BAIC Group — автомобильный конгломерат, принадлежащий муниципальному правительству Пекина. Помимо основных автомобильных брендов и совместных предприятий с Hyundai и Mercedes-Benz, у него также есть ряд операций, направленных на бюджетный рынок. Сегодня мы рассмотрим эти менее известные бренды и компании.
Во-первых, позвольте мне напомнить вам корпоративную структуру BAIC. Ниже я буду обращаться к оставшимся компаниям в нижней части графика по одной.
BAIC Yinxiang Automobile Co., Ltd. / BAIC Ruixiang Automobile Co., Ltd.
Город Чунцин является сердцем мотоциклетной промышленности Китая. Многие из более крупных компаний и более известных брендов происходят оттуда. Я не буду втягивать вас в китайскую мотоциклетную промышленность, потому что она еще более запутанна, чем автомобильная промышленность. Однако иногда об этом нужно упоминать, потому что несколько производителей автомобилей первыми начали производить мотоциклы.
В Чунцине Лонг Фуйонг занимается торговлей мотоциклами в начале девяностых и переходит на производство запчастей в 1993 году. Четыре года спустя он видит возможность, завод по производству двигателей вот-вот закроется, и при поддержке богатой семьи Чжан он становится настоящим производителем мотоциклов. Название компании Chongqing Yinxiang Motorcycle. Yinxiang начинает производить мотоциклы под собственным брендом, но также использует несколько разных названий, таких как Kembo, JLM и Jida. В 2002 году Yinxiang создает совместное предприятие с корейской компанией Hyosung, а в 2005 году приобретает производителя мотоциклов Xianfeng.
Long Fuyong контролирует Yinxiang Motorcycle, но компания является частью Yinxiang Group, которая в основном заинтересована в крупных проектах в сфере недвижимости в Чунцине. Yinxiang Group контролируется Чжан Пингом и его сестрой Чжан Сяньли. Лонг и два Чжана настроены на производство автомобилей и находят добровольного партнера в BAIC Group. В августе 2010 года они учреждают BAIC Yinxiang Automobile, 58% акций которой контролируются семьей Чжан, 26% — группой BAIC, а оставшиеся 16% — China Development Bank.
Фактическое производство автомобилей началось в 2014 году, когда был построен новый завод в районе Хэчуань города Чунцин. BAIC Yinxiang представляет бренд Huansu (позже Hyosow на английском языке), что переводится как «Волшебная скорость». Первые модели кроссоверов основаны на E-серии BAIC Motor, а Huansu также представляет минивэн на базе модели BAIC Wevan. Huansu ориентируется на более низкий рынок, чем основные бренды BAIC, и продает в основном в сельской местности, а также в городах третьего и четвертого уровня. Тем не менее, бренд мгновенно становится хитом и превосходит по продажам бренд BAIC Motor в 2015 и 2016 годах.
Есть еще несколько членов семьи Чжан с собственным бизнесом, хотя и связанным с деятельностью Yinxiang Group. Чжан Сяньцинь и Чжан Пинфэн также видят возможности на автомобильном рынке. Вместе они создают Bisu Automobile и заключают соглашение о техническом сотрудничестве с BAIC Yinxiang. Это означает, что модели Bisu, которые выходят на рынок с декабря 2016 года, представляют собой переработанную версию автомобилей BAIC Huansu.
Стремительный взлет BAIC Yinxiang и его брендов Huansu и Bisu переходит в еще более впечатляющий и драматический крах. Первые признаки неприятностей появляются уже в 2017 году, а год спустя протесты рабочих BAIC Yinxiang, заявляющих о невыплате заработной платы, становятся главными новостями. Чуть позже производство остановлено. Потом появляются другие истории. Рабочие BAIC Yinxiang были уволены после участия в протесте, а затем вынуждены покинуть свои дома, чтобы освободить место для строительства недвижимости Yinxiang Group. Или автомобильные дилеры Huansu, говорящие, что их заставили заказать (и оплатить) определенное количество автомобилей, которые они так и не получили.
В 2019 году BAIC Yinxiang предпринимает неудачную попытку возобновить производство, но все это слишком большой беспорядок. Чтобы распутать паутину финансовых махинаций и найти решение, требуется почти три года. В апреле этого года суд Чунцина вынес решение по делу о банкротстве и реорганизации, и оказалось, что BAIC Yinxiang была построена в основном на долгах. Накопленный долг достигает почти 16 млрд юаней, а активы компании составляют менее 2 млрд юаней.
