Кажущиеся противоречивыми термины «подержанный» и «новый автомобиль» объединились в новое словосочетание «подержанные автомобили с нулевым пробегом», которое в настоящее время находится в центре внимания обсуждений в отрасли. Это явление относится к новым транспортным средствам, которые зарегистрированы и лицензированы, но сразу же продаются как подержанные автомобили без использования потребителем, зачастую с пробегом в несколько сотен километров или даже нулевым, и по значительно более низким ценам, чем новые транспортные средства.

Вэй Цзяньцзюнь, председатель Great Wall Motor, недавно выразил обеспокоенность по поводу этой тенденции: «В последние годы некоторые продукты подешевели с 220 000-230 000 юаней до 120 000-130 000 юаней. Какой промышленный продукт может снизиться в цене на 100 000 юаней (13 800 долларов США), сохраняя при этом качество? Как вы ожидаете, что наши китайские бренды будут развиваться за рубежом?» Он подчеркнул, что эти транспортные средства зарегистрированы как проданные, но затем вновь поступают на рынок подержанных автомобилей. Анонимный эксперт отрасли прокомментировал, что эта маркетинговая модель вряд ли исчезнет в ближайшее время.
За тенденцией «подержанных автомобилей с нулевым пробегом»
Сущность этой практики заключается в интенсивной конкуренции на китайском автомобильном рынке. Дилеры занимаются этой практикой по двум причинам: активно получать скидки от производителей или полуактивно выполнять целевые показатели продаж. Производители часто предлагают дилерам стимулы для регистрации новых автомобилей, даже если они сразу же перепродаются как подержанные. Это помогает производителям выполнять квоты продаж и управлять запасами, особенно для медленно продаваемых моделей.

Инсайдер раскрыл, что некоторые автопроизводители продвигают эту стратегию, чтобы решить проблемы с ликвидностью и выплатой зарплат сотрудникам. Например, один из совместных брендов, «J car», недавно «упаковал» и продал 3000 новых автомобилей из запасов, простоявших два года. Две трети этих автомобилей были проданы внутри страны, а оставшаяся треть отправилась на рынки Центральной Азии и Ближнего Востока. Эта стратегия позволяет производителям обойти европейские (евро) стандарты для новых автомобилей, поскольку подержанные автомобили не подлежат таким же требованиям.
Воздействие на потребителей и рынок

Хотя «подержанные автомобили с нулевым пробегом» предлагают значительные скидки, права потребителей часто ущемляются. Например, новая модель Nio ET5T 2024 года, priced at 298 000 юаней (41 000 долларов США) включая налог, была замечена в продаже как «подержанный автомобиль с нулевым пробегом» за 185 800 юаней (25 600 долларов США), скидка более 110 000 юаней (15 000 долларов США). Однако гарантия первоначального владельца на 6 лет или 150 000 километров для всего транспортного средства и 10 лет/неограниченный пробег для системы аккумулятора уменьшается до 3 лет или 120 000 километров для транспортного средства и 8 лет или 120 000 километров для системы аккумулятора для второго владельца, что представляет собой как минимум 20% сокращение общих выгод.

В Центре торговли подержанными автомобилями в Шанхае почти десятая часть представленных автомобилей являются «почти новыми». Эти автомобили происходят из различных источников, включая дилерские центры (автомобили из запасов производителя), автомобили для тест-драйва и даже автомобили из социальных сетей. Скидки варьируются, некоторые модели, такие как Xiaomi SU7, имеют скидку почти 20 000 юаней (2750 долларов США). Для сравнения, другие модели, такие как IM, имеют скидки около 100 000 юаней (13 800 долларов США), что составляет от 10% до 30% от цены нового автомобиля.

Эта практика может ввести потребителей в заблуждение, заставив их поверить, что у производителей автомобилей более высокие продажи, чем на самом деле, что может негативно повлиять на их решения о покупке. Профессионалы отрасли обеспокоены тем, что эта тенденция может дестабилизировать цены на автомобили, что приведет к более быстрой амортизации потребительских активов.

Вызовы отрасли и реакция регулирующих органов
Китайский автомобильный рынок переживает интенсивную конкуренцию, при этом более 200 моделей увидели снижение цен в 2024 году и более 60 в первые четыре месяца 2025 года. В мае сокращение цен усилилось, при этом некоторые модели увидели снижение более 50 000 юаней (6900 долларов США). Cui Dongshu, генеральный секретарь Ассоциации китайских пассажирских автомобилей, отметил, что национальные запасы пассажирских автомобилей достигли 3,5 миллиона единиц к концу апреля 2025 года, увеличившись по сравнению с предыдущими месяцами, и ожидается, что они продолжат расти, особенно в течение предстоящего медленного сезона продаж с мая по июль.
В ответ на эти вызовы Департамент содействия потреблению Министерства коммерции, как сообщается, провел встречу с производителями автомобилей и организациями отрасли в конце мая, чтобы обсудить «подержанные автомобили с нулевым пробегом» и дальнейшее стимулирование оборота подержанных автомобилей.
Эксперты отрасли предлагают, что для решения этих проблем соответствующие ведомства должны усилить регулирование регистрации подержанных автомобилей и доступа к рынку, создать комплексную систему отслеживания жизненного цикла транспортных средств и уточнить отраслевые стандарты управления, чтобы строго контролировать немедленную перепродажу после регистрации. Кроме того, производителям автомобилей, особенно в секторе новых энергетических транспортных средств, следует сместить фокус с объема продаж на качество продукции и услуги. Потребителям также рекомендуется быть бдительными, отдавая приоритет качеству продукции и гарантиям услуг над ценой при покупке транспортного средства.