Россия

В России BAIC отказывается от хаотичного продвижения, что даст компании новая структура дистрибуции.


Перестройка системы дистрибуции компании BAIC в России и новоявленное стратегическое партнерство вызвали закономерный всплеск интереса среди отраслевых экспертов. Это решение ожидалось многими, и теперь есть реальные основания полагать, что бренд сможет занять заслуженное место в когорте ведущих китайских автопроизводителей на отечественном рынке.

иванов колонка рубрика авторынок с ивановым

Согласно официальному заявлению BAIC:

– С четвертого квартала 2025 года управление дистрибуцией, включая всю логистику, складское хранение, развитие дилерской сети, маркетинг и сервисное обслуживание, переходит к новому юридическому лицу – АО «БМР» («БАИК Моторc Рус»). Важно отметить, что АО «БМР» гарантирует полное выполнение всех действующих обязательств перед клиентами и партнерами BAIC. Данное решение о передаче прав было предварительно одобрено между BAIC International и концерном «Автотор». Стратегическим подспорьем для этой новой дистрибуционной структуры стало партнерство с «Газпром-Медиа Холдинг» – ключевым медиаконгломератом Российской Федерации.

Организационные вызовы для завода

– Возникает ощущение, что предыдущая модель, тесно интегрированная с производственным партнером, не смогла эффективно масштабировать розничный потенциал: маркетинг и управление сетью велись, по сути, «через производство», – делится мнением с «Китайскими автомобилями» Татьяна АКИМОВА, генеральный директор агентства «Автомаркетолог». – Переформатирование функции дистрибьютора в пользу профильной структуры («БМР») в тандеме с привлечением крупного медийного игрока – это нацеленный шаг по устранению прежних лимитов. Речь идет об отделении производственных планов от планов продаж, стабилизации логистических потоков, унификации сервисных стандартов и цифровизации клиентской витрины.

BAIC X55 сбоку спереди конвейер завода Автотор



Кроссоверы BAIC X55 на конвейере завода «Автотор»

Логично возникает вопрос: что же тормозило развитие бренда до этого момента?

– Проблема не в качестве автомобилей, а в организационных недочетах и особенностях рыночного позиционирования, – поясняет Татьяна Акимова. – Продвижение носило довольно спонтанный характер, работа со складскими запасами и дилерскими KPI была негибкой, а недостаточная локализация ограничивала доступ к государственным программам, что в итоге повышало общую стоимость владения для конечного потребителя. Новые акценты «БМР» — логистика, управление сетью, усиление маркетинга и сервиса, а также заявленный переход к полному циклу — прямо указывают на устранение этих проблем. Эти шаги, несомненно, окажут положительное влияние на траекторию развития BAIC.

– Похоже, в BAIC International пришли к заключению, что калининградский «Автотор» был объективно перегружен, – комментирует Александр КОВАЛЕВ, независимый эксперт. – На него была возложена избыточная ответственность: от производственного цикла до развития сбытовой сети. Это, вероятно, и послужило катализатором для создания новой структуры дистрибуции. Её ключевая задача – сфокусировать усилия на фундаментальных аспектах продаж автомобилей: выстраивание планомерной и глубокой работы с дилерским сообществом, вывод на рынок новых конкурентоспособных позиций, их оперативная адаптация к российской конъюнктуре, а также внедрение продуманного, системного маркетинга. В теории, это выглядит как идеальная модель для роста.

Сможет ли сильный партнер обеспечить прорыв в продажах?

BAIC BJ60 у дилера сбоку новый купить обзор решетка логотип

Продажам BAIC BJ60 поможет реклама / фото Алексея Швайкова

– Реорганизация сбытовой структуры BAIC в России — это однозначно позитивный сигнал, – считает Георгий ВИХРОВ, независимый эксперт. – Партнерство с «Газпром-Медиа» дает бренду серьезную подпитку, как в финансовом плане, так и в области маркетингового охвата. BAIC — это сильный бренд с внушительной историей в Китае, и его текущее положение на российском рынке явно не соответствует его статусу. Следует признать, что отсутствие даже минимальной рекламной поддержки критически мешает информированию потребителей о существовании марки и ее достоинствах. Взгляните на серьезную внедорожную линейку BJ, представленную у нас двумя «рамниками» — BJ40 и BJ60. Подобное предложение, сопоставимое разве что у Tank, требует активного продвижения и детального рассказа о продукте для стимулирования спроса. Уверен, новому руководству будет уделено приоритетное внимание именно этим вопросам. Кроме того, дилерское сообщество также нуждается в поддержке, так как ощущает давление со стороны агрессивно продвигаемых конкурентов.

– Мы не имеем в продаже ни одного автомобиля BAIC с лета, поскольку ожидаем официального старта работы в условиях реорганизации, — сообщил корреспонденту «Китайских автомобилей» представитель крупного московского автохолдинга.

BAIC BJ40 спереди сбоку Автотор

Один из первых собранных на заводе «Автотор» внедорожников BAIC BJ40 / фото Сергея Барбашова

В пресс-службе BAIC подтвердили, что планируют масштабную медийную кампанию для кардинального изменения рыночной ситуации, чему будет способствовать новый партнер — «Газпром-Медиа». Однако детали о ближайших планах по модельному ряду и работе с дилерской сетью в компании пока предпочли не раскрывать. Пресс-конференция, запланированная на ноябрь, призвана пролить свет на все стратегические моменты. Напомним, ранее компания заявляла о приверженности курсу на расширение линейки внедорожников серии BJ, и в пресс-службе подтвердили, что эти намерения остаются в силе. Это многообещающее заявление, учитывая позиционирование бренда.