Разумеется, компанию объявляют неплатежеспособной, но в то же время принимается план спасения. Всего в компанию, которая теперь переименована в BAIC Ruixiang Automobile, будет инвестировано 2 млрд юаней. 300 млн юаней поступает от BAIC Group (через недавно созданную дочернюю компанию Chongqing Changhe Automobile), 487 млн — от Yinxiang Group и 1,2 млрд — от инвестиционного фонда, принадлежащего муниципальному правительству Чунцина. Крупные кредиторы (банки, поставщики) расплатятся в ближайшие пять лет, мелкие кредиторы (рабочие, дилеры), вероятно, не получат обратно большую часть своих денег.
Бренды Huansu и Bisu просуществовали четыре и два года соответственно и не будут возрождены. BAIC уже представила первый автомобиль спасенной компании, а еще несколько подала на разрешение на производство в Министерство промышленности. Новый автомобиль получил название X5 и будет продаваться под брендом Ruixiang.
BAIC (Чанчжоу) Automotive Co., Ltd.
BAIC Changzhou — это стратегическое сотрудничество между BAIC Group и муниципальным правительством Чанчжоу (провинция Цзянсу). Проект стартует в 2015 году и включает в себя завод по производству автомобилей на новых источниках энергии. Основной продукцией являются электрические автобусы, а также несколько легковых автомобилей для BJEV.
BAIC Yunnan Ruili Automotive Co., Ltd.
Помимо автомобильной деятельности, BAIC также инвестирует в авиацию и аэрокосмическую промышленность. Благодаря этим инвестициям BAIC вступает в контакт с Yunnan Jingcheng Group. Jingcheng является поставщиком для авиационной промышленности, в основном как производитель гидравлических систем. Компания также владеет собственной авиакомпанией. Ruili Airlines — один из местных авиаперевозчиков Китая. Jingcheng Groups принадлежит государственной корпорации China Aviation Industry Corporation, которая когда-то также владела Changhe.
BAIC и Jingcheng Group создают совместное предприятие в 2013 году. С 2015 года это совместное предприятие производит автомобиль под названием Doda V8. Название может завести вас, но я могу избавить вас от быстрого поиска в Google. Doda — это не спортивный автомобиль с двигателем V8, это минивэн. На самом деле это версия Joylong iFLY от BAIC, нелицензионная копия Toyota Alphard. BAIC Ruili в основном производит несколько более дорогие версии, которые могут очень хорошо служить в качестве трансфера до аэропорта.
Совсем недавно BAIC Ruili также производит некоторые модели Changhe и Weiwang. Эти автомобили предназначены не для внутреннего рынка Китая, а для экспорта в соседние азиатские страны. В рамках инициативы Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» BAIC Ruili заключила выгодную сделку с Мьянмой, которая в конечном итоге должна привести к созданию бирманского сборочного завода на основе комплектов CKD.
Автомобильная компания Цзянси Чанхэ, Лтд.
Я уже упоминал это имя несколько раз: Чанхэ. Теперь пришло время познакомиться с брендом. Это одна из автомобильных марок, отпочковавшихся от военной промышленности в 80-х, так что мы должны сделать небольшой экскурс в авиацию.
Китай имеет довольно крупную авиационную промышленность. Они производят все, начиная от дронов и заканчивая истребителями и большими пассажирскими самолетами. Я ни в коем случае не эксперт в области авиации, но мое краткое исследование китайской промышленности выявило удивительные параллели с автомобильной промышленностью. В авиационном секторе также имеется большое количество поставщиков, и техническое развитие происходит за счет сочетания закупленных технологий, сотрудничества с крупными международными игроками и некоторых собственных разработок.
Возможно, мне следует сначала объяснить, почему вдруг речь идет о летательных аппаратах. Что ж, Changhe в первую очередь производитель вертолетов, а автомобильный отдел в лучшем случае второстепенный и уж точно больше не принадлежит самой Changhe. Я вернусь к этому через минуту.
Всем, кто думает, что китайский автопром представляет собой неразрывную паутину компаний, брендов, коллабораций, поглощений и разводов, стоит присмотреться к военно-промышленному комплексу страны. В этой отрасли такая же динамика бизнеса, плюс все очень давно контролируется совершенно непрозрачным государственным аппаратом. Я не буду слишком подробно останавливаться на этом и ограничусь кратким пояснением.
