Россия

В России эксперты оценили будущее электромобилей на нашем рынке.


По последним данным агентства «Автостат» за осенний период, на рынке электромобилей в России произошли заметные изменения. Лидерство, которое ранее уверенно удерживал Zeekr 001, теперь перешло к, казалось бы, менее раскрученному у нас бренду – «Амберавто А5». Этот электроседан, собираемый в России, второй месяц подряд демонстрирует повышенный спрос, обгоняя своих конкурентов.

Evolute i-Pro: Закат одной эпохи

Детализированная статистика продаж за октябрь 2025 года от «Автостат» рисует следующую картину: «Амберавто А5» разошелся тиражом в 385 единиц. Zeekr 001 занял второе место со 148 проданными автомобилями, за ним следуют Evolute i-Joy (99 ед.) и Avatr 11 (92 ед.). Замыкает пятерку лидеров Evolute i-Pro, демонстрирующий весьма скромные 72 продажи. Этот результат для липецкого электроседана выглядит особенно неожиданно, если вспомнить его положение в первой половине 2025 года, когда i-Pro, будучи самым доступным электромобилем бренда, занимал уверенное второе место с 454 проданными единицами. Куда же подевались прежние успехи?

Evolute i-PRO такси Нижний Новгород

Электромобили Evolute i-Pro приобретали, в том числе, для работы в такси

Простота ответа кроется в том, что Evolute i-Pro фактически перестал поступать к дилерам, как подтвердили наши корреспонденты, общаясь с представителями продаж. Его жизненный цикл на российском рынке подошел к концу.

«Модель снята с производства, и у нас нет никакой информации о возможном появлении ее преемника или обновленной версии, – сообщил менеджер отдела продаж московского автоцентра «Фаворит-Моторс». – Оригинальное новое поколение модели может существовать в Китае, но его локализация в России – это существенные инвестиции. Вопрос о том, сможет ли новый Evolute i-Pro окупить такие затраты, остается открытым».



Аналогичная информация прозвучала из автоцентра «Авто-М» в Великом Новгороде:

«Машин нет в наличии уже давно. Если где-то найдете остатки, считайте, что вам очень повезло. По имеющейся у меня информации, Evolute i-Pro на своей родине также снят с производства. Это значит, что и комплектующие для сборки в Россию больше не поступают. Эпоха этой модели, похоже, завершена».

Официальное заявление: «До свидания», Evolute i-Pro!

Прекращение выпуска Evolute i-Pro липецким предприятием «Моторинвест» было официально озвучено в конце октября на форуме автобизнеса Car XL-2025. Иван Спицкий, руководитель отдела корпоративных продаж «Моторинвеста», прямо заявил:

– Производство модели Evolute i-Pro остановлено.

Evolute i-PRO сборка

Конвейер с седанами Evolute i-Pro

Официальная причина – завершение жизненного цикла модели. пресс-служба Evolute прокомментировала ситуацию следующим образом:

– Мы приняли решение о прекращении производства Evolute i-Pro в связи с исчерпанием его жизненного цикла. Данное решение никак не отразится на наших гарантийных и сервисных обязательствах. Компания гарантирует бесперебойные поставки запасных частей и доступность сервисного обслуживания на базе СТО дилерских предприятий и сервисных партнеров бренда даже по истечении гарантийного срока. В настоящее время мы активно работаем над расширением модельного ряда Evolute, представляя более современные и технологичные электромобили, которые сохранят нашу приверженность доступности для широкого круга потребителей. Одной из первых новинок станет полностью новый i-Joy в популярном формате кроссовера.

Дилерская сеть: По остаточному принципу

«Амберавто» дилер автосалон в калининграде нф-моторс

Дилерский центр «Амберавто»

Уход Evolute i-Pro с рынка явно оставляет нишу бюджетных электроседанов практически пустой. Теперь эту категорию будет представлять в основном «Амберавто А5». Пресс-служба «Амберавто» сообщила, что продажами модели занимаются всего 12 дилерских центров, расположенных в 9 городах России, включая Москву, Калининград, Нижний Новгород, Казань, Краснодар, Сочи, Новороссийск, Симферополь и Ростов-на-Дону. Это, конечно, немного для такой обширной страны, что, вероятно, и объясняет скромные показатели продаж. По данным «Автостат», в прошлом месяце «Амберавто А5» выбрали 358 россиян, а за 10 месяцев 2025 года – 667 единиц. Для сравнения, ушедший с рынка Evolute i-Pro за тот же период реализовал 889 автомобилей.

