BAIC Group — автомобильный конгломерат, принадлежащий муниципальному правительству Пекина. В Китае существует несколько таких групп, и большинство из них управляется безликими бюрократами, выросшими благодаря Коммунистической партии. Часто мы даже не знаем их имен, но иногда бывают исключения. Сегодня мы знакомимся с Сюй Хейи, человеком, который превратил пекинскую автомобильную промышленность из мелкого военного поставщика в крупного производителя автомобилей.
Сюй Хей лидирует
Пекинский автопром долгое время имел две опоры: BAW и 2-й Пекинский автомобильный завод, производящий грузовики. 2-й завод является одной из первых пекинских компаний, зарегистрированных в 1988 году под новым названием Beijing Light Automobile Co., Ltd. Это начало дальнейшей профессионализации отрасли. В девяностые годы потребительский рынок легковых автомобилей начинает формироваться, и группа BAIC хочет стать его частью. BAW, конечно, не самый вероятный кандидат на создание недорогих легковых автомобилей, поэтому BAIC ищет другие альтернативы.
В 2002 году BAIC Group и Hyundai Motors из Южной Кореи достигли соглашения о создании совместного предприятия. Hyundai будет производить свои популярные модели Elantra и Sonata в Пекине. Мы впервые встречаемся с Сюй Хейи, потому что он назначен генеральным директором пекинского Hyundai. Сюй является влиятельным членом Коммунистической партии и сделал свою карьеру в пекинском сталелитейном гиганте Shougang Industry. После непродолжительной работы в компании Beijing Hyundai в 2006 году он становится президентом и председателем правления группы BAIC.
Сюй Хэй оказывается кем угодно, только не обычным бюрократом, а человеком дальновидным и целеустремленным. Он становится движущей силой впечатляющей перестройки всей группы. В годы после своего назначения он принимает важные решения. Например, он создает независимый научно-исследовательский институт, строит целую индустрию компонентов, включая совместные предприятия с известными международными поставщиками, и создает группу по торговым и финансовым услугам.
Понимая, что группа BAIC — это всего лишь набор слабо связанных компаний, над которыми у нее мало контроля, он систематически покупает контроль над всеми важными бизнес-подразделениями. В результате BAIC Group наконец-то становится настоящей холдинговой компанией в нашем понимании. Группа, по-прежнему полностью принадлежащая правительству Пекина, имеет прямое влияние на свои дочерние компании, может назначать директоров и принимать стратегические решения. Целый ряд разработок, произошедших примерно в 2010 году, в конечном итоге придаст группе BAIC те очертания, которые мы знаем сегодня.
Я попытался перечислить всю автомобильную деятельность BAIC Group в таблице ниже. Я решил не включать группу компонентов, группу финансовых услуг и другую деятельность группы в таких областях, как авиация и аэрокосмическая промышленность. В оставшейся части статьи я опишу различные бизнес-единицы.
Beiqi Photon Motor Co., Ltd. / Пекинская компания Borgward (Automobile) Co., Ltd.
(Beiqi — это сокращение от Beijing Qiche, Beijing Automobile, а Foton — это английский перевод китайского имени Futian.)
Задолго до прихода Сюй Хейи группа BAIC уже сделала шаг к созданию более профессиональной организации. В 1996 году она основывает Beiqi Foton Motor, слабо контролируемую дочернюю компанию, которая станет ее основным производителем коммерческих автомобилей и сельскохозяйственного оборудования.
Однако именно тогдашний 23-летний Ван Цзиньюй запустил дело. Ван — управляющий государственной фабрики в провинции Шаньдун. Этот Шаньдунский сельскохозяйственный ремонтный завод ведет свою историю с 1958 года, когда он начал свою деятельность как ремонтная мастерская и специализируется на производстве сельскохозяйственного оборудования, такого как текстильное оборудование и машины для убоя цыплят. В конце 1980-х завод также начинает производить сельскохозяйственные машины с ограниченной скоростью под брендом Mingfei. В 1989 году название компании было изменено на Shandong Zhucheng Motor Vehicle Factory.
Ван Цзиньюй становится менеджером в 1991 году и пересматривает модельный ряд автомобилей. Низкоскоростные внедорожники основаны на обычных грузовиках, и Ван считает грузовик BJ1022 гораздо более привлекательным вариантом, чем собственный продукт Zhucheng. Ван связывается с BAIC Group в поисках сотрудничества или лицензирования грузовика BJ1022, но BAIC ставит очень невыгодные условия. Фактически это отказ от предложения Вана.
