Благодаря своим собственным брендам и совместным предприятиям с Volkswagen и General Motors SAIC очень успешна на рынке легковых автомобилей. Компания гораздо менее известна на рынке профессионального оборудования для тяжелых условий эксплуатации. Только когда шанхайская компания приобрела Hongyan и Nanjing Automobile, они стали игроками на рынке грузовых автомобилей.
Шанхай Sunwin Bus Co., Ltd.
В первой части этой серии, описывая раннюю историю SAIC, я упомянул пару компаний общественного транспорта и связанных с ними мастерских. В первые дни автомобиль был доступен только немногим счастливчикам и обычным людям, передвигающимся на общественном транспорте. Поскольку в коммунистическом Китае владение частным автомобилем было запрещено, эта ситуация продолжалась вплоть до 1980-х годов. В Шанхае было несколько автобусных компаний, и в 1950-х и 1960-х годах производство автобусов было таким же заметным, как и производство легковых автомобилей.
Как и в случае легковых автомобилей, несколько автобусных компаний находились в ведении правительственного комитета, регулярно объединялись или переименовывались, и большинство из них в конечном итоге стали частью SAIC. Как и в случае с легковыми автомобилями, несколько китайских производителей автобусов создали совместные предприятия с международными брендами для развития новых технологий. В 2000 году SAIC преобразовала всю свою автобусную промышленность в совместное предприятие с Volvo Trucks. В то же время он представил торговую марку Sunwin.
Объединение с Volvo принесло Sunwin две выгоды. Бренд получил доступ к современным технологиям шасси и открыл путь для экспорта. Sunwin является производителем автобусов среднего размера, но получила несколько довольно крупных заказов со всего мира. Для перехода на электрические автобусы Sunwin могла опереться на почти столетний опыт, поскольку в городе Шанхай на протяжении десятилетий эксплуатировалось несколько троллейбусных линий. Первая линия открылась в 1914 году, последняя линия была заменена рельсовым трамваем в конце 1990-х годов. Sunwin также диверсифицировала производство автобусов дальнего следования и небольших маршрутных и школьных автобусов.
В 2016 году Volvo вышла из совместного предприятия. Шведы продали все акции обратно SAIC, в результате чего Sunwin снова стала дочерней компанией, находящейся в полной собственности.
SAIC-IVECO Hongyan Commercial Vehicle Co., Ltd.
Грузовики были основой китайской автомобильной промышленности в 1950-х годах и оставались основой отрасли до 1990-х годов. Хотя грузовики также производились в Шанхае, этот бизнес никогда не приобретал такого значения, как, например, FAW Jiefang или Dongfeng. Shanghai Automobile всегда была небольшим игроком на рынке большегрузных автомобилей, пока в начале 2000-х не произошло несколько приобретений.
Грузовики не в центре внимания CarNewsChina, но, описывая крупные государственные конгломераты, я не могу их игнорировать. В настоящее время SAIC владеет двумя компаниями по производству грузовиков, обе давно существующие бренды, которые они приобрели в 2000-х годах. Первый бренд — Hongyan, созданный компанией, которая начинала как Сычуаньский автомобильный завод.
Конечно, у этой компании тоже непростая история, так что нам предстоит немного извилистая дорога, прежде чем мы вернемся к SAIC. Сычуаньский автомобильный завод выпускает первые грузовики под торговой маркой Hongyan. Этот завод основан провинцией Сычуань в октябре 1965 года. Изначально грузовики строятся по технологии французского производителя Berliet. Обе компании некоторое время даже сотрудничали, обучая китайских инженеров во Франции. Основным покупателем грузовиков Hongyan является армия Китая.
Цзинаньский автомобильный завод даже намного старше Хунъяна. Эта компания была основана в 1935 году Гоминьданом и занималась производством автомобильных запчастей. После прихода коммунистов в Китай с 1956 года компания также начинает производство и разработку грузовиков под торговой маркой Huanghe.
