Даже для китайцев Liebao не является известным брендом. Производитель автомобилей остается незамеченным, никогда не продавал большое количество автомобилей, за исключением очень короткого периода времени, и, похоже, полностью пропустил бум, который произошел на местном рынке. Тем не менее, бренду удается чудом выжить до поры до времени, хотя и с большим трудом.
Самое начало: от военной мастерской до первых автомобилей
Китайские компании любят преувеличивать свою историю, поэтому давайте начнем эту историю с 1950 года. Мы находимся в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун, на границе с Гонконгом. Коммунисты только что выиграли гражданскую войну, и в Гуанчжоу военачальники реорганизуют свою логистику. Техника из трех бывших гоминьдановских арсеналов и большая группа рабочих собраны в одном здании в районе Шахэ города. Мастерская, известная как артиллерийская ремонтная мастерская военного округа Гуандун, отвечает за техническое обслуживание и ремонт армейской техники, оружия и транспортных средств. В 1952 году мастерская становится частью более крупного Южно-Китайского военного округа, а в 1957 году получает официальное название: 202-й завод Гуанчжоуского военного округа.
Пока мастерская обслуживает и производит артиллерийское, огнестрельное и оптическое оборудование, отношения страны с Россией начинают ухудшаться. По стратегическим причинам в 1965 году мастерская переезжает в Юнчжоу (провинция Хунань), где она переходит под непосредственный контроль Народно-освободительной армии. Он также получает новое название — Завод НОАК № 7319. Смутные времена в Китае обеспечивают изобилие артиллерийских работ, и к концу десятилетия на заводе работает более 1100 человек. Тем временем он сливается с Заводом НОАК № 743, и вместе заводы называются Заводом НОАК № 719.
Старые автомобильные заводы в Китае часто имеют одну из следующих двух историй. Либо это автомобильный завод, созданный государственным органом в рамках проекта индустриализации или занятости, либо это старая армейская мастерская, которая позже переключается на производство автомобилей. Первые сильно пострадали в 1960-х и 1970-х годах из-за социальных волнений и политической нестабильности, но начали процветать в результате экономических реформ 1980-х годов. Последний процветает в 1960-х и 1970-х годах, когда оборонная промышленность находится в расцвете сил, и испытывает трудности, когда влияние военных ослабевает.
Завод НОАК № 7319 явно относится ко второй группе. В начале 1980-х потребность в техническом обслуживании и ремонте военной техники резко падает и завод № 7319 из успешного военного предприятия превращается в убыточный цех. В этих сложных обстоятельствах в 1984 году сотрудники выбрали 31-летнего Ли Цзяньсиня новым менеджером компании.
Его первая задача — снова заставить машины работать. Ли устанавливает производственную линию для камер. Поскольку фабрика может производить 300 000 штук в год, снова поступают деньги. По сей день компания также производит резиновые изделия. Однако Ли также убеждает свое армейское начальство в том, что производство автомобилей было бы хорошей идеей. Чиновники местного правительства помогают ему получить копию чертежей пекинского BJ212. Итак, примерно в 1987 году (точная дата несколько неясна) начинается история Завода № 7319 как производителя автомобилей.
Рождается Чанфэн, и появляется Mitsubishi.
Производство начинается с легкого командирского внедорожника для армии под названием Changfeng CJY6420A. Этот автомобиль во время подготовки к производству имел кодовое имя Liebao, что означает гепард. Разумеется, он создан на базе джипа Beijing и продается только военным и государственным службам. Сам автомобиль был разработан не Changfeng, а другим заводом PLA в провинции Фуцзянь, который называется Bamin. Переход к производству автомобилей требует модернизации завода, и в 1992 году Changfeng покупает оборудование для модернизации производственной линии у Mitsubishi. Это первый контакт с японской компанией, но они станут основой для развития бренда Liebao.
Ли Цзяньсинь называет японскую компанию возможным партнером, и вскоре после этого начались переговоры о сотрудничестве. В декабре 1994 года две компании заключили техническое партнерство, и Changfeng приобрела технологию Mitsubishi Pajero второго поколения, модель, которая дебютировала в 1991 году. Пробное производство автомобиля в Китае началось в 1995 году.
