В 2003 году Chery освободилась от SAIC и успешно выпустила Chery Fengyun. Fengyun был в основном Seat Toledo с некоторыми китайскими адаптациями. Автомобиль был сравним по размерам и технологиям с Volkswagen Jetta производства FAW-VW, но намного дешевле. Таким образом, он продавался довольно хорошо и создавал возможности для роста Chery как нового производителя автомобилей.
Семья Toledo
Chery приобрела производственную линию Fengyun и чертежи автомобиля у Seat, и это была вся технология, которой они обладали в первые дни. Поэтому они сделали очевидную вещь: проявили творческий подход к имеющимся у вас инструментам. Fengyun, английское название Fulwin, находился в начале очень долгого жизненного цикла. Автомобиль получал регулярные обновления и снижение цен, и модель производилась до 2006 года. Но это не был конец технологии Толедо, потому что Chery выпустила несколько побочных продуктов.
Первым из них был длиннобазный лимузин Fengyun. Chery вытянула машину на 20 см и получилась отличная модель такси. Этот автомобиль продавался в период с 2003 по 2006 год. Автомобиль также представил хитрый маркетинговый ход Chery: было сказано, что он будет доступен с двигателем BMW. По сути, это был бразильский двигатель Tritec, совместно разработанный Chrysler и MG Rover, который достался BMW в наследство, когда они приобрели британского производителя. Двигатель Tritec был импортирован из Бразилии и также использовался в некоторых других автомобилях Chery.
В 2003 году Chery также представила Qiyun (или Cowin на английском языке). Этот автомобиль был очень похож на Fengyun как по внешнему виду, так и по технологиям, но позиционировался ниже ранней модели с еще более низкой ценой. В 2010 году автомобиль получил большое обновление и был переименован в Cowin-2, чтобы соответствовать линейке автомобилей, носящих имя Cowin. К тому времени двигатели Ford и Tritec были заменены двигателями собственной разработки Chery, но об этом позже. Cowin-2 дожил до 2016 года.
Последней разновидностью был автомобиль, в котором передняя часть Fengyun сочеталась с большим грузовым кузовом сзади. Автомобиль, похожий, например, на Volkswagen Caddy. Как и Caddy, он был доступен в грузовых и пассажирских моделях, и Chery изначально называла его Chery Qirui (или Karry по-английски). В 2006 году Chery приобрела FAW Yangzi Automobile (один из первых автомобильных подвигов Wuhu, см. часть 1 истории) и в конце концов переименовала ее в Chery Commercial Vehicles. Karry стала торговой маркой коммерческих автомобилей Chery, поэтому Chery Karry превратилась в Karry Youyi и продавалась до 2012 года.
Техническая проблема
Одного продукта недостаточно для создания бренда, и сотрудники Chery знали об этом. Поэтому они искали пути развития компании. Это может показаться довольно простым: спроектировать что-то, построить и продать, но это было не так просто. Китайские автопроизводители вошли в зрелую отрасль, хотя сами еще были младенцами. Chery начинала с нуля, не имея ни опыта, ни истории, на которые можно было опереться, так что задача была еще серьезнее.
Для более крупных государственных автомобильных компаний часто приходилось полагаться на иностранного партнера по совместному предприятию. Партнер мог бы поставить старую платформу и двигатель, а китайский бренд разработал бы кузов. Развитие технологий не было главной задачей. Только это придет гораздо позже. Для частных стартапов все было иначе. Они часто начинали с покупки заброшенного продукта или производственной линии и организации каких-либо исследований и разработок. Многие стартапы имели ограниченные возможности, не слишком беспокоились об интеллектуальной собственности и просто реконструировали продукт конкурента.
Chery сделала что-то среднее или даже немного того и другого. Чжан Сялай был чиновником коммунистической партии, отвечающим за административную часть автомобильного проекта Уху. Он хотел найти подходящего партнера, который мог бы предоставить технологическую платформу или даже готовый продукт. Инь Тонъюэ был инженером, отвечающим за техническую сторону Chery Automobile. Ему нравилось самому разрабатывать вещи и делать оригинальные продукты. Это могло быть началом столкновения между ними, но не было. Они оба добились своего.
