Сегодня воскресенье, и это означает только одно — еще одну часть серии Automaker Profile. Как вы думаете, какая марка китайских автомобилей является самой продаваемой на внутреннем рынке? Джили? Улинг? БИД может? Нет, это все неправильно. В первой половине 2021 года Changan был крупнейшим брендом Китая. Чтобы отпраздновать это достижение, вторая часть серии «Профиль автопроизводителя» посвящена компании из Чунцина.
Для тех из вас, кто пропустил первую часть о Нио, вы можете прочитать ее здесь.
Бестселлер: Changan CS75 Plus
Оружие и боеприпасы
На своем веб-сайте производитель автомобилей Changan ведет свою историю с 1862 года. То есть более чем за 20 лет до того, как Карл Бенц изобрел автомобиль. Конечно, многие компании сначала производили другие продукты, прежде чем заняться автомобилями, но Changan раздвигает границы возможного. Только через столетие после того, как Benz запатентовал Motorwagen, китайская компания серьезно занялась производством автомобилей.
Так что же важного произошло в 1862 году, что бренд считает своими корнями? Что ж, в том же году Ли Хунчжан основал Бюро иностранного оружия в Шанхае. Ли Хунчжан был политиком и главнокомандующим последней имперской династии, правившей Китаем, династии Цин. В то время этой династии приходилось бороться с внутренними беспорядками, европейскими поселенцами и японскими вторжениями, поэтому постоянный приток оружия и боеприпасов сослужил им хорошую службу. Шанхайское федеральное оружейное бюро было создано для импорта всех видов оружия из-за рубежа. Ли Хунчжан тоже был довольно интересной фигурой, повлиявшей на историю Китая, но после установления торговли оружием он уже почти не имел к ней отношения. Если вам интересен этот человек, я отсылаю вас к Википедии.
Обстоятельства вынудили торговлю оружием сначала переместиться в Сучжоу, а затем в Нанкин, где компания сменила название на Jialing Machinery Manufacturing Bureau. Помимо торговли оружием, она занялась там и производством. В войне с французами (1884-85) и первой войне с японцами (1894-95) оружейный завод Цзялин был важным поставщиком династии Цин.
В 1937 году японцы снова вторглись в Китай, и тогда им удалось оккупировать большую территорию, включая Шанхай, который находится недалеко от Нанкина. Из соображений безопасности оружейный завод вновь перенесен в город Чунцин в центральном Китае. Там завод будет называться 21-й Арсенал. После Второй мировой войны японцы снова исчезли со сцены, а в 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты. Это ставит 21-й Арсенал под контроль Министерства военной промышленности, которое, в свою очередь, является частью Народно-освободительной армии (НОАК). Арсенал также получает новое название: 456-й завод Главного артиллерийского управления.
Так что речь здесь пока идет о заводе оружия и боеприпасов, но в конце 1950-х годов 456-й завод НОАК какое-то время строит автомобили. Первоначально они собирают несколько джипов Вилли из трофейных автомобилей и запчастей, но завод также разрабатывает собственный дизайн на основе культового джипа. В 1957 году начинается производство внедорожника под названием Changjiang 46, и в честь этого события название компании снова меняется. Отныне он будет называться Changan Machinery Manufacturing Plant.
Чанцзян построил внедорожник в 1963 году, и всего с завода было выпущено 1400 экземпляров. Затем вся производственная линия упаковывается и отправляется в Пекин. Changjiang по-прежнему производится там, но теперь на Пекинском автомобильном заводе и является отправной точкой в истории Beijing Auto. Changjiang является предшественником культового BJ212, который выпускается до сих пор. Сам Changan возвращается к производству вооружений.
В то время власть имущие разделили китайскую оборонную промышленность на пять основных групп (оружейная, судостроительная, авиастроительная, аэрокосмическая и ядерная), каждая из которых имела зонтичную холдинговую компанию. В случае с Changan это China Ordnance Industry Corporation, которая занимается производством оружия. Кстати, этот холдинг следует рассматривать в свете китайской плановой экономики. Он контролируется администрацией НОАК и влияет на распределение денег, ресурсов и задач, но не контролирует напрямую десятки компаний и заводов, расположенных по всему Китаю.