16 октября 1996 года — большой день в истории завода № 7319, потому что в этот день он был переименован в Hunan Changfeng Automobile Manufacturing и официально вошел в автомобильную промышленность. В то же время PLA создает Changfeng Group, холдинговую компанию Changfeng Auto, которой принадлежит 80% акций. Mitsubishi присоединяется с 20% акций. Changfeng Group также получает лицензию на производство в стране. Военные сохраняют контроль над автопроизводителем еще пять лет, но в 2001 году они передают контроль над Changfeng Group правительству провинции Хунань. Благодаря этому Changfeng Group превратилась из армейской мастерской в государственное предприятие.
Хотя компания называется Changfeng, она использует прежнее кодовое название разработки для бренда. Это Liebao, что означает Cheetah, и я буду называть машины таковыми. С приходом Mitsubishi производство Beijing Jeep прекращено и переключено на Pajero. Changfeng выпускает автомобиль в двух вариантах: простой Cheetah Kylin (Qibing) с четырехцилиндровыми двигателями и более роскошный Black King Kong (Heijingang), который также доступен с V6. Военные остаются важным покупателем, но теперь автомобили продаются и населению.
В 2002 году, после передачи власти провинции Хунань, Changfeng Automobile открывает новый завод в Чанше, а два года спустя туда же переезжает и штаб-квартира. До этого Changfeng Automobile располагалась в Юнчжоу, также в провинции Хунань. Производство нового Cheetah Feiteng, китайской версии Pajero-io (или Pajero Pinin, как автомобиль также известен), также начинается в Чанше. Эта модель меньшего размера позволяет Changfeng преодолеть барьер продаж в 10 000 автомобилей в год.
К тому времени Changfeng Group довольно успешно превратилась из армейского подразделения в промышленную производственную компанию, и Ли Цзяньсинь готов к следующему шагу. Во-первых, ему нужны деньги, поэтому Changfeng Automobile котируется на Шанхайской фондовой бирже в июне 2004 года. Changfeng Group принадлежит 51% акций, Mitsubishi — 15%, а остальные свободно торгуются.
Часть денег уходит на разработку новых продуктов. До этого момента продукция Changfeng производилась компанией Mitsubishi по лицензии с логотипом Liebao. Однако, когда производство Pajero mk.2 подходит к концу в Японии примерно в 2000 году, вся производственная линия отправляется в Китай. Changfeng также собирает Pajero третьего поколения начала 2000-х годов, но этот автомобиль продается самой Mitsubishi как Pajero с логотипами Mitsubishi.
Однако в ноябре 2007 года на рынок выходит первая модель Cheetah собственной разработки. Этот Cheetah CS6 представляет собой Pajero mk.2 с кузовом, разработанным Changfeng. Компания следует тем же принципам для своего второго автомобиля, CS7. Это Feiteng/Pajero-io собственного дизайна Cheetah. Благодаря двум новым моделям Cheetah продажи выросли до более чем 25 000 экземпляров в 2008 году, что сделало Changfeng одним из крупнейших производителей внедорожников в стране.
Интермеццо Янцзы
В 2022 году все китайские производители мобильных телефонов объявили о своем выходе на рынок автомобилей. В следующей главе мы рассмотрим сотрудничество Changfeng с производителями мобильных телефонов, но сначала немного по другому пути. Потому что производители телефонов — не единственная иностранная отрасль, заинтересованная в автомобилестроении. Им предшествует технологическая индустрия застройщиков и производителей бытовой техники. Индустрия бытовой техники несколько раз проявляла интерес, первый раз в начале 1990-х годов.
