История брендов

История FAW (5/5)


На прошлой неделе мы узнали о собственном бренде FAW Bestune, тесно связанном с Mazda. FAW поддерживает еще одно долгосрочное сотрудничество с другой японской компанией Toyota. Эти отношения берут свое начало в автомобильной промышленности Тяньцзиня, которая состояла из довольно известных брендов Xiali и Huali.

Чтобы прояснить, где мы находимся, сегодня мы рассмотрим эту часть конгломерата FAW:

Подъем автомобильной промышленности Тяньцзиня

Тяньцзинь — большой портовый город к востоку от Пекина. Вместе с портом появляется крупная нефтехимическая и обрабатывающая промышленность, но, что примечательно, производство автомобилей долгое время не занимало очень важного места. И хотя тяньцзиньский автопром может быть невелик по размерам, он стартует довольно рано. В начале 1950-х было несколько небольших заводов под контролем военных, которые собирали джипы Ford, захваченные у Гоминьдана, или производили фургоны на базе трехколесных транспортных средств Daihatsu, которые восходят к временам японской оккупации во время Второй мировой войны. Однако эти заводы никогда не производили большого количества автомобилей.

Тем не менее, в 1965 году городские власти основывают Тяньцзиньский автомобильный завод. Этот завод является результатом сделки с Пекинским автомобильным заводом. BAW только что представила внедорожник BJ212, и производственная линия предыдущей модели BJ210 становится доступной для нового завода в Тяньцзине. Tianjin Auto производит этот внедорожник, который до 1978 года назывался TJ210 почти исключительно для военных. Между 1973 и 1978 годами компания также собирает TJ740, седан среднего размера, напоминающий Toyota Crown. Всего выпущено 63 экземпляра, так что вряд ли это серийное производство. С 1978 года Tianjin Auto собирает TJ130, копию легкого грузовика Beijing BJ130.

В начале 1980-х начинают вступать в силу экономические изменения постмаоистской эпохи. Одна из первых зон экономического и технологического развития расположена в Тяньцзине. Это промышленная зона, предназначенная федеральным правительством для экспериментов с капиталистическими принципами и свободной торговлей. Правительство города Тяньцзинь использует эту возможность, чтобы возродить свою автомобильную промышленность. Они создают Тяньцзиньскую автомобильную промышленную группу и объединяют в нее все мастерские, заводы (включая упомянутый Тяньцзинь Авто) и поставщиков.

Следующий план действий — найти подходящую машину для сборки. Как и многие китайские компании, Tianjin смотрит на восток и находит Daihatsu из Японии. После нескольких пробных запусков комплектов для разборки Charade 2-го поколения, Tianjin Industry и Daihatsu подписали в 1986 году техническое партнерство, которое позволяет китайцам производить по лицензии две модели: хэтчбек Charade и микроавтобус Hijet.



Hijet впервые появляется на рынке как Tianjin Huali. То есть в 1987 году, год спустя Charade (на этот раз модель хэтчбека 3-го поколения) следует за Tianjin Xiali. Вскоре автомобили заполонили улицы городов Тяньцзинь и Пекин, потому что они оказались очень популярными в качестве такси. Его популярность распространяется почти по всей стране, и, после добавления модели седана Charade, Tianjin даже какое-то время является самой продаваемой китайской автомобильной маркой. Благодаря этому бренд приобретает своих поклонников. Например, самый первый Geely — это чуть больше, чем слегка модифицированный Xiali с решеткой радиатора от Mercedes.

