За последние две недели мы пересмотрели корпоративную историю SAIC с высоты птичьего полета. Теперь мы подробно рассмотрим несколько ее бизнес-подразделений, начиная с независимого производства легковых автомобилей.
SAIC Motor Co., Ltd. Отдел легковых автомобилей
Примерно через десять лет после слияния Шанхайского завода по производству автомобилей с совместным предприятием SAIC-VW SAIC снова начинает думать о выпуске автомобилей под собственной маркой. В то время Volkswagen и GM еще не слишком щедры на обмен технологиями, поэтому SAIC ищет другой путь. Этот процесс подобен многоступенчатой ракете.
В начале 2000-х SAIC ненадолго владеет независимым производителем Chery, но это владение помогает Chery получить разрешение на производство. SAIC никогда не занимается продукцией Chery и продает акции обратно, когда Chery получает разрешение. SAIC также поглощает Wuling, но, будучи производителем мини-автомобилей, Wuling не производит автомобили, на которые SAIC ориентируется для своего собственного бренда. Wuling становится совместным предприятием SAIC-GM-Wuling. Благодаря сотрудничеству с General Motors SAIC становится владельцем корейского бренда SsangYong. Но политические трудности стоят на пути к успеху, как описано в статье на прошлой неделе. Итак, что делать дальше?
Что ж, SAIC Motor делает то же, что и многие китайские бренды: они ищут партнера, который хочет передать существующую технологию. В конце концов они находят это совпадение в Англии: MG Rover. Это независимый производитель с 2000 года (когда прежний владелец BMW Group ушел), но у частных владельцев постоянно не хватает денег. Отличная возможность для SAIC Motor приобрести интеллектуальную собственность за вознаграждение. В июне 2004 года SAIC приобретает права на Rover 25 и 75 и двигатель серии K.
Немного позже у MG Rover действительно возникают проблемы, и британцы обращаются к SAIC с просьбой взять на себя управление всей компанией. Обсуждения с SAIC ведутся, но обе стороны не могут прийти к соглашению. В апреле 2005 года MG Rover передан под управление, и независимый куратор решает, что недвижимость необходимо продать, чтобы выплатить компенсацию кредиторам. В конечном итоге SAIC делает предложение MG Rover, но прикладывает к нему ряд условий, которые не нравятся английским кругам.
И так случилось, что в июле 2005 года другой китайский производитель автомобилей, Nanjing Automobile, приобретает обанкротившееся имущество MG Rover, включая заводы в Лонгбридже. Затем Nanjing Automobile перемещает производственные линии на новый завод в Пукоу, район города Нанкин. В сделке также становится очевидным, что MG Rover не владеет торговой маркой Rover, поэтому ни Nanjing, ни SAIC не могут претендовать на нее. Кроме того, Rover 45 в значительной степени основан на технологиях Honda, и японцы возвращают свои вещи (чертежи, машины) до завершения продажи компании.
Разделение сделки быстро приводит к неприятностям. SAIC Motor владеет интеллектуальной собственностью на двигатели Rover 25, 75 и серии K, а Nanjing владеет машинами и пресс-формами для их фактического изготовления. И обе компании хотят сделать именно это: сделать Rover 75 с двигателем K-серии. В связи с этим в ноябре 2006 года SAIC Motor создает отделение по производству легковых автомобилей и регистрирует торговую марку Roewe (фонетическое китайское название Rover). Нанкин переносит производственные линии в Китай и владеет торговой маркой MG.
Это, конечно, потенциальное юридическое минное поле. Юристы с обеих сторон уже разогреваются, когда федеральное правительство решает вмешаться, чтобы предотвратить несчастные случаи. SAIC (муниципалитета Шанхая) и Nanjing (провинция Цзянсу), конечно же, являются государственными предприятиями, поэтому Коммунистическая партия в декабре 2007 года навязывает решение. Формально это называется слиянием компаний, но на самом деле SAIC Motor берет на себя Nanjing Automobile полностью, а акционеры Nanjing получают взамен около 10% акций SAIC Motor. История о более ранних приключениях Нанкина в автомобилестроении является частью статьи, которая выйдет на следующей неделе.
