Мы покинули Jianghuai на прошлой неделе, когда это был небольшой производитель грузовиков, и он успешно вышел на рынок автобусов. Через сорок лет после своего рождения компания начала строить планы выхода и на рынок легковых автомобилей. Поэтому на этой неделе мы сосредоточим наше внимание на этой области и на том, как Jianghuai удалось прорваться в быстро развивающийся сегмент частных автомобилей в Китае.
Корпоративная структура
В автобусной истории я провел читателя аж до 2010 года, а теперь нам предстоит вернуться в девяностые первые. Как вы помните, Хэфэйский автомобильный завод Цзянхуай был государственным предприятием, контролируемым комитетом под названием Аньхойская компания автомобильной промышленности (AAIC). Фундаментальные экономические реформы в стране в 80-х и 90-х годах заставили правительство и директоров следовать более подходящей модели предприятия. Как и большинство ее конкурентов, лидеры выбрали регулярную корпоративную структуру. Провинция Аньхой осталась под контролем, но теперь только в качестве единственного акционера. Для этого AAIC был заменен холдингом Anhui Jianghuai Automobile Group. Фактическое предприятие стало обществом с ограниченной ответственностью с собственным советом директоров. Новое название Hefei Jianghuai было Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd. Эта компания обычно упоминается как «JAC Motors», и с этого момента я перейду с Jianghuai на JAC из-за торговой марки. Изменения произошли в мае 1997 года.
Аналогичные изменения произошли на автомобильном заводе Hefei Feihe. Они также получили корпоративную структуру и новое имя Anhui Ankai Automobile Co., Ltd. Позже в том же году компания Ankai была зарегистрирована на Шэньчжэньской фондовой бирже, предсказывая, что должно было случиться с JAC. Просто это заняло немного больше времени. JAC провела первичное публичное размещение акций в сентябре 1999 года, получив листинг на Шанхайской фондовой бирже. В настоящее время провинции Аньхой принадлежит около 28% JAC, но большая часть публичных акций принадлежит большому количеству государственных инвестиционных фондов, обычно связанных с городом Хэфэй провинции Аньхой. JAC получила еще одно изменение названия: в 2016 году к ее названию была добавлена группа, в результате чего она стала Anhui Jianghuai Automobile Group Co., Ltd.
Корпоративная диаграмма немного проще, чем обычно:
- Anhui Jianghuai является основным производителем грузовых и легковых автомобилей JAC. Hefei Jianghuai является преемником оригинальной фабрики.
- Anhui Ankai является основным производителем автобусов JAC и Ankai. Автобус Anhui Jianghuai является преемником оригинального автобусного завода Hefei.
- Обе компании Yangzhou Jianghuai связаны с бывшей фабрикой Nushen (Богиня), при этом Hongyun была основным владельцем до JAC.
- Sichuan Jianghuai — завод по производству легких грузовиков (суббренд Weiling).
- Jianghuai SPV занимается переоборудованием грузовиков JAC в самосвалы или санитарные автомобили. Это продолжение машиностроительного завода Anhui Wandong.
- Hefei Yunnei Power и Anhui Cummins Power — производители дизельных двигателей. Hefei Yunnei может на 100% принадлежать Yunnei Power, но я не могу найти подтверждения.
- Некоторые другие сущности и отношения я объясню позже в статье.
Корейская связь
Незадолго до регистрации компания JAC заключила сделку, которая во многом определила ее дальнейшее развитие. В апреле 1996 года JAC представляет линейку легких грузовиков HFC1061 с такими названиями моделей, как Shuailing и Kangling, чтобы дополнить и заменить свою устаревающую линейку. Технически этот грузовик связан с Hyundai Porter, переименованным в Mitsubishi. JAC искал внешней помощи для своего технического развития, и южнокорейская Hyundai была выбрана в качестве партнера. Через несколько месяцев после введения HFC1061 обе компании объявили об официальном соглашении о техническом сотрудничестве сроком на десять лет.
Первоначально соглашение распространяется только на основной бизнес JAC — легкие грузовики. Но Hyundai отмечает успех JAC как производителя шасси для автобусов, и вскоре сделка будет расширена, чтобы включить и эту линейку продуктов. Когда в 2002 году JAC хочет войти в сегмент тяжелых грузовиков, она снова обращается к Hyundai. Еще одна поправка к сделке приводит к первому поколению тяжелых грузовиков Geerfa. Между тем, однако, это первый шаг JAC к производству легковых автомобилей.
