Продажи китайских автомобилей в России по прогнозам экспертов вырастут в 2024 году. Нам обещают не менее 1,3 млн вновь зарегистрированных «китайцев». Это даже не много, а очень много. Как будет организовано сервисное обслуживание и ремонт китайских автомобилей? Действительно ли все так просто?
«Ладу» точно не превзойти
«Когда нам рассказывают о «китайцах», которые, мол, все переняли, мы совершенно забываем, что до недавнего времени их вообще не было в России», — говорит международный эксперт в области анализа рынка и маркетинговых исследований Александр Груздев. . – Почему-то все внимание сегодня сосредоточено на китайских автомобилях, при этом мы забываем, что треть автопарка страны контролирует отечественная марка Lada. Несмотря на расширение «китайцев», можно не сомневаться, что АвтоВАЗ увеличит продажи, а значит, и свою долю.
По словам аналитика, если сравнить объемы продаж в 2021 и 2023 годах, то можно увидеть: Chery (около 120 тысяч единиц в 2023 году) не смогла превзойти показатели Kia (более 194 тысяч единиц в 2021 году), Haval (более 112 тыс. шт. в 2023 г.) не догнал Hyundai (около 156 тыс. шт. в 2021 г.), а Geely (более 94 тыс. шт. в 2023 г.) далека от результата Renault (более 128 тыс. шт. в 2021 г.).
Ждем китайские подержанные автомобили
«Есть еще один важный момент, на который мало кто обращает внимание, — продолжает Александр Груздев. – Если сравнить продажи в международном контексте того же 2021 года и прошлого года, то в целом наблюдается заметная тенденция к росту. Например, рынок США вырос на 3%, Евросоюза (пятерка ведущих экономик) – на 23%, Индии – на 8%. Россия потеряла 29%. При этом хочу особо подчеркнуть, что Китай оказался в минусе (-4%). Дело в том, что экономика КНР устроена таким образом, что она не может производить меньше – не физически, но, прежде всего, политически и экономически. Стране нужен постоянный рост производства или хотя бы не его спад. Текущие -4% для производственных площадок в Китае как смерть
Эксперт уверен, что в ближайшие годы мы увидим рекордный экспорт китайских автомобилей:
— Будет много интересного. Как известно, в 2023 году китайцы поставили в другие страны около 5 миллионов автомобилей, но это не предел. Продав на внутреннем рынке по 25 миллионов машин, Поднебесная неизбежно придет к насыщению, и тогда возникнет острая необходимость избавиться от такой «экономики». Это необходимо для того, чтобы постоянно производить и продавать в огромных объемах. Многие развитые страны пошли по аналогичному пути. Как мы хорошо помним, автомобили, проданные в Германии, позже оказывались в Польше, затем в Белоруссии. Или другой пример: продали ее в США, вскоре машина оказалась в Мексике, а оттуда – в Венесуэле. Китайцам понадобится точно такая же цепочка. Скоро увидим, появятся ли подержанные «китайцы» на российском рынке.
Кастомизация на русском языке
Если это произойдет, кто будет больше всех рад, неизвестно. Но, скорее всего, представителям автосервиса.
«На наших СТО китайских машин хватит на долгие годы», — уверен Александр Груздев. — А что будут делать с «китайцами» рядовые покупатели, особенно те, которые в ближайшее время выйдут на российский рынок и, не добившись существенного успеха, будут вынуждены его покинуть? Некоторые компании придут в Россию, продадут 300, 500 или 1000 машин и спокойно уедут. Возможно, даже не открывая представительств. И где тогда взять запчасти на эти «эксклюзивы»?
Придется вернуться к проверенному методу – включить токарный станок. Эксперты с юмором называют этот процесс «кастомизацией». При этом эксперт уверяет, что работать с такими машинами будет наиболее выгодно частникам и гаражным мастерским.
Многие СТО сегодня сталкиваются с подобной проблемой. Генеральный директор сети СТО «Фит Сервис» Татьяна Овчинникова жалуется на отсутствие технической документации и запчастей на ряд китайских моделей:
— Все, что требуется для работы, мы ищем через наши связи, подключаем разные каналы связи, так как из открытых источников редко можно получить что-либо. Находим решения вручную, затем собираем это все в базу данных и формируем ее. Делается это практически каждый день, так как визиты на СТО китайских автомобилей участились. С запчастями история известна – заказывается большой ассортимент и на месте проверяют, какой из поступивших товаров подойдет.
Где оригинал, а где подделка, идите разбирайтесь
Директор по закупкам «Росско» Алексей Скляров говорит, что для ведущих марок китайских автомобилей проблема более-менее решается. Запчасти импортные, в том числе оригинальные. Среди последних даже есть выбор.
«Здесь я не вижу никаких рисков», — отмечает эксперт. – При этом проблемы остаются с той частью автомобилей, которые продаются в небольших объемах, я говорю о редких китайских моделях. Сбрасывать сточные воды здесь экономически нецелесообразно. Запчасти в этом сегменте доставляются долго – 1-2 месяца. Но, повторюсь, вопрос все равно как-то решен
По словам Алексея Склярова, Китай – это особенный парк:
— За долгие годы мы привыкли работать то с европейцами, то с корейцами, которые во многом копировали японцев; с теми же японцами, наконец. Там все было ясно: это оригинал, это не оригинал. Что не понятно, вот каталог, где можно ознакомиться с особенностями модификаций. Но информации по Китаю недостаточно. Тот же оригинальный фильтр может стоить им 500 или 1000 рублей. А все потому, что поставщик почему-то вдруг сменил производителя. Подход, признаюсь, весьма своеобразный. Отсюда и разные цены даже на оригинальные запчасти. И не всегда понятно, какой из поставляемых товаров – подделка, а с чем работает официальный дилер.
Вам также может понравиться
- Дилеры начали отказывать россиянам в ремонте автомобилей доставленных «параллельным» импортом
- Почему в России автомобили Li Auto превращаются в «кирпичи»
- В России отзывная кампания Haval затронет 32 тысячи кроссоверов, это может привести к обвалу
- Что будет, если купить китайскую машину не у официального дилера? Пример одной из проблем
- Эксперт: Китайцы в России зарабатывают больше, чем дома