Времена меняются
В 1960-х и 1970-х годах Китай попал в период гражданских беспорядков, политических убийств, экономического упадка и, наконец, голода в результате «культурной революции» Мао Цзэдуна, политики, направленной на избавление страны от всего ревизионистского мышления и установление коммунистическое общество согласно Красной книжке Мао. Это были трудные времена для простых граждан, но прекрасные времена для оружейной промышленности. После смерти Мао в 1976 году Коммунистическую партию контролируют более умеренные лидеры, и все начинает быстро меняться.
Новые лидеры восстанавливают спокойствие и мир и инициируют радикальную экономическую модернизацию. Это хорошая новость для большинства китайцев, за исключением оружейной промышленности. Этот бизнес приходит в упадок, и China Ordnance Industry Corporation ищет другие варианты, чтобы сохранить работу своих заводов. В начале 1980-х компания достигает соглашения с производителем автомобилей Suzuki о лицензионном производстве японских автомобилей для местного рынка.
Соглашение подписано с другой группой оборонной промышленности, China Aviation Industry. Обе группы распространяют лицензию на многие из своих заводов. Оружейное подразделение будет производить Changan, Huaihai, Qinchuan, Jiangnan и Jiangbei Suzuki, а авиационные компании будут производить автомобили на заводах в Чанхэ, Юньке, Хафэй и Дунган. В дополнение к этому списку лицензированных строителей, несколько компаний делают незаконные копии. Все они, как правило, производят одни и те же два Suzuki: Alto 2-го поколения или Carry/Every 8-го поколения.
Создание корпорации
Вскоре становится ясно, что среди этих заводов лидирует Changan. Военное командование объединяет Changan с другим производителем оружия с очень похожей историей, Jiangling Machinery Manufacturing Plant, который будет производить двигатели. Совместная компания называется Changan Automobile Group, и это первый шаг к тому, чтобы стать настоящим автопроизводителем. Пробное производство начинается в конце 80-х, а примерно с 1989 года Carry by Changan поступает в продажу в Китае. Итак, вернемся к первому абзацу: прошло 130 лет после начала торговли оружием в Шанхае. Решайте сами, не преувеличивает ли веб-сайт Changan «наследие» бренда.
В последующие годы Changan начинает строить корпоративную структуру. Первая разработка — это совместное предприятие с Suzuki, о котором я расскажу в ближайшее время. В октябре 1996 года Changan Automobile Group учредила промежуточную холдинговую компанию под названием Chongqing Changan Automobile. Размещена важная часть автомобильной деятельности, в том числе совместное предприятие с Suzuki. Затем в мае 1997 года этот промежуточный холдинг размещается на Шэньчжэньской фондовой бирже, при этом Changan Automobile Group торгует примерно 32% своих акций. Suzuki является одним из покупателей.
Вернемся в последний раз к оборонной промышленности. Как уже упоминалось, китайское правительство разделило отрасль на пять групп, но в конце 1990-х годов оно решило, что пришло время для основательной реорганизации. Для повышения эффективности и скорости инноваций каждая из пяти групп разбита на две части, которые должны конкурировать друг с другом. China Ordnance Industry Corporation разделена на China North Industry Group Corporation и China South Industry Group Corporation. Чанган становится частью «южной» части. Возможно, стоит отметить, что China-South по-прежнему активна в военной промышленности, но автомобили Changan и мотоциклы Jialing (еще одна компания в группе) не менее важны. Кроме того, China South также активно занимается робототехникой, солнечными панелями и медициной, и это лишь некоторые из них. Чтобы было ясно, группа «Китай-Юг» по-прежнему полностью принадлежит центральному правительству Китая.
