Россия

Что не так с автомобилями GAC в России.


Читатели постоянно обращают внимание на то, что крупная китайская компания GAC занимает в России очень скромное положение, не соответствующее масштабам этого производителя. Так ли это и в чем причины, размышляет в авторской колонке на нашем сайте эксперт, топ-менеджер автопрома Андрей ДОРОФЕЕВ.

Я планировал написать и опубликовать эту статью до 24 февраля. Однако события в мире оставили только одну повестку дня, а писать о чем-то другом — рука не поднималась. Но несмотря на то, что спецоперация в Украине продолжается до сих пор, накал страстей в прессе уже не тот, что в первые дни. А людям, близким к автомобильной промышленности, по-прежнему интересно знать, что происходит в среде автопроизводителей.

Если в предыдущих статьях я пытался обобщить и описать общие тенденции автокомпаний, пытался сделать прогнозы на ближайшее будущее всего китайского автопрома в нашей стране, то в этот раз я решил остановиться на одном бренде из Поднебесной, появившихся относительно недавно в России. Вернее, которые успели начать с распространения в Москве накануне глобального карантина.

Так, в начале этого года появилась новость о том, что продажи бренда GAC в России выросли в 3 раза. Российские дилеры GAC Motor в 2021 году реализовали 923 автомобиля. Фантастический прогресс! Казалось бы… Но так ли успешны продажи автопроизводителя из Гуанчжоу в РФ, как могли бы быть на самом деле?

Когда и с чем бренд GAC пришел в Россию

Менеджеры GAC Motor начали изучать возможности для бизнеса в Москве 10 лет назад с различными местными маркет-мейкерами, включая Sollers Auto. Результатом этих исследований стало создание первого в истории этой китайской корпорации (100% дочерняя компания GAC Motor) национального дистрибьютора за пределами Поднебесной. Так, в 2019 году китайские топ-менеджеры решили заехать в Белокаменную с помпой, фанфарами и амбассадором бренда – популярным российским рэпером Бастой… на полноразмерном внедорожнике GAC Trumpchi GS8 2016 модельного года. Да, к моменту выпуска кроссовер GS8 был уже не молодым китайским жеребцом, а скорее зрелым рысаком с рядом мелких недостатков. Откровенно стареющий щиток приборов, «китайский» русский язык на мониторе, неудобные кресла водителя и переднего пассажира, «задушенные» до 190 л.с. двигатель (напомню, что в Китае турбодвигатель GS8 этого поколения разработали всего 201 для местного рынка).

gac gs8



На фото: кроссовер GAC GS8

При этом надо отдать должное, кроссовер получился вполне собранным, качественным и надежным китайскими инженерами. Да и вообще, положительные отзывы автомобильной прессы, покупателей и самих дилеров — еще одно подтверждение моих слов. А вот продажи… Продажи этого, к сожалению, не подтверждают.

На фоне тотального дефицита автомобилей, когда покупатели сметали все, что было в наличии, ООО «ГАК Мотор Рус» за весь 2021 год продал менее одной тысячи автомобилей. Львиная доля из 923 автомобилей, отгруженных клиентам с логотипом «Г» на Решетка радиатора ожидаемо оказалась у флагманского кроссовера GS8 (682 шт.), который по итогам года даже не вошел в топ-20 китайских бестселлеров в России. Кстати, другие китайские одноклассники Exeed TXL и Chery Tiggo 8 Pro (в 2021 году россияне купили 3 447 и 6 084 штуки соответственно, почувствуйте разницу, как говорится), появившиеся на нашем рынке чуть позже марки GAC.

Да, можно сетовать на то, что Chery в России уже 20 лет (!) и что у них шире дилерская сеть, и что процессы в этой корпорации давно отлажены, а узнаваемость бренда лучше. Но..

Какие проблемы не смогли решить китайцы?

За 2 года активного развития дилерская сеть GAC Motor охватывает уже 15 городов от Москвы до Сургута. С 2019 года было так много рекламы и PR-активности, что узнаваемость бренда из Гуанчжоу также поднялась до уровня Geely и Haval. Думаю проблема в другом.

дилер GAC GS8 Воронеж

На фото: кроссовер GAC GS8 в автосалоне «Ринг-Авто» в Воронеже

Количество дилеров GAC Motor не соответствует количеству автомобилей, которые привозит импортер. С помощью несложной арифметики вы подсчитаете, что в среднем дилеры продавали 50 автомобилей в месяц. И если для Владимира или Сургута это приемлемая цифра, то для столичных дилеров это вряд ли можно назвать бизнесом, скорее новый логотип в портфеле брендов, с которыми они работают. Поэтому дилерам интереснее прикладывать больше усилий к тем маркам автомобилей, которые на 100% удовлетворяют их потребности.