До 1982 года в Китае была плановая экономика, в которой спрос и предложение определялись одной стороной: правительством. Это правительство распределяло средства производства, труд, сырье и деньги и определяло, сколько продуктов должно быть произведено. Более того, авиация также тесно переплетена с военной промышленностью, где везде государственный контроль. В те годы авиационная отрасль контролировалась всевозможными комитетами, государственными учреждениями и министерствами, которые также регулярно меняли названия.
В 1982 году плановая экономика была отменена, а весь оборонный сектор был разделен на пять основных групп. Для каждой группы, соответственно оружия и боеприпасов, судоходства, авиации, аэрокосмической и ядерной техники, был создан государственный орган с более или менее корпоративной структурой. В 1993 году они действительно объединены с надлежащим советом директоров. В 1999 году все группы были разделены на две части, чтобы продвигать исследования и скорость инноваций посредством взаимной конкуренции. Такая ситуация по-прежнему существует для всех секторов, кроме авиации. Две группы авиакомпаний снова объединились в 2008 году, хотя часть бизнеса коммерческих авиакомпаний была выделена.
Корпорация Changhe Aircraft Industries основана в 1969 году. Тогда еще под влиянием правительственной комиссии, называемой Седьмым министерством машиностроения. Сегодня Changhe является частью объединенной авиационной группы под названием Aviation Industry Corporation of China (AVIC).
Компания Changhe Aircraft с момента своего основания производит вертолеты как для коммерческого, так и для военного рынка. Компания имеет тесное техническое сотрудничество с Sikorsky и совместное предприятие с Agusta-Westland. Первоначально Changhe в основном производит вертолеты, разработанные Agusta, но компания также разрабатывает первый полностью китайский вертолет Changhe Z11 в 1994 году.
Еще в 1970-х годах один из заводов Чанхэ, Машиностроительный завод Чанхэ, начал экспериментировать с производством автобусов. Выполняется пилотный проект с 15-местной моделью, но крупносерийного производства не предвидится. Переход на транспортные средства обусловлен снижением спроса на военную продукцию. Министерство, курирующее отрасль, подписывает лицензионное соглашение с Suzuki в начале 1980-х годов, по которому несколько военных компаний сосредоточатся на производстве автомобилей Alto и Carry. Вы найдете более обширный список в «Истории Чангана». Завод Changhe Machinery начинает производство минивэнов Carry.
Среди всех заводов, которые начинают производить копии Suzuki, выделяются Changhe и Changan. Оба производителя выросли до годового производства около 100 000 единиц в конце 1990-х годов. Компания Changhe увеличила свое производство (немного) с приобретением Anhui Huaihai Machinery Factory в 1997 году, завода по производству боеприпасов, который также производит микроавтобусы Carry.
Возможно, что более важно, Чанхе также устанавливает формальные отношения с самой Сузуки. В 1995 году обе компании создают совместное предприятие. Это ворота Changhe в легковые автомобили, потому что Suzuki представляет Wagon R совместному предприятию. Автомобиль продается как Beidouxing (Большая Медведица) в Китае. Он поставляется с логотипами Suzuki, но продается как Changhe-Suzuki, чтобы отличить его от Suzuki совместного предприятия Changan.
В ноябре 1999 года Changhe Machinery Factory становится Jiangxi Changhe Automobile и выделяется как независимая дочерняя компания Changhe Aircraft. Два года спустя Jiangxi Changhe котируется на Шанхайской фондовой бирже. Доходы от IPO используются для разработки первого автомобиля собственной разработки. Этот Changhe Ideal полностью основан на технологии Wagon R, но у Ideal есть модернизированное шасси со значительно более длинной колесной базой. Как ни странно, Suzuki выпускает переработанную версию Beidouxing (названную X5), основанную на шасси Ideal.
С минивэнами Changhe все больше и больше дистанцируется от своего японского партнера. Каждая итерация дизайна становится чуть более оригинальной, а с появлением Furuida (Freedom) в 2007 году исчезло всякое сходство с фургонами Suzuki. Под кожей все по-другому: теперь у Changhe есть завод по производству двигателей, где они собирают технологии Suzuki.
Как отмечалось ранее, в 2008 году две государственные авиационные группы сливаются в компанию AVIC. Частью этого слияния является отчуждение всех второстепенных видов деятельности, включая автомобильную промышленность. В портфеле авиационных групп было четыре таких компании. Конечно, Changhe, а также Guizhou Yunque, Harbin Hafei и Dongan Engine. Yunque уже продана в 2004 году (до слияния) компании Jinhua Qingnian (Youngman). Остальные три компании проданы Changan за один раз. Jiangxi Changhe также исключен из листинга фондовой биржи.