Примерно через десять лет компания Changan получает свою нынешнюю структуру. В то же время компания хочет занять часть быстрорастущего рынка легковых автомобилей Китая со своим собственным брендом. Он строит новый завод в Нанкине, а в конце 2005 года следует реорганизация и рекапитализация компании. China South Industries Group создает новую дочернюю организацию China Changan Automobile Group, которая приобретает все акции Chongqing Changan (автомобильного предприятия) у существующего холдинга Changan Industry Group. Таким образом, China Changan становится новым держателем контрольного пакета акций Chongqing Changan и его обширной сети компаний, занимающихся производством запчастей, финансовыми и коммерческими услугами. «Старая» Changan Industry Group все еще существует, но теперь в основном занимается оборонной промышленностью, а также продолжает производить некоторые автозапчасти.
В конце этой статьи я добавил корпоративную диаграмму, объясняющую корпоративную структуру Changan.
Чанган и Сузуки
Сузуки быстро обнаруживает, что Changan тщательно выполняет свою работу, и в июне 1993 года обе стороны создают полноценное совместное предприятие, которое включает в себя недавно построенный завод. Первый результат заключается в том, что Changan также построит Alto. Автомобили имеют марку Changan-Suzuki и имеют такие обозначения, как City Baby и Happy Prince. Swift добавляется в модельный ряд ненамного позже, но снабжен только логотипами Suzuki.
Все следующие легковые автомобили продаются через каналы продаж Suzuki, а Changan Alto продлится до 2008 года. В отделе минивэнов дела обстоят иначе. Changan использует технологии Suzuki, но создает собственный дизайн и кузова и продает автомобили под брендом Changan. Первый такой автомобиль — Zhixing (или Chana Star на экспортных рынках). В конечном итоге ассортимент расширится до большого количества различных вариантов и размеров. Минивэны пользуются большим коммерческим успехом.
Производство коммерческих автомобилей расширяется за счет совместного предприятия с группой недвижимости Kuayue, также расположенной в Чунцине. Changan Kuayue работает на бюджетном рынке с очень дешевыми минивэнами и мини-грузовиками, часто основанными на более старых моделях Changan.
Чтобы укрепить свои лидирующие позиции в области малых коммерческих автомобилей, в 2009 году Changan переняла всю автомобильную промышленность у китайской авиационной промышленности. Это компании Changhe, Hafei и Dongan. Как мы знаем, Changhe и Hafei — два производителя автомобилей, которые также начали производить Suzuki по лицензии. Они также в основном делают варианты Carry. У Changhe, как и у Changan, даже есть полноценное совместное предприятие с японцами. Dongan не производит автомобили, но является заводом по производству двигателей для Hafei и других китайских производителей.
Брак между Чанхэ и Чанган с самого начала был напряженным. Руководство Changan планирует объединить два совместных предприятия с Suzuki и интегрировать собственное производство Changhe в материнскую группу. Руководителям Чанхэ эта идея не нравится, и они яростно сопротивляются. Это приводит к долгой и жаркой ссоре между двумя руководителями. В конце концов, правительство провинции Цзянси, где находится Чанхэ, навязывает решение. Changhe отделяется от Changan в 2013 году, после чего провинция Цзянси в значительной степени продает компанию BAIC Group, где у нее, похоже, большое будущее.
Поглощение Hafei идет не намного лучше, по крайней мере, для компании Hafei. Вскоре после поглощения руководство Changan распускает автомобильный бренд Hafei, и материнская компания берет на себя освободившиеся производственные мощности. Крупнейший завод в северном Харбине закреплен за совместным предприятием Changan с Ford.
Для Донгана поглощение — гораздо более счастливое дело. Компания в основном производит двигатели меньшего размера (примерно до 1,5 литров), конечно, изначально на основе технологий Suzuki, и под управлением Changan становится важным игроком на рынке. Сегодня она поставляет двигатели всем видам китайских производителей.
Совместное предприятие Changan и Suzuki довольно успешно работает уже почти 25 лет, но в 2018 году японский бренд вдруг решает полностью уйти с китайского рынка. Они продают свою долю в совместном предприятии Changan, но дают китайцам разрешение на производство нескольких моделей (S-Cross, Vitara и Alivio) по лицензии до 2023 года. China Changan передает более половины своих акций в Chongqing Changan материнской компании. China South Industry Group для финансирования обратного выкупа акций. В результате China South становится держателем контрольного пакета акций автомобильной компании Changan.