China Yangzi Group является таким производителем бытовой техники. В настоящее время она производит кухонное оборудование, кондиционеры, материалы для обустройства дома, чистящие средства, пиво и многое другое, но начала свою деятельность в 1980 году с холодильников. Yangzi Group принадлежит и учреждена провинцией Аньхой со штаб-квартирой в Чучжоу. В 1993 году она купила несуществующий автобусный завод Чучжоу, рассчитывая войти в автомобильную промышленность. В 1997 году Янцзы реорганизовал автобусный завод с помощью Банка Китая, образовав Аньхойский банк китайской автомобильной промышленности Янцзы. Автомобильная компания разделила свое внимание между модифицированными автомобилями специального назначения и собственной линейкой пикапов и внедорожников. Этот последний продукт был универсальным, копией раннего пикапа Isuzu.
Благодаря капиталу, полученному в результате IPO, Changfeng в марте 2005 года приобретает Yangzi Auto. Первоначально и Bank of China, и Yangzi Group сохраняют за собой миноритарный пакет акций, который они оба в конечном итоге продают Changfeng. Yangzi продает две серии звукоснимателей: базовую Feiling и немного более престижную Feiyang. Обе модели также доступны с кузовом внедорожника. Changfeng сохраняет этот состав, а также торговую марку. Примечательно, что большинство пикапов Yangzi продаются за пределами Китая. Компания экспортирует свою продукцию в Африку и Южную Америку, став одной из первых китайских автомобильных компаний, добившихся успеха в этом.
Несостоявшееся партнерство с Bird Mobile
До этой части истории Changfeng производила только внедорожники и пикапы. Однако Ли Цзяньсинь не был слеп к быстрорастущему автомобильному рынку в его стране. Чанфэн пытался получить доступ к технологиям Mitsubishi Lancer, но этот проект оказался в другом совместном предприятии Mitsubishi с Fujian Motor Group. К счастью, Ли наткнулся на амбиции производителя мобильных телефонов.
Huawei и Xiaomi, безусловно, не первые производители телефонов, которые попробовали свои силы в производстве автомобилей. Двадцать лет назад Bird Mobile была одним из самых быстрорастущих производителей мобильных телефонов в Китае и активно стремилась войти в автомобильную промышленность. С этой целью в 2003 году был создан отдел автомобильных исследований и разработок. Первоначально Bird Mobile приобретает права на производство Seat Ibiza первого поколения для китайского рынка. Мы уже встречались с этим автомобилем в рассказе о SAIC и производителе грузовиков Nanjing Automobile, с которым Берд сотрудничает в производстве автомобиля. Однако Берд и Нанкин вступают в конфликт, и партнерство прекращается. Затем Берд берет на себя производство автобусов Ningbo Shengma и пытается сделать автомобиль таким же образом. Однако они не получают разрешения на производство от правительства Китая.
И вот так Птица оказывается с Чанфэном. В 2006 году обе стороны подписывают техническое соглашение и начинают разработку автомобиля, который чем-то напоминает Renault Scenic. Однако его введение совпадает с мировым кредитным кризисом, и вывод автомобиля на рынок требует дополнительных инвестиций. Bird Mobile взвешивает варианты и отказывается от сотрудничества. Таким образом, Changfeng наследует весь проект, включая завод по производству двигателей. Changfeng производит автомобиль с 2008 года как Cheetah Qiling M1A (Kylin). К сожалению, это крупный коммерческий провал, и хотя некоторые версии продолжают числиться в каталоге MIIT до 2016 года, Qiling M1A быстро уходит в безвестность.
Changfeng покажет еще четыре легковых автомобиля в ближайшие два года, ни один из которых так и не будет произведен. Qilin CP1A (Kyrin) появился на автосалоне в Пекине в 2008 году. Это был симпатичный компактный седан. Год спустя на выставке в Шанхае Чанфэн представил две версии Acumen. CP21 был седаном и беспардонной копией Volvo S40. Также было представлено довольно красивое и гораздо более оригинальное купе (CP23). Версия хэтчбека (CP22) должна была быть представлена на выставке в Гуанчжоу позже в том же году, но не попала на выставочную площадку. Мы снова встретимся с седаном Acumen на следующей неделе.