Ванга находится в тяжелом положении. Заводу в Чжучэне нужны новые технологии и средства для покрытия долгов. Он работает с губернатором штата, чтобы собрать немного денег, и в 1994 году группа BAIC приобретает долю в заводе. Пакет акций небольшой, а проблемы остаются, поэтому в 1996 году Ван запускает гораздо более амбициозную операцию. BAIC, Zhucheng и еще 98 компаний образуют Beiqi Foton. Сразу это компания с некоторым масштабом. В 1998 году Beiqi Foton была зарегистрирована на Шанхайской бирже, привлекла более 3 миллиардов юаней и дала Beiqi Foton крылья для взлета. Ван Цзиньюй исполнял обязанности президента компании, пока в 2017 году ему не пришлось уйти в отставку из-за болезни.
Сначала Foton продолжает линейку сельхозтехники и дизельных двигателей, но довольно быстро пополняет свой модельный ряд легкими грузовиками. Он настолько успешен, что в 2002 году был ликвидирован собственный завод по производству легких грузовиков BAIC, Beijing Light Automobile. Foton входит в сегмент тяжелых грузовиков с брендом Auman. В первом десятилетии этого века она заключает два крупных совместных предприятия. Первый — с Cummins по производству дизельных двигателей, второй — с Daimler по производству и передаче технологий грузовиков Mercedes-Benz.
Таким образом, Foton фокусируется на коммерческих автомобилях, но также входит в сегменты, связанные с легковыми автомобилями. Сначала есть внедорожник и пикап, а в 2009 году компания выпускает Midi, нелицензионную копию Citroen Berlingo. Автомобиль производится до 2016 года, когда его заменяет серия Jiatu (Gratour на английском языке) минивэнов и микроавтобусов. Пикапы суббренда Tunland работают достаточно хорошо, а MPV хуже. Затем Foton делает ставку на легковые автомобили, принимая европейскую икону.
Итак, приключения Боргварда. Borgward — это, конечно же, давно ушедшая немецкая автомобильная марка, возрожденная в 2008 году внуком первоначального основателя. Поначалу у Borgward AG было трудное начало, пока в 2014 году ее не приобрела Beiqi Foton. На деньги Foton и техническую базу моделей BAIC Senova (см. Ниже) быстро разрабатывается серия кроссоверов. В то же время Foton создает полностью китайское подразделение с собственной фабрикой Beijing Borgward. Производство осуществляется там, хотя BX7 также в небольших количествах поступает в Европу.
Ставка на немецкую торговую марку не оправдалась. Коммерческий успех Borgward в лучшем случае неоднозначен, и в марте 2019 года Foton решает продать большую часть акций. Около 67% акций пекинской Borgward проданы компании Shenzou UCAR (Xiamen) Information Technology Co., Ltd. Это крупный поставщик мобильных услуг под эгидой инвестиционного фонда UCAR Лу Чжэнъяо. Foton сохраняет за собой миноритарный пакет акций Beijing Borgward и остается полным владельцем Borgward AG в Германии, которая владеет некоторыми исследованиями и разработками и интеллектуальной собственностью.
UCAR диверсифицировал инвестиции в мобильность UCAR, аренду автомобилей и сеть кофеен Luckin’ Coffee. Именно последняя компания вызывает проблемы. В 2020 году всплывают доказательства широкомасштабного финансового мошенничества Luckin ‘Coffee и введения инвесторов в заблуждение, и цена акций падает, а вместе с ней и весь фонд UCAR. Пока Лу Чжэнъяо не удается спасти свою империю. Прокат АВТОМОБИЛЕЙ продается (группе BAIC), но приносит слишком мало денег. Платежи Foton за приобретение Borgward не выполнены, и Borgward подала (или вскоре подаст) заявление о банкротстве. Тем временем Foton пытается продать завод в Пекине производителю мобильных телефонов Xiaomi.
Несмотря на провал на рынке легковых автомобилей, Foton остается очень успешной компанией. Продажи коммерческих и сельскохозяйственных автомобилей по-прежнему высоки, грузовики также экспортируются в несколько азиатских стран.
Пекинская автомобильная компания Бенц, ООО
На прошлой неделе я уже представил Beijing Jeep Corporation, первое совместное предприятие по производству легковых автомобилей в Китае между BAIC Group и American Motors. Совместное предприятие взяло на себя большую часть производства BAW BJ212 и постепенно представило технологию Jeep Cherokee на китайском рынке. Вот где я его оставил, где-то в начале девяностых. В последующие годы стратегия практически не меняется. Cherokee продается как Jeep, а также как BAW Qishi. Beijing Jeep также разрабатывает новый военный автомобиль под названием Yongshi, о котором также упоминалось на прошлой неделе.
