промышленным конгломератом была China North Industry Corporation, более известная под своим торговым названием Norinco. Сегодня Norinco представляет собой огромный комплекс из десятков компаний оборонной, химической и машиностроительной промышленности, но традиционно они были производителями оружия и боеприпасов. Когда Дэн Сяопэн пришел к власти в Китае от Мао Цзэдуна в конце 1970-х годов, закончился долгий бурный период насилия. Это означало снижение спроса на их продукцию для военной промышленности, и многие из этих компаний искали другие рынки сбыта. Довольно много начали собирать автомобили.
Одна из компаний Norinco, Qinchuan Machinery Works (производившая оболочки для пуль и ракет), также начала экспериментировать с автомобилями на одном из своих заводов. Изначально делали стеклопластиковый автомобиль на основе покупных деталей, но в 1989 году заключили договор с Suzuki. Как и Chang’an, Jiangnan и Jiangbei, им разрешено производить продукцию Suzuki по лицензии. Qinchuan выбирает Alto второго поколения. Qinchuan Alto пользуется значительным успехом, и завод самостоятельно разрабатывает версию автомобиля в кузове седан.
В конце 1990-х срок действия соглашения истекает, и Suzuki решает продолжить сотрудничество с другими партнерами. Qinchuan разрабатывает свой собственный автомобиль Flyer, который по-прежнему в значительной степени опирается на технологии Alto. Компания открывает новый завод и в 2001 году производит почти 20 000 флаеров. Однако, несмотря на солидные продажи, компания практически не получает прибыли. По крайней мере, слишком мало, чтобы поддерживать непрерывный рост, поэтому Norinco передает автомобильный завод BYD почти бесплатно.
Создание мечты
Итак, мы, наконец, подошли к началу этой статьи. В дополнение к Qinchuan Auto (которая переименована в BYD Automobile) Ван также покупает завод в Пекине, который производит пресс-формы, и создает отдел исследований и разработок автомобилей в Шанхае. Ван штурмует автомобильный рынок так же, как он штурмовал рынок аккумуляторов. Все начинается с «реверс-инжиниринга», красивого слова для обозначения копирования, но в случае с BYD это нечто большее. У него есть инженеры, разбирающие все виды автомобилей, в том числе его собственный S-класс, чтобы узнать, как их собрать и как собрать лучшие. Затем производитель пресс-форм в Пекине будет поставлять все виды пресс-форм для деталей с головокружительной скоростью и позволит BYD создать производство деталей и держать все в своем доме.
Известная жалоба от поставщиков на ранней стадии: BYD заказывает большое количество деталей один или два раза и никогда больше. Это правильно, потому что затем инженеры изучили детали, в Пекине изготовили пресс-форму, а деталь произведена на заводе самого BYD. Хороший пример — двигатели. Первые BYD оснащаются двигателями Mitsubishi китайского производства, но через несколько лет все автомобили будут оснащаться двигателями BYD. Эти двигатели подозрительно похожи на двигатели Mitsubishi, но не идентичны. Инженеры не просто копируют; они улучшаются.
Первоначально BYD продолжает строить Flyer, но в 2005 году появляется их первая модель собственной разработки F3. Этот автомобиль имеет сверхъестественное сходство с современной Toyota Corolla, но стоит намного меньше. И это ниша, в которую входит BYD: дешевле, чем зарубежные модели, но намного лучше, чем у всех других китайских конкурентов. Стратегия работает, потому что производство увеличилось с 20 000 Flyer в 2003 году до полумиллиона автомобилей в 2010 году. Просто спросите Илона Маска, насколько сложно достичь этого. Кстати, на этом рост останавливается. В последующие десять лет годовой объем продаж BYD всегда колеблется в районе полумиллиона легковых автомобилей.
Быстрый рост обусловлен тем, что с 2006 года BYD быстро выпускает полный модельный ряд автомобилей. Первые серии моделей почти во всех проявляют сходство с Тойотами того времени. BYD производит множество вариантов и версий, специально предназначенных для определенного региона или демографической группы. Все эти модели оснащены бензиновыми двигателями.
Конечно, целью Вана было создание электрифицированных автомобилей, и первый пример последовал в 2008 году. BYD представляет F3DM (двухмоторный), первый в мире подключаемый гибрид. Первый BEV BYD, e6, последовал за ним в 2010 году. Это MPV, который изначально предназначался для индустрии такси (и даже в небольших количествах поступает в Европу), но примерно через год становится доступным для потребителей. Собственному росту BYD способствует государственная политика, поддерживающая разработку автомобилей на новой энергии, китайское название подключаемых гибридов и аккумуляторных электромобилей. BYD с радостью собирает субсидии, доступные для этих автомобилей с низким или нулевым уровнем выбросов. В 2019 году BYD, наконец, продает больше NEV, чем традиционные бензиновые модели.
Диверсификация
Qinchuan был переименован в BYD Automobile, но в 2006 году BYD создает второе автомобильное подразделение, получившее название BYD Automotive Industry. В этом филиале фактически находятся все автомобильные подразделения BYD, кроме BYD Automobile. И BYD больше не ограничивается легковыми автомобилями. Многие читатели за пределами Китая, возможно, ездили на автомобиле BYD: электрические маршрутные автобусы и автобусы общественного транспорта компании используются во многих аэропортах и городах по всему миру. И BYD не только является крупным игроком на рынке электрических автобусов, но и производит всевозможные электрические грузовики. От мусоровозов и развозных машин через специализированные тягачи для портов и аэропортов до огромных 60-тонных самосвалов, используемых в горнодобывающей промышленности. И вот уже несколько лет компания также производит монорельсовые поезда, например, используемые в сети общего пользования в ее родном городе Шэньчжэнь.
