Новости. Автомобили с ДВС

Почти 20-летняя история любви в Иране


Китайские автомобили доступны в Иране с середины 2000-х годов. Хотя он не входит в число крупнейших экспортных рынков страны, но как 19-е место в автомобильной промышленности мира, его стоит изучить.

Почти 20-летняя история любви в Иране
МВМ Х22

С тех пор, как Дональд Трамп возобновил санкции против Ирана в 2018 году, западные страны избегают автомобильной промышленности страны. Ранее такие производители автомобилей, как Peugeot, Renault, Volkswagen и Hyundai объявили о создании совместных предприятий, крупнейшие производители запчастей, включая Bosch и Continental, устремились в страну в поисках местных партнеров. Но за последние четыре года все эти сделки были демонтированы. Тем не менее, по данным OICA, иранские автопроизводители в 2021 году произвели 894 298 автомобилей (что на самом деле намного ниже фактического объема — см. ниже), что ставит страну выше Италии, Южной Африки и Польши по объему производства.

Недавно Иран попал в заголовки газет, когда россияне посетили страну, пытаясь понять, как справиться с пагубными международными санкциями.
Здесь мы подробно рассмотрим местный автопром, особенно роль китайских компаний.

Почти 20-летняя история любви в Иране
Замьяд Z24

Иранская автомобильная промышленность

Насколько велик иранский рынок? Как указывалось выше, OICA оценивает это число примерно в 900 000 человек, но на самом деле оно ближе к 1,1 миллиона. Проблема в том, что некоторые местные компании молчат о своей продукции, а большинство источников доступны только на фарси. Однако некоторые довольно надежные местные источники указали 1,1 миллиона, что делает Иран крупнейшим рынком на Ближнем Востоке. Дело в том, что большинство «новых» автомобилей на самом деле довольно старые — Иран был последней страной в мире, где до недавнего времени можно было купить совершенно новый Kia Pride, малолитражный хэтчбек, который изначально был доступен в Южной Корее от с 1987 по 2000 год! Пока Прайда нет, вы все еще можете купить новенький Peugeot 405 или даже пикап Nissan Junior, который снят с производства в Японии с 1982 года!

На рынке доминируют две государственные компании, Iran Khodro и SAIPA. Оба были созданы в 1960-х годах и объединились с международными партнерами. Их история отражает историю страны, поскольку они были вынуждены сменить партнеров, столкнулись с трудностями при создании совместных предприятий и до сих пор не могут получить доступ к новейшим технологиям. Их текущие проблемы включают в себя долги, устаревший модельный ряд, а также проблемы с управлением.

Iran Khodro (IKCO) в значительной степени полагается на модели Peugeot, такие как 206/207, 405, Pars на базе 405, Samand и Dena, производные от 405. В основном это седаны. Некоторое время существовало совместное предприятие с Peugeot по локальной сборке Peugeot 2008, но оно было ликвидировано после наступления очередного раунда санкций. Недавно IKCO впервые представила седан, основанный на компонентах Peugeot 301, за которым последовал совершенно новый кроссовер, который точно повторяет линии модели 2008 года.



Почти 20-летняя история любви в Иране
ИККО Дена

С другой стороны, бестселлером SAIPA, который был вынужден прекратить производство Pride в 2000 году из соображений безопасности, является Quick, который до сих пор основан на Pride!

В конце 2010-х также был небольшой импорт, но из-за нехватки валюты он был запрещен. Хотя эти ограничения недавно были сняты, и есть надежда, что импорт новых автомобилей может возобновиться в конце этого года, импорт CBU — всего лишь всплеск на иранском горизонте.

На этом фоне посмотрим, кто что делает с китайскими компаниями. Иногда немного сложно распутать происхождение иранского автомобиля, так как большинство этих моделей продаются с помощью какой-то технологии производства бейджей. Такие компании, как BAIC и DongFeng, обслуживают более одной иранской компании через свои дочерние компании.