Электромобили: Нужна поддержка государства

Evolute i-PRO зарядка

Cедан Evolute i-PRO на одной из зарядных станций в России

Является ли недостаточная дилерская сеть единственной причиной невысоких продаж электроседанов? Вот что говорят эксперты.

«Перспективы сегмента бюджетных электроседанов в России напрямую зависят от развития зарядной инфраструктуры, которая пока сконцентрирована лишь в крупнейших городах и развита недостаточно», — прокомментировали в пресс-службе Ассоциации РОАД.

«Основные препятствия для продвижения электроседанов в стране – это, в первую очередь, недостаточная плотность зарядной инфраструктуры, – поделилась своим мнением Ирина Франк, генеральный директор компании «Франк Авто». – Даже в Москве и Санкт-Петербурге бывают сложности с быстрым зарядом, а на трассах это еще большая проблема. Отсутствуют и существенные стимулы и поддержка в виде льгот, субсидий или программ обновления автопарка. Дополнительным фактором являются утилизационные сборы, которые значительно увеличивают стоимость электроседана по сравнению с бензиновым аналогом. Также есть опасения, связанные с зимней эксплуатацией и дорогостоящим обслуживанием батарей. Но, пожалуй, самое главное – это культурное восприятие: российский покупатель предпочитает универсальность кроссоверов, а не классические седаны».

Кроссовер «Москвич 3е» на зарядной станции сзади

Кроссовер «Москвич 3е» на зарядной станции

«На сегодняшний день сегмент бюджетных электроседанов в России практически отсутствует, – отмечает Сергей Мелюх, директор «Авилон Электро». – Частные покупатели чаще всего приобретают электромобили как второй автомобиль в семье, и это, как правило, премиальные модели с передовыми характеристиками. Бюджетные электрокары более востребованы в корпоративных автопарках, где решение о покупке строится на оценке экономики владения, включая льготы и более низкую стоимость обслуживания. Тем не менее, существуют барьеры, такие как вопросы зарядной инфраструктуры, ремонта, обслуживания, а также ограниченный опыт эксплуатации, что вызывает у бизнеса определенную осторожность. Этот сегмент может стать жизнеспособным при сохранении и, что особенно важно, при появлении новых мер поддержки, в первую очередь – ощутимых субсидий и стимулов именно для корпоративных парков».

«Существует ли вообще рынок электрических седанов в России? Формально – да. Но по сути, он находится в зачаточном состоянии, – ответила Ирина Франк. – Электроседаны продаются, но их доля в общем объеме рынка электромобилей исчезающе мала. Причина не только в типе питания, но и в общем низком спросе на седаны в России. Покупатели все чаще предпочитают SUV из-за их более высокого клиренса, большей практичности для российских дорог, ощущения безопасности, а также лучшей приспособленности к зимним условиям, бордюрам и колеям. Поэтому классические седаны, независимо от типа двигателя, почти исчезли из массового сегмента. Это, в свою очередь, сужает даже ту потенциальную аудиторию, которая могла бы рассмотреть для себя электрический седан».

geely ex5 электромобиль сбоку сзади электрический тест драйв

Электромобиль Geely EX5 во время зарядной сессии

Рынок электроседанов: Каковы перспективы?

– Перспективы существуют, но они нишевые и требуют времени, – считает Ирина Франк. – Рост возможен в премиальном сегменте, где покупатели готовы выбирать Zeekr, Tesla, BYD, Lixiang. Также есть потенциал в корпоративных продажах, где электромобили служат имиджевым инструментом, и в случае с частными заказами, когда покупатель осознанно выбирает технологию, а не только форм-фактор кузова. Серьезное развитие рынка станет реальностью лишь при адаптации к новым ставкам утилизационного сбора, появлении локальных производственных мощностей и продолжении планомерного развития сети зарядных станций. Появление новых моделей, ориентированных на нужды российского рынка, также сыграет ключевую роль.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»