Автомобильный бум в Китае: распродажи перед налоговыми изменениями
Рынок новых энергетических автомобилей (NEV) в Китае переживает настоящий всплеск активности. На пороге смены налоговой политики, которая с 1 января 2026 года существенно сократит налоговые льготы, автосалоны по всей стране фиксируют рекордные объемы заказов, как сообщает Sina Finance. Этот ажиотаж является одним из самых значительных за год.
Согласно данным China Central Television, уже с 1 января 2026 года NEV перейдут от полного освобождения от налога на покупку к 50-процентной льготе. В настоящее время покупатели соответствующих пассажирских NEV могут рассчитывать на вычет до 30 000 юаней (4 200 долларов США). С нового года, в течение 2026 и 2027 годов, этот максимальный вычет будет уменьшен вдвое – до 15 000 юаней (2 100 долларов США).
Индустриальные аналитики отмечают, что совпадение даты изменения политики с традиционным сезоном предновогодних распродаж спровоцировало резкий всплеск спроса. Некоторые дилерские центры сообщают, что объем заказов вырос почти на 60% по сравнению с обычным месячным уровнем. Ожидается, что эта тенденция сохранится в ближайшее время. Дополнительные факторы, такие как привлекательные кредитные программы и расширение модельного ряда, также стимулируют продажи.
Представители Ассоциации автодилеров Китая подчеркивают, что корректировка политики — это не просто фискальная мера, но и четкий сигнал от правительства, направленный на структурные изменения в отрасли. ужесточая требования к квалификации автомобилей для получения льгот, Пекин стремится сместить фокус рынка NEV с ценовой конкуренции на конкуренцию, основанную на ценности продукта. Это должно способствовать долгосрочному развитию сектора.
В октябре 2025 года Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство финансов и Государственная налоговая администрация Китая совместно повысили планку для автомобилей, претендующих на налоговые льготы. Например, теперь гибридные автомобили с возможностью подзарядки от сети и автомобили с увеличенным запасом хода должны иметь эквивалентный запас хода на электротяге не менее 100 км. Это ограничение призвано отсеять модели с устаревшими или низкоэффективными решениями.
Чтобы смягчить переходный период, многие автопроизводители запустили программы «гарантии налоговой разницы». Эти программы предназначены для клиентов, которые оформят заказ до конца ноября 2025 года, но получат автомобиль в 2026 году. По сути, производители берут на себя часть разницы в налоговых льготах. Эта мера призвана поддержать уверенность покупателей в условиях меняющихся правил.
Аналитики предсказывают, что новая система может привести к двум основным эффектам: краткосрочному скачку продаж, вызванному стремлением покупателей успеть до истечения срока действия текущих льгот, и последующему возможному замедлению в начале 2026 года, когда вступит в силу уменьшенная выгода. Учитывая, что проникновение электромобилей уже превышает 45% продаж новых автомобилей, дальнейший рост, скорее всего, будет в большей степени зависеть от технологических инноваций и разнообразия моделей, нежели от налоговых стимулов. Будущее рынка NEV в Китае выглядит многообещающим.
С 2014 года полное освобождение от налога на покупку стало мощным катализатором для стремительного роста рынка электромобилей в Китае. Предстоящее решение о сокращении налогов знаменует собой новый этап, направленный на повышение устойчивости, качества продукции и снижение зависимости от государственных субсидий на крупнейшем в мире рынке электромобилей. Будущие модели будут характеризоваться повышенной энергоэффективностью и улучшенными характеристиками.




