XX Guangzhou Auto Show: Китайские автопроизводители задают тон, ставя перед совместными предприятиями непростые задачи
XX Международный автосалон в Гуанчжоу продемонстрировал, насколько стремительно китайский автомобильный рынок обогнал прежние ожидания традиционных игроков. То, что раньше казалось комфортным многолетним окном для догоняющего развития в сфере электрификации, сегодня стремительно сокращается, и это событие стало наглядным показателем того, кто сумел адаптироваться, а кто — отстал.
Несмотря на некоторое сокращение числа экспонентов и то, что многие новинки были представлены до официального открытия 21 ноября, выставка собрала 1085 автомобилей. Из них 629 — модели на новых источниках энергии, что составило почти 58% от общего числа экспонатов. О растущем доминировании электрификации свидетельствовало и заметное отсутствие: люксовый павильон был отменен в связи с уходом нескольких ультра-люксовых брендов. Продажи импортных автомобилей за первые девять месяцев 2025 года снизились примерно до 360 000 единиц, что на 32% меньше по сравнению с прошлым годом, причем наибольшее падение показали бренды высокого ценового сегмента, как сообщает Sina.
Многие совместные предприятия обращаются к богатой технологической экосистеме Китая для оперативного совершенствования своих продуктов. Toyota и Nissan представили в качестве ключевых особенностей своих последних моделей мультимедийные системы на базе HarmonyOS. Toyota позиционировала BZ7 как электрический флагман с HarmonyOS, а Nissan назвал Teana первой в мире моделью с топливным двигателем, оснащенной HarmonyOS. Buick анонсировал новую 900-вольтовую высоковольтную платформу, технологию аккумуляторов 6C и мультимодальную систему вождения, разработанную совместно с Momenta.
Интеграция с китайскими поставщиками помогает зарубежным брендам справляться с проблемой медленной итерации и ценовым давлением, однако это также порождает вопросы о долгосрочной дифференциации, поскольку все больше технологий закупается у внешних партнеров. На фоне расширения автомобильной экосистемы Huawei и акцентирования китайскими брендами позиционирования "чисто китайских технологий" иностранные совместные предприятия сталкиваются с вызовом сохранения узнаваемой ценности бренда.
Некоторые автопроизводители реагируют, сочетая местные технологии с собственными устоявшимися принципами дизайна и инжиниринга. BMW представила предварительный показ своего iX3 следующего поколения, который получил решения для помощи при вождении, разработанные в партнерстве с Momenta, и новый кокпит, спроектированный собственной командой R&D в Китае. Mercedes продемонстрировал адаптированный для китайского рынка полностью электрический CLA и концепт AMG GT XX, оснащенный тремя осевыми электродвигателями, четырехкомпонентной батареей с прямой системой охлаждения и 800-вольтовой архитектурой.
Volkswagen сделал акцент на надежности своих систем благодаря China E-architecture, которая сокращает количество блоков управления примерно на 30%, одновременно повышая безопасность и производительность. Оба совместных предприятия Audi подчеркнули более глубокую локализацию: SAIC-Audi интегрирует технологии Momenta и Huawei в будущие модели, сохраняя при этом акцент на традиционных для Audi принципах управляемости и дизайна.
Изменяются и маркетинговые подходы. Lexus выпустил модель ES300h, ориентированную на рынок провинции Гуандун, в то время как другие совместные предприятия привлекли внимание с помощью коллабораций с брендами из индустрии развлечений, представив, например, модели в стилистике "Zootopia".
Конкурентная обстановка остается напряженной. С 2020 по 2024 год, пока уровень проникновения новых энергоносителей в Китае вырос примерно с 5,8% до 56%, доля совместных предприятий на рынке сократилась с почти 60% до 34,8%. В начале 2025 года их доля стабилизировалась чуть выше 35%, но характер конкуренции претерпевает изменения. По мере угасания субсидий и прямого соперничества электромобилей и автомобилей с ДВС рынок трансформировался из "ценовых войн" в "битву за ценность", где решающее значение приобретают глубина программного обеспечения, эффективность цепочки поставок и долгосрочная конкурентоспособность продукции.
Guangzhou Auto Show наглядно продемонстрировал, что Китай — это не просто крупная площадка для продаж иностранных совместных предприятий, но и испытательный полигон, где динамичное развитие и локализация становятся обязательными условиями. Способность этих брендов вновь обрести свою уникальную ценность, опираясь при этом все больше на местные технологии, может определить их позицию в следующем цикле конкурентной борьбы на китайском рынке.











