История брендов

История FAW (2/5)


FAW Group (China First Automobile Group) — крупный государственный производитель автомобилей. Она имеет важные интересы на рынке легковых автомобилей, но основным продуктом группы являются коммерческие автомобили. Во второй части этой серии мы рассмотрим этот сектор, несмотря на то, что CarNewsChina является веб-сайтом, посвященным легковым автомобилям.

В первом эпизоде ​​я предоставил корпоративную диаграмму. Для вашего удобства ниже приведена часть этой диаграммы с выделением компаний, которые мы рассматриваем сегодня.

Группа FAW Jiefang Co., Ltd.

Чтобы отдать должное FAW Jiefang, я должен занять место для подробного описания, но из-за масштабов веб-сайта (и, предположительно, интереса читателя) я буду краток.

Чтобы установить сцену, FAW Jiefang является крупнейшим производителем грузовиков в Китае в среднем и тяжелом сегменте. Он производит более 300 000 грузовиков в год и занимает 25% рынка. Это намного больше, чем у его основных конкурентов Dongfeng Trucks, Sinotruk, Shaanxi Trucks и Foton. Jiefang также экспортирует около 10% своей продукции на рынки Азии, Африки и Южной Америки, в основном в виде комплектов для разборки. Jiefang имеет девять зарубежных сборочных заводов в вышеупомянутых регионах.

В первой части мы уже рассказывали о первом грузовике Jiefang CA10, созданном на базе российского ЗИС 150 и выпускавшемся с 1956 по 1986 год. Его преемник, CA141, появился на рынке в 1982 году и представлял собой значительно модернизированную версию другого российского грузовика, ЗИЛ 130 (выпуск 1960-х годов). После этого Jiefang начала ускорять разработку своей продукции. Грузовики третьего и четвертого поколения представлены в 1991 и 1997 годах. Эти грузовики имеют раму собственной разработки, но используют кабины японских производителей, таких как Isuzu и Mitsubishi.

В начале девяностых Jiefang также приобретает дизельный завод в Уси. Этот производитель двигателей, основанный еще в 1943 году, является одним из немногих китайских производителей дизельных двигателей, которые обладают некоторыми собственными научно-исследовательскими возможностями. Jiefang постепенно развивает компанию, и сегодня Wuxi Diesel производит большинство дизельных двигателей, используемых в автомобилях Jiefang.



В январе 2003 года FAW выделяет подразделение Jiefang в отдельную компанию под названием FAW Jiefang Automobile. Год спустя пятое поколение автомобилей Jiefang (серия J5) увидело свет. Для средних грузовиков Jiefang продолжает использовать заимствованные кабины, но в тяжелом сегменте дизайн полностью выполняется собственными силами. Это большое достижение, так как Jiefang действительно делает это самостоятельно. Компания не вступает в какое-либо совместное предприятие с признанным иностранным производителем. Одно время (конец 1990-х) Jiefang ведет переговоры с Mercedes Trucks, но немцы выдвигают требования, которые китайцы не хотят выполнять. Затем Mercedes переходит к BAIC Foton.

Более новые автомобили — это серия J6 2007 года и серия J7 2017 года. Как обычно в Китае, автомобили разных поколений продаются вместе друг с другом, поэтому в продаже есть грузовики серий J5, J6 и J7.

Не так давно бизнес Jiefang был проверен внешними консультантами, и они сделали интересное открытие. В то время как такая компания, как Traton (подразделение грузовых автомобилей VW), получает около трети своего дохода от продаж новых автомобилей, а остальную часть — от послепродажного обслуживания, продажи новых автомобилей Jiefang составляют 95% дохода. Таким образом, Jiefang больше внимания уделяет послепродажному обслуживанию. В соответствии с этой стратегией проводятся активные исследования и разработки в области автономного вождения грузовиков, которые можно продавать как услугу.

Как вы можете видеть на диаграмме, FAW Jiefang Automobile теперь является частью FAW Jiefang Group, а также зарегистрированной компанией (на Шэньчжэньской фондовой бирже). Это было достигнуто за счет сложной передачи активов в 2020 году, которая будет объяснена в главе об автомобиле FAW (часть 4).

FAW Bus & Coach Co., Ltd.

Автобусная деятельность FAW начинается, когда вышеупомянутая компания Jiefang United Automotive приобретает производителя Wuxi Bus в 1986 году. Этот производитель автобусов ведет свою историю с 1959 года. Заводы по производству дизельных двигателей Jiefang образуют дочернюю компанию China FAW. Автобусы Wuxi Bus изначально выпускаются под торговой маркой Taihu, но позже все чаще используется торговая марка Jiefang. Завод в Чэнду в основном производит автобусы Toyota Coaster.