Грамотное управление как залог успеха

Мы поинтересовались у Татьяны Акимовой, стоит ли ожидать количественных изменений в дилерской сети BAIC?

– В официальных релизах нет точных численных ориентиров, – отвечает эксперт. – Однако фокус «БМР» на качественном управлении сетью и маркетинговой поддержке неизбежно предполагает ее расширение. На текущем этапе наиболее разумной выглядит стратегия не «гнаться за количеством вывесок», а сфокусироваться на заполнении критических «белых зон» (регионов с низким уровнем проникновения), укрепить позиции ключевых партнеров и поднять стандарты обслуживания. С переходом на полный цикл производства и, соответственно, допуском к государственным программам субсидирования, появится весомый экономический стимул для формирования полноценной федеральной сети.

– Пока сохраняется неопределенность относительно состава новой управляющей команды, – отмечает Александр Ковалев. – По имеющейся информации, в нее входят специалисты из инвестиционного сектора. Вопрос о том, смогут ли они не просто повторить, но и превзойти достижения предыдущего менеджмента, остается открытым, но потенциал для этого существует.

Лифтбек Arcfox Alpha S сбоку спереди зеленый официальные изображения

Официальное изображение лифтбэка Arcfox Alpha S

По данным ТГ-канала «Русский автомобиль»:

– Теперь за представительство BAIC в России отвечает «Газпром-Медиа», располагающий колоссальным рекламным ресурсом. Алексей Храмцовский, главный участник этого процесса, характеризует BAIC как наиболее недооцененный китайский бренд. В планах — запуск двух суббрендов, которые «Автотор» не смог вывести на рынок из-за нехватки ресурсов. «Газпром-Медиа» намерен довести эту работу до конца. В частности, бренд Arcfox (производство моделей которого сосредоточено на заводе в Чжэньцзяне с 2019 года) ранее предлагал только электромобили, но с 2026 года ожидается появление гибридных версий. Именно эти гибриды станут приоритетом для поставок в Россию. Общий объем инвестиций в ближайшие три года достигнет 5 млрд рублей, что было неподъемно для «Автотора». Стратегический вектор – монетизировать раскрученный проект, продав его в дальнейшем самому BAIC.

Ключ кроется в актуализации продуктовой гаммы

BAIС Центр на Копейском U5 Plus сбоку спереди у дилера в автосалоне

Седан BAIC U5 Plus – бестселлер марки, но зачастую продается в мультибрендовых автосалонах / фото ДЦ «BAIС Центр на Копейском»

Сможет ли реформа дистрибуции обеспечить рывок в продажах, или приоритетом должно стать обновление продуктовой линейки BAIC?

– Здесь стоит ожидать синергетического эффекта, – полагает Татьяна Акимова. – Реструктуризация немедленно решит накопившиеся проблемы: наладит стабильность поставок, внедрит унифицированные стандарты для дилеров, запустит мощную медийную поддержку, а также обеспечит доступ к субсидируемым программам после завершения локализации – это даст быстрый прирост конверсии и доли рынка. Однако долгосрочная устойчивость результатов напрямую зависит от адекватности продуктового портфеля: он должен отвечать запросам российского покупателя (кроссоверы С-сегмента, современные электронные системы и ассистенты, конкурентная совокупная стоимость владения, TCO). Следовательно, критически важна *связка «канал + продукт»*. Рестарт канала продаж без обновления ассортимента даст лишь краткосрочный позитивный эффект. В то же время, анонсированные BAIC планы по выводу *«новых моделей до конца 2026 года»* выглядят как своевременное и необходимое дополнение к смене сбытовой архитектуры.

По мнению Татьяны Акимовой, BAIC не стала прямо признавать прошлые просчеты:

– Компания разделяет функции (производство отдельно, дистрибуция отдельно), усиливает маркетинговое присутствие через стратегического медиа-партнера и готовит качественный скачок в локализации для получения доступа к госпрограммам поддержки. Подобная трансформация способна улучшить продажи уже в ближайшей перспективе за счет повышения управляемости сбытового канала и улучшения узнаваемости бренда. В среднесрочной перспективе этот результат закрепится при условии своевременной актуализации продуктового портфеля и строгой дисциплины в дилерской сети.

Факты о продажах

BAIC X7 Автотор сзади конвейер сборка

Кроссовер BAIC X7 на конвейере автозавода «Автотор»

Производство автомобилей BAIC на мощностях «Автотора» было инициировано в апреле 2023 года. Изначально на конвейере в Калининграде было налажено производство моделей BAIC U5 Plus, X35, X55 и X7. Кроме них, в текущей российской гамме присутствуют также X75 и пара рамных внедорожников BJ, сборка которых также осуществляется на этой площадке. Хотя данные по фактическим производственным объемам, по понятным причинам, не разглашаются, агентство «Автостат» предоставляет актуальную статистику продаж BAIC в России за последние три года.

Согласно полученным данным, за первые девять месяцев 2025 года BAIC занимает 27-е место в марочном рейтинге российского автомобильного рынка. Объем реализации новых машин бренда за этот период составил 4737 единиц (что на 41,2% ниже, чем 8055 ед. годом ранее). В сентябре 2025 года было продано 463 автомобиля (по сравнению с 476 ед. в сентябре 2024 года, снижение на 2,7%). Общие итоги 2024 года продемонстрировали, что владельцами новых автомобилей BAIC стали 10 637 россиян, в 2023 году эта цифра составляла всего 2814 человек. Бренд строит оптимистичные прогнозы на 2026 год.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Ранее в этом блоге

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»