По последним данным агентства «Автостат» за осенний период, на рынке электромобилей в России произошли заметные изменения. Лидерство, которое ранее уверенно удерживал Zeekr 001, теперь перешло к, казалось бы, менее раскрученному у нас бренду – «Амберавто А5». Этот электроседан, собираемый в России, второй месяц подряд демонстрирует повышенный спрос, обгоняя своих конкурентов.

Evolute i-Pro: Закат одной эпохи
Детализированная статистика продаж за октябрь 2025 года от «Автостат» рисует следующую картину: «Амберавто А5» разошелся тиражом в 385 единиц. Zeekr 001 занял второе место со 148 проданными автомобилями, за ним следуют Evolute i-Joy (99 ед.) и Avatr 11 (92 ед.). Замыкает пятерку лидеров Evolute i-Pro, демонстрирующий весьма скромные 72 продажи. Этот результат для липецкого электроседана выглядит особенно неожиданно, если вспомнить его положение в первой половине 2025 года, когда i-Pro, будучи самым доступным электромобилем бренда, занимал уверенное второе место с 454 проданными единицами. Куда же подевались прежние успехи?

Электромобили Evolute i-Pro приобретали, в том числе, для работы в такси
Простота ответа кроется в том, что Evolute i-Pro фактически перестал поступать к дилерам, как подтвердили наши корреспонденты, общаясь с представителями продаж. Его жизненный цикл на российском рынке подошел к концу.
«Модель снята с производства, и у нас нет никакой информации о возможном появлении ее преемника или обновленной версии, – сообщил менеджер отдела продаж московского автоцентра «Фаворит-Моторс». – Оригинальное новое поколение модели может существовать в Китае, но его локализация в России – это существенные инвестиции. Вопрос о том, сможет ли новый Evolute i-Pro окупить такие затраты, остается открытым».
Аналогичная информация прозвучала из автоцентра «Авто-М» в Великом Новгороде:
«Машин нет в наличии уже давно. Если где-то найдете остатки, считайте, что вам очень повезло. По имеющейся у меня информации, Evolute i-Pro на своей родине также снят с производства. Это значит, что и комплектующие для сборки в Россию больше не поступают. Эпоха этой модели, похоже, завершена».
Официальное заявление: «До свидания», Evolute i-Pro!
Прекращение выпуска Evolute i-Pro липецким предприятием «Моторинвест» было официально озвучено в конце октября на форуме автобизнеса Car XL-2025. Иван Спицкий, руководитель отдела корпоративных продаж «Моторинвеста», прямо заявил:
– Производство модели Evolute i-Pro остановлено.

Конвейер с седанами Evolute i-Pro / фото Сергея Барбашова
Официальная причина – завершение жизненного цикла модели. пресс-служба Evolute прокомментировала ситуацию следующим образом:
– Мы приняли решение о прекращении производства Evolute i-Pro в связи с исчерпанием его жизненного цикла. Данное решение никак не отразится на наших гарантийных и сервисных обязательствах. Компания гарантирует бесперебойные поставки запасных частей и доступность сервисного обслуживания на базе СТО дилерских предприятий и сервисных партнеров бренда даже по истечении гарантийного срока. В настоящее время мы активно работаем над расширением модельного ряда Evolute, представляя более современные и технологичные электромобили, которые сохранят нашу приверженность доступности для широкого круга потребителей. Одной из первых новинок станет полностью новый i-Joy в популярном формате кроссовера.
Дилерская сеть: По остаточному принципу

Дилерский центр «Амберавто» в Калининграде / фото «НФ-Моторс»
Уход Evolute i-Pro с рынка явно оставляет нишу бюджетных электроседанов практически пустой. Теперь эту категорию будет представлять в основном «Амберавто А5». Пресс-служба «Амберавто» сообщила, что продажами модели занимаются всего 12 дилерских центров, расположенных в 9 городах России, включая Москву, Калининград, Нижний Новгород, Казань, Краснодар, Сочи, Новороссийск, Симферополь и Ростов-на-Дону. Это, конечно, немного для такой обширной страны, что, вероятно, и объясняет скромные показатели продаж. По данным «Автостат», в прошлом месяце «Амберавто А5» выбрали 358 россиян, а за 10 месяцев 2025 года – 667 единиц. Для сравнения, ушедший с рынка Evolute i-Pro за тот же период реализовал 889 автомобилей.
Электромобили: Нужна поддержка государства