Модели Xiali и Huali остаются большими без изменений более восьми лет, но затем Tianjin Industry необходимо собрать деньги на модифицированную версию и переоснащение завода. Поэтому в 1996 году одна из ее дочерних компаний, Tianjin Mini Vehicle Factory (производившая трехколесные велосипеды Daihatsu в 1950-х и собиравшая Xiali в 1990-х), была переименована в Tianjin Xiali Automobile Co., Ltd. и зарегистрирована на Шэньчжэньской фондовой бирже. Сама Tianjin Industry владеет около 85% акций. Tianjin Automobile, которая собирала минивэны, также переименовывается в Tianjin Huali Automobile Co., Ltd. и становится дочерней компанией Tianjin Xiali. Xiali и Huali теперь стали торговыми марками. В следующем году компания представляет обновленные модели Xiali и даже добавляет длиннобазные версии хэтчбека и седана собственной разработки.

Тойота и Китай

В зависимости от вашей точки зрения, вы можете назвать Toyota очень ранним или очень новичком на китайском рынке. Уже во время японской оккупации в 1930-х и 1940-х годах у Toyota было как минимум два (а может и больше) сборочных завода на территории Китая. Они производили в основном легкие грузовики и внедорожники для поддержки японской армии. После капитуляции Японии эти заводы, разумеется, были национализированы новыми правителями.

После этого следует длительный период ограниченного присутствия на китайском рынке. Конечно, есть некоторый экспорт, но главный интерес Toyota связан с Jinbei Automobile. Эта компания выпускает минивэны на базе моделей Hiace. У Jinbei и Toyota было соглашение о техническом сотрудничестве, но в то же время многие мелкие китайские компании производили реконструированные копии одного и того же автомобиля. Когда-то Toyota рассматривала возможность создания совместного предприятия с Jinbei, но была заблокирована FAW, в то время владельцем Jinbei.

Таким образом, первое автомобильное производство Toyota в Китае за последние пять десятилетий — это мелкосерийное производство в провинции Сычуань. Chengdu Jincheng Auto Repair Factory основан в 1958 году и служит мастерской по обслуживанию автомобилей, принадлежащих государству. В конце 1970-х гараж также начинает сборку собственного автомобиля — универсала на базе шасси легкого грузовика. В 1984 году компания избавляется от ремонтного бизнеса и специализируется на производстве автомобилей. Компания переименовывается в Chengdu Bus Manufacturing Plant и имеет мощность 1500 фургонов в год. Несколько лет спустя Chengdu Bus приобретает 2-й завод по производству автобусов в Чэнду, и оба завода продолжают работать под новым названием Sichuan Bus Manufacturing Company. После нескольких хороших лет продажи упали в начале девяностых. Затем Sichuan Bus нацеливается на Toyota, и после долгих переговоров в ноябре 1998 года компания объединяется в совместное предприятие между провинцией Сычуань и Toyota. Новое название: Sichuan Toyota Motor Co., Ltd. Новый продукт: автобусы Toyota Coaster.

К тому времени Toyota также накопила аппетит к локализованному производству легковых автомобилей в Китае, но тут же столкнулась с препятствием. Поскольку многие мировые производители автомобилей вышли на китайский рынок в 1990-х годах, центральное правительство стало беспокоиться о избыточных мощностях и больше не одобряет новые совместные предприятия. Toyota воспринимает эту неудачу как возможность и составляет долгосрочный план. В Японии они приобретают контрольный пакет акций Daihatsu, а затем начинают отправлять дочерние предприятия по производству компонентов в Китай для создания производственных мощностей. Поэтому, когда в июне 2006 года Toyota, наконец, подписала соглашение о совместном предприятии с Tianjin Auto Industry, вся цепочка поставок уже работала. Просто постройте завод по сборке автомобилей, и вперед.

CNC FAW5 Toyota Coaster 00 800x436 - The Big Read - FAW (5/5)

Начинается строительство завода, но китайское правительство добавляет к этой истории еще один поворот. Они считают Tianjin Auto небольшой компанией с недостаточным финансированием, чтобы быть надежным партнером такого международного корпоративного гиганта, как Toyota. Таким образом, правительство добивается слияния Tianjin Auto с FAW, которая, конечно же, принадлежит и контролируется федеральным правительством. Я говорю о слиянии, на самом деле это ближе к поглощению Tianjin Auto компанией FAW. Тойота не возражает. Они получают гораздо более сильного партнера и прямой доступ к правительству.