Bird Mobile снова попыталась добиться производства автомобилей в качестве производителя автобусов и представила несколько городских электрических автобусов под брендом Ningbo Shengma. На этот раз они получают одобрение правительства, но до производства дело так и не доходит. В 2012 году SAIC-Volkswagen приобретает Ningbo Shengma, и автомобильным амбициям Bird Mobile приходит конец.
Приобретение компанией Guangzhou Automobile
Несмотря на эпизод с птицей, благодаря увеличению масштабов и тому факту, что у Changfeng теперь есть собственные научно-исследовательские мощности, бренд появляется на радарах многих крупных государственных производителей как потенциально интересный партнер. В конечном итоге наносит удар Guangzhou Automobile (GAC). В конце 2000-х GAC переживает бурный рост и успешно начала продвигать свой бренд Trumpchi. При этом они поглощают различные компании, чтобы увеличить свои собственные мощности. В октябре 2009 года GAC приобретает 29% акций Changfeng Automobile у Changfeng Group, что делает ее крупнейшим акционером. Впоследствии автомобильный завод получил название GAC-Changfeng Automobile.
Некоторое время сотрудничество развивается очень хорошо. GAC-Changfeng имеет доступ к технологиям GAC, представляет несколько обновлений своих автомобилей и пикап марки Cheetah (CT5), а продажи превышают 100 000 автомобилей в год. Это может показаться оптимистичным сценарием, но менеджеры Changfeng Group далеко не уверены в завтрашнем дне.
Причина для беспокойства связана с событиями в GAC-Gonow. Незадолго до того, как GAC приобрела Changfeng Automobile, она также приобрела производителя небольших фургонов Gonow. Сразу после приобретения этот бренд лишается и исчезает с рынка. GAC добавляет все активы Gonow к собственным производственным мощностям для бренда Trumpchi. Руководители Changfeng Group опасаются аналогичного сценария для бренда Cheetah, особенно когда GAC начинает заигрывать со своим технологическим партнером Mitsubishi.
Со стороны может показаться, что именно так и происходит. В период с 2011 по 2013 год произошли серьезные изменения в отношениях между Changfeng и GAC. С ноября 2011 г. по февраль 2012 г. GAC покупает все акции Changfeng Automobile, принадлежащие Changfeng Group и Mitsubishi, и впоследствии исключает листинг компании из Шанхайской фондовой биржи. Шесть месяцев спустя GAC передает половину акций Mitsubishi, в результате чего Changfeng Automobile становится совместным предприятием 50/50 с японцами. Название Changfeng Automobile прекращает свое существование, с этого момента компания называется GAC-Mitsubishi Motors.
Итак, роковой сценарий становится реальностью? Не совсем. За кулисами Changfeng Group и ее ведущие руководители создали новую компанию под названием Hunan Liebao Automobile. Эта компания имеет большое количество акционеров, состоящих из Changfeng Group, отдельных менеджеров группы и нескольких местных органов власти, где у старой Changfeng Automobile были заводы. В марте 2013 года GAC передает Liebao Automobile все права на товарный знак на имя Liebao, всю интеллектуальную собственность, касающуюся автомобилей и четырех заводов в Чанша, Юнчжоу, Цзинмэнь и Чучжоу. Эта окончательная передача активов означает, что Liebao снова полностью отделилась от GAC.
От гепарда до леопарда
Теперь мы вступаем в то, что можно было бы назвать «современной историей» Чанфэн Либао. В переходный период 2011 и 2012 годов производство моделей Cheetah практически остановлено, несмотря на то, что их продажи достигли своего пика незадолго до этого. После восстановления независимости Либао справедливо считает, что пришло время начать все сначала.
Первым заметным следствием этой независимости является имя бренда. Как уже говорилось, Cheetah — это перевод китайского имени Liebao, но оно никогда не использовалось в качестве официального международного имени. Просто в западном мире его так называли, наверное, потому, что Cheetah звучит лучше, чем Liebao. Вернувшись на ноги, Liebao остается Liebao в Китае, но теперь он вводит надлежащий международный перевод, Liebao выбирает несколько любопытного Leopaard. Никто не понимает, почему в названии стоит вторая буква «а», но новый Liebao достаточно горд, чтобы ставить английское название на свои автомобили даже в Китае.