Чанган и Форд – Мазда
В 2001 году Changan расширила производство легковых автомобилей, создав совместное предприятие с Ford Motor Co. Первоначально совместное предприятие производило Fiesta, за которым вскоре последовали Mondeo и Focus. Со временем Ford постепенно добавляет больше моделей, в том числе популярные кроссоверы и даже «только для Китая» Escort.
В то время Ford по-прежнему является совладельцем Mazda, поэтому совместное предприятие также начинает производить модели 2-й и 3-й серий у японцев. Эти автомобили делят свою платформу с Ford Fiesta и Focus, так что это логическое развитие. Ford даже добавляет третью производную от Focus, Volvo S40, а затем Volvo S80 на базе Mondeo.
Во время кредитного кризиса 2008 года Форд испытывает финансовые трудности и вынужден продать несколько дочерних компаний. В том числе Вольво и Мазда. Volvo, конечно же, переходит к Geely, поэтому участие Changan в этом бренде недолговечно, хотя S80 производится некоторое время после того, как Volvo переходит из рук в руки.
Ford и Mazda разошлись в 2012 году. Это также отразилось на Китае. Mazda выходит из совместного предприятия с Ford, но сразу же создает новое совместное предприятие с Changan. В результате различные модели остаются в производстве во время перехода в январе 2013 года.
Ford быстро восстанавливается после экономического спада, и какое-то время бренд неплохо себя чувствует на китайском рынке. Он даже добавляет еще одну модель, специально для Китая, Taurus, шильдик, который компания отказалась от на своем внутреннем рынке. Но хорошие времена не длятся. Примерно в 2018 году продажи Ford начинают значительно падать. Компании необходимо оживить модельный ряд и представить больше внедорожников. В 2020 году в Китае стартует производство первой модели Lincoln, за ней последуют еще две более дорогие модели. Пока Линкольны китайского производства весьма успешны в коммерческом плане.
Совместное предприятие с Mazda — дело довольно скромное. В основном компания производит Mazda3 Axela и CX-5. Более важное совместное предприятие Mazda в Китае с FAW производит Mazda6 и несколько кроссоверов. Но в последнее время продажи Mazda падают, и ходят слухи, что японцы намерены объединить два совместных предприятия. Посмотрим, что из этого выйдет.
Чанган и PSA
В 2011 году Peugeot-Citroen выделила DS как отдельный бренд, основной целью которого является Китай. Хотя Dongfeng производит французские автомобили для Китая, PSA выбирает Changan для бренда DS и создает новое совместное предприятие. Новый завод строится в Шэньчжэне, и поначалу внедрение причудливых моделей DS проходит довольно успешно.
Однако успех недолговечен. PSA вносит беспорядок в свою деятельность в Китае, а некогда очень известные бренды Peugeot и Citroen быстро приходят в упадок с 2018 года. DS разваливается вместе с ним до такой степени, что PSA больше не видит будущего в своем совместном предприятии с Changan. В 2020 году Changan и PSA продали всю операцию гонконгской группе недвижимости Baoneng. Baoneng Group уже приобрела бренд Qoros и будет производить эти автомобили на заводе в Шэньчжэне. Между тем, он продолжает производить некоторые модели DS для PSA, в том числе совершенно новый DS9.
Кстати, на этом сотрудничество Changan и PSA полностью не закончилось. В последние годы две компании совместно разработали пикап. Он продается в Китае компанией Changan Kaicheng, но вариант со значком Peugeot будет продаваться в Южной Америке.
Автомобили собственной марки Changan
Со всеми разговорами о совместных предприятиях вы можете задаться вопросом, где собственные автомобили Changan. Да, я упомянул легкие коммерческие автомобили собственной разработки, но они не делают вас крупнейшим брендом Китая. Итак, где происходит волшебство?
Боюсь, я должен упомянуть еще об одном совместном предприятии. В начале 2004 года Changan создала совместное предприятие с Jiangling Motor Co. (JMC), производителем грузовиков. Вместе они создали Jiangling Motor Holding, выпускающую легковые автомобили собственной марки Landwind. Для обеих компаний это первая независимая попытка самостоятельной разработки легковых автомобилей. Хотя Changan владеет 50% акций, Jiangling Holding в основном является поставщиком продукции JMC, и история компании станет предметом следующей статьи. Чанган должен набраться опыта.
