Основным вкладом провинции Fujian в китайскую автомобильную промышленность является компания Ningde Shidai, базирующаяся в городе Ningde и более известная под международным названием Contemporary Amperex Technology, или CATL. Компания является крупнейшим производителем аккумуляторов в Китае, постоянно конкурирующим с LG Energy Systems за звание номер один в мире, и основной движущей силой бума NEV в Китае. Но CATL не производит автомобилей, только аккумуляторы. В отличие от успехов CATL, история реальной автомобильной промышленности Фуцзяня состоит из нескольких взлетов и многих падений.
Производство автомобилей в провинции Фуцзянь началось с двух небольших ремонтных заводов в 1950-х годах, которые позже стали Автомобильным заводом Фуцзянь и Автомобильным заводом Фучжоу. Производство будет оставаться очень низким, исчисляясь десятками или сотнями в год, в течение очень долгого времени. Ситуация начала меняться только тогда, когда в 1992 году в провинции была создана Группа автомобильной промышленности Фуцзянь (FAIG). Как и многие из ее современников, FAIG была конструкцией, призванной объединить рассредоточенную автомобильную промышленность, в данном случае в основном производство запчастей, и улучшить масштабы и эффективность. .
Китайское название FAIG иногда переводили по-разному, например Fujian Motor Group или подобное, но я буду называть его FAIG на протяжении всей статьи. В этот провинциальный холдинг входило несколько десятков производителей комплектующих, а также какое-то время автомобильный завод в Фучжоу. FAIG также должен был заменить несколько государственных холдингов на более низких законодательных уровнях (в основном в городах Фуцзянь). Позже холдинг будет продавать такие бренды, как автобусы King Long, легковые автомобили Soueast, Mitsubishi и Qiteng, а также автомобили на новых источниках энергии Yudo.
Интересно, что автомобильная промышленность провинции Фуцзянь не развивалась прямолинейно с пятидесятых годов до наших дней. Заводы меняли владельца или ассортимент продукции, создавали альянсы, которые снова исчезали, а новые предприятия создавались с нуля. Итак, далее следует сборник историй компаний, общим для которых является только то, что в какой-то момент времени компания была связана с FAIG. Итак, давайте начнем с самой успешной инвестиции FAIG, производителя автобусов King Long.
Хуан Пейюй, военный
В 1988 году в городе Сямынь была основана компания Xiamen Automobile Industry. Этот государственный холдинг создан для создания в городе производства автобусов. В том же году для этой цели создается операционная компания в виде совместного предприятия между Xiamen Automobile, Dongfeng Motor Co., Beijing Huaneng (энергетическая компания) и инвестиционным фондом Hong Kong Fayao, каждый из которых имеет равные 25% акций. Это официальная версия, но реальность гораздо интереснее.
Для этой истории нам нужно встретиться с Хуан Пейю. Он родился в Ханчжоу (Чжэцзян) в 1933 году в богатой семье помещиков. Его отец был университетским профессором, получившим образование в Массачусетском технологическом институте в США. В 1937 году Япония вторглась в Китай, и семья бежала в Шанхай. Отец Хуанга нашел новую работу в Сямэньском университете (также переехал на границу Цзянси из-за японской угрозы). В 1945 году японцы исчезли, и семья Хуан и Сямэньский университет обосновались в городе Сямынь провинции Фуцзянь.
Хотя Хуан был способным учеником в средней школе, он потерял интерес к своему образованию после победы КПК в гражданской войне, и в возрасте 18 лет он пошел в армию. Это было против воли его родителей, и, к их ужасу, их мальчик находился в далекой провинции Синьцзян. Там он пробыл недолго, а перебрался на новую авиабазу в Ланьчжоу (провинция Ганьсу), недалеко от дома. Хуанг стремился стать летчиком-истребителем, но ему отказали из-за его физических данных. Вместо этого его направили в инженерный отдел.
