Новости. Электромобили

Обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет


Глядя на продукцию обширного и быстро развивающегося автомобильного рынка Китая сегодня, почти невозможно представить, что 30-40 лет назад на дорогах Китая почти не было автомобилей.

Существовавшие в то время автомобили местных брендов, как правило, представляли собой переименованные версии автомобилей, разработанных в других местах, и эта практика продолжалась примерно десять лет назад.

Итак, каким был автомобильный дизайн в Китае 30 лет назад, как он пришел к этому моменту и какие преимущества есть в том, чтобы так опоздать на вечеринку?

zf 4 800x423 - Обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет

Мы встретились с главным дизайнером GAC Чжаном Фаном, первым китайским дизайнером, нанятым в Mercedes-Benz, чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы.

Первые дни блестящей карьеры

В детстве я часами рисовал машины. Как и у любого любителя автомобилей, мое воображение захватили именно дизайны, но дальше было много чего продолжить.

Например, Renault Megane Scenic первого поколения моей семьи. Его бесконечная гибкость вдохновила меня миллионами способов сделать салон автомобиля умнее и практичнее. Регулярные поездки в дилерский центр Renault (да, это было довольно ненадежно) также дали мне возможность полюбоваться и разобрать некоторые классические модели того времени, такие как Avantime, который я обожаю по сей день.



Но что, если бы все, что мне нужно было сделать, это тысячи велосипедов и случайные высокопоставленные лица, проезжающие мимо в роскошной импортной машине? Что, если бы я на мгновение вообразил, что могу спроектировать один из этих автомобилей, и у меня не было бы возможности учиться и сделать такую ​​карьеру?

Чжан Фань, выросший в Китае в 80-х годах, столкнулся именно с такой ситуацией.

«Я люблю рисовать. Мне нравилось рисовать с тех пор, как я был очень, очень маленьким», — начинает он, когда я спрашиваю его, что привело его к дизайну автомобилей.

Он продолжает: «Я всегда хотел стать кем-то, кто умеет рисовать и может связать это с другими знаниями, но до университета я даже не знал, что есть такая профессия, как автомобильный дизайн или даже промышленный дизайн. Это было 30 лет назад».

zf 2 800x533 — обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет

На горизонте манил университет, и желание Фана превратить свою страсть во что-то продуктивное привело его в университет Тунцзи в Шанхае, где он изучал промышленный дизайн.

«Когда я впервые прочитал описание, я нашел: «Вау, это то, что я действительно хотел бы сделать», — восклицает Чжан, и на его лице появляется улыбка.

Но, как знает любой, кто когда-либо учился в университете, одного курса недостаточно, чтобы добиться успеха, и Фан сразу же подчеркивает, что его нынешнее положение является результатом не только напряженной работы и страсти, но и некоторых возможностей выбора. которые представились на пути.

Первый такой перерыв произошел на четвертом курсе пятилетнего курса, когда Фан имел возможность познакомиться с Клеменсом Росснагелем, человеком, который продолжил долгую карьеру дизайнера в VW и Audi, и его женой.

zf 08 Клеменс Росснагель из Audi Konzept Design Munich беседует с выпускниками 800x533 — Обсуждая эволюцию китайского автомобильного дизайна за 30 лет
Клеменс Росснагель с выпускниками

«Они были очень заинтересованы в сотрудничестве с местным университетом и попытке найти молодые таланты», — говорит Чжан, вспоминая первые робкие шаги Volkswagen на рынке, на котором они будут доминировать в последующие годы.

В рамках работы с Росснагелем Чжану и его одноклассникам впервые на китайском рынке была предоставлена ​​возможность изготовить несколько глиняных моделей в четверть масштаба.

По завершении курса Чжан, казалось, не приблизился к своей конечной цели, а тем временем решил провести некоторое время с китайским лектором Лю Гуаньчжуном, чья философия дизайна вдохновила внутреннего дизайнера Чжана.

«В то время в Китае почти не было ни профессиональных автомобильных дизайнеров, ни настоящей профессии автомобильного дизайнера, поэтому мне было интересно, кем я стану после выпуска», — говорит он. Дальнейшее образование казалось лучшим выбором, и именно здесь представилась еще одна своевременная возможность.

