Россия

В России выгодность момента привела к рекордным продажам новых автомобилей в сентябре.


Третий месяц подряд российский авторынок держит уровень продаж новых легковых автомобилей не ниже 120 тыс. ед.

Причем, начиная с июля, реализация идет по нарастающей: в июле – 120,6 тыс. машин, в августе – 122,2 тыс., в сентябре – 122,7 тыс. При этом небольшой рост сопровождается уменьшением значений по сравнению к прошлому году. Соответственно, -11% к АППГ, -18% и -19%. Такую тенденцию обнаружили эксперты агентства «Автостат», которые сегодня провели свою традиционную «Оперативку», заявив параллельно и о других важных событиях сентября.

«Веста» не спасла – ей самой тяжело

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России на сентябрь 2025 года инфографика Автостат

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России на сентябрь 2025 года / инфографика «Автостат»

Если быть предельно педантичными, то в минувшем месяце мы с вами приобрели 122 659 новых легковых машин, что на 18,7% слабее сентября 2024-го. Россияне покупали все, что угодно, но отечественную Lada чуть охотнее других (26 375 ед.). При этом повода радоваться у АвтоВАЗа не так много – рыночная доля в сентябре 2025-го упала с прошлогодних 23% до актуальных 21%.

Можно, конечно, сослаться на Granta. Дескать, самая доступная машина в гамме является традиционным лидером продаж на рынке. Однако это семейство выбирают преимущественно в регионах. Да и продажи, как говорит статистика, падают. В начале осени «Гранту» предпочел 11 931 житель РФ, и это на четверть меньше, чем год назад. Более того, доля «бюджетника» (который в ряде комплектаций уже стоит более 1 млн рублей) опустилась ниже 10%.



Топ-10 самых популярных автомобилей в России в сентябре и за 9 месяцев 2025 года инфографика Автостат

Топ-10 самых популярных автомобилей в России в сентябре и за 9 месяцев 2025 года / инфографика «Автостат»

Не приходится ждать большой помощи от родственной «Весты» (5 997 ед.; -43,1% к АППГ). Второй месяц подряд флагман линейки Lada уступает 2-ю строчку рейтинга китайскому компакт-кроссоверу Haval Jolion (6 154 ед.).

Как отметил в разговоре с корреспондентом «Китайских автомобилей» независимый эксперт Георгий ВИХРОВ, Lada Vesta стала необоснованно дорогой машиной, и покупатель это чувствует. К тому же ударом по имиджу стала широко обсуждаемая в Сети отзывная кампания, в ходе которой на СТО приглашены 111 тыс. владельцев данной модели. У «Весты» блокируется руль во время движения (ждем расследования резонансного ДТП во Владимирской области).

Топ-15 самых популярных марок автомобилей в России в сентябре 2025 года инфографика «Автостат»

Топ-15 самых популярных брендов автомобилей в России в сентябре 2025 года / инфографика «Автостат»

«Сообщающиеся сосуды»

Пока АвтоВАЗ размышляет, как вернуть клиентов, китайские конкуренты продолжают наступление. Лучший среди иномарок бренд Haval нарастил в сентябре рыночную долю — теперь она составляет 14% (в августе было 13%). А всё благодаря тому, что по сравнению с концом лета продажи Haval выросли на 4% — до 16,7 тыс. ед. Тот же 1% приплюсовал в свой актив бренд Geely (доля – 8%). Даже без учета «родственной» марки Belgee он продал на 12% машин больше, чем в августе (9,7 тыс. ед. против 8,7 тыс. ед.) и, таким образом, разместился на почетном 3 месте среди всех автопроизводителей.

belgee x50 x70 бизнес кар у дилера автосалон

Кроссоверы Belgee на тесте у дилерского центра «Бизнес кар»

Теперь ребятам из Geely всерьез стоит опасаться ими же порожденного белорусского бренда. Мало кто ожидал от братьев-славян такой прыти, но по итогам сентября 2025-го в России было продано 8,3 тыс. новых автомобилей (рыночная доля – 7% или +1% к предыдущему месяцу), что на 7% превысило результат августа и позволило обогнать компанию Chery (8 тыс. ед.). Как отметил директор «Автостата» Сергей Целиков, от Belgee теперь приходится ждать новых успехов, потому как ее модельный ряд буквально на днях прирос третьим автомобилем (седан S50).

Chery, имевшая в августе 9-процентную рыночную долю, сегодня вынуждена довольствоваться 8%. А все потому, что ее продажи за минувший месяц просели на 28% (-50% к АППГ). При этом Сергей Целиков не видит большой катастрофы для Chery по той простой причине, что одновременно начинает фигурировать постепенно ее замещающая марка Tenet. В сентябре продажи последней составили 2,7 тыс. ед., в результате чего только за один месяц присутствия на рынке доля новоиспеченной российской компании составила 2%.

Автосалон Chery и Tenet в Химках

Автосалон Chery и Tenet в Химках

– Это сообщающиеся сосуды, – заметил директор агентства. – И это та же самая история, что у Geely с Belgee.

Changan: хотел быть третьим, стал шестым

На фоне этих игроков, «обеспечивших себе тылы», ситуация с падением марки Changan более серьезная. Одно время эксперты пророчили компании вход в топ-3 китайских игроков в РФ, но сейчас, наоборот, зарегистрирован «минус» (-49% к АППГ и -16% к августу). В итоге всего 5,9 тыс. реализованных в минувшем месяце машин (7 тыс. ед. – в августе), 5-процентная доля рынка (6% — в августе) и по-прежнему 6-я позиция в марочном рейтинге.

Changan Uni дилеры автмообили в салоне

Дилерский центр «Changan Центр Измайлово» с автомобилями семейства Uni

Похвастать Changan может лишь одним. Компания в очередной раз стала №1 по импорту машин в РФ, но этот успех, скажем так, относительный. У Changan, в отличие от конкурентов из первой тройки, до сих пор нет в нашей стране сборочного производства.

Лови момент!

Динамика цен на новые легковые автомобили в России на сентябрь 2025 года инфографика Автостат

Динамика цен на новые легковые автомобили в России на сентябрь 2025 года / инфографика «Автостат»

Подвижки в верхней части сентябрьской «турнирной таблицы» Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат», прокомментировал просто – «выгодность момента». По его словам, у российских покупателей до сих пор нет какой-либо жесткой привязанности к определенным маркам. Покупается в моменте то, что дешевле, что выгоднее по стоимости. При этом рекордный результат продаж первого осеннего месяца объясняется опасением людей относительно грядущего подорожания машин в связи с новым утилем, продолжающимися субсидиями со стороны импортеров, а также снижением депозитных ставок в банках, в результате чего люди отказываются от пролонгации вкладов.

Также эксперт заявил, что стоимость китайских автомобилей неизбежно будет расти:

– Она уже показывает небольшой плюс, мы видим, что средняя цена нового автомобили на российском рынке сегодня составляет 3,34 млн рублей, притом, что месяцем ранее находилась на уровне 3,17 млн рублей.

Динамика импорта новых легковых автомобилей в России на сентябрь 2025 года инфографика Автостат

Динамика импорта новых легковых автомобилей в России на сентябрь 2025 года / инфографика «Автостат»

По информации Сергея Удалова, 80% стоковых автомобилей прошлого года выпуска уже распроданы. Поэтому ставка вскоре будет делаться на машины 2025-го г.в., а это другие цены. Прогноз на 2025 год в целом у экспертов агентства прежний – 1,25 млн автомобилей. Сбудется ли он, узнаем скоро, ждать осталось немного.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»