В 1961 году поступил в военную академию в Харбине, но не сдал выпускные экзамены. Хуанг получил несколько передовых российских книг по авиастроению, полагался на самообучение и позже сдал экзамены. Во время Культурной революции он попал в беду, потому что некоторые из его дядей были высокопоставленными гоминьдановскими чиновниками, бежавшими в США, но в конце концов с Хуана сняли все антикоммунистические подозрения. Он вернулся в Ланьчжоу и сделал долгую и успешную военную карьеру.
После смерти Мао в 1976 году печально известная «Банда четырех» попыталась получить контроль над правительством, но потерпела поражение от фракции Дэн Сяопина. Полк Хуанга был запятнан, потому что его военачальник был замешан в «Банде четырех». Хуанг сыграл свою роль в защите некоторых сотрудников от судебного преследования, но к 1982 году ему это надоело. В возрасте 49 лет он подал заявление об уходе из армии и вернулся в Сямэнь.
Экономическое развитие
Город Сямэнь был одним из первых городов, последовавших за Шэньчжэнем в создании Особого административного района (ОАР), что позволило экспериментировать с капитализмом и иностранными инвестициями. Хуан стал заведующим секретарским отделом Сямыньского САР. Немногим позже эксплуатация SAR была передана финансируемой государством девелоперской компании, и Хуан стал менеджером по эксплуатации. В его задачу входило привлечение бизнеса, в том числе иностранных инвестиций, и передача прав землепользования.
В этой роли Хуанг впервые столкнулся с автомобильной промышленностью, потому что он мог сократить процедуру получения визы. Когда официальные лица Dongfeng захотели поехать в Европу, чтобы посетить потенциальных партнеров по совместному предприятию, Хуан сократил количество заявлений на получение визы с месяцев до недель. И сам присоединился к делегации. Позже он предпринял аналогичные командировки в Японию и Тайвань.
В 1984 году Хуанг посетил Toyota и был впечатлен грузовиком Toyota Dyna. Он увидел возможности для местного рынка и заключил сделку на полуразборные комплекты, за которыми позже последовали полные разборные комплекты. Он организовал Xiamen Automobile Import & Export, заказал 2000 единиц и заручился поддержкой единственной в городе мастерской по сборке автомобилей. В 1985 году он покинул компанию SAR, чтобы сосредоточиться на автомобильном бизнесе, но сразу же столкнулся с проблемами. Провинция Хайнань находилась под следствием за крупномасштабную контрабанду потребительских товаров, в том числе комплектов CKD для автомобилей, и его бизнес стал подозрительным. Однако Хуан сделал все законно, и после годовой задержки Toyota были проданы. После этого эпизода бизнес по импорту и экспорту переключился на торговлю запчастями для автомобилей Toyota, что сделало его очень прибыльным бизнесом.
В начале 1988 года политики Сямэня снова попросили Хуана действовать от их имени. Dongfeng только что подписала контракт с Citroen, и Xiamen стремилась получить хотя бы часть производства в своем ЮАР. Они основали Xiamen Automobile Industry, поставили Хуана у руля и поручили ему открыть в городе завод Dongfeng-Citroen. Однако они забыли дать ему денег, поэтому Хуан и его немногочисленный персонал работали в дешевых номерах мотеля, принадлежащего местному цементному заводу Сунбай. Хуан пытался, но потерпел неудачу. Dongfeng разместил весь проект Citroen в Ухане, провинция Хубэй.
Рождение короля Лонга (King Long)
После неудачи Хуанга политики Сямыня снова хотели положить конец автомобильной промышленности Сямыня, но Хуан возражал. Он застопорил процесс принятия решений, одновременно ища деньги, чтобы заставить компанию работать. Сначала он получил ссуду в размере 5 миллионов юаней в гонконгском банке, а затем обратился к одному из своих прежних контактов: тайваньскому бизнесмену Е Тонгу. Е руководил компанией Taiwan Domestic Automobile, которая производила по лицензии автомобили Opel для местного рынка. Еще 5 миллионов юаней он инвестировал через свой гонконгский фонд Fayao.