Все свойства, связанные с MG Rover, затем передаются подразделению пассажирских транспортных средств SAIC Motor, которое теперь может использовать как Roewe, так и MG в качестве торговой марки. Таким образом, оба бренда появляются на китайском рынке. MG позиционируется как спортивный и рассчитанный на более молодую аудиторию, Roewe — профессиональный и более престижный. Прямо как во времена MG Rover.
Первоначально MG выпускает версии Rover 25 (MG ZR) и 75 (MG ZT), Roewe делает 750 (Rover 75) с удлиненной колесной базой и обнаруживает неиспользуемую платформу Rover под названием RDX60, на которой она разрабатывает меньшие седаны с именами 550 и 350. , Двигатель серии K также возвращается в производство. Во всех мероприятиях SAIC Motor получает помощь от известной английской инженерной фирмы Ricardo. Эта технология Rover лежит в основе целого поколения моделей, проданных в период с 2006 по 2017 год.
Roewe является эксклюзивным брендом для Китая, но MG также экспортируется с самого начала. Торговая марка MG появляется на всех экспортных продуктах, даже если автомобиль на самом деле является моделью Roewe. Например, MG 350, 550 и 750, продаваемые в Южной Америке и на Ближнем Востоке, представляют собой модели Roewe с новым брендом, а не MG 3, -5 или -7, продаваемые в Китае и Великобритании.
Помимо технологий от MG Rover, Roewe также пытается производить автомобили на базе SsangYong. Roewe R95 должен был стать флагманской моделью бренда. Однако этот председатель SsangYong с новым брендом стал жертвой спора об интеллектуальной собственности между SAIC и SsangYong. Roewe действительно продавал W5 в течение нескольких лет, переименованный в SsangYong Kyron.
Модельный ряд на базе MG Rover охватывает большинство основных сегментов, но истоки технологии восходят к началу 1990-х годов. Поэтому, когда возникает необходимость в обновлении продукта, SAIC должна решить, как действовать дальше. Вместо того, чтобы улучшать существующие продукты, SAIC объединяет усилия со своим американским партнером по совместному предприятию. Паназиатский технический автомобильный центр (PATAC), совместный научно-исследовательский институт SAIC и GM, является преемником GM Korea, где GM ранее разрабатывала свои азиатские модели. PATAC становится инженерным отделом SAIC, совместных предприятий SAIC-GM и подразделения компактных автомобилей GM, а проверенные технологии GM теперь доступны для всех участников. Таким образом, модели Roewe и MG второго поколения, появившиеся на рынке примерно в 2015 году, используют свои технологии с автомобилями GM для развивающихся рынков.
Roewe i5 и MG 5 второго поколения делят свою платформу с Chevrolet Cruze (и Opel Astra до Stellantis в Европе), MG ZS является дальним родственником Buick Encore/Opel Mokka, а Roewe, наконец, имеет свою флагманскую модель 950, который используется совместно с Buick Lacrosse. Все достаточно современные автомобили и с совместно разработанными двигателями производства как SAIC, так и GM.
Однако SAIC Motor отличается от автомобилей GM в области электрификации. Несколько моделей Roewe или MG доступны как PHEV или BEV, а электрический MG ZS даже проникает на европейский рынок. Хотя SAIC Motor довольно рано вышла на рынок новой энергии, похоже, что компания недооценивает потенциал электромобилей. Он не может конкурировать со многими стартапами, предлагающими новые продукты инновационными способами. Пытаясь исправить просчет, SAIC Motor устанавливает бренд R, что является началом следующей главы.
Фейфан Автомобильные технологии Лтд.
SAIC анонсировала R-бренд в 2019 году, а продажи начнутся в августе 2020 года. Для тех, кто думал, что SAIC Motor внезапно превратилась в захватывающий стартап NEV, разочарование не могло быть большим. R-бренд предлагает две модели, ER6 и Marvel R. Просто беглый взгляд на автомобили показывает, что это просто переименованные модели Roewe (Ei6 и Marvel X соответственно) с немного более резким стилем. R продает автомобили через отдельный канал продаж с современными, высокотехнологичными фирменными магазинами и прямыми продажами. Китайский клиент не покупает его, и они не покупают автомобили.