Взрывной рост BYD поначалу был главным образом внутренним делом, но он получил международное признание, когда Berkshire-Hathaway, известный инвестиционный фонд Уоррена Баффета, купил довольно много акций в 2008 году. Если быть точным, около 10% компании. Отчасти из-за этого BYD также попадает в поле зрения Daimler. Хотя немцы уже давно поддерживают отношения с BAIC, в 2011 году они также создали совместное предприятие с BYD. Первый продукт этого совместного предприятия — электрический минивэн на базе B-класса. Автомобиль продается под недавно созданным брендом Denza. Однако Mercedes, похоже, довольно быстро теряет интерес к этому начинанию и концентрирует свою деятельность в Китае на Geely и Beijing Auto. Denza теперь несколько забытый бренд, их единственная оставшаяся модель — BYD Tang с новым брендом.
Появление новой династии
BYD становится крупным игроком на китайском автомобильном рынке со своей линейкой седанов, похожих на Toyota, но понимает, что ей нужно отойти от копий дизайна. Его модели второго поколения, начиная с Qin в 2013 году, получают более четкий дизайн. Китайские производители автомобилей время от времени сотрудничали с европейскими дизайнерскими студиями, но BYD — одна из первых компаний, нанявших известного дизайнера в качестве директора по дизайну. Вольфганг Эггер, построивший свою карьеру в Alfa Romeo и Seat, был принят на работу в 2016 году. Так получилось, что дизайн BYD немного переносится на другие бренды. VW Group, похоже, очень нравится отражающая панель между задними фонарями, которую BYD использует на многих своих автомобилях, и, по иронии судьбы, передняя часть последней Toyota Corolla имеет довольно много «лица дракона».
Начиная с Qin, BYD называет все свои модели второго поколения в честь бывших китайских династий. Компания также запускает Tang, Yuan и Song. Tang — это большой внедорожник, довольно успешный на китайском рынке, и, поскольку подключаемый гибрид мощностью 550 л.с. мог бы хорошо продаваться, например, на американском рынке, если бы он был доступен.
За прошедшие годы BYD превратилась в проворную и гибкую компанию. Небольшой пример показан в начале пандемии Covid. Несколько производителей автомобилей перешли на производство масок для лица или гелей для рук, поскольку производство автомобилей остановилось. BYD также производила лицевые маски, но в то же время они разрабатывали и производили швейные машины для лицевых масок. В конце марта 2020 года они производили сто тысяч масок для лица и несколько машин для изготовления масок в день.
Такая же гибкость проявляется в разработке транспортных средств. Японские бренды лоббировали более мягкие правила для гибридов на китайском рынке, добились своего, и в момент принятия новых правил BYD представила свою гибридную систему DM-I с самым эффективным в мире двигателем внутреннего сгорания. (Честно говоря, несколько недель спустя Great Wall Motors отобрала у них этот титул). А в отделе батарей они ответили на опасения по поводу безопасности с помощью «Blade Battery». Это длинные тонкие призматические ячейки, которые можно собирать в пачку без модулей. BYD был первым, кто успешно прошел новый китайский тест на проникновение батареи. Клетки используют LFP-химию, поэтому они относительно дешевы и менее ограничены ограниченными ресурсами.
Кульминацией всех технологий BYD стал Han, большой седан, который напрямую конкурирует с Tesla Model 3. Han дешевле и качественнее, и получил в основном очень положительные отзывы в прессе. За один год на рынке он был продан 100 000 раз. Вполне достижение. Han — последний автомобиль BYD второго поколения, так как грядущий Dolphin основан на новой, более совершенной и гибкой платформе третьего поколения.
Стратегия BYD по производству многих деталей собственными силами окупается в условиях нынешнего кризиса полупроводников. BYD пострадал меньше, чем большинство, потому что они сами производят большое количество своих микрочипов. Чтобы монетизировать производство запчастей, BYD сосредоточила свои заводы по производству компонентов в новой дочерней компании и назвала ее Fudi. Прямые конкуренты могут покупать и использовать детали, избегая при этом брендинга BYD. Совсем недавно Fudi получила успешный листинг на Гонконгской фондовой бирже.
Ученик и мастер
В 2019 году BYD и Toyota объявили о создании совместного предприятия, которое было создано в следующем году. Новая компания будет производить автомобили Toyota BEV для китайского рынка. Замечательное развитие по двум причинам. Во-первых, Toyota очень неохотно переходит на BEV или PHEV и концентрирует свои усилия на бесконтактных гибридах. Во-вторых, некоторые менеджеры BYD уже предположили, что BYD будет разрабатывать настоящие автомобили с технологией BYD, а Toyota будет помогать с технологией производства и доставкой логотипов. Итак, BYD прошел полный круг. Как только они сделают слегка замаскированные копии Toyota, а с 2023 года китайские граждане будут покупать Toyota, которые на самом деле являются BYD во всем, кроме названия. Как же это для ученика, превосходящего мастера?
история Changan