Основные события, влияющие на это совместное предприятие, происходят за пределами Китая. American Motors продается Chrysler Corporation в 1987 году (после неудачного сотрудничества с Renault). Это мало что меняет для Beijing Jeep, но когда Chrysler объединится с Daimler AG в 1997 году и создаст DaimlerChrysler, грядут перемены. В первую очередь новые модели приходят в Китай. Chrysler представляет модели Sebring и 300 для Beijing Jeep, а также Mitsubishi Outlander и Pajero Sport (Mitsubishi связана с Chrysler через Diamond Star Motors). Во-вторых, пекинский джип распущен.
Beijing Jeep всегда был совместным предприятием с контрольным пакетом акций для китайской стороны. В 2005 году совместное предприятие закрыто и заменено новым, теперь с почти равными отношениями 51/49, под названием Beijing-Benz DaimlerChrysler Automobile. BAW возвращается BJ212, продукция Chrysler и Mitsubishi некоторое время продолжается, но новая стратегия заключается в том, чтобы сконцентрироваться на продукции Mercedes-Benz. У Mercedes поздний выход на рынок с местным производством, но он как раз вовремя для китайского автомобильного бума.
Е-класс и С-класс — первые модели, сошедшие с конвейера. Со временем производство расширяется до большего количества автомобилей, включая кроссоверы А-класса. Последним дополнением является электрический EQC. BAIC Group также приобретает 35% акций Fujian Benz у Fujian Motor Group в 2016 году. Fujian Benz производит фургоны Mercedes для китайского рынка и была создана как совместное предприятие 50/50 между Fujian Motor Group и Daimler в 2010 году.
Хотя в 2007 году пути Mercedes и Chrysler разошлись, китайское совместное предприятие сохраняет свое название до 2010 года, когда производство моделей Chrysler будет прекращено. Затем часть DaimlerChrysler отбрасывается, и компания принимает свое нынешнее название Beijing Benz Automotive. С годами Beijing Benz становится самым стабильным источником дохода для BAIC Group. Когда Ли Шуфу из Geely неожиданно покупает значительный пакет акций Daimler, материнской компании Mercedes, в начале 2018 года в Пекине зазвенел тревожный звонок. BAIC связывает Mercedes с несколькими небольшими пакетами акций дочерних компаний BAIC и в конечном итоге покупает 5% акций Daimler.
Пекинская автомобильная компания Hyundai, Ltd.
В конце 90-х BAW собирала некоторые легковые автомобили из комплектов CKD, например, Mazda 929 Estate и Renault Megane Scenic (оба для рынка такси), а некоторые продукты Beijing Jeep близки к легковым автомобилям, но BAIC считает необходимым закрепиться на этом рынке. BAIC находит партнера в Hyundai Motors и назначает Сюй Хейи генеральным директором нового совместного предприятия, созданного в 2002 году.
Пекинская автомобильная промышленность в то время была недостаточно развита, цепочка поставок комплектующих отсутствует. Это означает, что первые продукты Hyundai имеют очень низкий уровень локализации, что вызывает недовольство местного правительства как одной из ключевых целей политики совместного предприятия. Hyundai пытается скрыть свою собственную цепочку поставок (Hyundai Mobis), в то время как для Сюй Хейи это является стимулом для создания производства компонентов BAIC.
Пекин Hyundai строит первый завод в пекинском районе Шуньи для производства автомобилей Elantra и Sonata. Позже следуют еще три завода в Пекине и один в Чунцине. Несмотря на первые проблемы, Hyundai довольно быстро становится успешным брендом, добавляя более дешевые модели и очень популярный внедорожник Tucson. В 2005 году Beijing Hyundai вскоре достигает 10% доли рынка, а в период с 2010 по 2016 год она постоянно продает более миллиона автомобилей в год.
Однако в 2016 году Beijing Hyundai становится жертвой геополитики. Правительство Южной Кореи одобряет установку на своей территории системы Terminal High Altitude Area Defense (американская система противоракетной обороны, официально известная как «Звездные войны»). Это провоцирует дипломатическую войну с китайцами, ведущую к экономическим ответным мерам, включая призывы к бойкоту корейских товаров. Продажи Hyundai страдают и постепенно снижаются до чуть более 400 000 в 2020 году.