Путь Иня заключался в том, чтобы создать несколько групп исследований и разработок, например, по дизайну автомобилей или альтернативным двигателям. Но, конечно, он быстро достиг предела имеющихся технических возможностей. Поэтому вместо того, чтобы делать все своими силами, он решил объединиться с уважаемыми международными партнерами. Европейские компании, такие как Bosch и Ricardo, действительно работали на Chery, и он также привлек такие студии, как Pininfarina и Bertone.
Одним из примеров его подхода является ACTECO. У Chery был полностью действующий завод по производству двигателей, но он производил довольно устаревший дизайн Ford. Инь обратился в исследовательскую компанию AVL и заказал полную линейку новых двигателей. Все, от небольших трехцилиндровых двигателей до даже 3-литрового агрегата V6. Параметры проектирования были установлены в Китае, но основная работа по проектированию выполнялась компанией АВЛ. Это привело к тому, что Chery выпустила собственную линейку двигателей под маркой ACTECO, что является исключительным достижением среди китайских автомобильных брендов.
Подход Чжаня привел к гораздо более распространенному явлению в китайской автомобильной промышленности: судебному процессу о нарушении авторских прав.
Связь с Daewoo
В 2000 году в Южную Корею отправилась делегация из провинции Аньхой. В состав делегации вошли представители трех местных производителей автомобилей: Tongbao, Anchi и Chery. Целью визита была встреча с руководителями крупного корейского производителя автомобилей Daewoo Motors. Конечно же, среди делегатов был и Чжан Сялай. Эта встреча позже стала источником неприятностей.
Daewoo Motors была одной из многих компаний в Daewoo chaebol, типе конгломерата, который занимался самыми разными видами деятельности. Производство автомобилей было одним из таких видов деятельности. За десять лет до этого Daewwo Motors стала довольно крупным производителем с экспортом во многие страны, но азиатский финансовый кризис сильно ударил по компании. В 2000 году он остро нуждался в деньгах и был на грани банкротства.
Цель этой встречи была достаточно очевидной. Daewoo отчаянно нуждались в деньгах, и китайцы искали продукт. И у Daewoo было именно то, что им было нужно, маленькая машина по имени Матиз. Этот автомобиль имел большой успех на многих азиатских рынках благодаря своему современному и дружелюбному дизайну. Он был разработан студией ItalDesign как концепт Fiat, но итальянский бренд отказался от него.
Связь с Daewoo появилась благодаря Anchi, которая уже производила более старый Daewoo Tico по лицензии. Подробнее об Анчи здесь. Чем именно закончилась встреча, пока неизвестно, так как официальных записей нет. Но историку Эрику ван Инген-Шенау показали подаренный Matiz (для исследовательских целей) во время посещения завода Tongbao в 2001 году. Ни Tongbao, ни Anchi не собирались строить Matiz, но дизайн закончился в руках Chery.
Инь Тонъюэ переманил главного дизайнера Dongfeng Citroen (отвечавшего за модели Fukang) присоединиться к его новому дизайнерскому отделу. Он внес незначительные изменения в дизайн Daewoo, например, добавил новый передний бампер, из-за чего машина выглядела улыбающейся. В 2003 году автомобиль появился на китайском рынке как Chery QQ с двигателем ACTECO объемом 800 куб. QQ был симпатичным, дешевым и хорошо сложенным, так что вы можете догадаться, что его ждет: он имел огромный успех в продажах.
Модель хэтчбека была переименована в QQ3 в 2006 году после небольшого фейслифтинга. В то же время Chery начала внедрять ряд вариантов собственной разработки. QQ6 был моделью седана, а QQme был довольно причудливым двухдверным супермини. Позже QQ6 был переименован в Cowin-1. Последний производный не имел названия QQ, а вместо этого назывался A1. Это был небольшой кроссовер. Различные модели QQ производились до 2015 года, когда на смену им пришло гораздо менее успешное второе поколение.
General Motors не в восторге
Это плохо кончилось для Daewoo Motors. Компания не выдержала финансовых проблем и обанкротилась. General Motors купила обанкротившееся имущество, и компания стала GM Korea. Затем Matiz также добрался до Соединенных Штатов как Chevrolet Spark и пользовался там успехом. Американцы также представили автомобиль в Китае как Chevrolet Lechi (а позже Baojun Lechi), что поставило его в прямую конкуренцию Chery QQ.
