История брендов

История SAIC (5/6) — Volkswagen, также китайский народный автомобиль.


Название Volkswagen буквально означает «автомобиль для людей», и бренд успешно добился этого на Западе, выпустив Beetle, а затем Golf/Rabbit. В Китае Volkswagen имеет аналогичный статус, хотя моделью, синонимом самого слова «автомобиль», является Santana. Этот автомобиль положил начало производству современных автомобилей в Китае.

Рожденный в качестве

История становится захватывающей только тогда, когда главному герою бросают вызов, ему приходится преодолевать неожиданные неудачи или принимать трудные решения за короткое время под давлением. История SAIC-VW — это устойчивый, непрерывный рост без значительных трудностей. Так что перед вашим писателем стоит непростая задача превратить это в интересную историю.

Не то чтобы разработка первого в Китае совместного предприятия по легковым автомобилям шла гладко. Например, из первых дней существует история, в которой немецкие менеджеры отбраковывают набор деталей из листового металла из-за вмятин и царапин и отправляют их в контейнер для металлолома. Однако китайские рабочие берут детали из мусорного ведра и используют резиновые молотки и тряпки для полировки, чтобы сделать их пригодными для использования. Когда менеджеры обнаруживают это, они сами берутся за молоток. Они разбивают детали на куски и выбрасывают их обратно в мусорное ведро, оставляя китайских рабочих обиженными и растерянными.

Эта история иллюстрирует первоначальные культурные различия между немцами и китайцами. Китайцы привыкли ничего не тратить и работать с тем, что они получают, каким бы плохим оно ни было. Немцы выступают за жесткий контроль качества и эффективности. Однако различия во мнениях преодолеваются, и китайцы быстро осознают важность стабильного качества.

CNC SAIC2 Santana 00 - The Big Read - SAIC (5/6) - Volkswagen, также китайский народный автомобиль
Пробное производство Volkswagen Santana

Однако китайские рабочие изобретательны и квалифицированы. Когда в 1982 году, перед официальным формированием партнерства, Volkswagen отправляет в Шанхай партию «полных разобранных комплектов» для пробной сборки, SAIC почти не с чем работать. Они собрали элементарную производственную линию с мобильными кранами и платформами, и в течение нескольких недель с этой «линии» сошел первый собранный Volkswagen. Немцы довольны и в 1984 году подписывают договор об основании Shanghai-VW, а год спустя начинается настоящее производство. На этот раз на недавно построенном заводе с современной производственной линией.

Дин Лэй, основатель Human Horizons, но до этого давний менеджер по контролю качества в SAIC-VW, однажды сказал, что он «рожден в качестве». Именно такое внимание к качеству сборки отличает раннее производство SAIC-VW от его китайских аналогов. Автомобили намного лучше спроектированы и построены, чем у конкурентов, и дают Volkswagen преимущество, когда рынок начинает быстро расти.



Три десятилетия Сантаны

Модель, которую китайцы выбрали в качестве своего первого Volkswagen, — это Santana. В Европе это давно забытая модель, версия седана Passat второго поколения, которая тогда была доступна только в кузове лифтбек или универсал. Однако в Китае Сантана почти эквивалентна «автомобилю» и имеет почти сравнимый статус с «Жуком» в западном мире. Это первый современный автомобиль, построенный в Китае, и он знаменует собой начало стремительного развития китайской автомобильной промышленности.

Первоначально Santanas производятся в Германии и отправляются в Китай в виде комплекта, но выбор VW в качестве партнера по совместному предприятию основан на желании локализовать производство. И поэтому SAIC-VW быстро приступает к налаживанию местных поставок запчастей. SAIC имеет большую сеть производителей компонентов, которые занимаются локализацией. Кроме того, компания устанавливает множество новых партнерских отношений с известными международными производителями, поэтому местное содержание неуклонно растет и достигает более 80% к 1990 году. Таким образом SAIC-VW закладывает основу для своего успешного будущего.