Окончательные сделки состоятся в 2002 году, и в результате сделки будут созданы три реорганизованных компании.

  • Tianjin FAW Toyota Motor Co., Ltd. (доля: 40% Toyota, 30% FAW Xiali, 20% FAW, 10% Toyota China). Это основное совместное предприятие по производству автомобилей Toyota. Первыми продуктами являются Vios (Yaris) и Corolla.
  • Tianjin FAW Xiali Automobile Co., Ltd. (соотношение акций: 51% FAW, 34% Tianjin Industry, 15% публично торгуемые). Бывший Tianjin Xiali, теперь контрольный пакет акций принадлежит FAW. Компания продолжает выпускать модели на базе Charade, но также получает доступ к платформе Toyota Vios/Yaris.
  • FAW Huali Automobile Co., Ltd. (75% FAW, 25% Toyota). Бывший Тяньцзинь Хуали. Компания прекращает выпуск производных Hijet и заменяет их двумя другими моделями Daihatsu, Grand Move и Terios, под местными названиями Happy Messenger и Dario.

Трагический конец Huali и Xiali

Huali недолго продержится как независимый бренд из-за плохих продаж. В 2006 году от торговой марки отказались, и производство завода переключилось на модели Xiali. В 2008 году Toyota продает свою долю в компании FAW. Однако Happy Messenger продолжает производство в течение нескольких лет на заводе по производству легких коммерческих автомобилей FAW Hongta Yunnan. Автомобиль продается через канал продаж FAW Jilin под торговой маркой FAW Jiaxing. Судьба Дарио неясна. Скорее всего, производственная линия продана Tieniu Group, которая использует ее для своего нового бренда Zotye. Zotye 2008 (Nomad) — это копия Terios. Однако некоторые источники утверждают, что Zotye получил инструменты косвенно от Daihatsu через тайваньского посредника. Ни одна из историй не была подтверждена.

До 2018 года Huali продолжает работать как сборочный завод для Xiali, но затем он используется в качестве мелкой сдачи для новых инвестиций FAW. FAW становится одним из стратегических инвесторов стартапа Future Mobility, более известного под своим брендом Byton. Этот стартап занимается разработкой электромобилей, но не имеет лицензии на производство. Вклад FAW заключается в передаче Huali компании Byton, ее единственным и наиболее важным активом, конечно же, является разрешение на производство. Однако в 2020 году Byton столкнется с финансовыми трудностями, и, судя по последним новостям в этом году, компания подала иск о банкротстве в китайские суды.

К сожалению, для Xiali история удивительно похожа. Бренд переживает небольшое возрождение с приходом капитала FAW и технологий Toyota. Модели, основанные на Vios/Yaris, достаточно успешны, и остается рынок для старых, сверхдешевых Xiali на базе Charade. Имя Xiali стало синонимом нижней части рынка. В 2014 году Xiali представляет вторую торговую марку Junpai, которая занимает более высокое положение на рынке. Бренд производит производные от моделей Besturn и компактных седанов на основе технологий Volkswagen. Ни Xiali, ни Junpai не препятствуют превращению FAW Xiali в убыточную компанию.

Чтобы компенсировать эти убытки, FAW Xiali продает свою долю в совместном предприятии Toyota материнской компании FAW, 15% в 2016 году и оставшиеся 15% в 2018 году. от 85% до примерно 65%. Этого недостаточно, и в конце 2019 года FAW Xiali прекращает производство всех моделей Xiali и Junpai.

Предпринимается последняя попытка спасти компанию. В конце 2019 года FAW Xiali создает совместное предприятие с Bordrin, малоизвестным стартапом в области новой энергетики. Хотя FAW Xiali вносит почти все свои активы (завод, инструменты и оборудование, права на землепользование и, самое главное, разрешение на производство), в итоге она получает 20% акций, а Bordrin владеет 80% Tianjin Bordrin Technology. В декабре 2019 года все оставшиеся активы FAW Xiali передаются FAW, а компания-пустышка передается железнодорожной компании.