Реагируя на ситуацию, Beijing Hyundai меняет свою стратегию с мейнстрима на премиум, заменяя седаны более крупными внедорожниками и представив бренд Genesis в конце этого года. Чтобы реорганизовать свои производственные мощности, в мае компания продала свой завод в Шуньи (годовая мощность 300 000 автомобилей) местному правительству, которое затем сдало его в аренду новому энергетическому стартапу LI Auto. Это знак времени.
БАЙК Мотор Ко., Лтд.
Сюй Хейи становится председателем BAIC Group в 2006 году и не удовлетворен производством легковых автомобилей под брендами Hyundai, Mercedes или Chrysler и нескольких внедорожников BAW. Он хочет сделать BAIC Group серьезным игроком на китайском рынке со своим собственным брендом. Он закладывает основу, создав центр исследований и разработок и производство запчастей (BAIC Hainachuan) в 2008 году и компанию финансовых услуг BAIC Finance в 2011 году. В промежутке между этим он учреждает две собственные автомобильные компании, второй из которых является BAIC Motor.
BAIC Motor — основное подразделение BAIC Group по производству автомобилей. Основана в 2010 году группой BAIC совместно с Beijing Shougang (крупный производитель стали) и рядом инвестиционных фондов. В тех случаях, когда вклад внешних сторон в основном касается капитала, группа BAIC предоставила средства. BAW, BJEV (см. ниже), совместное предприятие с Hyundai, недавно приобретенный производитель Guangzhou Baolong и заводы в Пекине и Чжучжоу входят в состав новой компании.
Первый автомобиль BAIC Motor выпущен в 2012 году. Серия E использует ту же платформу, что и Smart Forfour/Mitsubishi Colt, и оснащена двигателями Mitsubishi. Это первый и последний автомобиль, проданный как BAIC. Стратегия Сюй Хэйи в области автомобилестроения началась в 2009 году, когда он купил целую партию интеллектуальной собственности у шведской компании Saab. В сделку входят три платформы, два двигателя и две коробки передач. BAIC Group также была предложена вся деятельность Saab, но она отказывается из-за существующих обязательств, ограничений на использование торговой марки и возражений со стороны General Motors, владельца Saab.
BAIC Motor разрабатывает серию автомобилей на базе Saab IP. Он создает для него бренд Senova, Shenbao на китайском языке (что немного похоже на Saab). Модельный ряд быстро включает четыре различных седана и растущее число кроссоверов. Оригинальный автомобиль серии E также перезапускается как модель Senova. Помимо моделей Senova, BAIC Motor разрабатывает линейку бюджетных минивэнов под брендом Wevan (Weiwang по-китайски). Однако эти модели в основном производятся компанией BAIC Yinxiang, о которой мы узнаем на следующей неделе.
В 2013 году BAIC Group передает все свои акции в совместном предприятии Beijing Benz компании BAIC Motor. Взамен Daimler приобретает 12% акций BAIC Motor. Эта сделка является частью более крупной передачи активов между BAIC Group и BAIC Motor в рамках подготовки к IPO. BAW, BJEV и BAIC Changzhou возвращаются под прямой контроль BAIC Group, а акции Fujian Benz и Beijing Hyundai добавляются к BAIC Motor. BAIC Motor зарегистрирована на Гонконгской фондовой бирже в 2014 году. BAIC Group остается держателем контрольного пакета акций, а Shougang Steel Group и Daimler являются крупнейшими частными акционерами.
BAIC Motor превращает пекинскую автомобильную промышленность из небольшого производителя военных автомобилей в крупного производителя легковых автомобилей. Однако в 2019 году экономический рост Китая замедляется, а затем следует пандемия коронавируса. Продажи BAIC Motor резко упали, более чем на 60% в 2020 году (всего до 100 000 автомобилей), и этот спад не остановится в этом году. BAIC Motor в основном продает модернизированные версии своих автомобилей первого поколения на базе Saab. Единственным исключением является X7, поступивший в продажу с этого года и частично основанный на технологиях Mercedes. Компания остро нуждается в капитальном ремонте и новых продуктах.
Сюй Хейи, который также является председателем BAIC Motor, инициирует капитальный ремонт в конце 2019 года. Названия BAIC и BJEV исключены, и все автомобили будут продаваться под брендом «Пекин». На самом деле я должен написать ПЕКИН, потому что компания настаивает на использовании заглавных букв. Новые продукты — дело преемника Сюя, потому что модернизация компании — его последний крупный шаг перед заслуженным выходом на пенсию в 2020 году. То, что следует дальше, — признак отчаяния и отсутствия контроля. Зал заседаний совета директоров BAIC, как Group, так и Motor, похоже, использует сценарий вращающейся двери для директоров. Кадровые перестановки следуют один за другим, и ясно, что возрождение BAIC Motor еще не решено.
