Китайские потребители меняются, и Tesla больше не воспринимается как технологический лидер, отмечается в отчете. Согласно опросу UBS, только 14% китайских потребителей считают Tesla своим основным выбором среди брендов электромобилей, что ниже 18% годом ранее и далеко от 30% в 2020 году. В то же время отечественные игроки, такие как BYD и Xiaomi, вырвались вперед, благодаря «сильным предложениям продукции», «технологическим инновациям» и «ценообразованию, лучше соответствующему рыночным ожиданиям», по данным USB.
Местный успех, глобальное падение
Падение Tesla не является исключительно локальной историей. Глобально, потребители, считающие Tesla своим основным выбором среди брендов электромобилей, снизились с 22% до 18%. В США предпочтение снизилось до 29% с 38%. Сейчас этот показатель составляет 15% в Европе, где Tesla была обогнана Audi и BMW.
Причины варьируются в зависимости от региона. В Китае Tesla больше не воспринимается как технологический лидер. В Европе политическая видимость Илона Маска, возможно, вредит бренду. В США ассортимент транспортных средств кажется тонким, а доступность остается проблемой.
Xiaomi: от телефонов до лидерства
Переход Xiaomi от потребительской техники к электромобилям окупается. Ее седан SU7 продался в количестве 26 223 единиц в апреле, опередив Tesla Model 3 в том же месяце. Недавно представленный SUV YU7 напрямую конкурирует с Tesla Model Y, обладая такими функциями, как городской ассистент вождения и большой дисплей, при этом ожидая конкурентоспособной цены.
BYD, в то же время, продолжает доминировать. В апреле она впервые обогнала Tesla по продажам в Европе, а ее лидерство в Китае является твердым. Собственные продажи Tesla в Китае упали на 60% с марта по апрель, до 28 731 единицы.
Технологическое преимущество больше не гарантировано
Местные китайские бренды электромобилей предлагают более низкую цену и богатый набор функций по сравнению с Tesla. Новый седан Xpeng предлагает функции умного вождения по цене вдвое ниже, чем у Model 3. Xiaomi и другие теперь поставляют транспортные средства с городским NOA (Navigate on Autopilot) в диапазоне 200 000 юаней. FSD (Full Self-Driving) от Tesla, напротив, остается дорогим и не полностью оправдывает ожидания в Китае.
Следующий шаг Tesla?
С усилением локальной конкуренции Tesla сталкивается с давлением, чтобы адаптироваться, либо через ценообразование, либо через функции, либо и то, и другое. На данный момент BYD и Xiaomi формируют ожидания потребителей, и китайские покупатели все больше обращаются внутрь.
В 2025 году (январь-апрель) Tesla продала 163 338 транспортных средств в Китае, что на 0,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
За тот же период BYD продала 886 240 автомобилей в Китае, что на 12,9% больше, чем годом ранее. Xiaomi продала 104 454 электромобиля, что на 1379,9% больше, чем годом ранее; однако, стоит отметить, что Xiaomi начала поставки автомобилей только в апреле 2024 года.