Производство вскоре возобновится в конце 2013 года с хорошо известными моделями, основанными на технологии Mitsubishi. CS6, основанный на Pajero 1991 года, по-прежнему остается основной моделью. К нему присоединился Q6, основанный на той же технологии и имеющий кузов, почти как у Pajero. Меньший CS7 теперь называется C5 (Pajero-io) и доступен в качестве электромобиля. Единственный пикап — Leopaard CT5, так как бренд Yangzi исчезает.
В последующие годы Leopard представляет ряд новых моделей наряду с уже существующими. CS10 (в 2015 году заменивший C5) и меньший CS9 (в 2017 году) — это новые внедорожники, которые заимствуют множество технологий из своего недолговечного периода GAC. В 2017 году пикап Leopard CT7 на той же технической платформе приходит на смену CT5. И, наконец, Leopaard Mattu, модернизированный CS10, завершает модельный ряд в 2018 году.
Продажи снова выросли до более чем 25 000 копий в год, и Leopard, похоже, находится на пути к тому, чтобы стать небольшим, но специализированным производителем. Должно быть какое-то место для такого бренда, как Leopard, на рынке, где продажи внедорожников только растут. Однако реальность более неуправляема. Из-за ажиотажа вокруг внедорожников каждый производитель бросается в этот сегмент, и Leopard трудно идти в ногу с рынком.
В 2019 году продажи автомобилей в Китае впервые на памяти живущих снизились. Из-за разочаровывающих продаж и отсутствия финансовых резервов Leopaard вынуждена полностью свернуть производство в ноябре 2019 года. Тут же всплывают слухи о грядущем банкротстве или новом поглощении другим производителем. В хаосе материнская компания Changfeng Group формулирует радикальный план спасения в начале 2020 года.
Среди мер — продажа завода в Чанша компании Geely. Чуть позже фабрики в Цзинмэнь и Чучжоу, которые до сих пор простаивают, продаются местным властям. Таким образом, единственная оставшаяся производственная линия находится в Юнчжоу, а единственная оставшаяся модель, Leopard Mattu, снова поступит в производство в апреле 2020 года. Mattu — единственная модель, адаптированная к стандартам выбросов China VI. Продажи ограничены несколькими сотнями автомобилей в месяц в 2020 году.
В чистилище
Леопарду могли бы помочь две интересные новые модели, показанные как раз перед тем, как начались проблемы в 2019 году. CS3 Binge — это компактный внедорожник, а есть внедорожник-купе, именуемый просто Coupe. Последний тип кузова быстро набирает популярность. Однако прежде чем Leopard сможет запустить эти автомобили в производство, она вынуждена снова закрыться в апреле 2021 года. И на этот раз у компании нет другого выхода, кроме как подать заявление о «банкротстве и санации».
Обычно это трудоемкий процесс, особенно если быстро найти новых инвесторов не удается. Решение суда Чанша от марта 2022 года проливает некоторый свет на текущее положение дел. В постановлении говорится, что Hunan Liebao и пять ее прямых дочерних компаний должны быть объединены, потому что среди шести аффилированных компаний существует большое количество тесно перекрывающихся обменов фондами, взаимных гарантий и повторяющихся деклараций по облигациям, что затрудняет различие между ними. права и долги кредитора.
Хотя решение явно учитывает интересы кредитора, это не должно быть плохой новостью и для Leopard. Суд хочет, чтобы бренд выжил как единая компания, без продажи части активов по бросовым ценам. В том же постановлении также были определены ведущие инвесторы «реорганизационной» части процесса. Три малоизвестные компании с бизнесом, связанным с автомобильной промышленностью, но без производственной квалификации. Нам придется проявить еще немного терпения, чтобы увидеть, сможет ли Леопард снова воскресить себя из мрачной ситуации.
На следующей неделе
В последней части серии «Пикапы и внедорожники» мы рассмотрим ZX Auto.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.