Когда инженеры Chevrolet изучили один из автомобилей Chery, они обнаружили, что у него удивительно идентичная структура кузова, дизайн экстерьера, дизайн интерьера и ключевые компоненты. Многие детали, например двери, были взаимозаменяемы без каких-либо доработок. Руководители Chevrolet дошли до того, что назвали QQ точной копией, и в декабре 2004 года возбудили судебный процесс в Китае за кражу интеллектуальной собственности.
К сожалению, мы не знаем точных деталей дела, поскольку оно было урегулировано во внесудебном порядке. Chery всегда отрицала, что копировала дизайн, они утверждали, что заплатили за его приобретение. Но мы не знаем, где правда. Кажется вероятным, что Chery каким-то образом приобрела дизайн, но вполне возможно, что они не заплатили Daewoo. Из других случаев известно, что некоторые сотрудники Daewoo, столкнувшиеся с безработицей, унесли домой довольно много информации о компании в дни умирания бренда и продали ее всем, кто хотел ее получить.
Chery получила не только дизайн Matiz, но и чертежи Daewoo Magnus. Это был седан среднего размера. Он получил ту же обработку, что и Matiz, с небольшими изменениями в конструкции и оснащением двигателями ACTECO, и был запущен в 2003 году как Chery Eastar (Dongfangzhizi — китайское название, позже переименованное в Cowin-3). Magnus продавался в гораздо меньших количествах, чем Matiz, и по какой-то причине GM не удосужилась подать в суд на Chery из-за этого автомобиля.
Изменения в игре
Это был не единственный случай, когда Chery обвиняли в копировании. В 2005 году компания представила компактный внедорожник Tiggo, очень похожий на Toyota RAV4. Через год последовал Chery A5 (позже переименованный в Cowin-3), который напоминал Nissan Altima. Технически эти автомобили были основаны на платформе Magnus/Eastar, поэтому знаком был только дизайн кузова.
Таким образом, ранние проекты были, по крайней мере, спорными, но в 2008 году все радикально изменилось. Именно тогда усилия Инь Тунъюэ начали приносить плоды. Во время празднования выпуска своего миллионного автомобиля (впервые для китайской марки) в августе 2007 года Инь Тонгюэ представила Chery A3. Этот автомобиль уже был представлен в качестве концептуального автомобиля на Пекинском автосалоне 2006 года. После презентации Chery запустила масштабную рекламную кампанию, в том числе 66-дневный «постоянный тест-драйв» из Пекина в Уху. Летом 2008 года первые покупатели получили свои А3.
Что же такого особенного в Chery A3? Ответ в том, что это полностью изменило общественное мнение о бренде. Chery продавался очень хорошо, но в глазах публики это был бюджетный бренд. QQ был симпатичным, но твердо нацеленным на дно рынка. Модели из Толедо были дешевыми, но не самыми современными. Остальные модели были разумного качества по привлекательной цене, но имитировали стиль известных моделей. A3 был большим отклонением от всего этого.
Прежде всего, его разработала известная студия Pininfarina. В результате получился современно выглядящий, хорошо сбалансированный компактный седан со своей индивидуальностью. Он не был похож ни на одного конкурента. Платформа была разработана Chery собственными силами и соответствовала предложениям совместного предприятия. Он имел конструкцию кузова, состоящую на 40% из высокопрочной стали, и в стандартной комплектации имел такие опции безопасности, как подушки безопасности, ABS и EBD. Обновленные двигатели ACTECO объемом от 1,6 до 2,0 литров обеспечили мощность.
Усилия окупились. A3 стал первым автомобилем китайской разработки, получившим 5 звезд в тесте безопасности China-NCAP. Это также широко считается поворотным моментом в китайской автомобильной промышленности. Современный, элегантный и сдержанный дизайн с современными технологиями и отличной безопасностью не был замечен ранее у китайского производителя. И вдобавок ко всему, автомобиль по-прежнему был очень доступным, лишь немного дороже, чем модели десятилетней давности, базирующиеся в Толедо.
A3 изменил имидж Chery в лучшую сторону и хорошо продавался. Тем не менее, он не соответствовал продуктам совместного предприятия, таким как Toyota или Volkswagen, но значительно опередил Chery на внутреннем рынке. После запуска A3 внутренние продажи Chery выросли с чуть более 300 000 в 2008 году до 550 000 в 2010 и 2011 годах. Chery не будет продавать столько автомобилей снова до 2021 года.