Подобно Гарварду для американцев и Оксфорду для британцев, университет Цинхуа в Пекине является единственным учебным заведением, в которое стремятся попасть все китайские студенты, и по счастливой случайности меньшая школа, которую посещал Чжан, была принята в престижную школу.

Там, опираясь на мощь Цинхуа, Чжан получил возможность принять участие в международном конкурсе дизайнеров, организованном Университетом Пфорцхайма и журналом Auto Motor und Sport. Жюри, состоящее из известных немецких автомобильных дизайнеров, предоставит Чжану еще одну решающую возможность.

Несмотря на то, что он чувствовал себя совершенно не в своей тарелке среди молодых дизайнеров, участвовавших в конкурсе, Чжан неосознанно привлек внимание тогдашнего заместителя руководителя отдела дизайна Mercedes-Benz Мурата Гунака.

«Сразу после презентации он подошел ко мне во время кофе и спросил, чем бы я хотел заниматься после выпуска. Я сказал, что если возможно, я хотел бы стать автомобильным дизайнером, но, честно говоря, я не имел этого в виду, потому что, насколько я знал, возможности не было, но он на самом деле спросил, могу ли я когда-нибудь представить, что поеду за границу, чтобы стать автомобильный дизайнер».

zf 1 800x460 - Обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет

Остальное уже история. После годичного ожидания переезда в Европу Чжан стал первым китайским студентом, нанятым из Китая напрямую в Mercedes-Benz.

«Я считаю, что мне повезло», — смиренно говорит он, благодарный Гунаку за то, что он заметил талант в его идеях, если не в самом дизайне.

«Когда ты тонешь, у тебя нет выбора, кроме как драться»

Оказавшись в престижных рамках команды дизайнеров Mercedes-Benz, у Чжана и его однокурсников было два года, чтобы произвести впечатление и заключить контракт на полный рабочий день. Но, как признается сам Чжан, время было не на его стороне, и ему приходилось бороться с неуверенностью в себе.

«Если говорить только о профессиональных навыках и знаниях, я не был квалифицирован, — сказал он, — но должно быть что-то, что г-н Гунак увидел во мне, что может быть полезно для Mercedes».

Поняв, что единственный способ спастись от «утопления» — это «бороться» за предоставленный ему шанс, Чжан приступил к работе, прежде всего доказывая, что у него правильное отношение. Он вспоминает, как использовал «все возможные средства, чтобы показать свои способности, например, даже для какой-то «грязной» работы, например, для изготовления колес. Я мог бы производить 30 (в неделю), может быть, в 10 раз больше, чем они (мои однокурсники)».

Прошло полтора года, прежде чем Чжан впервые попробовал глиняную модель в четверть масштаба, но его трудовая этика и постоянное самосовершенствование впечатлили руководителя его группы настолько, что Чжан перешел на штатную должность. Он смиренно признает, что, возможно, другие в то время были более опытными, чем он, но его происхождение и другой образ мышления также могли привнести элементы, которые они не могли.

«Для дизайнерской организации вам действительно нужно определенное разнообразие с точки зрения стиля работы, а также восприятия дизайна. Мне повезло, что я был другим, и я также усердно работал, чтобы доказать, что я могу предлагать хорошие идеи».

Этот альтернативный и свободный взгляд на то, какими должны быть автомобили, был особенно прибыльным товаром в то время, когда Китай только начинал открываться и рассматривался как рынок с неиспользованным потенциалом для западных автомобильных брендов. Именно по этой причине один из старших менеджеров Чжана искал сотрудничества с китайскими студентами, именно потому, что они «не умели водить» и «не имели особых знаний об автомобилях, поэтому, что бы они ни выходили ( с) может стать новым источником вдохновения для дизайнеров».

В настоящее время мы наблюдаем, как этот новый образ мышления проявляется в режиме реального времени с ростом рынка электромобилей в Китае и развитием совершенно нового языка дизайна, ранее невиданного на том, что когда-то считалось рынком подражателей.

