Китайский производитель электромобилей Neta Auto (Hozon New Energy Automobile) сталкивается с эскалационным кризисом, поскольку представители своей дилерской сети собрались на фабрике компании Tongxiang, чтобы потребовать выплаты за невозвращенные транспортные средства и компенсацию за убытки.

Согласно сообщениям в социальных сетях, более двадцати представителей общенациональной сети Neta из более чем 300 уполномоченных дилеров, собравшихся на заводских воротах, чтобы высказать свои жалобы. Протест подчеркивает ухудшение финансовой ситуации в одном из некогда производительных стартапов EV в Китае.

В видеозаписи, циркулирующих в Интернете, представители дилеров заявили, что они поддерживали операции, несмотря на неспособность Neta доставить транспортные средства, внедрить массовые увольнения, остановить бизнес -операции и претензии по поставщику поставщиков более полугода. Дилеры утверждают, что они продолжали обычные операции, оплачиваемая зарплата и пособия работников, поддерживали налоговые платежи и избегали негативной рекламы, ожидая, пока Neta выполняет свои обещания.
«Мы полагали, что производитель выполнит свои обязательства, но с сентября прошлого года компания никогда не рассматривала наши проблемы — ни разу ни разу», — сказал представитель в видео. «Мы слышали только слухи о предстоящем финансировании, возобновлении производства и дилерских конференциях. В ожидании и продолжая инвестировать, мы только углубились в долг».
Дилеры утверждают, что некоторые заплатили сотни миллионов юаней заранее за транспортные средства, которые никогда не были доставлены. Некоторые дилеры, которые взяли ссуды для покупки запасов, теперь сталкиваются с судебными исками со стороны банков и клиентов.
Представители дилера представляли три конкретных требования: компенсация за операционные убытки с сентября 2024 года по настоящему, плюс авансовый платеж за эксплуатационные расходы с мая по июль 2025 года; Непосредственное погашение до 11 мая всех непогашенных скидок и субсидий для предоплаченных, но невздресных транспортных средств; и быстрое восстановление системы обслуживания после продажи для поддержки примерно 400 000 существующих клиентов Neta.
«Мы не хотим, чтобы Нета рухнула, мы просто хотим подотчетности», — заявили представители, призывая к прямому ответу председателя Neta Fang Yunzhou.
Neta Auto еще не ответила на эти обвинения.
Компания находится в финансовом стрессе с конца 2024 года, с многочисленными сообщениями о увольнениях и сокращении заработной платы. Основатель Фан Юньчжоу недавно вступил в более активную роль, заняв должность генерального директора, сохранив титул своего председателя. Бывший генеральный директор Чжан Юн, который был спорной фигурой, был переназначен на консультативную роль.
Внутренние продажи Neta резко упали. Данные показывают, что компания продала только 487 транспортных средств в январе и феврале 2025 года вместе взятых, без раскрытых показателей продаж за март. Эти цифры снижаются ниже, чем у других китайских брендов EV, которые уже объявили о банкротстве или вышли на рынок. Текущие продажи демонстрируют минимальный спрос на свою модельную линейку, поскольку Neta X составляет всего 272 единицы и Neta L на 149 единиц в течение этого периода.

Поскольку его домашний рынок рушится, Neta все чаще разворачивается на международных рынках, особенно в Таиланде. Компания недавно объявила, что получила 1219 заказов во время автосалона в Таиланде и установила амбициозную цель для продажи более 10 000 автомобилей в Таиланде в 2025 году, чтобы стать вторым по величине брендом новых энергетических автомобилей в стране.

На недавнем автосалоне NETA показала три основные модели: электрический внедорожник Neta Aya, ориентированный на семейный уровень, Neta X и универсал Neta S. Компания была первым китайским стартапом EV, который вышел на тайский рынок в 2022 году и с тех пор создала местные производственные возможности.

В потенциальной жизни для борющегося автопроизводителя Neta недавно получила 10 миллиардов тайских бат (215 миллионов долларов США) в Таиланде и планирует начать местное производство своей глобальной модели Neta X, в июле 2025 года.
Председатель FANG ранее заявил, что компания стремится достичь положительной валовой прибыли к 2025 году и общей прибыльности к 2026 году, а IPO в качестве основной цели — IPO. По словам сопредседателя NETA Чжан Сяодонга, «различные меры самоуничтожения активно и эффективно осуществляются, причем значительные результаты преобразования долга поставщиков в акционерный капитал, который заложил важную основу для оптимизации операций и лучшего привлечения внешних инвестиций».
Ситуация Нета иллюстрирует проблемы, стоящие перед переполненным рынком электромобилей в Китае, на котором в последние годы рухнули несколько невыполненных стартапов из-за жесткой конкуренции, избыточной мощности и масштабирования. Поскольку известные игроки и новые участники продолжают затопить рынок новыми продуктами, небольшие компании, такие как Neta, все больше сжимаются между проблемами денежных потоков и снижением продаж.