Новости. Автомобили с ДВС

Влияние российско-украинской СВО на китайские автомобильные компании


Поскольку страны всего мира объявляют о санкциях против России, какое влияние это окажет на китайские автомобильные компании?

Динамика рынка китайских автомобилей в России

По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в 2021 году экспорт автомобилей из Китая впервые превысил 2 млн единиц, достигнув рекордного уровня в 2,015 млн единиц, что составляет 7,7% от общего объема продаж автомобилей в Китае.

Россия заняла третье место в списке десяти крупнейших стран, в которые Китай экспортировал автомобили в 2021 году. В первую десятку вошли Чили, Саудовская Аравия, Россия, Бельгия, Австралия, Мексика, Египет, Бангладеш, Великобритания и Филиппины. По данным CAAM, в эти 10 стран было экспортировано в общей сложности 1,059 млн автомобилей, что составляет половину всего экспорта китайских автомобилей.

В частности, общий объем продаж китайских автомобилей в России в 2021 году составил 115 700 единиц, что вдвое больше, чем в 2020 году. По данным Европейской бизнес-ассоциации, доля китайских автомобилей на российском рынке легковых автомобилей увеличилась почти до 7%.

Влияние российско-украинской СВО на китайские автомобильные компании
Джили Кулрей

На российском рынке лучшими китайскими автомобильными компаниями являются Great Wall Motors, Chery и Geely. В 2021 году российские дилеры Geely продали в общей сложности 24 587 автомобилей, что на 59% больше, чем годом ранее. Самой продаваемой моделью стал компактный Geely Coolray: было продано 11 101 единиц, что на 97% больше, чем в прошлом году. Другими самыми продаваемыми автомобилями были Geely Atlas и кроссовер-купе Tugella.

Влияние российско-украинской СВО на китайские автомобильные компании
Chery Tiggo 8 Pro Plus в России

Россия является регионом с лучшими показателями Chery на зарубежных рынках. В 2021 году продажи Chery в России выросли на 224% до 37 118 единиц. В тройку самых популярных стран для Chery на зарубежных рынках входят Россия, Бразилия и Чили.



Great Wall Motors в России

Влияние российско-украинской СВО на китайские автомобильные компании

В 2021 году объем продаж Great Wall Motors в России и соседних регионах достиг рекордных 40 000 единиц. Рыночная доля Great Wall Motors увеличилась на 1,2%, и в России было продано 39 000 новых автомобилей, что на 125% больше, чем в прошлом году. Согласно полугодовому отчету Great Wall Motors за 2021 год, Great Wall Motors продала в России в общей сложности шесть типов автомобилей с более чем 100 дистрибьюторскими сетями.

В отличие от Chery и Geely, у Great Wall Motors есть не только торговые компании, но и завод в России, расположенный в Тульской области, важном промышленном городе России. Этот завод был первым зарубежным заводом по производству автомобилей китайской автомобильной компании, который охватывает четыре производственных процесса: штамповку, сварку, покраску и окончательную сборку. Это также крупнейший зарубежный инвестиционный проект китайской автомобильной компании с общей суммой инвестиций более 500 миллионов юаней или 79 миллионов долларов США. Планируется производить 150 000 автомобилей в год с общей стоимостью выпуска более 18 миллиардов юаней или 2,8 миллиарда долларов США после начала производства.

Председатель Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь однажды сказал, что Россия — это первый шаг Great Wall Motors к глобальному присутствию.

24 февраля Great Wall Motors проинформировала общественность о том, что конфликт между Россией и Украиной не повлияет на производство и продажи на российском заводе компании. Экспортный бизнес Украины может пострадать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе проблем не будет. С точки зрения цен акций, цены акций Great Wall Motor в акциях A и H не испытывали больших колебаний в последние торговые дни.

Влияние санкций SWIFT

На этой неделе Соединенные Штаты, Канада и Европейский союз ужесточают финансовые ограничения в отношении России, запрещая семи российским банкам использовать систему обмена сообщениями SWIFT, глобальную систему обмена сообщениями, которая позволяет проводить банковские операции. Эта санкция значительно увеличит стоимость трансграничных платежей и потоков капитала для многонациональных автомобильных компаний или даже затруднит выполнение трансграничных транзакций.

Для Great Wall Motors пока неизвестно, насколько сильными будут последствия санкций.

27 февраля Дуншу Цуй, генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), написал, что, когда Иран был исключен из SWIFT в 2018 году, автомобильный рынок страны сильно пострадал, а экспорт китайских автомобилей в Иран понес огромные убытки.

В 2017 году, до введения санкций, китайские автомобильные компании экспортировали в Иран 360 000 автомобилей. В 2018 году экспорт упал до 190 000 автомобилей. В 2019 году было экспортировано всего 1524 автомобиля. А в 2021 году было экспортировано всего 2157 машин.

По словам Цюя, санкции повлияют на экспорт китайских автомобилей в Россию не больше, чем на Иран. Это связано с тем, что Россия разработала собственную Систему передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) в 2014 году после того, как союзники по обе стороны Атлантики захотели использовать опцию SWIFT во время аннексии Россией украинского Крыма. К концу 2020 года СПФС связана с 23 банками в Армении, Беларуси, Германии, Казахстане, Кыргызстане и Швейцарии.

Может ли Россия вместо этого полагаться на Систему трансграничных межбанковских платежей?

В 2015 году Китай разработал собственную систему трансграничных межбанковских платежей (CIPS), платежную систему, которая предлагает клиринговые и расчетные услуги своим участникам трансграничных платежей и торговли в юанях. CIPS использует SWIFT в качестве канала связи с 2016 года. В связи с этим только прямые участники могут обмениваться информацией через CIPS, в то время как непрямым участникам по-прежнему необходимо полагаться на SWIFT для обмена информацией с прямыми участниками.

Россия может использовать CIPS для расчетов по трансграничным платежам. Согласно последним данным Банка России, по состоянию на июнь 2021 года 13,8% российских резервов или около 77 миллиардов долларов США находились в китайских активах. Поскольку Китай не подписал санкции, введенные США, Европой и другими странами, Россия по-прежнему может получить доступ к своим резервам, хранящимся в китайских активах.

После того, как крупные российские банки будут исключены из SWIFT, китайские автомобильные компании могут больше полагаться на систему CIPS или SPFS. Напротив, европейские, американские, японские и корейские автомобильные компании, которые в большей степени полагаются на систему SWIFT, могут пострадать в большей степени.

О «CPCA»

CPCA — это неправительственная организация, созданная в 1994 году SAIC Volkswagen и несколькими другими производителями седанов. Его первоначальное название было National Sedan Market Data Fellowship Society. Он не подходит для автомобильной статистики и не уполномочен правительством собирать и публиковать автомобильные статистические данные. Это просто платформа для обмена данными между автомобильными компаниями путем сбора данных из отчетов, представленных этими компаниями.

О «CAAM»

CAAM — некоммерческая организация, основанная в Пекине в мае 1987 г. и образованная на принципах равенства и добровольности, состоящая из предприятий и учреждений, а также организаций, занимающихся производством и управлением автомобилями, автозапчастями и связанными с транспортными средствами отраслями, созданными в рамках границы Китайской Народной Республики. Он направлен на содействие быстрому развитию автомобильной промышленности в Китае посредством политических исследований, информационных услуг, самодисциплины в торговле, международных коммуникаций и выставочных услуг. CAAM является постоянным членом и вице-президентом Международной организации автопроизводителей.

Источник: CPCA, European Business Association, niuche, statista, auto-first, CAAM.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»