Iran Khodro

Iran Khodro владеет рядом производственных предприятий в Иране. Их дочерняя компания по производству коммерческих автомобилей, Iran Khodro, объединилась с Foton для производства грузовиков. Кроме того, в очень небольшом количестве собираются пикап Tunland и микроавтобус View. Гораздо более успешным является партнерство с Haima — крупнейший завод компании за пределами Тегерана находится в Мешхеде, провинция Хорасан, где в прошлом году было собрано 23 000 единиц Haima S7 и S5. Недавно Haima S8 также был представлен на местном рынке, и его продажи начнутся в конце этого года.

Хотя в настоящее время IKCO работает с Foton и Haima, ранее у нее были и другие партнеры. Однажды она пыталась выйти на китайский рынок. В конце 2000-х она объединилась с местным дилером Санабад Ходро Тоос для местной сборки Chery, но это так и осталось очень недолговечным проектом. Несколько лет назад IKCO запустила сборку Dongfeng A30, но в 2020 году она остановилась.

SAIPA

Почти 20-летняя история любви в Иране
Сайпа Квик

SAIPA работает с китайскими компаниями через свои дочерние компании Pars Khodro и Zamyad. Компания Pars Khodro из Тегерана когда-то была гордым партнером Renault, предлагая Logan со слегка переработанной передней частью, как Tondar (Гром), а также Sandero. В то время как сделка с Renault провалилась, их недавнее сотрудничество с China Brilliance все еще продолжается. В 2021 году в Китае было собрано около 5300 единиц седана H230. Парс Ходро был первым, кто работал с Dongfeng Nissan над иранской сборкой пикапа Rich в 2010-х годах. Позже эти операции были переданы специализированной компании группы Zamyad.

Почти 20-летняя история любви в Иране
Замьяд Падра Плюс

Основным продуктом Zamyad является Z24, пикап Nissan Junior конца 1970-х годов с более современным двигателем. Они больше не собирают Богатых, поскольку Замьяд больше связан с Нанхай Фоде. Предлагая один из своих пикапов под названием Padra. А в июле этого года появилась новая версия Падры. Говорят, что Karoon представляет собой комбинацию двигателя и ходовой части Nissan Junior с более современным кузовом от Foday!

Kerman Motor Industries

Почти 20-летняя история любви в Иране
КМС J7

Kerman Motor обычно называют «частной». В Иране это не означает, что несколько бизнесменов собрались вместе и инвестировали в производственный завод. В Иране насчитывается более 100 Bonyad, благотворительных фондов, освобожденных от налогов и тесно связанных с религиозными лидерами. Один из таких боньядов, Мол-Аль Мохадин, в 1990 году основал компанию Kerman Automotive Industries в городе Бам, в 200 км от Кермана.

Сначала Керман заключил сделку с Daewoo на местную сборку Matiz и Cielo. Когда Daewoo потерпел крах, следующим лучшим выходом было выпустить копию Daewoo Matiz — так в начале 2000-х появилась Chery. Ровно 20 лет назад было создано новое совместное предприятие Modiran Vehicle Manufacturing (MVM), использующее часть завода в Баме.

В 2021 году MVM произвела почти 60 000 моделей Chery. Его текущий состав включает в себя следующие
модели:

  • X33, он же Тигго3
  • X22, он же Tiggo 3x
  • X55, он же Tiggo5X
  • 315, он же A13 или Fulwin2
  • плюс модели под маркой Chery, Arrizo6, Tiggo7.

Как и в Китае, Chery не устраивало всего два бренда (Chery и MVM). Итак, в 2022 году в Иране был представлен третий бренд: Fownix (Phoenix). Он предлагает Tiggo7 Pro, Tiggo8 и планирует добавить Omoda 5 в конце этого года.

Почти 20-летняя история любви в Иране
Фовикс Арризо 6

Chery — не единственный китайский партнер Kerman Motor. С 2014 года он также работает с Anhui Jianghuai. В прошлом году было собрано более 22 000 единиц кроссоверов S3 и S5, а также седанов J4. Еще более важным шагом стало то, что в этом году Kerman Motor взяла на себя производственную линию седана J4 и, похоже, они планируют превратить его в электромобиль. Недавно был представлен седан J7, который на местном рынке будет продаваться как KMC J7.

Есть две другие, более мелкие дочерние компании, занимающие небольшие части завода Bam. Karmania работает с Byd, но объемы минимальны, тогда как Rigan Khodro собрал несколько сотен моделей Zotye Coupa T210 в 2021 году.