В ходе недавних реорганизаций, о которых вы можете узнать подробнее в главах, посвященных автомобилям FAW и FAW Jiefang, отдел автобусов был разделен. Две трети оригинального автобуса Wuxi Bus продаются CRRC, производителю поездов. Оставшаяся часть FAW Bus & Coach станет дочерней компанией FAW Jiefang где-то в будущем. FAW является средним игроком в автобусном секторе.

Легкий коммерческий автомобиль FAW Co., Ltd.

Как объяснялось во вступительной статье, FAW начала скупать крупные части своей цепочки поставок в 1980-х и 1990-х годах, чтобы оптимизировать производство в основном грузовиков. Это приводит к приобретению целого ряда заводов по сборке легких грузовиков. Вот неполный список некоторых приобретений, которые в той или иной мере способствовали развитию группы легких коммерческих автомобилей FAW.

  • Чанчуньский завод легких автомобилей: расположен в том же городе, что и сама FAW. FAW приобретает этот завод в 1986 году. Подробнее см. в следующем разделе.
  • Цзилиньский завод легких грузовиков: становится частью FAW в 1987 году. Цзилинь также получает свой собственный раздел ниже.
  • Харбинский завод по производству легких транспортных средств: основан в 1965 году как оружейный завод для Министерства аэрокосмической промышленности. В 1980-х они также собирают легкие грузовики на базе Isuzu Elf, как это делают многие китайские заводы. В 1993 году FAW берет на себя управление.
  • FAW Lingyuan Automobile: созданное в 1993 году совместное предприятие FAW и производителя грузовиков Linghe из провинции Ляонин. Linghe является частью China Aerospace, крупной компании по производству вооружений и аэрокосмической техники. В 2014 году Шанхайская промышленная группа Feihe приобретает большую часть акций, FAW сохраняет за собой 5%, провинция Ляонин — 14%.
  • Jinbei Automobile: производитель фургонов и автобусов в провинции Ляонин. Сейчас он входит в группу компаний Brilliance. В 1995 году FAW покупает 51% акций, но в 2000 году они продаются обратно правительству провинции Ляонин.
  • Автомобильный завод Чэнду: небольшой производитель в Чэнду, провинция Сычуань. Компания была приобретена FAW в 1996 году, а затем объединилась как с FAW Bus, так и с совместным предприятием по производству автобусов Sichuan Toyota.
  • Lanjian Automobile Factory: производитель небольших грузовиков в Уси, провинция Юньнань. Компания была основана в 1980-х годах местным правительством, а в 1996 году FAW приобрела контрольный пакет акций. В 2003 году производитель сигарет Yunnan Hongta Group (часть China Tobacco) также инвестировал в завод, и название было изменено на FAW Hongta Yunnan Automobile.

Когда FAW является акционером Jinbei, у этой компании есть совместное предприятие с GM по производству легких коммерческих автомобилей. Позже это совместное предприятие передается SAIC, но контакты с американцами пригодятся. В 2009 году FAW и GM сами заключают соглашение о создании совместного предприятия. Доля FAW — это заявка компаний Harbin Light Vehicle и FAW Hongta Yunnan, обе из которых станут частью совместного предприятия FAW-GM Light Commercial Vehicles.

Производство легких грузовиков Jiefang остается основным направлением деятельности этого совместного предприятия, но также в 2011 году будет запущен пикап. FAW является очень небольшим игроком на этом рынке и пытается войти в дверь с помощью GM. Пикап Kuncheng очень похож на Chevrolet Silverado и производится FAW Hongta Yunnan. Однако количество остается ограниченным. В 2019 году GM надоела и выходит из СП. Отныне компания будет называться FAW Light Commercial Vehicle и станет полностью принадлежать FAW.

FAW продолжает производить пикапы, хотя и в небольших количествах и продается только в определенных частях страны. После исчезновения GM FAW использует новый бренд FAW Lanjian, который производит преемника Kuncheng, универсальный пикап. Точно такой же автомобиль также производится FAW Lingyuan под маркой FAC Leishen. Как уже упоминалось, эта компания больше не находится под контролем FAW. Насколько взаимозаменяемы некоторые пикапы в Китае, показывает тот факт, что FAW Lanjian/FAC Leishen также производится как BAIC Doda (торговая марка Beijing Automobile) и как Projen (Lifan).

