Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в ходе первого Саммита «Центральная Азия – Китай» пригласил компании из Китая для создания автомобильных кластеров в Казахстане. По словам главы государства, этому способствуют успешные примеры сотрудничества двух стран в сфере автомобилестроения.
«Мы приглашаем китайские компании». Что сказал президент Токаев
– Хотел бы с большим удовлетворением отметить, что взаимодействие между Казахстаном и Китаем в [автомобилестроении] выходит на совершенно новый уровень. Запущено производство легковых и грузовых автомобилей (JAC), реализованы проекты по выпуску электромобилей (JAC iEV7s, электробусов YUTONG и электробусов Golden Dragon). Вчера [18 мая] подписаны соглашения о запуске в нашей стране мелкосерийной сборки ведущих китайских автомобилей. Ведутся работы по соответствующей инфраструктуре электрозаправочных станций в Казахстане, сообщил Касым-Жомарт Токаев.
Он добавил, что Казахстан обладает большими запасами лития, кобальта, никеля и других важных редких и редкоземельных элементов, поэтому готов к масштабному сотрудничеству в этой отрасли.
«Приглашаем китайские компании к созданию автомобильных кластеров в Казахстане, в тех сферах, где уже есть успешные примеры производства крупных китайских брендов», — заключил президент.
«Впервые в мире». Казахстан объединит тройку лидеров автопрома Китая
Напомним, что один из таких кластеров уже работает в Казахстане. На заводе «СарыаркаАвтопром» недавно началось производство автомобилей второй китайской марки — здесь к JAC добавился Jetour. Но в данном случае речь идет о крупноузловой сборке. Между тем упомянутое президентом соглашение предусматривает полный производственный цикл. Речь идет о создании мультибрендового завода в промзоне Алматы к 2024 году. Соответствующее техническое лицензионное соглашение было подписано в Сиане 18 мая руководителями казахстанских компаний Chery, Great Wall Motors, Changan и Astana Motors.
– Впервые в мире на одном заводе будут производиться автомобили трех лидеров китайского автопрома. Это феноменально, ничего подобного нет нигде в мире», — сказал на церемонии Чжан Цзюньсюэ, вице-президент Great Wall Motors. – Мы считаем, что необходимо поддерживать производителей, взявших на себя обязательство осваивать мелкосерийное производство. Как крупнейший автопроизводитель Китая, мы понимаем, что SKD не приведет страну к настоящей автомобильной промышленности. Поэтому мы приветствуем уверенные шаги, предпринятые «Астана Моторс» на пути развития автомобилестроения в Казахстане.
Глава «Астана Моторс» Нурлан Смагулов, в свою очередь, отметил, что соглашения с китайскими автокомпаниями предусматривают 100% мелкосерийное производство. Но при выходе на заявленный объем производства в 90 000 автомобилей завод сможет перейти к штамповке панелей кузова и выпуску автокомпонентов с локализацией не менее 50%. По большому счету речь идет о создании того же автомобильного кластера, о котором говорил президент в Китае.
Exeed начнет производство в Алматы. Без Джили?
Еще одним таким объединением может стать еще один китайский завод в промзоне Алматы, который с 2025 года будет выпускать автомобили под маркой Exeed. Соответствующее соглашение было подписано 18 мая в Сиане между Orbis Manufacturing (дочерняя компания Orbis Kazakhstan) и Exeed International.
По данным казахстанской компании, общий объем инвестиций в проект составит 72 млрд тенге. При этом уже на первом этапе открытие заводского комплекса позволит создать 1500 рабочих мест. Объем производства должен достичь 80 тысяч автомобилей в год. При этом сейчас речь идет о производстве всего трех моделей Exeed по технологии полного цикла со сваркой и покраской кузова — компактного LX, среднеразмерного TXL и флагманского VX.
– Мы инвестируем в высокотехнологичное производство по стандартам лидеров китайского автомобилестроения, что будет способствовать трансферту современных технологий, росту налоговых платежей, созданию высокооплачиваемых рабочих мест. Мы убеждены, что наш проект будет способствовать укреплению экономических связей между Казахстаном и Китаем, а также будет способствовать развитию автомобилестроения в Казахстане», — сказал Фаррух Махмудов, Председатель Совета директоров Orbis Kazakhstan
Напомним, ранее сообщалось, что партнером Exeed на заводе в Алматы может стать Geely, дистрибьюцию которой в Казахстане также осуществляет Orbis Kazakhstan. Тогда и в этом случае можно было бы говорить о настоящем автокластере. Однако Geely не участвует в соглашении, заключенном в Сиане.
В пресс-службе группы Orbis напомнили, что никаких официальных заявлений по этому поводу компании не делали. Участие Geely в проекте опровергает и источник, знакомый с планами компании в Казахстане.
Тем не менее, мощность будущего завода Exeed предполагает, что тремя моделями он точно не ограничится. А что это будут за бренды и появится ли здесь еще один кластер, покажет время.
Вам также может понравиться
- BYD Yangwang U8 запущен, выпущено новое видео.
- Суббренд Nio Alps начнет поставки в 2024 году, подтверждает президент компании
- Great Wall Motors планирует производить автомобили в Казахстане в партнерстве с «Астана Моторс»
- Changan откроет 10 автосалонов в Казахстане: города и модели
- Geely представит в Казахстане четыре модели: известны цены