Китайский гигант по производству электромобилей BYD готовится бросить вызов плотно удержанному японскому рынку мини-автомобилей с новым конкурентом: полностью электрическим kei car, разработанным специально для японских дорог. Недавно просочившиеся в сеть шпионские фотографии раскрывают компактный прототип, который проходит испытания. Он имеет характерные конструктивные элементы, такие как раздвижные задние двери и двухстоечная компоновка передней части, что указывает на строгое соблюдение японских нормативных требований к kei car.

Kei cars, сокращение от keijidōsha (малогабаритные автомобили), — это уникальная японская категория ультракомпактных транспортных средств. По закону они не должны превышать 3,4 метра в длину, 1,48 метра в ширину и 2 метра в высоту, при этом мощность двигателя ограничена 64 лошадиными силами. Эти транспортные средства получают налоговые льготы и преимущества парковки, что делает их идеальными для городских водителей. Несмотря на сокращение стимулов в 2014 году — включая 50-процентное повышение налогов на kei car — эти транспортные средства по-прежнему занимают около 35% японского автомобильного рынка.

Kei car от BYD станет первым электрическим с нуля в этой категории, разработанным иностранным автопроизводителем. В то время как Smart адаптировал свой ForTwo, а Hyundai’s Inster подошел близко, ни один из них не был разработан исключительно для японских стандартов kei. Напротив, BYD разработал совершенно новую платформу, ориентированную на Японию.

Сообщения из Китая предполагают, что транспортное средство будет оснащено аккумулятором емкостью 20 кВтч, обеспечивающим 180 км хода WLTC, 100 кВт быстрой зарядкой и эффективной системой отопления и кондиционирования воздуха с тепловым насосом. Ожидаемая цена — 2,5 миллиона юаней (17 700 долларов США), что позволит ему напрямую конкурировать с Nissan Sakura и Mitsubishi eK X EV — двумя ведущими электрическими kei car в Японии. Оба были запущены в 2022 году совместным предприятием NMKV, оснащены батареями емкостью 20 кВтч и двигателями мощностью 47 кВт.

BYD планирует производить модель в Китае для экспорта в Японию, начиная с конца 2026 года, и рассчитывает на 40% долю рынка электрических kei car в течение нескольких лет. Его продвижение в эту категорию следует за умеренным успехом в Японии с электромобилями Dolphin и Seal, которые помогли BYD достичь более 2 200 продаж транспортных средств в 2024 году. Компания планирует расширить свою дилерскую сеть до 100 мест к 2025 году.

Только Daihatsu, Honda, Suzuki и партнерство Nissan-Mitsubishi NMKV выпускают kei car в больших масштабах, в то время как Toyota, Mazda и Subaru полагаются на модели с другим брендом. Вход BYD станет первой серьезной конкуренцией извне Японии.

«Разработка настоящего kei car требует полного пересмотра архитектуры транспортного средства», — сказал аналитик Ли Мин. «Шаг BYD сигнализирует о глубокой приверженности японскому рынку».
В 2024 году производитель автомобилей из Шэньчжэня впервые превзошел Toyota по продажам электромобилей в Японии, поставив 2223 электромобиля, что на 54% больше, чем годом ранее. Toyota продала 2038 электромобилей, а всего в 2024 году в Японии было продано 59 736 электромобилей.