В 2000 году руководство JAC формулирует стратегию выхода на рынок частных автомобилей. Все начинается со строительства новой фабрики в Хэфэй, но следующим шагом является выбор продукции. JAC принимает решение о выпуске минивэна, очень популярного в то время типа автомобиля. В каталоге Hyundai есть Starex (или H1, в зависимости от рынка), минивэн среднего размера, родственный грузовику Porter/HFC1061. Если для вас это звучит логично, то и для директоров Hyundai так же. В 2001 году техническое сотрудничество JAC_Hyundai охватывает также модель Starex.
Итак, 18 марта 2002 года мир встретил еще одну новую китайскую компанию по производству легковых автомобилей, поскольку JAC Ruifeng (Refine) впервые сошел с конвейера. Ruifeng был технически идентичен Hyundai Starex, только решетка радиатора и передний бампер имели немного другой дизайн. И, конечно же, машина щеголяла значками JAC. Ruifeng оснащался двигателями Mitsubishi китайского производства. Как вы помните, у JAC с самого начала было собственное производство двигателей внутреннего сгорания, и вскоре компания начала производить (и развивать) собственные версии хорошо известных 2,0- и 2,4-литровых 4-цилиндровых двигателей Mitsubishi.
Вторым автомобилем JAC стал Hyundai с новым брендом. На основе Santa Fe компания JAC представила Ruiying (Rein). Он был доступен с теми же двигателями, а также с опциональным полным приводом. И снова внешний вид Ruiying остался очень близким к корейскому оригиналу. Некоторые источники говорят, что JAC даже производила несколько автомобилей со значками Hyundai до представления Ruiying в октябре 2006 года.
Сделай сам, снова
В истории прошлой недели у меня был раздел с таким же названием, описывающий период, когда Jianghuai пришлось разрабатывать свой собственный грузовик с ограниченными ресурсами в начале Культурной революции. Похожий эпизод произошел в 2006 году. Как только программа JAC по выпуску легковых автомобилей начала набирать обороты, сотрудничество с Hyundai резко прекратилось.
До 2006 года обе стороны были вполне удовлетворены уровнем сотрудничества, и велись переговоры о преобразовании в полноценное совместное предприятие. Однако JAC настаивала на самостоятельной разработке новых тяжелых грузовиков для модельного ряда Geerfa и исключила из совместного предприятия некоторые основные технологии. Этот шаг вызвал сильное недовольство Hyundai. После того, как несколько раундов переговоров не увенчались успехом, обе стороны отказались уступать, Hyundai, наконец, отказался от плана создания совместного предприятия с JAC и вместо этого передал свой опыт небольшому независимому производителю Huatai, который быстро сделал свою собственную версию Hyundai Santa Fe под названием Huatai. Шандафей.
Таким образом, JAC вернулся к самостоятельной работе, но не отказался от своих амбициозных планов по выпуску легковых автомобилей. У компании уже есть некоторые возможности для исследований и разработок. Кроме того, был создан технический центр в Японии для концептуального дизайна и поиска талантов, а также центр дизайна в Турине (Италия), который изначально тесно сотрудничал со студией Pininfarina. А для практического применения своих автомобилей JAC привлекла помощь некоторых всемирно известных инженерных фирм, таких как австрийская AVL для своих двигателей.
А китайцы работают быстро. В январе 2008 года был запущен в производство первый седан JAC. Binyue, как его называли, представлял собой большой седан с современной платформой и двигателями производства JAC, разработанными Mitsubishi. Очевидная проблема заключалась в его «итальянском» стиле. Автомобиль получил национальную известность, когда в выпуске новостей видеонаблюдения во время Весеннего фестиваля был показан владелец, который заменил логотип JAC, пятиконечную звезду, на хорошо известную трехконечную эмблему немецкого бренда, пытаясь убедить своих соседей в том, что он купил Мерседес S-класса. Вопреки тому, что вы могли бы подумать, это значительно повысило популярность автомобиля. Какое-то время Binyue продавался очень хорошо, особенно для новой марки, но затем владельцы обнаружили, что качество сборки не соответствует немецким стандартам, и машина быстро канула в Лету.
Сотрудничество между китайскими, японскими и европейскими центрами разработки JAC становится все более эффективным, и вторая модель уже была представлена на Пекинском автосалоне 2008 года. И лишь через несколько месяцев она поступила в дилерские центры. Второй попыткой JAC стал малолитражный седан под названием Tongyue, за которым вскоре последовала версия хэтчбека (Tongyue RS). Tongyue имеет свежий и современный дизайн, оснащен надежными двигателями производства Mitsubishi, а базовые версии стоят менее 50 000 юаней. Низкая цена открывает бренд для совершенно новой аудитории, молодежи, которая мечтает о своей первой машине.