В декабре 1988 года Хуан основал Xiamen Jinlong United Automobile Industry, 75% которой принадлежит Xiamen Automobile, а 25% — Fayao. Он поставил политиков перед свершившимся фактом: Xiamen Automobile должна была выжить. Теперь ему нужно было определиться с продуктом. Бизнес-лицензия разрешала только модифицированные автомобили, но Хуан не был заинтересован в производстве бетономешалок или санитарных грузовиков. Денег на налаживание производства легковых автомобилей в жизнеспособном объеме не было, поэтому автобусы. Тем временем Хуан продал 25% акций Jinlong компании Dongfeng Motor в обмен на еще 5 миллионов юаней в натуре.
Пора строить завод. Хуанг заметил, что цементный завод, у которого он арендовал офисное помещение, находится на грани банкротства и находится в ЮАР. Он воспользовался своими связями в компании САР и сумел дешево приобрести цементный завод. Однако политики Сямыня учуяли возможность отомстить после того, как Хуан выступил против них. Они использовали лазейку в законодательстве, чтобы заставить его снова платить за права землепользования, что истощило оборотный капитал Цзиньлонга. Хуанг вернулся к своей сети и, наконец, убедил энергетическую компанию Beijing Huaneng также инвестировать 5 миллионов юаней. Так мы получаем четырех равноправных партнеров в бизнесе.
Тем временем Е Тонг определил многообещающий продукт: автобус Mercedes O303, собранный в Бангкоке. Этот автобус имел современную раму Mercedes и кузов итальянского производителя Padane. Jinlong импортировал шасси с бразильского завода Mercedes (потому что это было дешевле), а инструменты для кузова приобрел на заводе в Бангкоке. Компания также наняла шесть техников из Бангкока, которые должны были не только установить сборочную линию в Сямыне, но и обучить около 100 рабочих-цементников работе слесарей и сварщиков. Dongfeng внесла свой вклад в сделку, предоставив инструменты для завода, такие как новый покрасочный цех.
Сон Хуанга и околосмертный опыт
Когда в 1991 году с конвейера сошли первые автобусы, наконец-то начали поступать деньги. Автобус Jinlong оказался намного более современным, чем его китайские конкуренты, и продажи начали расти. Это позволило Хуангу начать преследовать свою настоящую мечту: производство легковых автомобилей в Сямэне. Производство автобусов было делом необходимости, производство автомобилей (седанов, внедорожников или минивэнов, это не имело большого значения) было реальным делом. Итак, в 1992 году Хуан основал Xiamen Jinlong Wagon, 50% которой принадлежало Jinlong United, 25% — Фаяо из Ye Tong и 25% — Чену Цзинкаю, бывшему директору Xiamen Automobile. Позже Йе и Чен объединили свои акции в Jialong Co, фонд из Гонконга.
Год спустя Хуанг разместил Xiamen Automobile на Шанхайской фондовой бирже, получив свежие деньги для финансирования Jinlong Wagon. Хуанг вел переговоры с Volkswagen о создании совместного предприятия по производству Transporter T4. Хотя обе стороны достигли предварительного соглашения, совместное предприятие было мертво, потому что у Volkswagen уже было два автомобиля в Китае, максимально допустимое количество. Затем Хуанг обратился к Yulon, тайваньскому производителю автомобилей. Yulon был заинтересован в производстве небольшого седана в Китае, и в ноябре 1995 года Хуан вылетел на Тайвань, чтобы встретиться с руководством Yulon и подготовить проект соглашения.
В начале 1996 года судьба Хуана внезапно изменилась. Чиновники китайских регулирующих органов сформулировали против него уголовные обвинения в хищении крупных сумм государственных денег. Обвинения совпали с тем, что Хуанг готовил листинг Nasdaq для Xiamen Automobile, одобренный местными властями, но не одобряемый федеральными политиками. В обвинениях говорится, что Хуанг присвоил 28 миллионов юаней в виде капитала и 9 миллионов юаней в виде дивидендов во время IPO в Шанхае. Суд признал его виновным по обвинению в 1998 году, приговорив к штрафу в размере 100 000 юаней и (условно) смертной казни!