Santana остается в производстве вечность. В Европе модель исчезает в 1995 году, но точно не в Китае. В том же году SAIC-VW представляет самостоятельно разработанное обновление с некоторой помощью бразильского завода VW, которое называется Santana 2000. В 2004 году этот автомобиль превращается в Santana 3000, а в 2008 году — в Santana Vista. При этом оригинальная модель по-прежнему продается как Santana Classic. В 2012 году наконец падает занавес для публичной продажи, но Santana Classic будет производиться как такси до 2018 года!

Китай — единственная страна в мире, в прайс-листах которой до сих пор есть Santana. Это второе поколение, выпущенное в 2012 году, во многом использует те же технологии, что и Skoda Rapid, и представляет SAIC-VW в сегменте недорогих компактных седанов.

Диверсификация продуктового портфеля

Santana безраздельно властвовал в SAIC-VW почти 15 лет. В конце 1990-х китайский рынок начал стремительно расти, и очевидно, что политика единой модели не могла поддерживать рост компании. В 1999 году к модельному ряду добавился европейский Passat, за которым в 2003 году последовали Gol (малобюджетный южноамериканский хэтчбек с продольным расположением двигателя), Polo и компактвэн Touran. Успех приходит не сразу, но когда VW добавляет больше вариантов, ориентированных на китайский вкус, таких как Cross Polo, продажи идут в правильном направлении.

В 2005 году SAIC-VW объявляет, что бренд Skoda будет добавлен к совместному предприятию. Однако первая Skoda, произведенная в Китае, Skoda Superb первого поколения не продается под чешским брендом. Он получает небольшой рестайлинг и значок VW. Он называется Passat Lingyu и является преемником собственного Passat VW. Этот автомобиль переворачивает судьбу на заводской табличке и становится мгновенным успехом.

Это также начало несколько иного пути развития совместного предприятия. Вместо того, чтобы просто производить европейские модели на месте, SAIC-VW начинает тесное сотрудничество с американским подразделением VW. Это приводит к тому, что модели немного отличаются от европейских оригиналов, в основном в среднем и крупном сегментах. Passat NMS приходит на смену Lingyu, получает старшего брата в виде Phideon (который разделяет технологии с Audi A6) и вариант внедорожника под названием Teramont. Passat NMS и Teramont также производятся и продаются в США.

Volkswagen сорвет джекпот, когда сделает платформу Jetta доступной для SAIC-VW. Компактный седан до 2008 года был собственностью совместного предприятия FAW-VW под шильдиком Jetta или Bora. Но с выходом на рынок нового поколения в 2008 году оба совместных предприятия производят аналогичные модели: FAW-VW Bora и SAIC-VW Lavida. Позже Volkswagen добавляет еще два автомобиля: FAW-VW Sagitar и SAIC-VW Lamando. В основном растянутые версии Bora/Lavida позиционируются чуть более престижно (с такими технологиями, как независимая задняя подвеска). Lavida несколько раз становилась самым продаваемым автомобилем в Китае, но в совокупности эти четыре шильдика обычно продаются более миллиона копий в год, и это, безусловно, самая продаваемая серия моделей, построенных в Китае. Я не проводил очень точных подсчетов, но совокупный подсчет с 2008 года должен составить около тринадцати миллионов автомобилей. Очень впечатляет.

Помимо линейки седанов, SAIC-VW также выходит на бурно развивающийся рынок кроссоверов. Tiguan первого поколения производится в Китае с 2011 года. После замены вторым поколением в 2017 году Volkswagen также добавляет альтернативу для Китая Tharu. Это переименованная Skoda Karoq, расположенная немного ниже Tiguan. В нижней части спектра у SAIC-VW есть T-Cross.

В то время как SAIC-VW балуется электромобилями. У них есть мертворожденный бренд Tantus (Tianyue), о котором я упоминал в «Рождественском выпуске». Усилия с этим брендом в конечном итоге привели к созданию некоторых BEV на основе обычных моделей Volkswagen, но им не хватает рыночной привлекательности специализированных моделей. Volkswagen пересматривает свою глобальную стратегию после скандала с Dieselgate в 2015 году. Дизельгейт малоэффективен в Китае, потому что даже Volkswagen не продает в стране легковые автомобили с дизельными двигателями (хотя на ранних стадиях совместного предприятия они недолго пробовали). После 2015 года электромобили станут основной целью развития, и Китай станет логичным выбором в качестве ключевого рынка.

