Россия

На площадках российских дилеров скопилось почти 200 тысяч китайских автомобилей: что это значит для потребителей


На площадках российских дистрибьюторов и дилеров скопилось большое количество непроданных китайских автомобилей. О затоварении складов РБК сообщил, взяв за основу данные аналитического агентства «Автостат». По оценкам, количество непроданных автомобилей из Китая сегодня составляет 175 тысяч единиц.

Откуда взялись 175 тысяч непроданных автомобилей?

За последние годы российские покупатели привыкли к тому, что на рынке наблюдается дефицит автомобилей. Оно началось с нехватки комплектующих после пандемии, а в прошлом году усилилось из-за остановки заводов и «ухода» большинства автомобильных брендов. В результате возникла ситуация, когда спрос превысил предложение – машин было меньше, чем желающих их купить.

— К 2022 году возник дефицит, машин не хватало. Сейчас мы видим, что практически с лета этого года уровень продаж стал меньше суммы поставок (импорта) и производства. Это то, что скапливается на складах дистрибьюторов и дилеров», — рассказал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

продажи производство китайских автомобилей в России 2022 2023

Производство и импорт новых китайских автомобилей в Россию в 2022-2023 годах / презентация агентства «Автостат»

Всего, по данным Автостата, за десять месяцев текущего года в России было продано 406,5 тыс. автомобилей китайских марок. Это в 4,8 раза превышает показатели за аналогичный период прошлого года. При этом за те же десять месяцев в РФ было завезено 428,5 тыс. китайских автомобилей, а еще 153,4 тыс. собрано на автозаводах («Хавал», «Автотор»).



Таким образом, количество ввезенных и собранных китайских автомобилей превышает количество проданных примерно на 175 тысяч единиц. При этом отметим, что Сергей Удалов напрямую о таком количестве машин на складах не говорил. В презентации «Автостата» были приведены данные о продажах, производстве и импорте «китайской» продукции, однако остатки на складах не были указаны, так как их достоверно отследить сложно.

175 тысяч непроданных машин – это много или мало?

С одной стороны, цифра в 175 тысяч непроданных машин выглядит большой. Особенно если ориентироваться на итоговые данные продаж прошлого года. С другой стороны, в последние месяцы российский автомобильный рынок демонстрирует хорошую динамику. А с учетом нынешнего уровня продаж такой объем машин можно продать примерно за три месяца. Также стоит учитывать, что многие заводы в январе уходят в отпуск; приостановки или сокращения поставок могут быть связаны с проблемами с логистикой или какими-то другими непредвиденными обстоятельствами. Поэтому запас в 175 тысяч автомобилей нельзя назвать критически большим.

Более того, в следующем году планируется существенный рост автомобильного рынка. Например, только китайские компании хотят продать в России 1,2 млн автомобилей в 2024 году. Такие данные на недавнем заседании клуба «АвтоБосс» поделился руководитель компании «Автомаркетер» Олег Мосеев. По его оценкам, в этом году китайские компании совокупно продадут 530 тысяч автомобилей. Однако, по его мнению, планы китайских компаний на следующий год слишком оптимистичны.

«Спрос падает, потому что ставки по кредитам непомерно высоки. 1.2 миллиона [китайских автомобилей] продать невозможно. Представьте, если мы добавим сюда АвтоВАЗ, УАЗ и еще какие-то локализованные марки. У меня только один вопрос – откуда деньги? Накопленный «мешок» на дилерских акциях уже значителен. Представьте себе, если вы привезете это все сюда, отправите дилерам», — отметил Олег Мосеев.

планы по производству и экспорту китайских автомобилей в Россию в 2024 году

Планы по производству и экспорту китайских автомобилей в Россию в 2024 году / презентация компании «Автомаркетер»

В свою очередь, Автостат прогнозирует в следующем году рост рынка в России до 1,3-1,48 млн автомобилей (включая все российские марки). При этом в январе-феврале 2024 года ожидается снижение продаж.

— В ближайшие месяц-три, особенно если ставку ЦБ снова повысят, будет спад продаж. Декабрь все равно будет немного выше ноября, это традиционно сильный месяц для продаж, а в январе-феврале продажи снизятся», — отметил на том же совещании Сергей Удалов.

Цены на китайские автомобили упадут?

Большинство экспертов с осторожностью относятся к возможным скидкам на автомобили в будущем. Но если избыток машин на складах будет действительно значительным, это сыграет на руку покупателям.

— Производитель совместно с дилером может дать скидку максимум 10–15%, это около 300 тысяч рублей. То есть цена по-прежнему [нового автомобиля] с 3 миллионов до 2 миллионов рублей за счет этой скидки не упадет. Бюджетным автомобилем все равно не будет», — заявил президент Ассоциации автомобильных дилеров России (РОАД) Алексей Подщеколдин.

Сами дилеры не прогнозируют серьезного снижения цен на автомобили.

— Предпосылок для их удешевления в отрасли в целом нет. Цена зависит от ряда других факторов, в частности от курса рубля. Этот фактор продолжит влиять на цены в 2024 году», — рассказал Илья Петров, директор по розничным продажам автодилера «Авилон».

Кроссовер Jetour Dashing левый передний в автосалоне автосалона новый флагманский автомобиль купить скидки сниженные цены

Дилеры уже презентуют свои автомобили в качестве подарков потребителям

Также в беседе с НСН своим мнением о том, стоит ли ожидать снижения цен на автомобили в России, поделился вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцер.

— Одна из главных причин того, что у российских дилеров остались непроданные китайские иномарки, заключается в том, что автокредиты в России стали намного дороже. Большинство автомобилей в России приобретаются в кредит. Сегодня процент таких кредитов очень значителен, поэтому многие люди отказываются от покупки автомобиля, выбирают автомобиль более низкого класса или переходят на выбор подержанного автомобиля. Сегодня у людей просто не хватает денег на покупку автомобиля. Также следует отметить, что обновления модельного ряда китайских автомобилей не так уж и много», — сказал он.

Однако с последним утверждением довольно сложно согласиться. В этом году на российском рынке появилось огромное количество моделей и брендов.

«Мы видим, что автомобили дешевеют, у нас появляются предложения, которых раньше не было. Сейчас [предлагаются] скидки 100-300 тысяч рублей, лишь бы люди покупали машины. Для нас это в новинку, мы уже отвыкли от скидок. По оценкам экспертов, сейчас наблюдается падение продаж на 20-30%, что весьма существенно. Такого затоваривания складов мы не видели уже пару лет», — подчеркнул Ян Хайцер.

Добавим, что большую часть года цены на новые автомобили в России действительно росли. Однако начиная с ноября некоторые компании начали снижать цены на свои автомобили и предоставлять прямые скидки. И такие случаи далеко не единичны. Однако текущие скидки по сравнению с общей стоимостью автомобиля не так уж велики и в лучшем случае могут компенсировать часть роста цены за текущий год. Однако дальнейшее насыщение рынка и усиление конкуренции между брендами помогут сохранить эту положительную тенденцию.

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»