Два года спустя при пересмотре судебного дела смертная казнь была заменена на 15 лет тюремного заключения, но к тому времени роль Хуанга в автомобильной промышленности уже закончилась.
Борьба за власть
Хуан Пейю никогда не руководил ни Jinlong United, ни Jinlong Wagon, а делегировал это дело квалифицированным специалистам. Но прежде чем перейти к этому, позвольте мне сказать кое-что о торговых марках. Автобусы носят марку Jinlong до тех пор, пока Jinlong Wagon не начнет производить автомобили в 1996 году. Затем компания начинает двойную стратегию. Автомобили от Jinlong United имеют марку King Long (англизированное название Jinlong), а автомобили от Jinlong Wagen имеют марку Golden Dragon (перевод Jinlong). Отныне я буду обращаться к компаниям по названию бренда.
Туо Синджонг был ответственным за короля Лонга. Он уже был опытным менеджером в Dongfeng, когда присоединился к King Long в 1992 году. Он был человеком, который менее чем за десять лет превратил компанию из небольшого стартапа цементного завода в производителя автобусов номер один в Китае. Это потребовало довольно много работы. После первого автобуса на базе Mercedes King Long перешла на рамы грузовиков Dongfeng для своих следующих моделей, но это было лишь временной ситуацией. Туо укрепил отношения с международными компаниями в области передовых технологий. Шасси были лицензированы у MAN, Cummins стала поставщиком двигателей, ZF поставила коробки передач, а King Long разработала собственное производство кузовов.
Ван Минцзе был ответственным за Golden Dragon. После проблем Хуанга сделка с Юлоном сорвалась, и нечего было делать. Ван управлял компанией двумя способами: он позаимствовал автобусную технологию у Кинга Лонга и начал производить фургоны. Е Тонг нашел набор старых пресс-форм Toyota Hiace на Тайване, и Golden Dragon дешево их приобрела. Без производственной квалификации фургоны можно было продавать только на местном уровне. Ван неожиданно скончался от сердечного приступа, сидя за столом в своем кабинете в 1997 году.
К 2000 году четыре первоначальных акционера King Long получили приличную прибыль. Их первоначальные инвестиции в размере 5 миллионов юаней принесли дивиденды в размере 120 миллионов юаней. Они реинвестировали больше денег только один раз. В 1998 году для увеличения производственных мощностей King Long компания открыла новую дочернюю компанию в Сучжоу (провинция Цзянсу). Название Jinlong United Automobile Industry (Сучжоу), но компания известна как Higer Bus Company. Да, третья торговая марка. King Long владеет 70%, а город Сучжоу — 30%.
Хайгер воспользовался десятилетним опытом и заключил сделку по передаче технологий со Scania. Бренд производил продукты более высокого класса и в кратчайшие сроки стал самым прибыльным из трех «драконов». В 2001 году своего рода корпоративный мятеж стал источником борьбы за контроль в компании King Long. Менеджеры Higer присудили себе 43% акций компании, разбавив King Long до 40%, а Suzhou City до 17%. Это установило эффективный контроль над Хигером с помощью группы из 10 старших менеджеров. Кинг Лонг передал дело в суд, который вынес решение в пользу менеджеров.
В то время Xiamen Automobile пыталась установить более жесткий контроль над King Long и ее дочерними компаниями. Контролируемый городом зарегистрированный на бирже фонд выкупил Beijing Huaneng и 1% у Dongfeng, получив контрольный пакет акций Kinglong в размере 51%. Dongfeng также продал некоторые акции Yulon, но обе компании продали Xiamen Automobile в 2007 году. Е Тонг продал свои акции Chongxing International, другой тайваньской промышленной группе. Е оставался совладельцем Golden Dragon через фонд Jialong, хотя King Long приобрел дополнительные 10% за контрольный пакет.
В то же время FAIG впервые обнюхала King Long. Он приобрел 17% Xiamen Automobile, чтобы стать крупнейшим акционером в 2001 году, но вернул акции, когда проблема Хигера обострилась. В конце концов, Кинг Лонг заключил сделку с группой менеджеров и выкупил контроль в 2003 году, перенаправив спин-офф компании. В настоящее время Xiamen Automobile владеет 2%, King Long — 63%, а Suzhou City — 35%.