На этом наш экскурс в авиастроение заканчивается. На данный момент Jiangxi Changhe и Changhe Aircraft совершенно не связаны между собой, хотя по-прежнему используют одно и то же название компании.
Отношения между Чанхэ и Чанган с самого начала были очень напряженными. У обеих компаний есть совместные предприятия с Suzuki, и ясно, что правление Changan хочет объединить их. Менеджеры Чанхэ не заинтересованы в этом, потому что подозревают, что выживание их компании находится под угрозой. Они укрепились в этом убеждении, когда Changan прекращает выпуск бренда Hafei (также производителя минивэнов на базе Suzuki) и передает заводы своему совместному предприятию с Ford. За этим следуют протесты и забастовки на заводе в Чанхе, пока не будет найден более подходящий партнер.
В 2013 году провинция Цзянси полностью приобретает Changhe у Changan, включая совместное предприятие Changhe-Suzuki, и сразу же продает 70% акций BAIC Group. Таким образом, Changhe стала дочерней компанией BAIC. Это не означает, что проблемы позади, потому что чуть позже BAIC начинает драку с Suzuki. BAIC Group предлагает отказаться от названия Suzuki и продавать все автомобили как Changhe. Кроме того, на платформе Suzuki Liana хотят разработать новый седан среднего класса. Японцам это предложение не нравится. План создания версии Liana от Changhe отложен, но логотипы Suzuki исчезли с некоторых продуктов.
В конечном итоге Suzuki решает проблему, полностью уходя с китайского рынка. Оба совместных предприятия с Changhe и Changan закрыты в середине 2018 года. В результате большая часть первоначального успеха Чанхэ сведена на нет. Производство 100 000 автомобилей в год нигде не предвидится. В 2019 году продажи упадут примерно до 27 000 единиц, а в 2020 году — до жалких 7 000. В попытке возродить компанию BAIC поручает Changhe управлять своим брендом Wevan и создает Chongqing Changhe Automobile Technology для наблюдения за реструктуризацией BAIC Yinxiang. Как мы видели в этой части истории, потребовалось время до начала этого года, чтобы привести в действие сложный план спасения. Достаточно ли этого и сможет ли Changhe выжить как бренд, еще неизвестно.
Названия групп BAIC и заключительные слова
В первой части статьи я представил BAIC Group и написал, что холдинг претерпел несколько изменений за эти годы. Для полноты картины давайте кратко рассмотрим основные события.
Группа была создана как Пекинская (муниципальная) компания автомобильной промышленности в 1973 году как бюро под надзором муниципального комитета. Он объединил под единым управлением около десяти автомобильных предприятий и восьмидесяти заводов. В 1980 году она была переименована в Пекинскую (муниципальную) автомобильную корпорацию.
Бюро было распущено в 1987 году и заменено Пекинской совместной компанией автомобильной промышленности. Это была уже не правительственная комиссия, а более или менее кооперативное объединение предприятий. Еще не было центрального совета директоров. В 1992 году в ее операционную структуру были внесены некоторые незначительные изменения, что означало новое название: Beijing Automotive Industry Corporation.
В 1994 году группа была официально зарегистрирована как холдинговая компания и снова переименована в Beijing Automotive Industry Group Corporation. В 2000 году группа сменила название на Beijing Automotive Holding Co., Ltd, а ее нынешнее название было принято в 2010 году: Beijing Automotive Group Co., Ltd.
BAIC начинала как производитель (военных) внедорожников, и это долгое время оставалось ее основным бизнесом. В девяностые годы компания Foton приобрела известность как производитель коммерческих автомобилей, а десятилетие спустя Сюй Хейи создала производство легковых автомобилей. Около пятнадцати лет BAIC пользовался успехом за успехом.
А тут сразу все беды пришли. С конца 2018 года почти вся группа, похоже, попала в нисходящую спираль. Продажи и доходы быстро падают. Единственными исключениями являются Foton и Beijing Benz, эти бизнес-подразделения остаются прибыльными. В разгар коммерческих трудностей Сюй Хейи ушел на пенсию, и с тех пор руководство BAIC пребывает в хаосе. Ясно, что большинству бизнес-подразделений группы требуется капитальный ремонт и новые свежие продукты. Будем надеяться, что компания изобретет себя заново, пока не стало слишком поздно.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.