Несколько абзацев назад я упомянул, что компания Changan была реструктурирована и рекапитализирована в 2005 году. Это послужило столь необходимой основой для набега Changan на независимое производство автомобилей. Changan присматривалась к части стремительно растущего внутреннего рынка. Его первый продукт, BenBen (на основе Suzuki Alto 7-го поколения), выходит на рынок в 2006 году, за ним следует целый ряд доступных, но, по-видимому, хорошо сделанных седанов. Субкомпактный Yuexiang (Alsvin), компактный Zhixiang, очень успешный Eado и более крупный Raeton следуют друг за другом. Самым большим достижением Changan является начало ажиотажа вокруг внедорожников. К середине 2010-х у него есть полная линейка кроссоверов, как раз тогда, когда шумиха набирает обороты.
Многие китайские бренды создают суббренды для каждой рыночной ниши. Changan продает все свои автомобили под своим именем. Это помогает укрепить репутацию бренда. С 2017 года компания реализует свою продукцию через четыре более или менее независимых канала продаж. Регулярный модельный ряд легковых автомобилей продается через Changan Automobile. Changan Oushang продает в основном недорогие внедорожники и минивэны, ориентированные на более молодую и менее обеспеченную аудиторию. Кстати, это близко к суббренду. Автомобили Oushang имеют другой логотип и значки. Changan Kaicheng — это подразделение коммерческих автомобилей, которое продает микроавтобусы, фургоны и пикапы. Наконец, есть премиальный раздел под названием Changan UNI. Их первая модель, симпатичная UNI-T, сразу же стартовала.
Секрет успеха Changan? Ну, я не могу точно сказать, но думаю, что это будет сочетание хорошо сделанных автомобилей и соотношения цены и качества.
Чего до сих пор не хватало, так это конкурентоспособной линейки автомобилей на новой энергии. У Changan есть случайные гибриды и электромобили, но пока ничего революционного. Они играют в догонялки, но даже тогда, кажется, они не могут сделать ничего плохого. Недавно Changan представила BenBen E-star, основанную на почти устаревшем Suzuki Celerio. Тем не менее, автомобиль вторгается в сегмент «очень дешевых электромобилей», где доминирует Wuling Hongguang Mini EV.
Так что конкурентам лучше следить за последним начинанием Changan. Раньше у них было (еще одно) совместное предприятие с NIO для разработки технологии электромобилей, но эта компания не произвела ничего, о чем можно было бы говорить. Недавно NIO в основном вышла из совместного предприятия, и Changan трансформирует его для своего будущего электромобиля премиум-класса. В конце прошлого года они объявили о сотрудничестве с Huawei и CATL для создания еще неназванного нового бренда высокопроизводительных электромобилей с использованием новейших автономных технологий. Не удивляйтесь, если Changan покорит и этот сегмент.
Корпорация China South Industries Group
Огромный государственный конгломерат со многими десятками дочерних компаний. Традиционно занимается производством оружия и боеприпасов, но в настоящее время также довольно активно занимается производством автомобилей (Changan) и мотоциклов (Jialing). Они также производят роботов, солнечные батареи и лекарства.
Чунцин Changan Industry Group Co., Ltd. (CCIG)
До конца 2005 года эта компания была материнской компанией Chongqing Changan. Затем CCIG передала акции автопроизводителя China Changan. Changan Industry в настоящее время в основном занимается оборонной промышленностью (производят в том числе всевозможные бомбы) и имеет небольшое подразделение, занимающееся производством автозапчастей.
Китайская автомобильная группа Changan Co., Ltd.
С конца 2005 года материнская компания Chongqing Changan, China Changan, также владеет Hafei Industry в результате слияния Hafei Motor и Harbin Dongan. Hafei Motor производит автомобили для Changan Ford. В дополнение к перечисленным компаниям China Changan также имеет длинный список активных производителей запчастей, коммерческих и финансовых услуг для автомобильной промышленности, а также логистики / транспорта.