Пекинская компания BluePark New Energy Technology Co., Ltd.
Одним из основных вкладов Сюй Хейи в автомобильную промышленность является его раннее признание потенциала электромобилей. Он создает Beijing Electric Vehicle Co Ltd (BJEV) в 2009 году, еще до BAIC Motor, которая специализируется на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, BAIC также основывает компанию Beijing Pride, специализирующуюся на сборке аккумуляторных батарей. Основным партнером по аккумуляторным батареям будет Funeng (Farasis), но BJEV также работает и с другими поставщиками.
BJEV преобразует модельный ряд автомобилей BAIC Motor в электромобили. Серия E — это первый продукт, за которым вскоре последовали модели Senova. Название Senova для электромобилей исключено. Хотя электромобили продаются BAIC Motor, они продаются под маркой BJEV. Исключением является небольшой престижный мини-электромобиль собственной разработки. На этапе разработки циркулирует название Arcfox, но на рынке оно называется Lite.
В период с 2010 по 2014 год BJEV является дочерней компанией BAIC Motor, но до листинга BAIC Motor она снова перешла под прямой контроль BAIC Group. Компания переименовывается в Beijing New Energy Automobile Co Ltd. Модели BJEV очень хорошо продаются в соответствии с правительственной политикой New Energy. BJEV и BYD соревнуются за звание «крупнейшего производителя NEV». BYD выигрывает большую часть времени, но BJEV занимает второе место. В 2018 году BAIC Group монетизирует успех, проведя бэкдор-листинг BJEV на Шанхайской бирже. Процедура очень похожа на американский SPAC. Используемая подставная компания переименовывается в Beijing BluePark New Energy Technology и становится материнской компанией BJEV. Beijing BluePark получает дополнительные инвестиции от Daimler.
Продажи BJEV резко упали после сокращения государственных субсидий в 2019 году. Продажи BAIC Motor упали на 60%, падение BJEV приближается к 90%. BJEV полагается на значительную часть своих продаж на программы каршеринга и аренды, которые захвачены такими стартапами, как Weltmeister. Он также совершенно не готов к внезапному переходу рынка на более продвинутые продукты от NIO, XPeng и Tesla. Поэтому необходимы срочные меры.
BAIC Group переводит свои производственные мощности Beijing (Zhenjiang) Automotive в Beijing BluePark. В декабре 2019 года Beijing BluePark расширяет существующее сотрудничество с глобальным поставщиком автомобилей Magna International (базируется в Канаде) до полноценного совместного предприятия, используя Beijing Zhenjiang в качестве компании-донора. Ее новое название — BAIC BluePark Magna Automobile, и она будет выпускать автомобили премиум-класса под брендом Arcfox.
В начале 2021 года Arcfox выпускает две машины: внедорожник под названием α-T и довольно интересный кроссовер-седан под названием α-S. Оба автомобиля имеют довольно много механики Mercedes и используют новейшие аккумуляторные батареи от SK Innovation, самые энергоемкие батареи на рынке. Кроме того, Arcfox заключает сделку по использованию технологии подключения «Huawei Inside». Несмотря на высокотехнологичный подход и более четкий дизайн, реакция рынка на автомобили Arcfox до сих пор была в лучшем случае тусклой.
Пекинская автомобильная группа внедорожников Co., Ltd.
Одной из целей Сюй Хейи при создании BAIC Group является использование превосходной репутации BAW в сегменте внедорожников. В 2013 году он создает филиал в группе BAIC, ответственный за разработку на рынке внедорожников, ориентированных на гражданское население. В 2017 году филиал выделился в самостоятельную компанию в составе группы и получил название Beijing Automotive Group Off-Road Vehicle Co Ltd.
Основная модель называется BJ40. Это куда более современная альтернатива BAW BJ212, по дизайну напоминающая Jeep Renegade. На рынке с 2013 года BJ40 становится доступным во многих версиях, включая длиннобазную, экстремальную для бездорожья и пикап. Под BJ40 в программе мы находим BJ20, основанный на кроссовере Senova, а над ним BJ80 и BJ90. BJ80 — бессовестная копия Mercedes G-Wagon, а BJ90 — полностью авторизованная разработка Mercedes GLS.
В 2019 году сбытовая компания BAIC Zhuzhou переходит на BAIC для бездорожья. В результате BAIC Off-road теперь владеет независимым каналом продаж, хотя раньше полагалась на BAIC Motor.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.