Cедан Evolute i-PRO на одной из зарядных станций в России
Является ли недостаточная дилерская сеть единственной причиной невысоких продаж электроседанов? Вот что говорят эксперты.
«Перспективы сегмента бюджетных электроседанов в России напрямую зависят от развития зарядной инфраструктуры, которая пока сконцентрирована лишь в крупнейших городах и развита недостаточно», — прокомментировали в пресс-службе Ассоциации РОАД.
«Основные препятствия для продвижения электроседанов в стране – это, в первую очередь, недостаточная плотность зарядной инфраструктуры, – поделилась своим мнением Ирина Франк, генеральный директор компании «Франк Авто». – Даже в Москве и Санкт-Петербурге бывают сложности с быстрым зарядом, а на трассах это еще большая проблема. Отсутствуют и существенные стимулы и поддержка в виде льгот, субсидий или программ обновления автопарка. Дополнительным фактором являются утилизационные сборы, которые значительно увеличивают стоимость электроседана по сравнению с бензиновым аналогом. Также есть опасения, связанные с зимней эксплуатацией и дорогостоящим обслуживанием батарей. Но, пожалуй, самое главное – это культурное восприятие: российский покупатель предпочитает универсальность кроссоверов, а не классические седаны».

Кроссовер «Москвич 3е» на зарядной станции / фото Auto.ru
«На сегодняшний день сегмент бюджетных электроседанов в России практически отсутствует, – отмечает Сергей Мелюх, директор «Авилон Электро». – Частные покупатели чаще всего приобретают электромобили как второй автомобиль в семье, и это, как правило, премиальные модели с передовыми характеристиками. Бюджетные электрокары более востребованы в корпоративных автопарках, где решение о покупке строится на оценке экономики владения, включая льготы и более низкую стоимость обслуживания. Тем не менее, существуют барьеры, такие как вопросы зарядной инфраструктуры, ремонта, обслуживания, а также ограниченный опыт эксплуатации, что вызывает у бизнеса определенную осторожность. Этот сегмент может стать жизнеспособным при сохранении и, что особенно важно, при появлении новых мер поддержки, в первую очередь – ощутимых субсидий и стимулов именно для корпоративных парков».
«Существует ли вообще рынок электрических седанов в России? Формально – да. Но по сути, он находится в зачаточном состоянии, – ответила Ирина Франк. – Электроседаны продаются, но их доля в общем объеме рынка электромобилей исчезающе мала. Причина не только в типе питания, но и в общем низком спросе на седаны в России. Покупатели все чаще предпочитают SUV из-за их более высокого клиренса, большей практичности для российских дорог, ощущения безопасности, а также лучшей приспособленности к зимним условиям, бордюрам и колеям. Поэтому классические седаны, независимо от типа двигателя, почти исчезли из массового сегмента. Это, в свою очередь, сужает даже ту потенциальную аудиторию, которая могла бы рассмотреть для себя электрический седан».

Электромобиль Geely EX5 во время зарядной сессии / фото Дениса Бобылева
Рынок электроседанов: Каковы перспективы?
– Перспективы существуют, но они нишевые и требуют времени, – считает Ирина Франк. – Рост возможен в премиальном сегменте, где покупатели готовы выбирать Zeekr, Tesla, BYD, Lixiang. Также есть потенциал в корпоративных продажах, где электромобили служат имиджевым инструментом, и в случае с частными заказами, когда покупатель осознанно выбирает технологию, а не только форм-фактор кузова. Серьезное развитие рынка станет реальностью лишь при адаптации к новым ставкам утилизационного сбора, появлении локальных производственных мощностей и продолжении планомерного развития сети зарядных станций. Появление новых моделей, ориентированных на нужды российского рынка, также сыграет ключевую роль.
Андрей Иванов (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:




