Крупнейший в мире производитель аккумуляторов, компания CATL, уже развернула в Китае более 700 станций замены батарей (BSS). Каждая такая станция позволяет заменить разряженный аккумулятор (Choco-SEB) на полностью заряженный всего за 100 секунд. Амбициозная цель компании на 2025 год — довести число станций до 1000. В долгосрочной перспективе CATL нацелена на создание 30 000 узлов для масштабирования бизнеса BSS на европейский континент.
CATL удерживает лидирующие позиции в сфере производства аккумуляторов для электромобилей. По данным China EV DataTracker, компания контролирует свыше 40% внутреннего рынка. В 2022 году CATL объявила о выходе на рынок систем замены батарей под новым брендом Evogo, однако этот проект не получил должного развития. Сделав рестарт в декабре 2024 года, компания представила второе поколение батарей Choco-SEB. 21 октября компания CATL сообщила о достижении важного рубежа в развитии своей сети станций замены.
CATL установила 700 станций замены батарей в Китае
CATL подтвердила, что количество ее станций Chocolate BSS превысило отметку в 700 единиц, охватив 39 городов Китая. Представители компании подчеркнули, что в одиннадцати из этих городов созданы «свободные зоны» для замены: время поиска станции в центральных районах не превышает 10 минут, а сама процедура замены занимает 100 секунд. Юбилейная, 700-я станция была открыта в Цзинане, провинция Шаньдун.


Наиболее развитые сети развернуты в таких мегаполисах, как Чунцин, Шэньчжэнь, Нинбо, Хэфэй, Циндао и Цзинань. В регионе дельты реки Янцзы, включающем ключевые города Шанхай, Ханчжоу, Уси, Сучжоу и Хэфэй, установлено 179 станций. Регион Сычуань-Чунцин получил 123 станции замены, а городская агломерация Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй насчитывает 121 станцию. В районе Большого залива (Greater Bay Area) размещено 116 объектов. Крупнейший производитель батарей ставит перед собой цель обеспечить доступность замены аккумуляторов в масштабах целых уездов.
CATL подтверждает свое намерение достичь анонсированной цели в 1000 станций замены к четвертому кварталу 2025 года. Прогноз на 2026 год предусматривает установку свыше 2500 BSS по всему Китаю. Кроме того, ранее поступала информация о планах CATL по экспансии бизнеса замены батарей в Европу, что является серьезным шагом на международном рынке. В области технологий замены батарей CATL активно сотрудничает с такими автопроизводителями, как Changan, GAC, FAW, Wuling и SAIC.
Подробнее о сменных батареях CATL
Аккумуляторы, предлагаемые CATL для замены, именуются Choco-SEB, и они хранятся в стандартизированных станциях, имеющих от 14 до 30 отсеков. Процесс обмена полностью разряженной батареи на заряженную на одной станции занимает не более 100 секунд. Максимальная суточная пропускная способность одной станции составляет 822 цикла замены. По данным CATL, стоимость подписки на использование батареи Choco-SEB эквивалентна 0,1 юаня за километр (или 0,014 доллара США).

Система поддерживает два типа химического состава аккумуляторов: литий-железо-фосфатный (LFP) и тройной никель-марганец-кобальтовый (NMC). Вариант 20# (LFP) обеспечивает запас хода до 500 км по циклу CLTC для автомобилей А0-класса. Более емкий блок 25# (NMC) предлагает пробег до 600 км в условиях CLTC, что оптимально для электромобилей классов от A до B.