Разработка бренда
JAC продолжает этот подход с двумя дополнительными моделями в 2009 и 2010 годах. Heyue 2009 года — это компактный седан, занимающий промежуточное положение между Tongyue и Binyue. Снова разработанный итальянским дизайнерским центром в сотрудничестве с Pininfarina, он имеет дружественный внешний вид со своим меньшим братом. Двигатели — 1,5 от Tongyue или 1,8, который также используется в Binyue. Heyue также выпускается как модель RS, минивэн меньше, чем Ruifeng.
JAC завершает свою линейку Yueyue начального уровня, небольшим городским автомобилем, конкурирующим с Geely Panda или Changan Benben. Yueyue был оснащен 1,0-литровым двигателем, хотя после фейслифтинга 2012 года последовал более крупный 1,3-литровый двигатель. Продажи выросли, когда JAC добавила версию с рейлингами на крыше под названием Yueyue Cross.
Китайский автомобильный маркетинг иногда непонятен, по крайней мере, постороннему. Многие компании засоряют рынок брендами, суббрендами, распродажами с причудливыми названиями и всем, что они могут придумать. JAC присоединился к вечеринке с двумя суббрендами. Имея свой модельный ряд, он зарекомендовал себя как основной производитель автомобилей, работающий в нижней части рынка. Машины выглядели красиво, и были дешевыми, но, вероятно, не самого лучшего качества. Продажи неуклонно росли, но вряд ли это было прибыльно. Чтобы улучшить ситуацию, JAC разделил свой модельный ряд на две модельные серии: Heyue для недорогих седанов и минивэнов и Ruifeng для более дорогих внедорожников и минивэнов. За суббрендом следует комбинация букв и цифр, обозначающая тип кузова и размер.
Первым автомобилем под новым режимом стал компактный внедорожник Ruifeng S5 2012 года. Это новый автомобиль и преемник Ruiying (Санта-Фе). Дизайн соответствует дизайну других автомобилей JAC, но все же имеет определенный корейский оттенок. В то же время минивэн Ruifeng второго поколения получил суффикс M5, чтобы соответствовать новому соглашению об именах. Производство Binyue было незаметно прекращено, а JAC обновила свои компактные модели и переименовала их в суббренд Heyue. Это произошло в удобное время, поскольку китайское потребительское телешоу только что показало репортаж о моделях Tongyue, уже проржавевших во время сборки.
То, что схема именования сбивала с толку даже самого JAC, стало очевидным, когда субкомпактный внедорожник был представлен в качестве концептуального автомобиля на автосалоне в Гуанчжоу в 2013 году. Там он назывался Heyue S30, но через несколько месяцев, когда он поступил в дилерские центры, название сменилось на Ruifeng S3. Фактически, после 2013 года под суббрендом Heyue не было представлено ни одной новой модели. Некоторые автомобили Heyue производились еще довольно много лет, но суббренд был практически мертв, когда он только начинался.
Однако пустоту заполнил новый суббренд iEV. Как следует из названия, этот суббренд нацелен на рынок электромобилей. Революция Новой Энергии в Китае началась с городских автобусов, как того требует правительство. JAC, будучи крупным производителем автобусов, имела большой опыт установки электродвигателей и аккумуляторов в транспортных средствах. Компания даже открыла собственный завод по сборке аккумуляторных батарей под названием Huating. Таким образом, ранний переход к электрическим легковым автомобилям был естественным. Начиная с 2014 года JAC iEV представила целую линейку автомобилей, переоборудованных из линейки двигателей внутреннего сгорания.
Пик, закат и путь к выздоровлению
Таким образом, к середине 2010-х у JAC был целый каталог технологий с собственными правами на интеллектуальную собственность. Он использовал этот набор инструментов для постепенного расширения модельного ряда автомобилей. С MPV JAC представила более дешевые версии Ruifeng M5 как M3 и M4, а также роскошную версию как M6. Heyue RS был модернизирован и переименован в Ruifeng M2. И JAC нашел место для еще одного пассажирского самолета Ruifeng R3.
С внедорожниками та же история. Ruifeng S4 занимает промежуточное положение между S3 и S5. В нижней части диапазона был добавлен Ruifeng S2, а Yueyue Cross превратился в Ruifeng S2 Mini. На другом конце спектра возглавил 7-местный Ruifeng S7. Однако седаны в основном исчезли, лишь немногие сохранились как электромобили под суббрендом iEV. Единственным дополнением JAC к сегменту традиционных автомобилей стала еще одна попытка создать большой седан. Это был Ruifeng A60, созданный для того, чтобы конкурировать с Toyota Camry и ей подобными.