Учитывая, что Китай является быстро развивающимся рынком электромобилей, Volkswagen не может позволить себе вялость. Таким образом, они переоборудуют заводы на обоих своих совместных предприятиях с SAIC и FAW, получают контрольный пакет акций своего совместного предприятия по производству электромобилей с JAC и начинают строительство совершенно нового завода. Расширение линейки ID-продуктов должно пройти успешно. В SAIC производство начинается с ID.4 в 2021 году, за ним быстро следует 7-местный автомобиль ID.6, предназначенный только для Китая, а также ID.3. В ближайшем будущем вы можете ожидать больше моделей, и Volkswagen приложит все усилия, чтобы подняться на вершину чартов продаж.

Skoda и Audi присоединяются к вечеринке

Как уже говорилось, о прибытии Skoda в Китай было объявлено в 2005 году, но производство и продажи начнутся в 2007 году. Сначала Skoda представляет Octavia, затем Fabia и Superb. Все автомобили хорошо известны на европейском рынке. В начале 2010-х годов Yeti и Rapid также попадают в Китай. Rapid отличается от европейской версии тем, что базируется на VW Santana второго поколения. Бренд умеренно успешен, его продажи чуть превышают 200 000 автомобилей в год. Тем не менее, дружелюбный йети справляется на удивление хорошо.

Успех кроссовера Yeti вдохновляет чешскую компанию усилить свое присутствие в Китае тремя новыми кроссоверами: Kamiq, Karoq и Kodiak. Karoq и Kodiak аналогичны европейской версии, хотя Skoda добавляет купе Kodiak GT как модель только для Китая. Kamiq имеет то же, что и оригинал для ЕС, но работает на платформе Rapid, в то время как его родственные модели в Европе используют более современную архитектуру MQB.

После долгих переговоров с FAW, которая традиционно производит автомобили Audi для китайского рынка, в 2020 году все стороны наконец пришли к соглашению. Audi давно хотела делать автомобили на SAIC-VW, но FAW всегда блокировала такую ​​сделку. Теперь, после сложной серии сделок о доступе к технологиям и каналам продаж, Audi, наконец, получает зеленый свет. Производство Audi с SAIC-VW начнется в 2022 году с двух моделей, предназначенных для китайского рынка. Первый автомобиль — Audi A7L, лимузин-версия фастбэка A7. Другим автомобилем будет Q5 e-tron, который не имеет ничего общего с обычным Q5, но является версией Audi VW ID.6.

Совсем нет драмы?

Сейчас у SAIC-VW не менее девяти заводов в Китае, четыре из которых находятся в Шанхае. Это также включает новый завод для линии ID, который был открыт в прошлом году. Есть также фабрики в Нанкине, Ичжэне (Цзянсу), Нинбо (Чжэцзян), Чанше (Хунань) и спорная фабрика в Урумчи (Синьцзян), провинции, где проживает уйгурское меньшинство. Здесь совместно производится более полутора миллионов автомобилей. В сочетании с таким же количеством автомобилей FAW-VW и ограниченным количеством импортных моделей это сразу же делает очевидным важность китайского рынка для Volkswagen.

Так что не захватывающая история, но, может быть, я могу добавить немного драмы в конце. Стратегия с моделями, ориентированными на китайский рынок, долгое время работала безотказно, но с 2020 года SAIC-VW внезапно потерял долю рынка. После остановки, связанной с пандемией коронавируса, китайская автомобильная промышленность снова быстро заработала, даже с рекордными продажами для некоторых брендов, но SAIC-VW не хватало. Например, продажи Skoda упали до чуть более 50 000 единиц в 2021 году. Только за первый год работы бренд продал меньше автомобилей. Продажам основного бренда VW не помог провальный краш-тест последнего Passat, подорвавший имидж Volkswagen как высокого качества.