В 1984 году Sichuan Automobile, Jinan Automobile и еще несколько заводов по производству грузовиков объединяются в большую группу под названием China National Heavy Truck Company (CNHTC). Тем не менее, эта компания гораздо более известна под названием Sinotruk, зарегистрированного на Гонконгской фондовой бирже несколько лет спустя. CNHTC формирует техническое сотрудничество с Austrian Steyr, и на этом сотрудничество между Hongyan и Berliet прекращается. Грузовики Hongyan основаны на грузовиках Steyr середины 80-х годов.
В 2001 году CNHTC столкнулась с финансовыми трудностями и была вынуждена реорганизовать и перераспределить свои инвестиции. Завод Hongyan продается и переходит в руки правительства Чунцина. (Город Дацзу, где находится Хунъянь, в ходе региональной реорганизации вошел в состав городской провинции Чунцин и поэтому больше не принадлежал соседней Сычуани). Новый владелец формирует государственную Chongqing Heavy Vehicle Group и переименовывает завод Hongyan в Chongqing Hongyan Automobile Company.
Однако правительство Чунцина не намерено управлять фабрикой только за счет государственных средств и ищет инвестора. Этот инвестор находится в Xiang Huoju Group, широко известной как Torch Group, диверсифицированной компании, родом из провинции Синьцзян. Torch Group приобретает 51% акций и продолжает производство грузовиков Hongyan.
Torch Group является частью Delong Group, семейного предприятия, основанного в 1986 году, которое инвестирует и работает в самых разных секторах. Компания имеет интересы в области производства продуктов питания, недвижимости, бытовой электроники, развлечений и промышленной деятельности. Torch Group — это бизнес-подразделение, которое, помимо прочего, производит автомобильные запчасти. Однако в конце 2003 года Delong Group столкнулась с серьезными проблемами из-за финансовых злоупотреблений и ненадлежащих операций с акциями. Компания взрывается и, естественно, вовлекает Torch Group в свой впечатляющий крах. Он снова возвращает провинцию Чунцин у руля Hongyan Automobile и должен провести еще одну реорганизацию. Понятно, что теперь необходимо найти стабильного, надежного партнера, желательно также с некоторыми техническими ноу-хау. И тут на радаре появляется SAIC.
В декабре 2005 года Chongqing Heavy Vehicle Group, SAIC и итальянская компания Iveco подписали письмо о намерениях о сотрудничестве, но создание совместного предприятия пока невозможно из-за различной деятельности Iveco в Китае. Компаниям нужны умные бухгалтерские стратегии, чтобы обойти бюрократические правила. SAIC и Iveco создали совместное инвестиционное предприятие SAIC-Iveco Investments в 2006 году, и эта компания снова входит в совместное предприятие с городом Чунцин, владельцем Hongyan. В июне 2007 года коммерческие автомобили SAIC-Iveco Hongyan, наконец, стали реальностью.
Вначале SAIC-Iveco владела 66% акций, а Chongqing Heavy Vehicles — 34%, но с 2016 года сама SAIC приобретает все большую долю в SAIC-Iveco. Текущее соотношение собственного капитала составляет SAIC 57%, Chongqing Heavy Vehicle 34% и SAIC-Iveco 9%. Тем не менее, совместное предприятие отвечает за производство грузовиков Iveco для китайского рынка. Итальянцы продают 4 модельных ряда, все на базе своих европейских грузовиков. Однако грузовики продаются в Китае не под маркой Iveco, а под маркой Hongyan. Логотип Iveco есть на грузовиках, которые экспортируются из Китая в другие страны.
Nanjing Iveco Automobile Co., Ltd. / Nanjing Automobile (Group) Corporation
Второй выход SAIC на рынок грузовых автомобилей является дополнительным преимуществом ее слияния с Nanjing Automobile. Помимо активов MG Rover, SAIC также унаследовала один из известных китайских брендов грузовых автомобилей: Yuejin. Nanjing Automobile является одним из старейших производителей автомобилей в Китае и берет свое начало во время «Большого скачка вперед», когда также были основаны такие компании, как FAW Hongqi и Beijing Auto.