«Мы путешествуем налегке», — говорит Чжан, имея в виду китайский дизайн и его вновь обретенную уверенность в себе, а также огромное стремление страны занять лидирующие позиции на мировом рынке электромобилей. «Нас легко развернуть, и мы также пытаемся догнать новую волну».

Лидерство в дизайне

zf Two Building View 800x450 — обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет
Центр дизайна GAC

Прежде чем сесть с Чжан Фаном, мне только что провели экскурсию по недавно открывшемуся Центру дизайна GAC в Гуанчжоу. Команда недавно переехала из своего старого здания через дорогу в роскошное новое пространство, заполненное авантюрными концептуальными автомобилями и большой выставочной площадкой, где бренд демонстрирует свою историю, технологии, продукты и дизайнерские идеи.

zf The New Building 800x600 — обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет

Само присутствие дизайнерского центра, не говоря уже о концептуальных автомобилях и демонстрации технологий, является свидетельством прогресса в автомобильной промышленности Китая. Таких областей никогда не могло быть, когда Чжан только учился, чтобы сделать дизайн своей карьерой, но сегодня они представлены с уверенностью индустрии, которая, наконец, чувствует, что может конкурировать и лидировать на большой сцене.

zf VR Room 800x447 — обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет

Чтобы достичь этого, нам пришлось пройти долгий путь, и за 12 лет работы в качестве руководителя отдела дизайна GAC Чжан повидал множество перемен. Переключение ярких огней одного из самых известных в мире брендов на относительно скромного китайского автопроизводителя было его возможностью воплотить это в жизнь.

«(В Mercedes) я в основном работал дизайнером. В GAC я мог бы сделать прекрасную карьеру и оказать влияние на всю отрасль. Я начал с 26 человек в моей руке еще в 2011 году, и теперь у нас более 400 человек по всему миру, работающих в четырех крупных городах в трех разных странах».

По мере того, как китайская индустрия дизайна автомобилей решает новые задачи в области мобильности, такие как автономное вождение, экологичность и цифровые технологии, команда Чжана теперь должна делать гораздо больше, чем просто проектировать автомобили, но новая волна голодных талантов готова.

«Некоторые из них очень, очень молоды, но они бесстрашны, они очень увлечены своим делом, у них есть все знания о новых технологиях, о новых тенденциях в дизайне», — с гордостью говорит Чжан. «Я попытаюсь смешать все эти виды различной силы вместе».

Чжан теперь является ветераном в этой области, но его видение того, как автомобили меняются и какими они могут быть, по-прежнему опирается на свежесть мышления молодого китайского автомобильного рынка. Вы можете увидеть это отражением в области новых китайских электромобилей, где автомобили все больше становятся пространством для жизни, а не просто «сексуальными машинами для вождения», как Чжан вспоминает автомобили, когда он работал в Mercedes-Benz.

«Мы наблюдаем изменения в автомобильной промышленности, вызванные прорывом определенных технологий, электрификацией, умным вождением и интернет-технологиями. (Мы верим, что автомобили) могли бы стать чем-то другим, они могли бы быть чем-то гораздо более легким и гораздо более целеустремленным, но без такого тяжелого влияния прошлого», — говорит он.

Возможно, большая часть этих различий в автомобильных культурах также связана с современным образом жизни. С первых дней появления автомобилей автомобили всегда были возможностью убежать, посетить отдаленные места, менее густонаселенные и городские, и в таких местах дороги давали возможность насладиться острыми ощущениями скорости. Со скоростью появилась потребность в концентрации и автомобилях, которые могли бы более предсказуемо проходить повороты. Однако в современном Китае, где большинство людей живут в густонаселенных городах с сетчатой ​​планировкой и множеством светофоров, скорость и управляемость уступают место комфорту и полезности.

«Мы больше заботимся о том, чтобы дать людям приятные просторные сиденья, а не просто дать им что-то вроде компактной, очень сбалансированной по весу кабины», — говорит Чжан. «Я думаю, что будучи дизайнером, вы должны действительно думать заранее, а также ставить себя на место покупателя, а не всегда проектировать как автолюбитель. Если вы всегда ставите себя в тупик, вы останетесь позади».