И, наконец, раздел о небольшом производителе, который недолгое время был частью FAW. В 1988 году Ян Лунъян основывает Guangzhou Baolong Light Vehicle Co., Ltd. Он специализируется на производстве пуленепробиваемых автомобилей на базе Ford Transits или Renault Traffics. С 2001 года компания также производит минивэн на базе Mitsubishi Space Gear под названием Baolong Pegasus. В 2005 году компания сталкивается с финансовыми трудностями и создает совместное предприятие с FAW Hongta Yunnan. Большая часть операций Baolong передается этому совместному предприятию. Затем Pegasus продается как FAW Freewind. Пять лет спустя BAIC Group выкупает все акции совместного предприятия, и завод превращается в предприятие по производству моделей BAIC. Baolong все еще существует, первоначальная компания теперь снова ограничивается модификациями автомобилей.

Чанчунь FAW Huakai Automobile Co., Ltd. / Mingjun Automobile Co., Ltd.

В 1969 году Second Automobile Works, производитель грузовиков, основанный FAW, открывает автомобильный завод Changchun Dongfeng. Этот завод выпускает легкие грузовики марки Dongfeng. Однако в 1986 году FAW приобретает завод и переводит производство на легкие грузовики Jiefang. Предприятие переименовано в Чанчуньский завод легковых автомобилей FAW.

В течение десятилетий этот завод был просто сборочным предприятием для моделей Jiefang, но примерно в 2010 году ситуация изменилась благодаря инициативе внешнего инвестора. Затем завод в Чанчуне продает универсальный китайский пикап и внедорожник под брендом Huakai. В то же время она начинает разработку более современного пикапа в сотрудничестве с небольшим производителем Kawei.

Внешний инвестор — Mingjun Group, компания семьи Сюй, движущей силой которой является Сюй Минджун. До этого Сюй активно работал в сфере недвижимости и финансовых услуг, а также руководил промышленной отраслью, производя такие вещи, как бойлеры и водяные насосы. Это одна из многих компаний, пытающихся войти в автомобильную промышленность в начале 2000-х годов. В конце 2000-х Сюй начал инвестировать в ряд компаний FAW и примерно в 2014 году приобрел большинство из них. В дополнение к Changchun FAW Light Vehicle, он также берет на себя Sichuan FAW Special Purpose Vehicle, Changchun FAW Hongding Automobile и Harbin FAW Transmission.

Хотя Сюй становится полноправным владельцем, компании продолжат использовать имя FAW. Завод в Чанчуне переименован в Changchun FAW Huakai Automobile. Сюй объединяет все в новую холдинговую компанию Mingjun Automobile. Компания производит пикап, разработанный совместно с Kawei, и ряд коммерческих автомобилей на базе FAW. Автомобили по-прежнему регистрируются под торговой маркой Huakai, и на большинстве моделей все еще можно увидеть логотип FAW.

В дополнение к производству автомобилей, связанных с FAW, Mingjun начинает новое сотрудничество. Hebei Yudea New Energy Technology — производитель LSEV (низкоскоростных электромобилей), автомобилей мощностью 4 или 5 кВт и максимальной скоростью около 70 км/ч. Несмотря на технические характеристики, в целом они выглядят как обычные автомобили сегмента A или B. Однако LSEV не являются автомобилями по китайскому законодательству, и многие производители LSEV ищут способы стать производителями автомобилей. Yudea делает это, сотрудничая с Mingjun. Yudea LSEV, оснащенный более мощным двигателем и аккумулятором большей емкости, превращается в настоящий автомобиль и продается под торговой маркой Mingjun.

Автомобильная компания FAW Цзилинь, ООО / Etsong Vehicle Manufacturing Co., Ltd.

Первый автомобильный завод расположен в городе Чанчунь, провинция Цзилинь. В 1981 году в одноименной столице этой провинции появляется небольшой производитель автомобилей. Эта компания, созданная городскими властями, носит название Jilin Light Vehicle Factory. Делают минивэны на базе Suzuki Carry седьмого поколения, аккуратно по лицензии. Кроме того, компания также производит запчасти для FAW. Последняя деятельность привела к тому, что FAW приобрела долю в компании в 1987 году и полностью приняла ее в 1991 году. Как и следовало ожидать, это означает смену названия на FAW Jilin Automobile Co., Ltd.

В 1990-х годах FAW Jilin меняет Suzuki Carry седьмого поколения на девятое, и в то же время они начинают внедрять собственные исследования и разработки в продукт и дизайн. Десять лет спустя база Suzuki едва узнаваема. Фургоны Цзилинь становятся довольно популярными в (северном) регионе.