В 1947 году Nanjing Automobile начала свою деятельность как Нанкинский авторемонтный завод в одноименном городе, недалеко от Шанхая. Гараж для обслуживания грузовиков принадлежал гоминьдановскому правительству, но два года спустя Народно-освободительная армия взяла под свой контроль и превратила его в военную мастерскую. Компания претерпевает несколько изменений названия, и с 1957 года она известна как Нанкинский автомобильный завод.
В марте 1958 года начинается производство грузовиков с модели Yuejin NJ130, в данном случае это легкий грузовик на базе российского ГАЗ 51. Эта российская технология служит основой для нескольких производителей, но Nanjing Automobile быстро становится одним из самых успешных. В течение многих лет они являются вторым по величине производителем грузовиков в стране после FAW Jiefang. Кстати, название бренда в самом начале звучит как Guerin, что означает «Большой скачок вперед». Имя меняется на Yuejin (что означает то же самое, и мандарин тоже не изменился) до начала производства.
Nanjing Automobile также рано начинает выпускать легковые автомобили. В сентябре 1958 года они демонстрируют Yuejin CN750 на автомобильной выставке. Этот автомобиль является достаточно точной копией ГАЗ М20 «Победа», на базе которого также базировался один из прототипов Shanghai Fenghuang. Nanjing Auto строит один-два экземпляра для испытаний, но до серийного производства дело так и не доходит. Однако Нанкин уже много лет производит и поставляет двигатель, также оригинальной российской разработки.
Однако основным бизнесом являются грузовики Yuejin. Автомобили первого поколения и их бесчисленные производные производятся вплоть до 1980-х годов. Военные не только владеют компанией, но и являются одним из ее основных заказчиков. Благодаря военной направленности Yuejin также производит различные грузовики повышенной проходимости и варианты с полным приводом.
С конца 1980-х военные постепенно передают Nanjing Auto правительству провинции Цзянсу, где расположен Нанкин. В связи с этим переходом компании необходимо больше перепозиционироваться на гражданский рынок, который требует современных продуктов. Nanjing Auto покупает пресс-формы для кабин и машин у японской компании Isuzu и начинает техническое сотрудничество с итальянской компанией Iveco. Технология Iveco позволяет им не только производить более современные легкие грузовики, но и расширять свое присутствие в сегменте фургонов, выпустив местный вариант Iveco Daily.
-
Ивеко Дейли -
Ивеко Дейли
Передача армией полностью завершена в 1995 году. Yuejin Motor (Group) Corporation, холдинговая компания провинции Цзянсу, затем полностью владеет Nanjing Automobile (Group) Corporation, фактической операционной компанией и производителем грузовиков. Основной компанией Nanjing Auto является автомобильная компания Yuejin, в которую также входит завод в Нанкине, построенный в 1950-х годах. Получив полный контроль, провинция Цзянсу воспользуется возможностью ускорить развитие скорости Nanjing Auto.
Во-первых, Yuejin превращает техническое сотрудничество с Iveco в настоящее совместное предприятие. Nanjing Iveco Automobile Company — это совместное предприятие компаний Nanjing Auto и Iveco, основанное в 1996 году с равным участием 50/50. Компания производит более новые версии легких грузовиков Daily и Iveco. Позже компания также строит завод по производству дизельных двигателей.
Во-вторых, Nanjing Auto возвращается к производству легковых автомобилей впервые после неудачной попытки в 1958 году. Вместе с малазийским сталелитейным гигантом Lion Group в 1997 году она создает совместное предприятие Nanjing Nanya Automobile Company. Это совместное предприятие имеет четкую цель: скупить производственную линию Seat Ibiza первого поколения (выпущен в 1984 году). Nanjing Nanya также заключает лицензионное соглашение с Seat на использование интеллектуальной собственности.
В то время как Nanjing Nanya быстро получает права на сборку Ibiza и отправляет производственную линию в Китай, серийное производство требует времени. Автомобили не сойдут с конвейера до тех пор, пока Fiat не приобретет долю Lion Group в совместном предприятии. Это происходит в 1999 году, и вскоре после этого на рынке появляется Nanjing Eagle (Yingge’er по-китайски). Автомобиль практически не изменился по сравнению с оригиналом, включая двигатели System Porsche китайского производства. Нанкин также выводит на рынок собственные разработки. Nanjing Unique (Younike) — это передняя часть этой Ibiza в сочетании с задней частью Seat Inca.