В 2004 году Chongxing International передала свою долю в King Long своей дочерней компании Sanyang Industrial, одному из ведущих производителей мотоциклов на Тайване под брендом SYM. Sanyang и Xiamen не были незнакомцами друг с другом, у них уже было совместное предприятие Xiamen Sanxiang Motorcycle Manufacturing с начала 1990-х годов. Sanyang только что стала контрактным производителем автомобилей Hyundai на Тайване, и это привело к краткому возрождению мечты Хуан Пейю о легковых автомобилях. Хэтчбек марки King Long, разработанный совместно с Sanyang и, несомненно, с использованием технологий Hyundai, был замечен на испытаниях в 2008 году. Однако автомобиль так и не был запущен в производство.
Sanyang вышла из состава King Long в 2018 году, и теперь она полностью принадлежит Xiamen Automobile. К тому времени контроль над Xiamen Automobile перешел к FAIG. В 2014 году FAIG бесплатно приобрела около 20% акций, снова сделав ее крупнейшим акционером. Это была стратегическая сделка, которая будет объяснена позже. С тех пор доля FAIG выросла до 32%. Между прочим, Xiamen Automobile была переименована в Xiamen King Long Automobile Group в 2006 году, но я использовал прежнее название, чтобы избежать путаницы.
Другие предприятия
В 2000 году King Long открыла еще одну дочернюю компанию в Нанкине при поддержке местного правительства. Nanjing King Long не сдвинулась с мертвой точки и через пять лет была реструктурирована. Нанкинский производитель автозапчастей Dongyu взял на себя долю города, и компания начала производить автобусы под брендом Dongyu для местного рынка. Ситуация немного улучшилась, но недостаточно для получения прибыли. В 2011 году оба партнера продали контрольный пакет акций Хуан Хуншэну (не имеющему отношения к Хуан Пейю) из Skyworth. Вы можете прочитать историю Skyworth здесь.
Xian King Long является совместным предприятием King Long (20%), Higer (40%) и Shaanxi Automobile (40%), северного производителя коммерческих автомобилей. Это небольшое предприятие, производящее около 5000 автомобилей в год, в основном производит продукцию марки Shaanxi.
Автобусы, микроавтобусы и пикап
В период с 2000 по 2015 год три Dragons вместе были крупнейшей автобусной компанией в Китае, которая также экспортировала свою продукцию в страны по всему миру. В 2016 году King Long уступил первое место Yutong Bus, но сегодня они остаются на втором месте. King Long производит широкий спектр туристических и городских автобусов, Golden Dragon концентрируется на небольших городских автобусах, а Higer производит туристические автобусы высокого класса. Между портфелями продуктов и внутренней конкуренцией все еще существует определенное совпадение.
В 2006 году King Long Group, наконец, получила полное разрешение на производство своих брендов, и это проложило путь к мечте Хуан Пейю о легковых автомобилях, хотя она ограничена фургонами и пикапами. Golden Dragon обеспечил передачу некоторых технологий от Toyota для фургонов Hiace и автобусов Coaster, что положило начало производству фургонов для группы. Все три бренда собирают ряд фургонов с кузовом Hiace (разных поколений). Кузов Hiace является наиболее популярным выбором для многих мелких производителей, и King Long является основным поставщиком этих кузовов наряду с Brilliance Jinbei.
Когда FAIG взяла на себя управление в 2014 году, это открыло путь для другой модели фургона. У FAIG и Mercedes-Benz уже было совместное предприятие по производству легких коммерческих автомобилей, поэтому кузов Mercedes Sprinter попал в руки King Long. Бренд Higer также продает универсальный пикап, основанный на хорошо известной архитектуре Foday. Продажи начались с модели Yujun в 2011 году, а в 2017 году ее заменила Longwei. Golden Dragon также произвела модель, производную от Foday: V3 Righto. Это была модель внедорожника и в основном производилась на экспорт.