Итак, чуть более года спустя (октябрь 2021 г.) SAIC объявляет о полной переработке своей концепции электромобиля. R выделяется как независимая компания Feifan Automobile, дочерняя компания SAIC Motor. Следующим продуктом, который уже находится в разработке, будет эксклюзивная модель Feifan. Бренд R будет удален, хотя стилизованный логотип R может остаться. С этим изменением политики и усилением акцента на подключении и автономности SAIC надеется получить больше шансов против Xpeng или Leapmotor.
-
Р ER6 -
Р Марвел Р -
Предстоящий Feifan R7
КО. технологии мотора Чжиджи, Лтд.
SAIC Motor также выходит на рынок электромобилей высокого класса. В декабре 2020 года компания объявляет о новом премиальном бренде, который будет конкурировать с такими конкурентами, как Tesla и NIO. Таким образом, новый бренд сосредоточится на разработке технически качественных электромобилей с расширенными автономными функциями. Компания называется Zhiji Motor Technology, но торговая марка автомобилей станет IM (Innovation in Motion).
Zhiji Motor, как диктует современная тенденция, является совместным предприятием автопроизводителя и технологической компании. SAIC Motor владеет 54% акций, Alibaba Group — 18%. Shanghai Zhangjiang Hi-Tech Development (муниципальный фонд Шанхая) также имеет 18% в обмен на права землепользования и дешевые кредиты. Остальные 10% будут распределены между будущими сотрудниками и покупателями автомобилей.
В январе 2021 года Zhiji показывает два прототипа, большой седан и кроссовер. Оба спроектированы британской архитектурной фирмой Heatherwick Studios. Zhiji говорит о запасе хода седана в 1000 км. Если это произойдет, мы узнаем позже в 2022 году, когда будут собраны первые автомобили.
-
Чжиджи ИМ L7 -
Пока безымянный внедорожник Zhiji IM
SAIC Maxus Vehicle Co., Ltd.
Основные холдинговые компании Stellantis, Ferrari и альянса Renault-Nissan-Mitsubishi базируются в Нидерландах. Как гражданин Нидерландов, я могу утверждать, что моя страна является одной из ведущих стран в автомобильном секторе, что было бы преувеличением. «Глобальная штаб-квартира» этих холдингов по налоговым соображениям представляет собой не более чем абонентский ящик в финансовом районе Амстердама. Однако история SAIC Maxus имеет голландский оттенок, поскольку компания частично происходит от потомка DAF Trucks.
В феврале 1987 года голландские DAF Trucks и British Leyland Trucks (тогда входившие в состав Rover Group) сливаются и становятся DAF NV. Совместная компания имеет три производственных площадки: DAF производит грузовики в Эйндховене (Нидерланды), Leyland производит грузовики в Лейланде (Великобритания) и фургоны для доставки в Бирмингеме (Великобритания). В 1993 году DAF NV снова разваливается и оказывается в процедуре банкротства. Различные бизнес-единицы начинают новую жизнь посредством «выкупа менеджментом», теперь они независимы друг от друга. Завод по производству фургонов возрождается как LDV Group, где LDV расшифровывается как Leyland DAF Vans.
Затем LDV какое-то время выживает на обновленной версии древнего Leyland Sherpa, а также добавляет в программу версию Nissan Vanette под собственной маркой. Вместе с Daewoo в Южной Корее LDV начинает разработку совершенно нового фургона, но, прежде чем он достигнет стадии производства, Daewoo сталкивается с финансовыми трудностями. GM поглощает корейскую компанию и продает все, что связано с новым фургоном, LDV. В конце 2004 года фургон будет продаваться как LDV Maxus.
LDV уже испытывает финансовые трудности. Группа прямых инвестиций Sun Capital Partner’s сохраняет LDV в 2005 году и через полгода продает его российскому автопроизводителю ГАЗ. Хотя изначально у русских большие планы, мало что из них претворяется в жизнь. LDV неизбежно обанкротится в 2009 году. В процессе ликвидации китайская компания Eco Concept покупает всю интеллектуальную собственность в октябре 2009 года и продает ее SAIC Motor в конце августа 2010 года.