-
Нанкинский орел (фото Эрика ван Ингена Шенау) -
Nanjing Unique (фото Эрика ван Ингена Шенау)
Однако Fiat купил Nanjing Nanya не для того, чтобы продать старый Seat. Они только что разработали свой собственный «мировой автомобиль», хэтчбек и универсал Palio, а также седан Siena. Эти модели присоединяются к модельному ряду в начале 2000-х годов. Также появляется Doblo MPV/минивэн.
В 2003 году лицензионное соглашение с Seat заканчивается, и поэтому производство Encore прекращено. Однако это временно. Вместе с Ningbo Bird, производителем мобильных телефонов, Nanjing инвестировала в новый завод в Уси, который носит название Wuxi Xinyatu Automobile. Нанкин проводит масштабную реконструкцию Ibiza, включая новый дизайн интерьера, обходя ограничения и интеллектуальную собственность. Ibiza снова доступна в середине 2004 года, хотя она будет называться Nanjing Soyat (английское название Xinyatu) Encore. Уникальный снова появляется, но, что примечательно, Нанкин теперь дал этому автомобилю одну заднюю дверь.
-
Фиат Палио -
Фиат Палио выходные -
Фиат Сиена
Варианты Ibiza довольно успешны и продаются достаточно, чтобы Нанкин строил большие планы. Седан собственной разработки Soyat появляется в 2006 году, но до стадии производства не доходит. Nanjing Auto уже сместила акцент. Ningbo Bird вскоре выбыла (они переводят свои деньги в проект с Changfeng Liebao), и Nanjing хочет стать независимым производителем автомобилей. С этой целью они покупают остатки обанкротившегося MG Rover в марте 2005 года.
Год спустя была основана автомобильная компания Nanjing Mingyue. Mingyue означает «современный джентльмен», значение, которое китайцы придают буквам MG. На новом заводе в Пукоу первоначально производятся обновленные версии MG ZR и ZT, хотя они называются MG 3 и MG 7. Как описано в главе SAIC Motor, напряженность в отношении того, кому принадлежит MG Rover, ведет к к спору между двумя компаниями и, в конечном итоге, к приобретению Nanjing Auto компанией SAIC.
-
2004 Снова Соят -
2006 Снова Соят -
2004 Soyat Unique с задней дверью -
Невыпущенная модель седана Soyat (фото Autohome)
Перед поглощением в ноябре 2007 года Nanjing Auto сначала претерпевает серьезную реорганизацию. Nanjing Nanya, совместное предприятие с Fiat, прекратило свое существование в октябре 2006 года. Это привело к одному из самых коротких циклов серийного производства, когда-либо существовавших. Nanjing Nanya разработала собственный седан на базе Fiat Siena, который был запущен как Fiat Perla в июле 2006 года. Три месяца спустя для этой модели уже конец истории.
В сентябре 2006 года Nanjing Iveco приобретает свою дочернюю компанию Yuejin Automobile, которая концентрирует всю деятельность Нанкина в области грузоперевозок в рамках совместного предприятия с Iveco. Это также единственный автопроизводитель в Нанкине, который выжил после приобретения SAIC Motor. В рамках SAIC Motor Nanjing Auto действует как холдинговая компания, а Nanjing Iveco является наиболее важным активом. Эта компания просто продолжает выпускать грузовики Iveco и Yuejin.
Как и Nanjing Nanya, Nanjing Wuxi Xinyatu прекращает производство после поглощения, и на этом история Soyat Ibiza в Китае заканчивается. Через несколько лет завод переходит в руки SAIC Maxus и теперь производит легкие коммерческие автомобили под брендом Maxus. Наконец, Nanjing Mingyue полностью сливается с SAIC Motor Passenger Vehicle. Как и прежде в Соединенном Королевстве, Roewe (Rover) и MG теперь объединены под одной крышей.
На следующей неделе
Volkswagen Santana знаменует начало производства современных легковых автомобилей в Китае. На следующей неделе мы исследуем судьбу совместного предприятия SAIC-Volkswagen.