Действительно, современный Китай мало чем отличается от современной Европы и Америки. Урбанизация — это глобальное явление, и каждый день миллионы людей по всему миру стоят в пробках, однако многие западные автомобили по-прежнему построены по принципу свободы передвижения, а не по тому, как они используются ежедневно. Улицы становятся более многолюдными, но машин становится все больше и больше. С этими контрастами приходит возможность.

«В Китае есть поговорка: мы говорим: «Смени полосу и попробуй обогнать». Я думаю, что мир меняется, но если мы действительно будем смотреть вперед и далеко, я думаю, может быть, то, что мы делаем здесь, в Китае, у нас больше шансов. Я считаю, что то, что мы здесь делаем, — это то, чего действительно хотят люди», — говорит Чжан.

Вдохновение из неожиданных мест

«Вы должны быть открытыми; вы должны быть в состоянии усваивать любую информацию, поэтому я стараюсь быть чувствительным ко всем новым видам информации», — говорит Чжан, когда я спрашиваю его, где он и его команда черпают вдохновение. «Независимо от того, идет ли речь о политике, экономике, искусстве, архитектуре, графическом дизайне или о том, что популярно в моде, я стараюсь следить за всей последней информацией».

Ведь быть в курсе последних событий, несомненно, приведет вас к спорному развитию искусственного интеллекта. В то время как такие примеры, как чат-боты и алгоритмы Netflix, стали более или менее фоновой частью повседневной жизни, недавние разработки платформ, таких как ChatGPT, вновь разожгли споры вокруг их использования.

Для многих творческих людей дискуссия велась вокруг того, придет ли искусственный интеллект на их работу, но это не беспокоит Чжана и его команду, которые с некоторым интересом изучают эту технологию, а совсем недавно сотрудничали с университетами и Microsoft Asia для посмотреть, что он может сделать.

chatgpt design 800x450 — Обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет
Как дизайнеры видят ИИ?

«Чего мы могли бы добиться прямо сейчас, так это того, что ИИ мог бы проектировать для нас диски», — говорит Чжан. Далее он объясняет, что ИИ нужно снабжать сотнями тысяч изображений, чтобы учиться, но он еще не на том уровне, чтобы проектировать лица автомобилей. Но вместо того, чтобы бояться за свою работу, Чжан рассматривает ее просто как еще один инструмент в арсенале дизайнера, очень похожий на программное обеспечение для цифрового редактирования.

«Я до сих пор помню, как 20 лет назад я впервые изучил Photoshop. В то время это считалось чем-то новым. Обычно мы тратим один или два дня на то, чтобы сделать одну фотографию, но с помощью Photoshop один щелчок и готово — вот о какой эффективности мы говорим», — говорит он.

Растущая семья

Как и большинство традиционных китайских автомобильных брендов, которые начали выпускать электромобили, GAC недавно решила создать новый бренд для своего предложения электромобилей — AION. Первые электромобили от государственных брендов, как правило, были электрическими трансмиссиями, втиснутыми в существующие модели, с единственным косметическим изменением, заключающимся в пластиковой крышке, где когда-то жила решетка радиатора, но в последние годы потребность четко отделить одно от другого возросла по мере того, как EV- аборигены вывели на рынок новые захватывающие дизайны.

Команде Чжана также нужно было ориентироваться в этом разделении брендов, и в конце концов они остановились на двух исследованиях дизайна, которые одновременно придают каждому из них сильную индивидуальность и каким-то образом отражают мир, в котором мы живем сегодня.

«Что касается GAC Motor, мы изучили его историю (и обнаружили, что) это связано с индустриализацией, красотой механизма, и ему просто нужно развиваться, когда вы получаете новые технологии. (Для AION) мы больше смотрим в будущее и используем технологию электромобилей, поэтому экологичность является ключевым моментом… не как что-то слабое или не как что-то слишком мягкое, но все же мощное».

Философия также каким-то образом отражает культурные различия между Востоком и Западом, более жестокое, промышленное видение GAC отражает идеологию, согласно которой «люди могут в конечном итоге завоевать мир, я думаю, в основном из западной философии».

С другой стороны, есть AION, отражающий идею о том, что «люди могут адаптироваться к миру, мы не стремимся изменить мир, мы ищем, как приспособиться к миру. В основном это происходит из азиатской, китайской или восточной культуры», — говорит Чжан.

