История брендов

История FAW (1/5)


Нужно быть первым, и в Китае это FAW. Конечно, некоторые автомобили производились в стране и раньше, но формально FAW является первым автопроизводителем. Название отражает этот статус, аббревиатура означает «Первый автомобильный завод».

Грузовики и лимузины

В первые годы после прихода к власти коммунистов Китай все еще поддерживает тесные связи с Советским Союзом. Поэтому русские помогают новым китайским правителям во всех сферах. В конце 1940-х годов в Россию приезжает китайская делегация для ознакомления с современными стандартами автомобильной промышленности и поиска помощи. Русские предоставляют дизайн одного из своих грузовиков ЗИС 150 и делают его доступным для производства в Китае. В 1951 году китайское правительство утверждает основание автомобильного завода, и 15 июля 1953 года начинается строительство завода в Чанчуне (провинция Цзилинь на северо-западе Китая). В тот же день Первый автомобильный завод учреждается как государственное предприятие.

Завод закрыт в 1956 году и начинается производство грузовиков. Первая модель, копия ЗИС 150, называется Jiefang («Освобождение») CA10. Это 4-тонный грузовик, оснащенный 6-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 95 л.с. FAW вскоре также приступает к разработке двух легковых автомобилей, которые были представлены в 1958 году. Первый называется Dongfeng («Восточный ветер») CA71, второй Hongqi («Красное знамя») CA72.

Dongfeng представляет собой смесь европейских влияний. Шасси и трансмиссия взяты от Mercedes 190 (модель Pontoon), а по дизайну кузова напоминает Simca Vedette. Автомобиль фактически запускается в производство: в 1958 и 1959 годах FAW выпускает около 30 единиц. Однако китайское руководство решило, что Shanghai Auto, представившая аналогичную модель с Fenghuang, будет производить седаны среднего класса.

Тем же постановлением правительства производство лимузинов высшего эшелона возлагается на FAW, поэтому его модель Hongqi, лимузин почти шестиметровой длины, допущена к взлету. Основанный на Chrysler Imperial, CA72 представляет собой традиционный седан, который мы знаем по старым изображениям китайских сановников. В 1976 году его заменяет еще более крупный CA770, но технически все остается примерно таким же. С течением времени CA770 появляется во множестве различных модификаций, и автомобиль остается в производстве практически без изменений вплоть до 1981 года. Я вернусь к этой истории позже.

Сначала вернемся к грузовикам, потому что, если говорить о цифрах, это основной продукт FAW. Если CA770 сходит с конвейера максимум десятками в год, то грузовик CA10 сначала выпускает тысячи, а затем десятки тысяч единиц в год. Совокупное производство грузовиков FAW превысило 1 миллион автомобилей в 1983 году. К тому времени общий объем производства Hongqi не превышал нескольких тысяч автомобилей.



В начале шестидесятых FAW начинает работу над преемником модели CA10. Однако она никогда не будет выпускать этот грузовик. В то время отношения между Китаем и Россией быстро ухудшаются. Центральное правительство считает, что со стратегической точки зрения производство важных ресурсов должно быть распределено по всей стране. Поэтому часть сотрудников FAW задействована в строительстве второго автомобильного завода. Завод построен в Ухане (Хубэй, центральный Китай) и завершен в 1967 году. Он получил соответствующее название Второй автомобильный завод (SAW). FAW не владеет и не контролирует новый завод, это отдельная государственная организация. Позже этот завод будет называться Dongfeng.

Производство разработанного FAW преемника CA10, CA 140, возложено на SAW. Это означает, что FAW продолжит выпускать CA10 еще два десятилетия. Только в 1986 году на рынок выходит их преемник CA141. Трудно понять, почему так долго FAW обновляет свой модельный ряд, не привязывая события компании к общей истории страны. Такое же понимание требуется для интерпретации сложного состава более позднего конгломерата FAW, поэтому теперь нам нужно сделать небольшой политический крюк.