Хотя есть ли сейчас такие бренды в РФ вообще? Одна только история с тысячами автомобилей премиум-класса для России, застрявших в европейском логистическом хабе Зебрюгге, чего стоит. Кстати, новость о запасах висящих машин в Европе была неполной. Помимо автомобилей премиум-класса, есть и модели масс-маркета, например Changan.

новый GAC GS8

На фото: кроссовер GAC GS8 второго поколения с ДВС

Удивительно разные. GAC Motor известен на своем внутреннем рынке широким модельным рядом — от бюджетных седанов до роскошных минивэнов. При этом, как это принято в Китае, молниеносно обновляется и линейка машин GAC. Но на нашем рынке из всего многообразия южнокитайской продукции фактически всего два кроссовера (один из них хотелось бы побыстрее поменять на свежайший — GS8 II поколения) и дорогой минивэн GN8. При этом, например, в странах Персидского залива китайская корпорация сертифицировала более компактный минивэн — GN6, причем не премиальный GN8, а седан GA8.

Напомню, что ни седаны GA, ни компактвэн GN6 в России не продаются. Какая жалость. Да, можно было бы добавить в модельный ряд дизельные версии GS8, в России любят внедорожники с таким типом силового агрегата. Но китайские корпорации в принципе производят исключительно бензиновые двигатели внутреннего сгорания или гибриды.

Какими козырями должен играть GAC в России

GAC Aion LX Plus Гуанчжоу

На фото Cheshi: электрический кроссовер GAC Aion LX Plus на автосалоне в Гуанчжоу

Что может помочь ГАК коренным образом изменить расположение китайских сил на российском фронте продаж? Я бы на месте экспортных стратегов GAC Motor Corporation внес следующие коррективы в планы по завоеванию автомобильного рынка нашей необъятной Родины.

Во-первых, китайским менеджерам нужно разобраться с кроссоверами. В России автомобили сегмента SUV уже много лет успешно вытесняют классические седаны, и к концу 2021 года их доля составила более 51% (+9% к 2020 году) по сравнению с другими типами легковых автомобилей. А лидером продаж в этом сегменте стала малышка Hyundai Creta (68 000 шт.). Поэтому само собой разумеется, что GAC Motor привезет сюда компактный внедорожник подсегмента «В» (там же, где играют Creta, Duster и Lada Niva) — модель GS3.

gac gs3

На фото: кроссовер GAC GS3 не доехал до России, а зря

Далее, как было сказано выше, я бы поспешил заменить морально устаревший GS8 на модель второго поколения, причем как с чисто бензиновым вариантом, так и с гибридной силовой установкой. Дизайнеры GAC Motor произвели достаточно удачное обновление этой модели – как экстерьера, так и интерьера. А еще было бы переворотом, с моей точки зрения, привезти сюда молодежное купе GS4. Он стал бы достойным конкурентом Geely Tugella и Haval F7x на нашем рынке.

Во-вторых, я бы без колебаний сертифицировал новейший GAC Empow в Таможенном союзе. На фоне сворачивающих работу западных автопроизводителей и взлетевших цен наблюдается дефицит продуктов среди таксомоторных и каршеринговых компаний, работающих в основном на седанах. Если китайские маркетинговые умы поторопятся, то у GAC Motor есть уникальная возможность сыграть первую скрипку на рынке такси, заменив Skoda Octavia, Hyundai Solaris, Kia Optima, VW Polo и, даже не побоюсь сказать вслух , священная Тойота Камри.

gac empo55

Фото Autohome: седан GAC Empow55 на автосалоне в Гуанчжоу

И в-третьих, слегка схлынувшая «зеленая» волна, возможно, поднялась бы с новой силой, если бы автомобильная корпорация из Гуанчжоу вывела на рынок ЕврАзЭС свой электрический суббренд AION. Крупные игроки российского рынка уже тестируют «зеленые» модели на своих автопарках. Не секрет, что «Яндекс.ГО» тренируется с Nissan Leaf и Tesla, а «Соллерс» вместе с «РусГидро» запускает на Дальнем Востоке свой проект электрокаршеринга «Зеленый краб» — пока только с компактным JAC iEV7S. Уверен, что седан AiON S, компактный минивэн AiON Y и премиальный кроссовер AiON LX будут пользоваться спросом у основных игроков рынка такси, каршеринга и подписки.

И в заключение хотелось бы отметить, что кто быстрее восстановит свои цепочки поставок из Средней страны, тот к концу 2022 года станет лидером российского рынка. Надеюсь, менеджеры по экспорту GAC Motor об этом тоже знают.

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автомобильной отрасли

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»