Успех ее минивэнов заставляет директоров FAW Jilin задуматься о более крупных вещах, таких как легковые автомобили. И здесь сходятся две причуды истории китайского автомобилестроения. Во-первых, FAW Jilin не обращается к материнской компании за стратегическим подходом, а самостоятельно ищет возможности. Во-вторых, чтобы реализовать свои амбиции, они в конечном итоге покупают старую европейскую производственную линию и начинают с очень устаревшего дизайна. Это самое естественное, что можно делать в 80-х и 90-х годах.

История легковых автомобилей FAW Jilin на самом деле начинается в 1994 году, когда BMW приобрела осажденный MG Rover. К своему ужасу, немцы обнаруживают, что модели Maestro и Montego все еще производятся, несмотря на их возраст и ограниченное качество. BMW хочет избавиться от них, и поэтому производственная линия начинает кругосветное путешествие. Сначала он отправляется в Болгарию, возвращается в Англию, а затем продается китайцам.

Сейчас конец 1997 года, и помните, что Maestro впервые появился на рынке в 1982 году. Китайским покупателем производственной линии является Etsong Tobacco, сигаретный бренд государственной China Tobacco. В этот момент почти каждый китаец хочет начать производить автомобили, и Etsong создает собственный бренд Etsong Vehicle Manufacturing. Производственная линия будет установлена ​​на новом заводе в Циндао (провинция Шаньдун).

Etsong оснащает автомобили двигателями Toyota местного производства и продает их под маркой Lubao с 1998 года. Есть обычный хэтчбек и универсал/фургон. Количество серий, конечно, ограничено. Так что энтузиазм Этсонга в отношении автомобильной промышленности исчезает так же быстро, как и возник. Это конкурентный рынок, на котором у них нет никакого опыта. И тут на сцену выходит FAW Jilin.

В 2003 году FAW Jilin покупает всю компанию Etsong Vehicle Manufacturing, включая завод. Maestro останется в производстве как Lubao, универсал будет называться Jiabao. Таким образом, желание FAW Jilin производить легковые автомобили сбылось, но вскоре они обнаруживают, что купили серьезно устаревшую конструкцию. Кроме того, материнская компания FAW установила хорошие отношения с Toyota, и рассматривается более стратегический подход.

CNC FAW2 Etsong Lubao 02 800x450 - Большое чтение - FAW (2/5)
FAW Цзябао Ван

В рамках этого нового подхода FAW Jilin подписывает соглашение о техническом сотрудничестве с Daihatsu (дочерняя компания Toyota). Компания будет выпускать Daihatsu Xenia для китайского рынка, а автомобиль также будет продаваться как Toyota Avanza. FAW jilin использует новую торговую марку Senya для этого небольшого внедорожника. Автомобили Senya гораздо лучше соответствуют пожеланиям китайского покупателя, чем старые Maestro, так что FAW Jilin быстро устает от своей плохой английской сделки.

Можно было бы предположить, что Maestro теперь тихо уйдет в небытие, но старые автомобили в Китае умирают тяжело. FAW Jilin обнаруживает, что небольшой автомобильный завод Yema в провинции Сычуань все еще заинтересован в автомобилях. Yema покупает производственную линию в 2008 году и будет продолжать выпускать различные модели, основанные на дизайне Maestro, еще долгие годы. FAW продает завод в Циндао компании SAIC, которая превращает его в сборочный завод для Wuling.

Для FAW Jilin сотрудничество с Daihatsu заканчивается в 2010 году, но автомобили Senya продолжают сходить с конвейера. За новыми моделями FAW Jilin обращается к материнской компании. Сеня представляет более дешевые версии некоторых кроссоверов FAW Bestune. Однако костяком компании остаются микроавтобусы. Теперь они продаются под брендом Jiabao, оставшимся от периода Маэстро. Версии с открытым лотком продаются как грузовики Jiefang.

Когда в конце 2010-х Senya Цзилиня постепенно теряет свою актуальность, а вдохновляющие новые продукты не появляются, FAW Group продает 70,5% акций компании компании Shandong Baoya New Energy Vehicles. Как и Yudea из предыдущего раздела, Baoya является одним из многих китайских производителей LSEV, пытающихся проникнуть на автомобильный рынок. Сделка происходит в декабре 2019 года, а через несколько месяцев производство компании Jilin останавливается. Предположительно, чтобы преобразовать компанию в новую энергетическую фабрику, но спустя более года повторного запуска все еще нет. В последнее время несколько автомобилей Senya были повторно внесены в каталог MIIT, но нам придется подождать и посмотреть, удастся ли найти достаточно денег для возрождения Jilin Automobile.

На следующей неделе

Возвращение Hongqi и появление Volkswagen в качестве первого партнера FAW по совместному предприятию.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»