На днях западное экономическое агентство Bloomberg опубликовало материал о текущем состоянии российского автомобильного рынка. Его название: «Российские магнаты надеются, что Китай спасет свою разрушенную автомобильную промышленность». Основных посылов два: после ухода глобальных игроков из РФ местные бизнесмены скупили сборочные заводы и теперь ищут способы вернуть производство на прежний уровень.
Читайте в Bloomberg: выдержки из текста
«Когда международные компании начали уходить из России, Андрей Павлович (экс-президент дилерского холдинга «Авилон») и Андрей Ольховский (генеральный директор группы компаний «Автодом») присоединились к волне предпринимателей, стремящихся нажиться на ситуации, и начали скупать остальные автомобильные заводы. Сейчас они стремятся возобновить производство в стране, которая еще пару лет назад производила около 1,5 миллионов автомобилей в год и пыталась стать крупнейшим автомобильным рынком Европы.
Компания Павловича «Арт-Финанс», приобретшая сборочные заводы Volkswagen AG (Калуга, май 2023 г.) и Hyundai Motor (Санкт-Петербург, конец 2023 г.), а также принадлежащая Ольховскому группа компаний «Автодом» и купившая российские подразделения Mercedes-Benz Group AG начала активно искать партнеров. Очевидным решением было бы привлечение китайских компаний, но убедить их инвестировать в проекты без государственных субсидий — непростая задача.
Говоря о приобретенных активах «Арт-Финанс» и «Автодом», независимый консультант с более чем 20-летним опытом работы в автомобильной отрасли Сергей Бургазлиев отметил: «У меня такое ощущение, что они слегка переоценили свои возможности. Для китайских автопроизводителей экспорт готовых автомобилей из Китая выгоднее, чем производство их в России. Москве необходимо будет предоставить специальные стимулы для привлечения интереса азиатских инвесторов.
Вышеуказанные сделки являются наглядным примером того, как меняется бизнес-ландшафт в России после ухода иностранных компаний и введения масштабных санкций со стороны западных стран. Поскольку самые богатые миллиардеры по-прежнему остаются в стороне из-за штрафов, некоторые местные предприниматели пользуются своим шансом купить активы по дешевке.
Хотя сумма, которую Павлович и Ольховский потратили на свои активы, неизвестна, считается, что она незначительна по сравнению с миллиардами долларов, которые они стоили до знаменитых событий. Однако перспективы их инвестиций остаются неопределенными.
ООО «Арт-Финанс», как головная компания Автомобильной группы «АГР», в феврале возобновило производство автомобилей Solaris на бывшем петербургском заводе Hyundai, не уточнив, сколько автомобилей будет собрано в 2024 году. Группа компаний «Автодом», со своей стороны, стремится привлечь партнера из Китая для перезапуска подмосковного предприятия бывшего Mercedes-Benz, но, по словам Андрея Ольховского, его сравнительно небольшая производственная мощность затрудняет массовое производство автомобилей.
Другие российские автозаводы также попытались возобновить работу. Так, на столичном предприятии, ранее принадлежавшем Renault, возобновилось производство автомобилей под маркой «Москвич» с использованием деталей китайской JAC Motors. Компания «Автотор», которая недавно собирала Hyundai и BMW, теперь производит автомобили BAIC и Kaiyi.
Другой момент, что в 2023 году объем производства обоих предприятий составлял примерно пятую часть их полной мощности, а то и меньше. Китайские компании используют заводы только для сборки, но не спешат инвестировать в Россию.
На этом фоне уникальным можно считать пример Haval, принадлежащего Great Wall Motor. Сегодня это единственный китайский автопроизводитель, имеющий собственный завод в России. Он открылся в 2019 году в результате инвестиций в $500 млн и в 2023 году собрал около 100 000 автомобилей, заняв почти 11% российского автомобильного рынка по объёму продаж. Недавно компания запустила новый завод по производству двигателей.
Еще одним очевидным бенефициаром является поддерживаемый государством АвтоВАЗ. Благодаря продолжающимся субсидиям в прошлом году было произведено около 374 000 автомобилей «Лада» — это самый высокий показатель за последнее десятилетие.
Несмотря на рост продаж автомобилей в 2023 году, Ассоциация европейского бизнеса АЕБ заявила, что для перезапуска всех простаивающих заводов потребуется время. Правительство создает новый автомобильный кластер для оживления местного производства, однако, по оценкам Банка России, процесс полного возобновления производства, скорее всего, затянется до 2027 года.
Дальнейший рост производства легковых автомобилей в России будет связан с развитием отечественного автопрома и увеличением объемов локальной контрактной сборки брендов из дружественных стран, заключает в своем материале корреспондент Bloomberg. «Однако риск вторичных санкций против иностранных компаний и относительно небольшой размер российского автомобильного рынка могут серьезно ограничить его расширение».
Как выбрать подходящего партнера?
«Китайские партнеры, конечно, проецируют свои принципы работы на российском рынке — это касается не только производственных активов, но и классической дистрибуции», — рассказал наш собеседник. — Основным препятствием для входа в промышленный бизнес в России является их менталитет, который не всегда соответствует российскому. При этом отечественные предприниматели будут учиться у китайцев производить автомобили и, конечно же, достаточно скоро появится истинно российский продукт.
Ярким примером здесь, по мнению Андрея Ольховского, может быть сам Китай: «Когда-то китайское правительство привлекло преференциями европейских и американских производителей, и тогда появились качественные китайские автомобили. В области технологий электромобильности китайцы опережают европейцев примерно на 3-4 года. И теперь европейские компании пытаются присоединиться к ряду китайских производителей для передачи этих самых технологий».
«2023 год ознаменовался китайскими автомобилями – их активно импортировали на протяжении всего года», – отметил генеральный директор группы компаний. — Запуск промышленного бизнеса — не такой быстрый процесс, как дистрибуция или розничная торговля, особенно локализация. Китайцы готовы локализовать комплектующие, но для этого им нужно производить и продавать в России гораздо больше автомобилей, чем сейчас. До сих пор китайские компании присматривались к производству в России и, скорее всего, в 2024 году появится ряд совместных проектов. В течение 2024-2025 годов все площадки будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей.
По словам Андрея Ольховского, группа компаний «Автодом» сейчас рассматривает различные варианты сотрудничества с китайскими производителями. «Нам, безусловно, нужен индустриальный партнер, который будет поставщиком в этом бизнесе. Основные трудности возможного сотрудничества – небольшая производственная мощность нашего завода, что затрудняет создание прибыльного проекта по автомобилям массового сегмента. При этом у китайских производителей практически нет премиального сектора, за исключением, конечно, электропоездов. Поэтому наша главная задача — выбрать партнера, который поможет запустить производство с максимально эффективной и низкой стоимостью сборки».
Вам также может понравиться
- Эксперт аналитик обрисовал будущее российского авторынка и присутствия на нем китайских автомобилей
- Запчасти, гарантия, ремонт китайских автомобилей в России: эксперты назвали риски покупателей
- Российские эксперты назвали автомобильный сегмент, в котором конкуренция усилится в 2024 году
- Эксперт: Китайцы в России зарабатывают больше, чем дома
- Эксперт оценил намерение Китая разрабатывать автомобили адаптированные к российским условиям и требованиям покупателей