Формально Xiali до сих пор живет в совместном предприятии с Bordrin. Как оказалось, компания Bordrin также испытывает нехватку денежных средств. Даже имея в своем распоряжении полностью функционирующую фабрику, производство Xiali никогда не возобновляется. Затем, в середине 2020 года, из-за пандемии Covid, у Бордрина заканчиваются деньги, и он в конечном итоге становится банкротом, унося с собой Ксиали. Это печальный конец некогда культового бренда.

Взлет автомобильной промышленности Тяньцзиня, новый взгляд

Несмотря на обреченность и уныние последнего участка, в городе Тяньцзинь сегодня процветает автомобильная промышленность. И все это благодаря Тойоте. После позднего старта Toyota переживает быстрый рост в Китае, который продолжается и сегодня. Мы уже видели, что Toyota перенесла всю свою цепочку поставок в регион Тяньцзинь, и после завершения строительства первого завода последовали еще два. Так что, возможно, это не так, как предполагали городские власти несколько десятилетий назад, но теперь Тяньцзинь прочно занял свое место на карте автомобильной промышленности Китая.

Toyota быстро расширяет ассортимент своей продукции. Prius, Reiz, Crown и RAV4 были добавлены в модельный ряд FAW Toyota, позже за ними последовали Izoa и Avalon. Тем не менее, японцам этого недостаточно, и они ищут другие способы увеличения продаж и производства. Чтобы освободить место для нового совместного предприятия с Guangzhou Automobile, первое совместное предприятие Toyota по производству автобусов должно быть реструктурировано. FAW приобретает все акции Sichuan Bus Company, поэтому теперь FAW Toyota и Sichuan FAW Toyota считаются единым совместным предприятием. Помимо автобусов, Sichuan FAW Toyota также производит различные модели линейки Land Cruiser.

После беспорядков вокруг Huali и Xiali сотрудничество между FAW и Toyota претерпевает серьезные изменения. Tianjin FAW Toyota, теперь совместное предприятие 50/50 между обеими сторонами, становится холдинговой компанией всей совместной деятельности, включая производство легковых автомобилей и автобусов, сбытовые организации, исследования и разработки, заводы по производству двигателей и другие компании цепочки поставок. Таким образом, в городе Тяньцзинь в конце концов появляется гигантский автомобильный гигант.

Заключительные слова

В ходе реформ китайской экономики, начавшихся в 1980-х годах, FAW в основном наращивает производство грузовиков. FAW Jiefang становится самым важным и крупнейшим производителем средних и тяжелых коммерческих автомобилей в Китае.

В области легковых автомобилей FAW первоначально развивалась в основном за счет приобретения небольших местных заводов. Во-вторых, следуют совместные предприятия с Mazda, Volkswagen и Toyota. И, наконец, FAW фокусируется на разработке собственных технологий под собственным управлением совместно с Hongqi и Bestune. На третьем этапе FAW также отказывается от многих производителей, приобретенных на первом этапе.

В области новой энергетики FAW явно не лидирует, но связывая свои разработки с омоложением Hongqi, они сделали их надежным игроком в верхнем эшелоне рынка. Hongqi завоевал пространство между NIO и Xpeng. И кто знает, возможно, Byton M-Byte снова появится как модель Hongqi. FAW упускает нижние сегменты рынка, где лидерами являются Wuling и BYD. Может быть, FAW положила глаз на платформу Volkswagen MEB? У FAW очень сильные и стабильные партнеры с Volkswagen и Toyota, и развитие премиального бренда Hongqi идет впечатляюще. Оставшийся шаг, по-видимому, заключается в повышении привлекательности моделей Bestune, а также в том, чтобы закрепиться на основном рынке.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»