Действительно, стремление создать мир, в котором мы производим меньше отходов и причиняем меньше вреда окружающей среде, во многом противоположно двум последним индустриальным столетиям.

Для каждого бренда была создана скульптура, символизирующая язык дизайна. «Мы взяли бриллиант в качестве значка в качестве символического изображения для GAC, а каплю воды — в качестве своего рода изображения для AION».

Будущее дизайна

Из всех государственных брендов GAC, пожалуй, больше всех охотно использует концепт-кары. Когда-то частые наблюдения на автосалонах, сокращение бюджетов в отрасли уменьшило желание проводить бесплатные дизайнерские исследования, которые редко предлагают что-либо для последующих серийных автомобилей, но для GAC они остаются важной частью работы команды дизайнеров, хотя теперь они должны предложить больше смысла.

«Вначале, возможно, они были просто виноватым удовольствием дизайнера, (но) как управление дизайном… нам нужно придавать больше значения, а также нам нужно придавать большую коммерческую ценность этим концептуальным проектам», — говорит Чжан.

zf SSR Modeling 800x448 — обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет

Но какое назначение может иметь концепт-кар?

«В международном автомобильном бизнесе способность творить — очень важная способность, которая означает, что у вас есть видение и амбиции на будущее. Во-вторых, концепт-кары — это оружие или инструмент для нас как проектной организации, чтобы испытать свои предположения в будущем».

Для GAC ясно, что уроки были извлечены из концепций, которые они разрабатывают. Например, выводы концепта ENO.146 об аэродинамике напрямую повлияли на автомобиль AION Hyper GT. Концепция достигла мирового рекорда эффективности низкого сопротивления 0,146Cd, в то время как серийный Hyper GT установил мировой рекорд для серийного автомобиля всего 0,19Cd.

ENO.146 также продемонстрировал идеи бренда в отношении концепции семейного автомобиля. «Семья» в Китае традиционно включает в себя «типичную китайскую семью из трех поколений, состоящую из шести человек — двое детей, одна пара с двумя старшими», и эти идеи были также применяется в моделях AION V и AION LX.

Для других концепций, таких как диковинные, но ошеломляющие концепты TIME и SPACE, отношение к серийным автомобилям определить немного сложнее, но оба демонстрируют концепцию красивых внутренних пространств, в которых больше внимания уделяется тому, как используется автомобиль, и комфорту. Оказавшись внутри, тенденция, которая, как ожидается, станет более заметной в мире, где автономное вождение становится все более распространенным.

zf 20220928 140348 800x379 - Обсуждение эволюции дизайна китайских автомобилей за 30 лет

«Для салона SPACE мы исследовали (как), когда автомобиль находится в режимах автономного вождения, какое значение пространство имеет для человека. Многие другие, которые мы видели, похожи на коробку», — говорит Чжан, добавляя: «(В КОСМОСЕ) мы вложили много очень, очень интересных идей, таких как сидения, деревянные планки с волнами, а затем скрытие какой-то освещение внутри, а затем диван. Я сказал им, молодым дизайнерам, что вы должны создать самый удобный диван в машине».

zf 20220928 140152 800x379 - Обсуждаем эволюцию дизайна китайских автомобилей за 30 лет

Действительно, некоторые из более косметических элементов концепции SPACE были воплощены в серийном минивэне M8, который имеет инкрустированную в дерево на приборной панели графику, изображающую пейзажи южного Китая.

Так увидим ли мы когда-нибудь нечто столь же смелое и диковинное, как концепции ПРОСТРАНСТВА и ВРЕМЕНИ, появляющиеся на дорогах?

«С этого момента вы увидите все больше и больше продуктов GAC, и я надеюсь, что каждый из них будет таким же смелым, как концепция. (Возможно, они не будут выглядеть совсем как ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ, но) дайте им время и соберите все продукты вместе, вы увидите, какого прогресса они достигли и насколько они могут отличаться от других брендов и обычные автомобили».

Если судить о прогрессе в автомобильном дизайне Китая за последние 30 лет, следующее десятилетие может стать одним из самых захватывающих для китайского дизайна.

Источник: СNС

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»