Краткая история коммунистического Китая

После победы коммунистов в гражданской войне в 1949 году лидер Мао Цзэдун осознает, что Китай — бедная и слаборазвитая страна, которая никоим образом не может конкурировать с остальным миром. Естественно, он считает, что это должно измениться. Строительство завода FAW предвещает его кампанию, известную как «Большой скачок вперед». Эта кампания направлена ​​на превращение Китая из аграрной экономики в современную индустриальную экономику. Кампания стартует в 1958 году, но уже через два года катастрофические последствия становятся очевидными. За счет аграрного сектора наспех созданы всевозможные плохо управляемые предприятия, выпускающие некачественную продукцию. Далее следует экономический спад и голод. Некоторые из этих компаний, основанных во время «большого скачка», производят автомобили или автозапчасти, и мы встретимся с некоторыми из них в других историях автопроизводителей.

После провала «большого скачка» Мао теряет большую часть своего политического положения и вынужден передать важные функции другим. Такие люди, как Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин, вмешиваются, чтобы исправить самые большие ошибки и вернуть Китай на путь середины шестидесятых. Мао тратит свое время на разработку своего видения коммунизма, в результате чего появилась известная Красная книга.

Примерно в 1965 году Мао считает, что пришло время претворить его идеи в жизнь. Ему удается снова увеличить свою политическую власть и обеспечить лояльность армии. Под его обновленным руководством в 1966 году начинается его вторая кампания под названием «Культурная революция». Эта кампания направлена ​​на полное искоренение антикоммунистических, контрреволюционных и традиционных китайских идей, которые все еще существуют в обществе, и достижение бесклассового, коммунистического общества согласно достоинства Красной книжки.

Культурная революция, возможно, является еще большей катастрофой для страны, чем «Большой скачок вперед». Это приводит к годам политических распрей, бунтов, восстаний, мести, массовых убийств и экономического застоя. Но уверенный в военной поддержке, Мао упорствует, и страдания продолжаются до самой его смерти (от болезни) в 1976 году.

Затем начинается большой поворот в стране. После смерти Мао его радикальные сторонники проигрывают, и власть переходит к гораздо более прагматичным лидерам. Новым главным человеком стал Дэн Сяопин, который может снова навести порядок. Он делает это старательно. Он инициирует фундаментальные экономические реформы, в том числе эксперименты с капитализмом, и прямое влияние армии на многие компании значительно сокращается, а затем в основном искореняется. Этими реформами Дэн заложил основу успешного Китая, который мы знаем сегодня.

Культурная революция сильно повлияла на такие компании, как FAW. Постоянно происходят забастовки и бунты. Кроме того, способные менеджеры заменяются по политическим мотивам сторонниками Мао, которые обязаны своей работой только своей политической принадлежности. А бесклассовое общество означает, что в FAW больше нет места для элиты, такой как инженеры. Эти инженеры переходят от чертежной доски в мастерскую, в результате чего исследования и разработки полностью останавливаются. Вот вам и ответ, почему FAW разрабатывает новый грузовик двадцать лет.

Есть хороший пример некоторых трудностей во время Культурной революции, главным героем которой является автомобиль Хунци. Первоначальный дизайн модели CA770 имеет три красных флажка по бокам, представляющие «генеральную линию Мао, большой скачок вперед и народную коммуну». Мэр Пекина Пэн Чжэнь предлагает FAW изменить его на один большой флаг, представляющий «идею Мао Цзэдуна». Когда Мао идентифицирует Пэна как врага государства, рисунок с одним флагом становится основанием для одного из уголовных обвинений Пэн Чжэня и доказательством того, что он напал на «Большой скачок вперед и народную коммуну». Цзя Яньлян, главный дизайнер Hongqi и ответственный за принятие дизайна с одним флагом, исключен из FAW на много лет.

И если все слои общества будут в смятении, с деньгами станет туго. Таким образом, в конце 1970-х годов китайская автомобильная промышленность оказалась на грани краха. Объемы минимальны (примерно половина от десятилетней давности), а продукция устарела. Однако реформы Дэна оживляют отрасль. Организационная структура таких компаний, как FAW, меняется, чтобы они могли работать как настоящие компании. Решения принимает не правительственный комитет, а корпоративный совет.