Чунцин Чанган Автомобильная Ко., Лтд.
Фактический производитель автомобиля. Компания зарегистрирована на Шэньчжэньской фондовой бирже, но на практике контролирующим акционером является China South Industries. Помимо штаб-квартиры и главного отдела разработки, Чунцин Чанган также включает в себя огромные промышленные комплексы в Чунцине, где производятся многие автомобили Чанган.
Нанкин/Хэбэй/Хэфэй Changan Automobile Co., Ltd.
Производственные площадки Changan за пределами Чунцина.
Чунцин Чанган Сузуки Автомобильная Ко., Лтд.
До 2018 года это было совместное предприятие с японской Suzuki. С тех пор Suzuki вышла из компании и стала производственным центром Changan. Однако компания в любом случае может продолжать выпускать Suzuki для китайского рынка по лицензии до 2023 года.
Баодин Чанган Автобус Ко., Лтд.
В приведенной выше статье не упоминается, но помимо легкового и коммерческого транспорта Changan также производит автобусы. Точная история этой компании мне пока не совсем ясна, но кажется, что Changan с самого начала производила автобусы в небольших масштабах в автомобильной промышленности. С 2005 года подразделение выделено в самостоятельную компанию и производит в основном школьные автобусы и автобусы для общественного транспорта.
Чунцин Чанган Новая Энергия Автомобильных Технологий Лтд.
Отдел разработки электромобилей Changan. Changan NE также самостоятельно производит аккумуляторные батареи и электродвигатели. Компания Changan NE, основанная в 2008 и 2018 годах, привлекла несколько стратегических инвесторов.
У Changan также есть еще одно совместное предприятие (не показано на диаграмме) с BYD для разработки и производства аккумуляторов. Я пока не могу точно сказать, какая компания внутри Changan является партнером, но подозреваю, что это будет Changan NE.
Чанган Форд Автомобиль Ко., Лтд.
Совместное предприятие Changan и американской Ford Motor Company. Эта компания производит автомобили Ford для китайского рынка. Помимо глобальных моделей, перешедших с рынка США или ЕС, компания также выпускает два специальных автомобиля для Китая: Escort и Taurus. Компании пришлось столкнуться с резким падением продаж в последние годы, и в ответ Ford теперь также производит несколько моделей Lincoln в Китае. Реакция рынка на это пока выглядит умеренно позитивной.
Changan Mazda Automobile Co., Ltd. / Changan Mazda Engine Co., Ltd.
Совместные предприятия Changan и японской Mazda. Бывшая компания производит много моделей Mazda для китайского рынка. Вторая компания, конечно же, делает двигатели. Производные двигателей Mazda также можно найти на рынках автомобилей Changan под собственным именем.
Цзянлин Холдинг Ко., Лтд.
В период с 2004 по 2019 год это было совместное предприятие Changan и JMC Group по производству автомобилей JMC и собственного бренда под названием Landwind. В 2019 году стартап Aiways перенял у обоих партнеров контрольный пакет акций, чтобы получить лицензию на производство собственных автомобилей. Перед приобретением Jiangling исключила производство автомобилей JMC из совместного предприятия, но Jiangling Holding продолжит производить автомобили Landwind.
Чунцин Чанган Куаюэ Автомобиль Ко., Лтд.
Совместное предприятие Changan с Kuayue Group, застройщиком из Чунцина. Компания производит недорогие коммерческие автомобили, часто основанные на старых моделях Changan.
Avita Technology (Чунцин) Co., Ltd.
В 2018 году Changan и начинающая компания NIO создали совместное предприятие, специализирующееся на разработке и производстве деталей для электромобилей. В 2021 году NIO продала большую часть своих акций компании Changan, которая вместе с Huawei и CATL намеревается превратить компанию в производителя электромобилей высокого класса.
Надеюсь, вам понравилась сегодняшняя статья, и, пожалуйста, дайте нам знать в комментариях, подходит ли вам длина отчета для одноразового прочтения или вы предпочитаете разбить его на несколько частей (или если вы хотите, чтобы мероприятие было длиннее, и этого вам недостаточно). 🙂
Предыдущая глава Automaker Profile:
история Нио