SAIC-VW, кажется, особенно сильно пострадал от нехватки микрочипов. Компания столкнулась с длительными перерывами в производстве и гораздо меньшим объемом производства. Кроме того, наращивание производства удостоверений личности было далеко не простым, с медленными продажами в начале. Цель в 100 000 проданных ID-моделей была перевыполнена почти на 25%. Основная причина неожиданного поворота пока остается предметом спекуляций. Некоторые говорят, что это всего лишь временная неудача, вызванная нехваткой полупроводников, другие опасаются, что волшебство Volkswagen в Китае, возможно, наконец рассеялось.

Бонус: короткая история Лайминга

Как вы можете прочитать несколькими предложениями выше, у SAIC-VW есть завод в городе Ичжэн. Это не специализированный завод, построенный компанией, а старый машиностроительный завод, приобретенный SAIC более двадцати лет назад. Некоторое время это был автомобильный завод, так что в качестве примечания к истории SAIC я могу теперь рассказать об одной из многих исчезнувших и забытых автомобильных марок Китая.

История в Ичжэне начинается с возведения в 1971 году Ичжэнского завода по производству коммерческих и маркетинговых машин, государственного завода по производству деталей для машин. Я не вникал в раннюю историю этого завода, но в 1980-х они начали делать модификации автомобилей. Это привело к производству Yizheng YQ130 в 1984 году, грузовика на базе Beijing BJ130. К тому времени компания сменила название на Yizheng Automobile Manufacturing Plant.

В 1986 году появляется бренд Liming (что означает «Рассвет») с выпуском внедорожника. Этот джип называется YQC620 (а позже YQC6452) для дорожной версии и YQC621 для модифицированных версий, таких как полицейские машины. Автомобиль имеет поразительное сходство с Nissan Patrol. Технически он, вероятно, основан на том же шасси BJ130, что и грузовой автомобиль. Лайминг, возможно, уже забыт, но этот YQC620 был хорошо продаваемым автомобилем, который использовался по всему Китаю.

В 1993 году Liming вышла на рынок легковых автомобилей с универсалом под названием YQC6460NL. Автомобиль представлял собой любопытную комбинацию передней части Toyota Crown, салона VW Santana, двигателя Great Wall и, возможно, шасси пекинского джипа. Судя по всему, этот универсал тоже неплохо продавался, но все же Лаймину не удалось соединиться с быстро развивающимся автомобильным рынком. Заводу не хватает эффективности, и с постоянно растущей конкуренцией прибыль начинает исчезать.

Прежде чем финансовые проблемы станут непреодолимыми, Лиминг запускает модель для массового рынка, седан YQC6420N в 1996 году и хэтчбек YQC6421N годом позже. Этот автомобиль основан на лицензионной технологии Kia, но имеет кузов собственной разработки. Автомобиль останется в продаже до 2001 года, но войдет в историю как последний автомобиль марки Liming.

В 1997 году местные власти вступают в переговоры с SAIC, и два года спустя Yizheng Automobile переименовывается в SAIC-Yizheng Automobile, при этом шанхайской компании принадлежит 67% автомобильного завода. Первоначально город Ичжэн остается владельцем 33% акций через свой комитет автомобильной промышленности Ичжэн, но в 2004 году все акции были переданы SAIC. Примечательно, что вся транзакция проходит бесплатно для SAIC.

После того, как в 2001 году бренд Liming был закрыт, SAIC-Yizheng производит Opel Combo под торговой маркой Saibao (Sabre). Опель? Да, Opel Combo — это версия фургона Buick Sail, автомобиля, который SAIC собирает на совместном предприятии SAIC-GM. В 2005 году производство Saibao заканчивается, и SAIC тратит огромные деньги на модернизацию и расширение завода. После модернизации SAIC собирает Roewe 750 и SAIC-Huizhong Istana на заводе, прежде чем он окажется в собственности SAIC-VW в 2012 году.

SAIC-Yizheng все еще существует. В настоящее время это туристическая компания, работающая в основном в сфере туризма. Например, компания управляет сетью отелей Liming Hotels, инвестицией в недвижимость, которая предшествует поглощению SAIC, и есть компания по аренде автомобилей Yizheng.

На следующей неделе

В последнем выпуске этой серии будут рассмотрены тесные отношения между SAIC и General Motors, а также многочисленные совместные предприятия между ними.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»