К чему все это привело? Что ж, JAC неуклонно росла с почти полного отсутствия автомобилей в 2003 году до 200 000 автомобилей, произведенных в 2014 году, что сделало его производителем среднего размера. Пик продаж пришелся на следующие два года, когда ежегодно производилось около 350 000 автомобилей. А потом покатился вниз, быстро. В прошлом году JAC произвела всего 150 000 легковых автомобилей. Сегмент грузовиков продемонстрировал наибольший рост в первое десятилетие века, а затем стабилизировался. JAC сохранила там свою долю рынка. Вот статистика: в 2012 году всего произведено около 450.000 автомобилей, из них 150.000 легковых автомобилей. В 2021 году цифры были примерно такими же. Это, конечно, игнорирует огромный пик легковых автомобилей между ними, но также показывает, что развитие JAC в значительной степени застопорилось.
Легковые автомобили JAC по-прежнему считаются бюджетными моделями в нижней части рынка, в то время как китайский потребитель ищет более продвинутые продукты. Продаваемые автомобили в основном по-прежнему являются моделями «первого поколения», и все они основаны на технологии, разработанной для выхода на рынок примерно в 2010 году. Поэтому нужно было что-то изменить, и JAC выбрала проверенную стратегию: изобрести новый суббренд.
И надо сказать, первая машина под этим суббрендом Jiayue была многообещающей попыткой. Свежий дизайн на новой платформе и с современным движком. И это был первый новый седан JAC с 2016 года. Jiayue A5 был выпущен в конце 2019 года. JAC не терял времени даром и весной 2020 года обновил обновленные версии Refine S4 и S7 до Jiayue X4 и X7 соответственно. Топовый Jiayue X8, использующий большую часть технологий A5, был представлен на автосалоне в Чэнду в июле, но когда он поступил в продажу в октябре, он получил название Sehol X8.
Deus Ex Machina
Иногда реальность движется быстрее, чем вы можете строить планы. JAC никогда не был богатым производителем, но и не нуждался в деньгах. Они всегда занимались собственными исследованиями и разработками, но вынуждены были обходиться ограниченными средствами. Так что они не могли ничего сделать сразу. Но в середине 2020 года пришла неожиданная помощь. Volkswagen купил половину холдинговой компании, до того принадлежавшей государству, и предоставил немного денег и вдохновения для возрождения JAC.
Мы вернемся к истории Volkswagen на следующей неделе, а пока достаточно знать, что ранее существовавшее совместное предприятие JAC-Volkswagen имело неиспользуемый бренд, который назывался Sihao на китайском языке и (до этого) Sol на английском языке. Volkswagen передал бренд JAC, и китайцы прекратили свою стратегию суббренда. Это делает JAC Jiayue недолговечным романом. Вместо этого JAC запустила новую стратегию двойного бренда. Sihao был повторно переведен на Sehol и станет брендом для седанов и внедорожников, автомобилей для широкой публики. Кроме того, JAC повысила статус имени Ruifeng до полноценного бренда для профессиональных приложений, теперь в его английском переводе Refine.
Новые автомобили Sehol по сути были все еще старыми моделями JAC, но деньги Volkswagen позволили провести некоторые довольно обширные обновления. Самые успешные модели из линейки Ruifeng и iEV быстро получили преемников Sehol. На базе седана A5 Sehol также представила свой первый настоящий новый автомобиль. Это еще один внедорожник под названием Sehol QX. В этом году появится электрическая версия Sehol E50X. Бренд Refine ориентирован на коммерческий рынок, такой как такси и маршрутные такси. Ruifeng M3 и M4 были быстро преобразованы в новую марку. Для более крупных моделей M5 и M6 Refine представила роскошные версии под названием L5 и L6.
JAC все еще находится в процессе перехода. Некоторые модели все еще продаются как JAC Ruifeng или JAC iEV, в то время как JAC Jiayue уже отменен. Вполне вероятно, что все оставшиеся автомобили под маркой JAC в конечном итоге перейдут под марку Sehol или Refine. Затем название JAC будет зарезервировано для (легких) коммерческих автомобилей.
На следующей неделе
В заключительном эпизоде о JAC мы рассмотрим, как все прошло от приобретения Anchi Automobile до сотрудничества с NIO. И, конечно же, прибытие Volkswagen в Хэфэй.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.