Как показано в первой части этой серии, SAIC производит коммерческие автомобили с 1950-х годов. Он начинается с трехколесного велосипеда Daihatsu, а затем следуют средние и тяжелые грузовики. История подразделения грузовых автомобилей также следует той же модели, что и подразделение легковых автомобилей. Это длинная череда слияний, поглощений и изменений названий, при этом окончательную ответственность несут различные правительственные комитеты.
Его история восходит к Британской коммерческой автобусной компании, основанной в 1922 году в английском секторе Шанхая. С 1950 года компания находится под контролем коммунистического правительства и последовательно носит такие названия, как Шанхайский завод транспортного оборудования, Шанхайский завод по ремонту грузовиков, Шанхайский завод по производству грузовиков и в 1979 году Шанхайский завод тяжелых грузовиков. В том же году происходит слияние с Shanghai Tractor & Automobile Manufacturing Company, которая позже станет SAIC Motor.
В 1992 году Шанхайский завод тяжелых грузовиков снова объединяется с рядом заводов по производству запчастей в сети SAIC, и компания называется Shanghai Huizhong Automobile Manufacturing Company. Эта компания производит широкий спектр продуктов, от фургонов, автобусов до тяжелых грузовиков, но никогда не была крупным игроком на рынке. Таким образом, в январе 2011 года следует еще одна реорганизация. SAIC Motor создает новую дочернюю компанию SAIC Commercial Vehicles, состоящую из нескольких подразделений Shanghai Huizhong. Уменьшенный Shanghai Huizhong сам становится дочерней компанией SAIC Commercial Vehicles. SAIC Motor внедряет интеллектуальную собственность LDV в компанию, и в марте 2011 года SAIC Commercial Vehicles переименовывается в SAIC Datong Vehicle Company, где Datong является китайским названием Maxus.
SAIC Maxus фокусируется на сегменте легких коммерческих автомобилей. Первый продукт, конечно же, является продолжением LDV Maxus под новым названием Maxus V80. Это фургон, разработанный совместно с Daewoo. Затем Maxus начинает расширять свою программу минивэном для профессионального использования (G10 в 2014 году), а также пикапом и внедорожником на базе той же лестничной рамы (T60 в 2016 году и D90 годом позже). В 2018 году будет добавлено больше фургонов, а в 2019 году бренд выйдет на рынок легковых автомобилей со среднеразмерным внедорожником D60. Впоследствии Maxus представляет несколько электрифицированных версий своих автомобилей под маркой Euniq.
Maxus присутствует на многих рынках по всему миру, включая Азию, Океанию, Европу и Южную Америку. На некоторых из этих рынков компания по-прежнему использует торговую марку LDV в коммерческих целях или по причинам интеллектуальной собственности, но SAIC не боится небольшого кросс-брендинга. Примерами являются Maxus D90, продаваемый как MG Gloster в Индии, или пикап T70 как MG Extender в Таиланде.
Зарубежные сборочные заводы
SAIC Motor владеет двумя зарубежными заводами, оба в Азии. В Индии работает
MG Motor India Ltd., завод, приобретенный в ходе процедуры банкротства партнера по совместному предприятию General Motors. Завод производит продукцию MG и Maxus для местного рынка.
SAIC Motor-CP Co., Ltd. — автомобильный завод компании в Таиланде, совместное предприятие с огромным тайским конгломератом Charoen Pokphand. Charoen Pokphand начиналась как магазин лапши в 1921 году, но сейчас является одной из крупнейших компаний в мире. Он в основном работает в пищевой промышленности, но расширил свою деятельность во многих областях. Помимо принадлежности к SAIC, у нее также есть крупное совместное предприятие по производству мотоциклов с Dayun в Китае. SAIC-CP является сборочным предприятием для азиатского рынка.
На следующей неделе
Мы еще немного остановимся на коммерческих автомобилях, так как в статье на следующей неделе будут освещены другие направления бизнеса SAIC в этой области. Мы также рассмотрим историю компании Nanjing Automobile, которая имеет фрагментарную историю производства легковых автомобилей.