Хорошим примером является отмена плановой экономики. Грузовики, произведенные FAW в 1970-х годах, поставляются одному заказчику: федеральному правительству. Затем правительство распределяет грузовики между властями и компаниями, которые в них нуждаются. Эта практика работает на фиксированных ценах и количествах. Если FAW производит больше автомобилей, чем было оговорено, они окажутся где-то на стоянке. Это приводит к обширной теневой экономике, в которой FAW обменивает излишки продукции на черном рынке, например, на дополнительное сырье, такое как сталь. Есть даже контрабанда в другие страны. Это, конечно, ненадежная модель, и Дэн избавился от нее в 80-х годах. FAW (а также Dongfeng) являются движущей силой этого изменения.

Корпоративное начало

То, как распоряжаются вновь обретенными свободами в сфере предпринимательства, отличается от компании к компании. FAW выбирает путь, который мы чаще наблюдаем у китайских автопроизводителей: они начинают скупать всю их производственную цепочку. Примерно до 1980 года такая компания, как FAW, зависела в поставках деталей и всех видов производственных процессов от бесконечного количества часто небольших компаний, на которые они не имели никакого влияния. Эти предприятия в основном контролировались местным правительством и, следовательно, преследовали интересы правительства, а не интересы FAW.

В 1982 году FAW учреждает дочернюю компанию Jiefang United Automotive Industry Corporation с целью прямого влияния на всех основных поставщиков. В оставшейся части этой статьи я сосредоточусь на компаниях, производящих автомобили, но мы говорим о сотнях компаний и малых предприятий. Jiefang United начинает покупать и покупать влияние и ресурсы, чтобы стать крупным профессиональным автомобилестроителем. Все эти сотни компаний теперь находятся под эгидой FAW.

Jiefang United переименована в 1992 году, с этого момента компания называется China FAW Corporation и управляет всеми операциями по производству автомобилей FAW. Материнская компания, формально именуемая First Automobile Works, также переименовывается в China FAW Group Corporation. Автомобильная группа является их основным видом деятельности, но материнская компания также имеет много других инвестиций в цифровые технологии, финансовые услуги, туристическое агентство и недвижимость.

После закрытия Hongqi в 1981 году FAW могла вообще отказаться от бренда. Но он предпочитает этого не делать и даже изучает все возможные возможности, чтобы возродить шильдик. Он находит союзника в лице Volkswagen, чьему заводу в Шанхае не хватает мощностей для производства Audi, и вместо этого он ссылается на FAW. Производство Hongqi возобновляется в 1988 году с Audi 100, и вскоре после этого FAW и VW создают совместное предприятие.

Это совместное предприятие знаменует собой набег FAW на массовое производство легковых автомобилей. Какое-то время продажи Hongqi процветали, теперь автомобили доступны для широкой публики. Но так же быстро бренд возвращается к меньшим цифрам, к которым он привык. Одно из приобретений FAW, Jilin Light Vehicle, начинает производить автомобили на другом конце спектра: дешевые минивэны. В 2002 году FAW создает совместное предприятие с Toyota, а в 2006 году — с Mazda. Последнее приводит к тому, что ненамного позже FAW выпускает собственную автомобильную марку Besturn. Пройдет еще десять лет, прежде чем возрождение бренда Hongqi начнется.

Имея в своем портфолио Volkswagen и Toyota, FAW, безусловно, входит в число крупнейших производителей легковых автомобилей в стране. Но по сути это все еще производитель грузовиков, бренд Jiefang был номером один среди коммерческих автомобилей, сколько мы себя помним.

Что ожидать

На диаграмме ниже вы можете видеть, что FAW Group — это огромный и сложный конгломерат, а затем я перечислил только основные направления деятельности в области автомобилестроения. В ближайшие недели я проведу вас через это. Хотя CarNewsChina посвящен легковым автомобилям, в Automaker Story о FAW не обойтись без коммерческих автомобилей. Это на следующей неделе. Не волнуйтесь, будут и легковые автомобили. В третьей части мы продолжим историю Hongqi и совместного предприятия FAW Volkswagen. Четвертая часть посвящена Haima, Mazda и FAW Besturn, а последний эпизод будет посвящен Xiali и Toyota.

Читать больше историй автопроизводителей

Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.

История FAW (1/5)

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»