Bahman

Почти 20-летняя история любви в Иране
Бахман

Компания Bahman Motor, находящаяся под контролем Корпуса стражей исламской революции, военной организации, на протяжении многих лет поддерживала здоровые отношения с Mazda. Однако с последним раундом санкций японцы сделали шаг назад, что вынудило Бахмана искать новых партнеров.

Бахман работает с Zhongxing с начала 2010-х и предлагал пикап Grand Tiger под названием Capra. Однако в настоящее время Бахман ведет гораздо больше дел с DongFeng. Он предлагает один из своих кроссоверов под названием Dignity (первоначально Dongfeng Fengguang ix5) и минивэн Inroads (первоначально Sokon C35). Кажется, Бахман также говорил с Chery, поскольку его Fidelity — это Jetour X70S с другим значком, а иранские СМИ также упоминали седан Respect, также известный как Chery Arrizo7. В то время как кроссоверы расклеены по всему Тегерану на больших рекламных щитах, Respect еще не поступил в продажу.

Другие компании

Когда китайское присутствие на иранском рынке считается ажиотажем, необходимо отделить его от реальных продаж. Есть компании, которые показывают китайскую машину, обещают поставки, которых никогда не бывает. Итак, в следующем списке собраны самые заслуживающие доверия проекты:

Диар Ходро это небольшая компания из города Голпаеган. Она была создана в 1999 году, и ее первым партнером была Great Wall. К 2010-м годам компания выдохлась, а срок ее лицензии на производство истек в 2016 году. Но она оправилась и нашла второго партнера, BAIC. Согласно местным сообщениям, производство было увеличено с этой весны, и основными предложениями стали пикап Great Wall Wingle и BAIC Senova X25.

Сейф Ходро является бывшим дистрибьютором автомобилей Subaru в Иране. В конце 2016 года компания приобрела активы Morattab Khodro, одной из старейших автомобильных компаний Ирана, которая собирала автомобили Land Rover для военных и, в небольшой степени, для гражданского рынка. Завод Morattab Khodro сегодня используется для сборки кроссовера SWM G01 от Brilliance Shineray. Заявленный объем производства на 2021 год составляет около 4000 единиц.

АМИКО является специалистом по коммерческим автомобилям, который вышел на рынок легких коммерческих автомобилей с пикапом Huanghai H2, который продается на иранском рынке как AMICO Asena. В прошлом году было собрано около 1200 единиц.

Азим Ходро — автомобильный дилер, перенявший помещения бывшего сборочного завода «Загросс Ходро». Он работает с Hanteng Autos и предлагает кроссоверы X7 и X5, собранные в крупную сборку.

Фарда Моторс гордо заявляет о своей независимости, но главным продуктом завода Senman является IKCO Pars! В течение многих лет Farda Motors обещает вывести на иранский рынок два продукта суббренда Dongfeng Forthing: кроссоверы SX5 и T5. В июле 2022 года Farda объявила об открытии второго завода по сборке китайских моделей.

Маммут Ходро относится к огромному промышленному комплексу. Его самой большой претензией на известность было партнерство с Volkswagen, которое подорвало новые санкции. Компания пытается найти новых партнеров. На автосалоне в Тегеране в июне одна из ее дочерних компаний представила BAIC Ruixing X5 как кроссовер Tiara. Местная сборка только началась.

Почти 20-летняя история любви в Иране
Максмотор Тиара

На данный момент иранский рынок находится в состоянии ожидания. Все надеются, что санкции будут сняты. Глава Kerman Motor недавно заявил в интервью, что у них есть готовая сделка с Hyundai, и она будет подписана, как только изменятся обстоятельства. Тем временем иранское правительство пытается выяснить, что делать с IKCO и SAIPA.

Китайские компании, за исключением Chery, используются в основном как лейкопластырь, чтобы залатать дефицит рынка. Изменится ли он — вопрос, на который пока никто не может ответить.

Почти 20-летняя история любви в Иране
Бахман Верность

Если вас интересуют новости об иранском рынке на английском языке, вы можете найти дополнительную информацию в еженедельном информационном бюллетене Ceauto Headlines Middle East. Вы можете скачать образец здесь.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»